kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народные песни на уроке аккордеона и фортепиано

Нажмите, чтобы узнать подробности

рррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народные песни на уроке аккордеона и фортепиано»

  1. Миргалимова Г.З. Преподаватель класса аккордеона и фортепиано МБУ ДО «ДШИ» Балтасинского муниципального района

  2. Фольклорный материал на уроках ДШИ. Цели и задачи.

3. Музыка татарского народа, как и любой другой вид искусства, прошла многовековой путь исторического развития и преодолела во время него множество изменений. Интонационные и ритмические особенности имеют общие черты с музыкальными традициями тюркских и финно-угорских народов Поволжья. Из этого можно предположить связь лирических татарских напевов с историческим музыкальным эпосом языческой эпохи, которая оставила свой большой отпечаток не только на музыке, но и на всей татарской культуре.

В татарском музыкальном быту, наоборот, мы видим большую зависимость инструментальной музыки от вокальной, что проявляется почти в идентичности репертуара народных певцов и инструменталистов. Но наряду с этим в культуре татар существует и собственно инструментальная музыка, связанная с плясовыми наигрышами. Она исполняется на самых разных инструментах – от курая до гуслей.

Главное назначение инструментального фольклора – сопровождение танцев и игровых песен. Мелодии народных песен исполняются на курае, скрипке, домбре, кубызе (варгане), гармони. Татарскую инструментальную музыку отличает обилие пассажей, форшлагов, тремоло, мелизмов, в пределах пятизвучных татарских гамм.

Итак, из выше сказанного можно заключить, что если скрипач, баянист или другой инструменталист аккомпанирует татарской народной песне или танцу, то партия его полностью соответствует характеру исполняемого солистом произведения, протяжное ли оно или подвижное, все идентично. В аккомпанементе задорных танцев и песен преобладает штрих стаккато, обилие пассажей, всевозможных приемов игры, подчеркивающих настроение произведения. Если же танец или песня лирического характера,

Знание текста не только способствует более осмысленному ее исполнению – в нужном темпе, характере, с должной артикуляцией, но и вызывает интерес к ней, желание исполнять ее со словами; помогает ученику определить законченность структур – предложений, фраз, которые в музыкально-поэтических произведениях малых форм совпадают с законченностью поэтических построений. Умение анализировать нужно развивать с первого класса.

Начинать анализ ученики должны с названия произведения, которое во многом определяет его общий характер. В младших классах он вместе с тем включает в себя:

  • осмысление размера, лада, тональности; определение составных частей мелодии (предложений, фраз, цезур);

  • фиксацию в музыкальных построениях ритмической, мелодической и гармонической повторности (под гармонической повторностью применительно к начальному этапу обучения следует подразумевать чередование одинаковых басов и «готовых аккордов»);

  • выявление характерных особенностей мелодии – движение по ступеням гаммы, по звукам трезвучия, скачками на устойчивые и неустойчивые звуки лада;

  • определение фразировки, примерной динамики звучания.

Новое звучание народной песни или мелодии становится возможным благодаря дополнительным средствам музыкальной выразительности, которыми располагает профессиональная композиторская музыка. Например:

  • гармония – аккорды, сопровождающие мелодию;

  • тембр – звучание разных инструментов (в том числе симфонического оркестра) или голосов хора;

  • фактура – «рисунок» всех прибавляемых к мелодии голосов (полифонических подголосков, гармонического аккомпанемента и т.д.);

  • метр и ритм – количество долей в такте и длительности звуков мелодии, изменение которых меняет значение интонации, и даже характер народного напева.

В результате творческой работы композитора народная песня превращается в новое музыкальное произведение, например, в инструментальную или хоровую пьесу.

Обработка (немецкое слово Bearbeitung) в широком смысле слова всякое видоизменение нотного текста музыкального произведения, преследующее определенные цели, например, приспособление произведения для исполнения любителями музыки, не обладающими высокой техникой, для использования в учебно-педагогической практике, для использования другим составом исполнителей, модернизация произведения и т.п.

Возникли вариации изначально в народной музыке, куплетных песнях, танцах. Наибольший рассвет вариаций приходится на 16-18 века. Широко используется, как в вокальной, так и в инструментальной музыке. Вариация послужила источником многим другим музыкальным формам – фуги, сонаты и другие.

Вариация – в переводе от латинского слова «изменяю», в основе - один из главных принципов формообразования – измененная, повторность. Смысл данной формы – показ темы с разных сторон.

Условно вариации делятся на: строгие, свободные.

Обработки татарских народных песен тесно связаны с общим развитием профессиональной музыкальной культуры. Композиторы обращаются к ранее не использовавшимся в профессиональной практике пластом народной музыки. В этом проявляется характерная для всей современной музыки тенденция восхождения к истокам собственной музыкальной культуры. Она сказала существенное воздействие на склад композиторской речи, стала источником обновления стиля профессиональной татарской музыки.

Новым явилось свободное цитирование мелодий, включая в темы лишь отдельных оборотов народных песен, варьирование их, свидетельствующее о том, что композиторы глубоко постигли музыкальный язык родного народа и свободно оперируют фольклорным материалом.

В связи с этим, педагогам, особенно в сельской местности, ввиду отсутствия возможности регулярно приобретать методическую литературу, приходится самим делать обработки татарской народной музыки, сделать это профессионально могут только учителя со стажем, давно и успешно этим занимающиеся. На мой взгляд, при разучивании пьес, с первых же занятий, необходимо учить ребенка подбору этих же пьес по слуху для развития звуко-высотного, гармонического и других видов слуха.

Главная цель изучения, применения фольклора в ДМШ – это знакомство с народными песнями родного края, привитие любви к татарскому народному музыкальному творчеству. Через использование фольклора можно раскрыть творческие способности детей, воспитать гармонично развитую личность, культурного человека, обладающего хорошим художественным вкусом.

Задачи могут быть такими: привить детям художественный вкус; развить музыкальный слух; развить творческие способности учащихся; пробудить интерес детей к народным обычаям, традициям.

4:

1. Абдуллин А. Татарское народное музыкальное творчество // Музыкальная культура Советской Татарии / А.Абдуллин. – М., 1959.

  1. Музыкальная культура советской Татарии. Сборник статей. – Казань, 1959.

  2. Нигмедзянов М. Н. Татарская народная музыка / М. Нигмедзянов. – Казань, 2003.

  3. Дулат-Алеев В. Татарская музыкальная литература, Казань 2007.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Народные песни на уроке аккордеона и фортепиано

Автор: Миргалимова Гузаль Зиннатулловна

Дата: 28.11.2020

Номер свидетельства: 564793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) ""Музыка, музыка, всюду нам слышна" "
    ["seo_title"] => string(32) "muzyka-muzyka-vsiudu-nam-slyshna"
    ["file_id"] => string(6) "108897"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403906003"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "«Фортепианное искусство              Казахстана» "
    ["seo_title"] => string(36) "fortiepiannoie-iskusstvo-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "215831"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432805867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства