kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно – методическая разработка на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами моделирования и дизайна ландшафтной среды».

Нажмите, чтобы узнать подробности

научно-методическая разработка педагога дополнительного образования на тему:" Развитие творческих способностей детей средствами моделирования и дизайна ландшафтной среды"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно – методическая разработка на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами моделирования и дизайна ландшафтной среды».»

Управление физической культуры, спорта и

молодежной политики города Калуги









Научно – методическая разработка на тему:

«Развитие творческих способностей детей средствами моделирования и дизайна ландшафтной среды».





Борисовой Анны Викторовны

Объединение студия дизайна

Детско-подростковый клуб «Полет»

Муниципального образовательного учреждения

Дополнительного образования

«Детско-подростковый центр «Содружество»

















г. Калуга

2017г.


1. Введение.

Одной из самых привлекательных профессий для современных школьников является профессия дизайнера. Поэтому актуальность данной разработки обусловлена повышенным интересом у учеников к специальности «дизайн».

К большому сожалению, школьные предметы: «Художественный труд», «Рисование», «Мировая художественная культура» из–за нехватки времени предполагают лишь обзорное знакомство с историей и современным дизайном. Необходимость разработки связана с отсутствием достаточного количества программ профильного уровня, которые могли бы дополнить учебные предметы в области гуманитарного и художественно – эстетического цикла.

Слово «дизайн» встречается повсеместно. В разных сферах деятельности этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и внешний вид (форму, цвет, композицию) и сам процесс проектирования – изготовления, который приводит к конечному результату. Дизайн как искусство возник в XX веке с расцветом индустриального производства. Он имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира (предметной среды): от цветочных композиций до мебели и машин.

Наблюдая за работой дизайнеров, которые, оформляя интерьеры и экстерьеры, широко используют разнообразные материалы и технологии, руководствуются правилами гармонии и композиции пространства, грамотно сочетают цвета и декоративные элементы в композиции, ученики хотят узнать больше о дизайнерском искусстве и сами научиться создавать оригинальные композиции.

У многих учеников нашей художественной студии возникают вопросы:

«Куда пойти учиться дальше? Какой профиль выбрать, чтобы стать дизайнером?»

Детям необходимо объяснить, что дизайнер занимается не только художественным творчеством, но и чертежами, математическими расчетами и т.д. Поэтому в этой профессии необходимо не только хорошо уметь рисовать, но и хорошо знать математику, черчение, историю искусств и другие предметы. Однако нет «дизайнера вообще», один человек не может быть хорошим специалистом и в проектировании автомобилей, одежды и ландшафтном дизайне.

Все мы – современные люди живем в среде «второй природы», созданной фактически искусством и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированными пользователями всего этого сложного мира дизайна: конструкций, предметов, материалов мы должны быть элементарно грамотны, знакомы как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию и проектированию основополагающих элементов.

Первое вводное занятие «Дизайн как средство моделирования предметной среды» знакомит учащихся с многообразием направлений в дизайне, профессиями, где используются дизайнерские навыки, помогает ученикам сделать правильный выбор, поняв свои привязанности и личные возможности.

Наибольший интерес у учеников из всех направлений дизайна вызвал ландшафтный дизайн, который очень востребован в наше время. Знания и умения, полученные в результате обучения, учащиеся смогут использовать в своей дальнейшей практической жизни. А также продолжить образование в среднем или высшем профессиональном учебном заведении по этому направлению и получить профессии, пользующиеся высоким спросом на современном рынке труда.

Данная методическая разработка направлена на формирование у учащихся профессиональных навыков в области дизайна и способствует развитию творческих способностей в области ландшафтного проектирования и моделирования. Особенностью представленной работы является гармоничное сочетание ландшафтной графики (2D – макет) и ландшафтного моделирования

(3 – D). Работа над ландшафтным проектом ведется поэтапно: вначале разрабатываются фор – эскизы и выполняется рисунок плана на бумаге (2D), затем по эскизу выполняется сам макет (3D).

Результат применения методической разработки – отчетная выставка «Палитра сада» студии дизайна «Полет», на которой представлены проекты по ландшафтному дизайну, выполненные учениками.




Цель научно–методической разработки:

познакомить учащихся с проектированием и моделированием дизайна среды, ландшафтным макетированием; его методом, процессом, результатами, сформировать активную жизненную позицию, способствующую развитию гармоничной, творческой личности.

Основные задачи:

1. Обучающие:

  • выявлять и развивать творческие интересы учащихся;

  • приобщать детей и подростков к творческой деятельности;

  • формировать и совершенствовать навыки художественно – творческой деятельности;

  • обучать умениям и навыкам различных художественных техник (живопись, графика), проектированию и моделированию;

  • создать условия для самовыражения и самореализации творческих способностей детей и подростков.

2. Развивающие:

  • развивать творческое мышление и воображение как основу деятельности;

  • способствовать развитию интеллектуальности;

  • развивать коммуникативные способности;

  • способствовать развитию творчески активной личности.

3. Воспитательные:

  • воспитывать эстетические потребности и вкус;

  • воспитывать положительное отношение к общественным ценностям, нормам и правилам поведения;

  • воспитывать нравственность и патриотизм.

4. Социально – педагогические, приобретенные знания и навыки:

  • повлияют на выбор профессии;

  • помогут с пользой проводить свободное время;

  • создадут хорошие отношения в коллективе сверстников.



2. Основная часть.

2.1. Теоретические основы.

Значимость научно – методической разработки определяется практической направленностью знаний и умений, способствующих формированию собственной культурной среды и ориентирующих учащихся на собственное художественное творчество. Особенность разработки заключается в том, что изучение ландшафтного дизайна построено на активном художественном творчестве учащихся. Поэтому новизна данной разработки проявляется не только в углублении знаний о современном дизайне и моделировании ландшафтной среды, но и в развитии графической культуры, а самое главное – творческих способностей детей и подростков.

В основу научно – методической разработки положены:

1) тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

2) единство воспитания, образования и обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать прекрасное и безобразное в окружающей действительности, в дизайне;

3) яркая выраженность познавательно – эстетической сущности дизайна, что достигается за счет тщательного отбора и систематизации иллюстративного материала, отвечающего принципу доступности;

4) система учебно – творческих заданий на основе ознакомления с историей ландшафтного искусства и ее связь с современным дизайном, как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

5) система межпредметных связей (история дизайна, ботаника, черчение, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность занятий;

6) направленность содержания разработки на активное развитие эмоционально-

эстетического и нравственного отношения к красоте окружающей среды.

Процесс обучения направлен по творческому руслу создания самостоятельности, оригинальности и креативности мышления. Дети от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Поэтому я, как педагог, стараюсь, как можно раньше разглядеть в ребенке его творческие задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развивать. Направленность нашей студии стремление сформировать в учениках базовые способности саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей среде, а также навыки коллективной деятельности.

Познавательно – творческая деятельность учащихся организована так, чтобы каждый ребенок смог пройти путь от рождения замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию конкретной работы. При этом основными критериями успешности выполнения задания являются самовыражение, самоутверждение и личные интересы ученика.

Все темы научно – методической разработки взаимосвязаны, построены с учетом поэтапного усложнения, а также соединения обучения и труда.

Методика обучения: фронтально–репродуктивная, с переходом в самостоятельную с индивидуальными краткими консультациями по выбору последовательности выполнения задания. В процессе обязательно введен инструктаж по технике безопасности.

Оценка знаний. Контроль знаний и достижение планируемых результатов выявляется в следующих формах:

1. Текущий контроль (к каждому занятию): вопросы, творческие работы.

2. Итоговый контроль (в конце учебного года): вопросы и творческие задания, итоговая презентация работ, оформление выставки.

Предполагаемый результат усвоения знаний, умений и навыков:

1. Формирование устойчивого интереса заниматься понравившимся видом деятельности на более профессиональном уровне.

2. Укрепление уверенности в себе, в своих силах и возможностях.

3. Осознание себя как члена коллектива объединения, определение перспективы самореализации в индивидуальной и коллективной деятельности.


Формирование знаний, умений и навыков.

В ходе учебного процесса учащиеся должны достигнуть следующих результатов и соответствовать следующим требованиям:

Иметь представление о:

- о дизайне е его направлениях;

- ландшафтном дизайне и моделировании, их особенностях;

- области применения новых знаний.

Знать и понимать:

- тенденции современного дизайна;

- различные направления в ландшафтной архитектуре;

- законы ландшафтной композиции;

- специальные термины.

Уметь:

- работать с различными источниками информации, анализировать, сопоставлять и выделять главное;

- сравнивать стили, соотносить их с определенными направлениями в дизайне;

- пользоваться специальными терминами;

- аргументировать свою точку зрения;

- выполнять творческие и учебные задания;

- конструировать объемно – пространственные композиции;

- моделировать ландшафтные объекты (в графике – 2D и объеме – 3D);

- работать по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных элементов ландшафтной среды;

- владеть навыками формообразования (изготовления макета);

- использовать в работе разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, природный материал, пластилин, глина, пенопласт, пластик, деревянные и другие заготовки).


2.2. Описание опыта.

Данная методическая разработка является завершающим этапом обучения детей и рассчитана на один учебный год (возраст учеников от 11 до 15 лет).

Изучение ландшафтного искусства прочно опирается на объемный материал программы изостудии «Полет» предыдущих лет обучения, освоенный учащимися в первый и второй год, который включает в себя три вида художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную.

Специфика занятий предполагает формирование разновозрастных групп, что, по моему мнению, позволяет наиболее эффективно формировать в ребенке такие качества личности, как активность, взаимодействие, сотрудничество, взаимовыручку, лидерство, толерантность.

Занятия строятся по принципу доступности материала от простого к сложному.

Группа формируется численностью не более 10 человек.

Методическое обоснование. Структура и содержание разработки определяют формы организации занятий. При организации учебного процесса наряду с самостоятельной образовательной деятельностью учащихся в работе применяю

следующие виды и формы занятий:

  • лекция; каждая новая тема начинается с объяснения в форме рассказа или беседы с использованием иллюстративного материала и видео курса по данной теме;

  • практическая творческая работа, которая проводится по темам на каждом занятии после теоретической части;

  • семинар, диспут; предусматривается самостоятельная работа учащихся дома, в библиотеке с целью подбора литературного материала по выбранной теме;

  • экскурсия, которая заранее планируется на пленер с научно – исследовательской целью (изучение растений, проектирования и благоустройства разных территорий в городе, выполнение эскизов и набросков с натуры), а также посещение тематических выставок.


В процессе освоения учебного материала детьми использую следующие

приемы и способы учебно – познавательной работы:

  • самостоятельная поисковая;

  • аналитическая;

  • творческая работа.

При изучении данного материала и выполнении творческих заданий учащиеся изучают творчество известных мастеров современного дизайна (Патрик Блан, Александр Сапелин, Тим Ньюбери и др.), анализируют их работы. Причем изучение основывается на активном изобразительном творчестве детей. Занятия построены таким образом, что после теоретической части предполагается практическая работа как продуктивного характера (создание собственного образа), так и репродуктивного (копирование известных работ по ландшафтному дизайну). Я думаю, что такой творческий подход к изучению современного ландшафтного дизайна позволит каждому ученику найти свой личный смысл и творческий почерк и принесет больше пользы, чем обычный курс с бесконечным количеством мелькающих перед глазами фотографий. Овладение графическим искусствам, техникой рисунка очень важно для будущего дизайнера. Наряду с натурным рисунком важно развивать умение копировать хорошие оригиналы, произведения ландшафтных дизайнеров.

Метод изучения ландшафтного дизайна, построенный на активном художественном творчестве учащихся, способствует развитию гармоничной интеллектуальной личности. В связи со спецификой занятий в студии дизайна обучаются дети с ярко выраженными творческими способностями, поэтому при работе использую индивидуальный подход и создаю условия для реализации креативных возможностей учеников, профессионального развития творческих навыков в области ландшафтного проектирования и моделирования. Студия дизайна работает под девизом «Простор воображению – зеленый свет идеям».

Курс обучения базируется на трех основных разделах:

1. «Дизайн как средство моделирования ландшафтной среды». Раздел знакомит учащихся с основными понятиями дизайна, направлениями и профессиями, в которых работают дизайнеры.

2. «Основы цветоведения и ландшафтной композиции». Раздел знакомит с основными законами построения композиции, рассматривает гармоничные сочетания цветов в ландшафтной композиции.

3. «Ландшафтный дизайн открытого пространства: проектирование и макетирование среды». Раздел знакомит с основными правилами планировки открытого пространства, составлять план участка, конструировать макет ландшафтной среды.



Разработка заданий по данным разделам:

Каждое задание раздела рассчитано на несколько занятий.

Задание 1.

«Дизайн как средство моделирования среды».

Цель: познакомить учащихся с основными понятиями дизайна, направлениями, профессиями, выбрать понравившееся направление, учитывая интересы детей.

Задачи:

- сформировать представления о дизайне среды; профессиях, в которых работают дизайнеры;

- приобщать детей и подростков к творческой деятельности;

- развивать творческое мышление и воображение.

Теоретическая часть: занятие проходит в виде лекции, беседы. Для занятий необходимо иметь небольшой блокнот для конспектирования и папку бумаги (формат А4) для изобразительного творчества.

Планирование беседы по вопросам:

1. Что такое дизайн?

2. Чем занимаются дизайнеры?

3. В какой области они работают?


4. Какие навыки должен иметь дизайнер?

5. С какими материалами работают дизайнеры?

Практическая часть:

1. Ответить на вопросы.

2. Самостоятельная поисковая работа и аналитическая работа:

- перечислить профессии, где работают дизайнеры;

- сравнить направления дизайна,

- выбрать наиболее интересное;

3. Изобразительное творчество.

Выполнить эскиз по выбранному направлению дизайна (в любой художественной технике).

Задание 2.

«Основы цветоведения и композиции».

Цель: познакомить учащихся с основами композиции и цветоведения.

Задачи:

- сформировать представление о природе цвета;

- изучить функциональные задачи цвета, контрастные и нюансные сочетания;

- познакомить с основами построения ландшафтной композиции;

- познакомить с основными типами композиции: симметрия, асимметрия;

- развивать образное мышление.

Теоретическая часть: знакомство с основными, дополнительными цветами, нюансными и контрастными сочетаниями, с правилами построения композиции. Занятие проходит в виде лекции, беседы.

Для занятий необходимо иметь плотную, белую бумагу, гуашь, палитру, кисти.

Практическая часть:

1. Составление контрастных и нюансных сочетаний цвета (формат А4);

2. Построение линейной композиции (симметрия и асимметрия);

3. Выполнение эскиза ландшафтной композиции, по которому будет конструироваться макет (по выбору).



Задание 3.

«Ландшафтный дизайн открытого пространства: проектирование и макетирование среды».

Цель: познакомить учащихся с основными правилами планировки, конструирования и макетирования ландшафтной среды.

Задачи:

- научить выполнять эскиз садового участка;

- познакомить с последовательностью функционального зонирования (деления участки на различные зоны);

- сформировать представление о ландшафтном макетировании;

- изучить технологию и последовательность выполнения макета;

- развивать творческие способности.

Теоретическая часть: знакомство с работами современных ландшафтных дизайнеров. Беседа о различных стилях и направлениях в дизайне сада, характерных особенностях планировки. Поиск современных декоративных форм и формообразования в композиции.

Для занятий необходимо иметь планшет – основу для макета (формат А1, А2), бумагу различной фактуры, картон, клей ПВА, природные материалы: галька, песок, веточки деревьев различного диаметра, различные виды пластика (упаковка), искусственные растения (в соответствии к размеру макета).

Практическая часть:

1. Выбор материалов для макетирования.

2. Перенос линейной композиции на основу с заранее выполненного эскиза.

3. Моделирование рельефной поверхности моделируемого участка.

4. Установка и закрепление основных компонентов ландшафтной композиции.

5. Декорирование деталями из различных материалов.


