Моделирование направлений гуманитарной подготовки специалистов аграрного профиля в контексте формирования общих компетенций
Моделирование направлений гуманитарной подготовки специалистов аграрного профиля в контексте формирования общих компетенций
В статье рассмотрены компоненты моделирования гуманитарной подготовки в контексте ведущей роли социогуманитарной составляющей в формировании общих компетенций будущих специалистов среднего звена.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Моделирование направлений гуманитарной подготовки специалистов аграрного профиля в контексте формирования общих компетенций»
Моделирование направлений гуманитарной подготовки специалистов аграрного профиля в контексте формирование общих компетенций
Стёба Марьяна, обучающаяся 1 курса специальности 35.02.05 Агрономия
Нерух Н.В., преподаватель, к.пед. н.
Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Современные требования к обучению заключаются не только в том, чтобы студенты получили систему научных знаний, готовых истин и штампов поведения. Обучение должно формировать у обучающихся способность творчески мыслить, умение сопоставлять и анализировать факты, аргументировано защищать свою точку зрения, критически относиться к источникам информации, учиться понимать других людей и сотрудничать с ними. Образование XXI века переносит акцент с массовых педагогических явлений на личность человека, изучение его возможностей, всестороннего развития.
Научные и информационные технологии современного производства, переход к новым формам экономической жизни, требования общекультурного процесса обусловливают поиск существенного улучшения фундаментальной (общепрофессиональной) и профессиональной подготовки. Подготовка специалиста обусловлена всем контекстом обучения, когда каждая дисциплина рассматривается как средство формирования его профессиональной компетентности и профессиональных качеств – основы его профессиональной деятельности. Проблема повышения уровня профессиональной подготовки специалистов среднего звена, в том числе и аграрного профиля, особенно актуальна на современном этапе развития общества.
Основы и пути развития профессионального образования, в частности методологические и теоретические, освещены в работах Антонова О.Е. [1], Авдониной Н.С. [2], Бабанского Ю.К.[3], Бураевой Е.В. [4], Манделя, Б.Р. [5], Севериной, В.Ф. [6], Селевко Г.К. [7] и других исследователей и ученых.
Основной задачей модернизации образования России является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. Изменения в современном образовании требуют от педагогов качественных предметных знаний, профессиональной гибкости, лабильности[8].
Попробуем создать модель специалиста с учетом требований ФГОС специальности 35.02.05 Агрономия[10], при этом определим само понятие.
Модель — аналог, прототип, шаблон, образец, используемый вместо оригинала для решения задач (получения ответов на вопросы). Модель строится на основании ограниченного множества известных нам данных (свойств, поведений) об оригинале. Построение моделей и использование моделей (решение на них задач) производится с целью:
получения неизвестных ранее данных, предсказания новых свойств и будущих поведений,
извлечения пользы при реализации решений,
систематизации (обобщения) известных данных.
Моделирование – способ, процесс замещения оригинала его аналогом (моделью) с последующим изучением свойств и поведения оригинала на модели[9].
Поэтому первое естественно возникающее требование к модели – это полное тождество строения модели и «оригинала».
Опираясь на моделирование дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, рассмотрим факторы образовательной деятельности в системе профессиональной подготовки студентов (табл.1).
В контексте ведущей роли социогуманитарной составляющей с целью обобщения современных требований выстраиваем такую последовательность:
1. Профессиональные направления предусматривают как профессиональную деятельность, так и подготовку к жизни в обществе, и требует разработки ориентировочной модели будущего специалиста.
2. На этапе реализации СГС (социогуманитарной составляющей) определяем компоненты модели, содержание которых – профессиональная подготовка, профессиональная культура, профессиональное воспитание, социальная и организационно-управленческая функции, что, в свою очередь, детерминирует последовательность в процессе обучения.
3. На этапе анализа цикла дисциплин гуманитарнойи социально-экономической подготовки (согласно учебному плану специальности 35.02.05 Агрономия) [10]), осуществляем поэтапное структурирование содержания естественнонаучной, профессиональной подготовки, а также практического обучения.
4. Выявляя логические связи между обобщенными требованиями СГС и дисциплинами профессионального цикла, делаем вывод о необходимости построения многоуровневой пирамиды и определяем ее роль в обеспеченииперспективности данных подходов в подготовке специалиста среднего звенааграрного образовательного учреждения.
В своем исследовании мы попытались обобщить цель социогуманитарной подготовки, которая в определенном смысле является общей, но вариативность отдельных компонентов требует не просто комплексного понимания, а нетрадиционного подхода, поскольку традиционные методики в изучении как гуманитарных, социально-экономических, так и профессиональных дисциплин сегодня неактуальны. Можем видеть обращение к становлению, в первую очередь, личности и, соответственно, формулировать требования к изучению дисциплин, которые формально присутствуют, однако де-факто только репродуктивно воспроизводят теоретические знания, не опираясь на их практическое применение в условиях перцепции.
Переосмысление функций профессионального образования дает нам возможность построить перспективную модель подготовки специалиста, а именно:
с одной стороны – понять, что образование является специфической сферой духовного производства, важнейшая функция которого заключается в формировании самого человека как социального существа;
- с другой стороны – как следствие предыдущего утверждения – профессиональное образование помогает личности определиться в окружающем мире, осуществить осознанный выбор профессии и овладеть комплексом производственных технологий профессиональной деятельности на основании личностных качеств, направленных управлять человеком как специалистом для активного внедрения ценностей и смыслов, определяющих ментальность нации и государства.
Табл. 1. Определение модели подготовки специалиста
Наименование компонентов модели
Содержание компонентов модели
Определение модели подготовки
Профессиональная подготовка
Приобретение профессиональных знаний, умений и навыков; соответствие ФГОС; владение региональным аспектов профильной подготовки специалиста
Владение профессиональными знаниями, умениями и навыками
Профессиональная культура (поликультурное воспитание)
Ориентация на диалог культур; отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других национальностей и народностей;
Выполнение традиций (давних, ритуальных, современных, несущих положительные аспекты, принятые в поликультурном обществе)
Адаптация к поликультурной ситуации региона и страны, коммуникация с людьми разных традиций;
Передача социального опыта и приобретений отраслевой культуры (традиций),
Профессиональное воспитание
Создание условий для развития личности обучающегося, т.е. оказание ему помощи в различных ситуациях общения
Влияние на личность, группу людей или коллектив с целью формирования творческого подхода;
полная реализация сил и способностей в профессиональной деятельности и общении;
Социальная функция
Всестороннее познание и самопознание собственного «Я», интенсивное развитие духовного потенциала
Признание приоритета развития личности и её деятельности как способа духовного развития
Организационно-управленческая функция
Профессиональная деятельность личности, соответствующая её требованиям и требованиям общества, государства с учётом реалий
Согласование профессиональных действий специалиста на благо общества и государства
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- для формирования конкурентоспособного специалиста следует использовать такие модели профессиональной подготовки, которые могли бы в целом обеспечить качественный уровень его мобильности;
- опираясь на системность и преемственность процесса обучения, следует определить аспекты, обеспечивающие соответствие государственным стандартам подготовки специалистов;
- содействие развитию личности в контексте современного инновационного моделирования специалиста является важным фактором формирования культурных, социально-экономических, творческих стандартов общества.
Следовательно, возникает необходимость совершенствования традиционных подходов к изучению гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также активное использованиеинновационных форм и методов обучения, которые помогут качественно улучшить, прежде всего, профессиональную подготовку, органично совместить требования общих и профессиональных компетенций, разработать такие модели и схемы, которые бы четко структуризировали цели и задачи обучения.
Список использованных источников:
Антонов, О.Е. Инновации и традиции в развитиикультурыбудущогоспециалиста / О.Е. Антонов //«Профессиональное образование: современная теория и инновационная практика»: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной педагогическому наследию академика РАО МухаметзяновойГузелВалеевны (10 октября 2018 года); под научной редакцией Р.Х. Гильмеевой; в 2-х томах, том 1. - Казань: ФГБНУ «ИППСП», 2018. С. 33-35
Авдонина, Н.С. Проектирование системы организационно-педагогических условий образовательной деятельности на основании модели развития профессиональной идентичности / Н.С. Авдонина // Инновации в образовании. – 2018. - №3. – С. 5-21.
Бураева Е.В. (Вестник аграрной науки, 6(690, 2017. http: //dx.doi.org/10.15217/48484. Электронный ресурс. Режим доступаhttps://cyberleninka.ru/article/v/agrarnoe-obrazovanie-mesto-i-rol-v-kadrovom-obespechenii-apk
Мандель, Б.Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение / Б.Р. Мандель // Образовательные технологии: журнал. — 2015 . — № 2. — С. 27-48
Северина, В.Ф. Технология организации продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов на основе диалога [Электронный ресурс]: науч. журнал / В.Ф. Северина. - Алтайский гос. аграрный универ-т. - 2016. – URL: http://psihdocs.ru/tehnologiyaorganizacii-produktivnogo-vzaimodejstviya-prepodav. (23.07.2018).
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т.1. М.: Народное образование. 2005. 557 с.
Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы 12-ой Международной научнопрактической конференции (г. Казань, 17 мая 2018 года). В 2-х книгах. Книга 2. / Под общей редакцией д. п. н. Р. С. Сафина; д. п. н. Е. А. Корчагина. – Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2018. – 444 с.
Мухин О.И. Понятие моделирования. Способы представления моделей. Электронный ресурс. http://stratum.ac.ru/education/textbooks/modelir/lection01.html
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05 2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 Агрономия». – 64 с.