Научно – методическая разработка на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами моделирования и дизайна ландшафтной среды».
Научно – методическая разработка на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами моделирования и дизайна ландшафтной среды».
научно-методическая разработка педагога дополнительного образования на тему:" Развитие творческих способностей детей средствами моделирования и дизайна ландшафтной среды"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно – методическая разработка на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами моделирования и дизайна ландшафтной среды».»
Управление физической культуры, спорта и
молодежной политики города Калуги
Научно – методическая разработка на тему:
«Развитие творческих способностей детей средствами моделирования и дизайна ландшафтной среды».
Борисовой Анны Викторовны
Объединение студия дизайна
Детско-подростковый клуб «Полет»
Муниципального образовательного учреждения
Дополнительного образования
«Детско-подростковый центр «Содружество»
г. Калуга
2017г.
1. Введение.
Одной из самых привлекательных профессий для современных школьников является профессия дизайнера. Поэтому актуальность данной разработки обусловлена повышенным интересом у учеников к специальности «дизайн».
К большому сожалению, школьные предметы: «Художественный труд», «Рисование», «Мировая художественная культура» из–за нехватки времени предполагают лишь обзорное знакомство с историей и современным дизайном. Необходимость разработки связана с отсутствием достаточного количества программ профильного уровня, которые могли бы дополнить учебные предметы в области гуманитарного и художественно – эстетического цикла.
Слово «дизайн» встречается повсеместно. В разных сферах деятельности этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и внешний вид (форму, цвет, композицию) и сам процесс проектирования – изготовления, который приводит к конечному результату. Дизайн как искусство возник в XX веке с расцветом индустриального производства. Он имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира (предметной среды): от цветочных композиций до мебели и машин.
Наблюдая за работой дизайнеров, которые, оформляя интерьеры и экстерьеры, широко используют разнообразные материалы и технологии, руководствуются правилами гармонии и композиции пространства, грамотно сочетают цвета и декоративные элементы в композиции, ученики хотят узнать больше о дизайнерском искусстве и сами научиться создавать оригинальные композиции.
У многих учеников нашей художественной студии возникают вопросы:
«Куда пойти учиться дальше? Какой профиль выбрать, чтобы стать дизайнером?»
Детям необходимо объяснить, что дизайнер занимается не только художественным творчеством, но и чертежами, математическими расчетами и т.д. Поэтому в этой профессии необходимо не только хорошо уметь рисовать, но и хорошо знать математику, черчение, историю искусств и другие предметы. Однако нет «дизайнера вообще», один человек не может быть хорошим специалистом и в проектировании автомобилей, одежды и ландшафтном дизайне.
Все мы – современные люди живем в среде «второй природы», созданной фактически искусством и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированными пользователями всего этого сложного мира дизайна: конструкций, предметов, материалов мы должны быть элементарно грамотны, знакомы как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию и проектированию основополагающих элементов.
Первое вводное занятие «Дизайн как средство моделирования предметной среды» знакомит учащихся с многообразием направлений в дизайне, профессиями, где используются дизайнерские навыки, помогает ученикам сделать правильный выбор, поняв свои привязанности и личные возможности.
Наибольший интерес у учеников из всех направлений дизайна вызвал ландшафтный дизайн, который очень востребован в наше время. Знания и умения, полученные в результате обучения, учащиеся смогут использовать в своей дальнейшей практической жизни. А также продолжить образование в среднем или высшем профессиональном учебном заведении по этому направлению и получить профессии, пользующиеся высоким спросом на современном рынке труда.
Данная методическая разработка направлена на формирование у учащихся профессиональных навыков в области дизайна и способствует развитию творческих способностей в области ландшафтного проектирования и моделирования. Особенностью представленной работы является гармоничное сочетание ландшафтной графики (2D – макет) и ландшафтного моделирования
(3 – D). Работа над ландшафтным проектом ведется поэтапно: вначале разрабатываются фор – эскизы и выполняется рисунок плана на бумаге (2D), затем по эскизу выполняется сам макет (3D).
Результат применения методической разработки – отчетная выставка «Палитра сада» студии дизайна «Полет», на которой представлены проекты по ландшафтному дизайну, выполненные учениками.
Цель научно–методической разработки:
познакомить учащихся с проектированием и моделированием дизайна среды, ландшафтным макетированием; его методом, процессом, результатами, сформировать активную жизненную позицию, способствующую развитию гармоничной, творческой личности.
Основные задачи:
1. Обучающие:
выявлять и развивать творческие интересы учащихся;
приобщать детей и подростков к творческой деятельности;
формировать и совершенствовать навыки художественно – творческой деятельности;
обучать умениям и навыкам различных художественных техник (живопись, графика), проектированию и моделированию;
создать условия для самовыражения и самореализации творческих способностей детей и подростков.
2. Развивающие:
развивать творческое мышление и воображение как основу деятельности;
способствовать развитию интеллектуальности;
развивать коммуникативные способности;
способствовать развитию творчески активной личности.
3. Воспитательные:
воспитывать эстетические потребности и вкус;
воспитывать положительное отношение к общественным ценностям, нормам и правилам поведения;
воспитывать нравственность и патриотизм.
4. Социально – педагогические, приобретенные знания и навыки:
повлияют на выбор профессии;
помогут с пользой проводить свободное время;
создадут хорошие отношения в коллективе сверстников.
2. Основная часть.
2.1. Теоретические основы.
Значимость научно – методической разработки определяется практической направленностью знаний и умений, способствующих формированию собственной культурной среды и ориентирующих учащихся на собственное художественное творчество. Особенность разработки заключается в том, что изучение ландшафтного дизайна построено на активном художественном творчестве учащихся. Поэтому новизна данной разработки проявляется не только в углублении знаний о современном дизайне и моделировании ландшафтной среды, но и в развитии графической культуры, а самое главное – творческих способностей детей и подростков.
В основу научно – методической разработки положены:
1) тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
2) единство воспитания, образования и обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать прекрасное и безобразное в окружающей действительности, в дизайне;
3) яркая выраженность познавательно – эстетической сущности дизайна, что достигается за счет тщательного отбора и систематизации иллюстративного материала, отвечающего принципу доступности;
4) система учебно – творческих заданий на основе ознакомления с историей ландшафтного искусства и ее связь с современным дизайном, как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
5) система межпредметных связей (история дизайна, ботаника, черчение, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность занятий;
6) направленность содержания разработки на активное развитие эмоционально-
эстетического и нравственного отношения к красоте окружающей среды.
Процесс обучения направлен по творческому руслу создания самостоятельности, оригинальности и креативности мышления. Дети от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Поэтому я, как педагог, стараюсь, как можно раньше разглядеть в ребенке его творческие задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развивать. Направленность нашей студии стремление сформировать в учениках базовые способности саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей среде, а также навыки коллективной деятельности.
Познавательно – творческая деятельность учащихся организована так, чтобы каждый ребенок смог пройти путь от рождения замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию конкретной работы. При этом основными критериями успешности выполнения задания являются самовыражение, самоутверждение и личные интересы ученика.
Все темы научно – методической разработки взаимосвязаны, построены с учетом поэтапного усложнения, а также соединения обучения и труда.
Методика обучения: фронтально–репродуктивная, с переходом в самостоятельную с индивидуальными краткими консультациями по выбору последовательности выполнения задания. В процессе обязательно введен инструктаж по технике безопасности.
Оценка знаний. Контроль знаний и достижение планируемых результатов выявляется в следующих формах:
1. Текущий контроль (к каждому занятию): вопросы, творческие работы.
2. Итоговый контроль (в конце учебного года): вопросы и творческие задания, итоговая презентация работ, оформление выставки.
Предполагаемый результат усвоения знаний, умений и навыков:
1. Формирование устойчивого интереса заниматься понравившимся видом деятельности на более профессиональном уровне.
2. Укрепление уверенности в себе, в своих силах и возможностях.
3. Осознание себя как члена коллектива объединения, определение перспективы самореализации в индивидуальной и коллективной деятельности.
Формирование знаний, умений и навыков.
В ходе учебного процесса учащиеся должны достигнуть следующих результатов и соответствовать следующим требованиям:
Иметь представление о:
- о дизайне е его направлениях;
- ландшафтном дизайне и моделировании, их особенностях;
- области применения новых знаний.
Знать и понимать:
- тенденции современного дизайна;
- различные направления в ландшафтной архитектуре;
- законы ландшафтной композиции;
- специальные термины.
Уметь:
- работать с различными источниками информации, анализировать, сопоставлять и выделять главное;
- сравнивать стили, соотносить их с определенными направлениями в дизайне;
- использовать в работе разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, природный материал, пластилин, глина, пенопласт, пластик, деревянные и другие заготовки).
2.2. Описание опыта.
Данная методическая разработка является завершающим этапом обучения детей и рассчитана на один учебный год (возраст учеников от 11 до 15 лет).
Изучение ландшафтного искусства прочно опирается на объемный материал программы изостудии «Полет» предыдущих лет обучения, освоенный учащимися в первый и второй год, который включает в себя три вида художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную.
Специфика занятий предполагает формирование разновозрастных групп, что, по моему мнению, позволяет наиболее эффективно формировать в ребенке такие качества личности, как активность, взаимодействие, сотрудничество, взаимовыручку, лидерство, толерантность.
Занятия строятся по принципу доступности материала от простого к сложному.
Группа формируется численностью не более 10 человек.
Методическое обоснование. Структура и содержание разработки определяют формы организации занятий. При организации учебного процесса наряду с самостоятельной образовательной деятельностью учащихся в работе применяю
следующие виды и формы занятий:
лекция; каждая новая тема начинается с объяснения в форме рассказа или беседы с использованием иллюстративного материала и видео курса по данной теме;
практическая творческая работа, которая проводится по темам на каждом занятии после теоретической части;
семинар, диспут; предусматривается самостоятельная работа учащихся дома, в библиотеке с целью подбора литературного материала по выбранной теме;
экскурсия, которая заранее планируется на пленер с научно – исследовательской целью (изучение растений, проектирования и благоустройства разных территорий в городе, выполнение эскизов и набросков с натуры), а также посещение тематических выставок.
В процессе освоения учебного материала детьми использую следующие
приемы и способы учебно – познавательной работы:
самостоятельная поисковая;
аналитическая;
творческая работа.
При изучении данного материала и выполнении творческих заданий учащиеся изучают творчество известных мастеров современного дизайна (Патрик Блан, Александр Сапелин, Тим Ньюбери и др.), анализируют их работы. Причем изучение основывается на активном изобразительном творчестве детей. Занятия построены таким образом, что после теоретической части предполагается практическая работа как продуктивного характера (создание собственного образа), так и репродуктивного (копирование известных работ по ландшафтному дизайну). Я думаю, что такой творческий подход к изучению современного ландшафтного дизайна позволит каждому ученику найти свой личный смысл и творческий почерк и принесет больше пользы, чем обычный курс с бесконечным количеством мелькающих перед глазами фотографий. Овладение графическим искусствам, техникой рисунка очень важно для будущего дизайнера. Наряду с натурным рисунком важно развивать умение копировать хорошие оригиналы, произведения ландшафтных дизайнеров.
Метод изучения ландшафтного дизайна, построенный на активном художественном творчестве учащихся, способствует развитию гармоничной интеллектуальной личности.В связи со спецификой занятий в студии дизайна обучаются дети с ярко выраженными творческими способностями, поэтому при работе использую индивидуальный подход и создаю условия для реализации креативных возможностей учеников, профессионального развития творческих навыков в области ландшафтного проектирования и моделирования. Студия дизайна работает под девизом «Простор воображению – зеленый свет идеям».
Курс обучения базируется на трех основных разделах:
1. «Дизайн как средство моделирования ландшафтной среды». Раздел знакомит учащихся с основными понятиями дизайна, направлениями и профессиями, в которых работают дизайнеры.
2. «Основы цветоведения и ландшафтной композиции». Раздел знакомит с основными законами построения композиции, рассматривает гармоничные сочетания цветов в ландшафтной композиции.
3. «Ландшафтный дизайн открытого пространства: проектирование и макетирование среды». Раздел знакомит с основными правилами планировки открытого пространства, составлять план участка, конструировать макет ландшафтной среды.
Разработка заданий по данным разделам:
Каждое задание раздела рассчитано на несколько занятий.
Задание 1.
«Дизайн как средство моделирования среды».
Цель: познакомить учащихся с основными понятиями дизайна, направлениями, профессиями, выбрать понравившееся направление, учитывая интересы детей.
Задачи:
- сформировать представления о дизайне среды; профессиях, в которых работают дизайнеры;
- приобщать детей и подростков к творческой деятельности;
- развивать творческое мышление и воображение.
Теоретическая часть: занятие проходит в виде лекции, беседы. Для занятий необходимо иметь небольшой блокнот для конспектирования и папку бумаги (формат А4) для изобразительного творчества.
Планирование беседы по вопросам:
1. Что такое дизайн?
2. Чем занимаются дизайнеры?
3. В какой области они работают?
4. Какие навыки должен иметь дизайнер?
5. С какими материалами работают дизайнеры?
Практическая часть:
1. Ответить на вопросы.
2. Самостоятельная поисковая работа и аналитическая работа:
- перечислить профессии, где работают дизайнеры;
- сравнить направления дизайна,
- выбрать наиболее интересное;
3. Изобразительное творчество.
Выполнить эскиз по выбранному направлению дизайна (в любой художественной технике).
Задание 2.
«Основы цветоведения и композиции».
Цель: познакомить учащихся с основами композиции и цветоведения.
Задачи:
- сформировать представление о природе цвета;
- изучить функциональные задачи цвета, контрастные и нюансные сочетания;
- познакомить с основами построения ландшафтной композиции;
- познакомить с основными типами композиции: симметрия, асимметрия;
- развивать образное мышление.
Теоретическая часть: знакомство с основными, дополнительными цветами, нюансными и контрастными сочетаниями, с правилами построения композиции. Занятие проходит в виде лекции, беседы.
Для занятий необходимо иметь плотную, белую бумагу, гуашь, палитру, кисти.
Практическая часть:
1. Составление контрастных и нюансных сочетаний цвета (формат А4);
2. Построение линейной композиции (симметрия и асимметрия);
3. Выполнение эскиза ландшафтной композиции, по которому будет конструироваться макет (по выбору).
Задание 3.
«Ландшафтный дизайн открытого пространства: проектирование и макетирование среды».
Цель: познакомить учащихся с основными правилами планировки, конструирования и макетирования ландшафтной среды.
Задачи:
- научить выполнять эскиз садового участка;
- познакомить с последовательностью функционального зонирования (деления участки на различные зоны);
- сформировать представление о ландшафтном макетировании;
- изучить технологию и последовательность выполнения макета;
- развивать творческие способности.
Теоретическая часть: знакомство с работами современных ландшафтных дизайнеров. Беседа о различных стилях и направлениях в дизайне сада, характерных особенностях планировки. Поиск современных декоративных форм и формообразования в композиции.
Для занятий необходимо иметь планшет – основу для макета (формат А1, А2), бумагу различной фактуры, картон, клей ПВА, природные материалы: галька, песок, веточки деревьев различного диаметра, различные виды пластика (упаковка), искусственные растения (в соответствии к размеру макета).
Практическая часть:
1. Выбор материалов для макетирования.
2. Перенос линейной композиции на основу с заранее выполненного эскиза.
3. Моделирование рельефной поверхности моделируемого участка.
4. Установка и закрепление основных компонентов ландшафтной композиции.
5. Декорирование деталями из различных материалов.
Все ученики студии успешно прошли курс обучения и выполнили творческое задание по ландшафтному проектированию (эскиз) и моделированию (макет).
Работы учеников дизайн студии «Полет»:
1. Портенко Людмила 15 лет.
Зона отдыха в ландшафтном стиле:
Эскиз – план участка (вид сверху), макет.
- альпийская горка;
- композиция из хвойных растений;
- живая изгородь;
- декоративный фонтан;
- цветник из однолетних растений;
- зона отдыха: скамейка, совмещенная с фонарем;
- декоративное комбинированное мощение.
2. Попова Кристина 16 лет.
Зона отдыха в ландшафтном стиле.
Эскиз – план участка, макет.
- декоративный пруд с насыпным островком;
- зона отдыха: беседка с видом на пруд;
- альпийская горка;
- вертикальное озеленение – шпалера;
- солитерная посадка – вяз;
- декоративные цветники из однолетников;
- живая изгородь.
3.Кривова Светлана 14 лет
Фрагмент парка в регулярном стиле.
Эскиз – план участка, макет.
- цветники в регулярном стиле;
- рабатки (цветочные полосы вдоль дорожек);
- живые изгороди;
- декоративная отсыпка;
- линейные посадки хвойников;
- симметричные цветочные композиции;
- модульный декоративный фонтан;
- арабески (симметричные орнаменты) из однолетних культур;
- система модульных цветников.
4. Кривова Светлана 14 лет.
Зона отдыха в ландшафтном стиле.
Эскиз – план участка, макет.
декоративное комбинированное мощение;
модульный цветник из пряных трав;
живая изгородь;
зона отдыха: беседка с вертикальным озеленением;
декоративный пруд отсыпкой гравием;
солитерная посадка – клен;
моноцветник – розарий.
5. Блинова Софья 12 лет.
Зона отдыха в ландшафтном стиле.
Эскиз – план участка, макет.
- зона пляжного отдыха; пруд для купания; декоративное мощение;
- Миксбордеры (цветники в ландшафтном стиле); освещение,
- береговая зона с песчаной отсыпкой; живая изгородь.
6. Коллективная работа.
Зона пешеходного отдыха.
- декоративные фонтаны;
- цветники в ландшафтном стиле;
- система мощения;
- зона отдыха с беседкой;
- цветочные композиции в нюансной цветовой гамме;
- вертикальное озеленение крыши;
- партерный газон;
- солитерная посадка деревьев.
7. Коллективная работа.
Фрагменты парков в регулярном стиле.
8. Коллективная работа.
Зона отдыха в ландшафтном стиле.
Результатом применения научно-методической разработки стала отчетная выставка творческих работ студии дизайна «Полет» «Палитра сада», которая
проходила в Калужском областном художественном музее с 16 июня по 17 июля.
Список литературы:
1. С.С. Алексеев. О цвете и красках. - М.: Искусство, 1962.
2. Розмари Александер, Карена Бэтстоун. Дизайн сада, профессиональный подход. – М.: Кладезь – Букс, 2006.
3. А.М. Вачьянц. Современная архитектура и дизайн. Методическое пособие. - М.: Аирис-пресс, 2009.
4. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев. Занятия в школе дизайна. Волгоград: Учитель, 2010.
5. А.В. Грачева. Основы фитодизайна: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2007.