Все ученики студии успешно прошли курс обучения и выполнили творческое задание по ландшафтному проектированию (эскиз) и моделированию (макет).







Работы учеников дизайн студии «Полет»:

1. Портенко Людмила 15 лет.

Зона отдыха в ландшафтном стиле:

Эскиз – план участка (вид сверху), макет.


- альпийская горка;

- композиция из хвойных растений;

- живая изгородь;

- декоративный фонтан;

- цветник из однолетних растений;

- зона отдыха: скамейка, совмещенная с фонарем;

- декоративное комбинированное мощение.



2. Попова Кристина 16 лет.

Зона отдыха в ландшафтном стиле.

Эскиз – план участка, макет.




- декоративный пруд с насыпным островком;

- зона отдыха: беседка с видом на пруд;

- альпийская горка;

- вертикальное озеленение – шпалера;

- солитерная посадка – вяз;

- декоративные цветники из однолетников;

- живая изгородь.






3.Кривова Светлана 14 лет

Фрагмент парка в регулярном стиле.

Эскиз – план участка, макет.



- цветники в регулярном стиле;

- рабатки (цветочные полосы вдоль дорожек);

- живые изгороди;

- декоративная отсыпка;

- линейные посадки хвойников;

- симметричные цветочные композиции;

- модульный декоративный фонтан;

- арабески (симметричные орнаменты) из однолетних культур;

- система модульных цветников.





4. Кривова Светлана 14 лет.

Зона отдыха в ландшафтном стиле.

Эскиз – план участка, макет.


  • декоративное комбинированное мощение;

  • модульный цветник из пряных трав;

  • живая изгородь;

  • зона отдыха: беседка с вертикальным озеленением;

  • декоративный пруд отсыпкой гравием;

  • солитерная посадка – клен;

  • моноцветник – розарий.






5. Блинова Софья 12 лет.

Зона отдыха в ландшафтном стиле.

Эскиз – план участка, макет.

- зона пляжного отдыха; пруд для купания; декоративное мощение;

- Миксбордеры (цветники в ландшафтном стиле); освещение,

- береговая зона с песчаной отсыпкой; живая изгородь.

6. Коллективная работа.

Зона пешеходного отдыха.



- декоративные фонтаны;

- цветники в ландшафтном стиле;

- система мощения;

- зона отдыха с беседкой;

- цветочные композиции в нюансной цветовой гамме;

- вертикальное озеленение крыши;

- партерный газон;

- солитерная посадка деревьев.







7. Коллективная работа.

Фрагменты парков в регулярном стиле.








8. Коллективная работа.

Зона отдыха в ландшафтном стиле.



Результатом применения научно-методической разработки стала отчетная выставка творческих работ студии дизайна «Полет» «Палитра сада», которая

проходила в Калужском областном художественном музее с 16 июня по 17 июля.



Список литературы:

1. С.С. Алексеев. О цвете и красках. - М.: Искусство, 1962.

2. Розмари Александер, Карена Бэтстоун. Дизайн сада, профессиональный подход. – М.: Кладезь – Букс, 2006.

3. А.М. Вачьянц. Современная архитектура и дизайн. Методическое пособие. - М.: Аирис-пресс, 2009.

4. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев. Занятия в школе дизайна. Волгоград: Учитель, 2010.

5. А.В. Грачева. Основы фитодизайна: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2007.

5. Н.Я. Крижановская. Основы ландшафтного дизайна. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.

6. Даниэль Нис. Основы ландшафтного рисунка для дизайнеров. – М.: «Белый город2, 2008.

7. Н.В. Сорокина. Декоративное оформление школьного участка. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.

8. О.Б. Сокольская. Ландшафтная архитектура: учебное пособие. – М.: Академия, 2008.

9. В.Б. Устин. Композиция в дизайне. Композиционно – художественного формообразования в дизайнерском творчестве. Учебное пособие. – М.: Астрель, 2006.

10. В.Б. Устин. Художественное проектирование. Учебник. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Борисова Анна Викторовна

Дата: 24.03.2018

Номер свидетельства: 463225


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства