kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья : Личность и роль профессии врача

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Более 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации, сопровождавшие многовековое существование мировой медицины. Возможно ли в этом многообразии вычленить подходы, имеющие непреходящее значение для формирования личности современного врача?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья : Личность и роль профессии врача»

Личность и роль в профессии врача Ганиев Рахмат Маматович Бухарский медицинский колледж, Узбекистан

Более 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации, сопровождавшие многовековое существование мировой медицины. Возможно ли в этом многообразии вычленить подходы, имеющие непреходящее значение для формирования личности современного врача? Стоит отметить, что без такого понятия, как этика, характеристика личности врача не может быть полной. Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), изложенные им в Клятве, а также в книгах «О законе», «О врачах». Гиппократа называют отцом медицины, и эта характеристика дана не случайно. Она фиксирует рождение профессиональной врачебной этики.В древних культурах – вавилонской, египетской, иудейской, персидской, индийской, греческой способность человека врачевать свидетельствовала о его «божественной» избранности и определяла элитное, как правило, жреческое положение в обществе.

 Например, первые вавилонские врачи были жрецами, и основными средствами лечения были обряды и магия. Первый египетский целитель Имхотеп (2830 г. до н.э.) – жрец, который впоследствии был обожествлен, и храм в его честь в Мемфисе был и госпиталем, и медицинской школой. Медицинская практика была исключительным правом магов Персии и брахманов Древней Индии. Исследователи предполагают, что отец Гиппократа был одним из жрецов Асклепия – бога медицины в древнегреческой цивилизации.

 Становление греческой светской медицины было связано не только с влиянием рационального знания и накоплением опыта врачевания, но и с принципами демократической жизни городов-государств Древней Греции. Освященные и не обсуждаемые права врачующих жрецов постепенно, но неизбежно сменялись моральными профессиональными гарантиями и обязательствами лекарей перед пациентами.

 Так, в Клятве Гиппократа были впервые сформулированы и выписаны обязанности врача перед больными, коллегами по ремеслу. Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку изначально ориентировано на заботу, помощь, поддержку, и это, безусловно, является основной ролью в личности врача. То, что впоследствии, в морали, станет идеальной нормой отношения человека к человеку – «люби ближнего своего как самого себя», «любите врагов ваших»  – в профессиональной врачебной этике является реальным критерием как для выбора профессии, так и для определения меры врачебного искусства. Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом, являются основой для формирования личности врача.

 Ту часть врачебной этики, которая рассматривает проблему взаимоотношений врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества, можно назвать моделью Гиппократа. А совокупность рекомендаций, которые принимает медицинское сообщество, осознавая свою особую включенность в общественную жизнь, является принципами, заданными Гиппократом. Здесь речь идет об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях непричинения вреда, оказания помощи, проявления уважения, справедливости, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, , о заботе, о пользе больного и врачебной тайне.

 Среди перечисленных принципов основополагающим для модели Гиппократа является принцип «не навреди». В Клятве говорится: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». В культурно-историческом контексте принцип «не навреди» фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия, исходную профессиональную гарантию, которая может рассматриваться как условие и основание его признания обществом в целом и каждым человеком, который доверяет врачу свою жизнь.

 Понимание взаимоотношений врача и пациента, сложившееся в Средние века, особенно четко удалось это выразить Парацельсу (1493-1341). К.Г. Юнг так писал о нем: «В Парацельсе мы видим родоначальника не только в области создания химических лекарств, но и в области эмпирического психического лечения».

 Модель Парацельса – это форма врачебной этики, в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. Если в гиппократовской модели медицинской этики завоевывается социальное доверие личности пациента, то модель Парацельса – это учет эмоционально-психических особенностей личности, признание глубины ее душевно-духовных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс.

 Врачевание – это организованное осуществление добра. 

В терминологии современной медицины пациент, который верит, то есть всецело расположен к своему терапевту, готов поделиться с ним своими секретами, находится в состоянии позитивной трансференции. Несомненно, что и нравственная безупречность в личности врача играет не последнюю роль, в смысле соответствия поведения врача определенным этическим нормативам составляет существенную часть медицинской этики.

 Основным моральным принципом личности врача становится принцип уважения прав и достоинства человека. Под влиянием этого принципа меняется решение основного вопроса, вопроса об отношении врача и пациента. Сегодня остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения. Это далеко не вторичное участие оформляется в ряд новых моделей взаимоотношений врача и пациента. Среди них информационная, совещательная, интерпретационная, каждая из которых является своеобразной формой защиты прав и достоинства человека.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Научная статья : Личность и роль профессии врача

Автор: Ганиев Рахмат Маматович

Дата: 06.06.2019

Номер свидетельства: 513555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Мероприятие по профориентации "Разнообразие профессий""
    ["seo_title"] => string(59) "mieropriiatiie_po_proforiientatsii_raznoobraziie_profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "405116"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1490888033"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Особенности проведения родительских собраний  в старших классах "
    ["seo_title"] => string(71) "osobiennosti-proviedieniia-roditiel-skikh-sobranii-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "180680"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425226034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства