kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Моделирование направлений гуманитарной подготовки специалистов аграрного профиля в контексте формирования общих компетенций

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены компоненты моделирования гуманитарной подготовки в контексте ведущей роли социогуманитарной составляющей в формировании общих компетенций будущих специалистов среднего звена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование направлений гуманитарной подготовки специалистов аграрного профиля в контексте формирования общих компетенций»

Моделирование направлений гуманитарной подготовки специалистов аграрного профиля в контексте формирование общих компетенций

Стёба Марьяна, обучающаяся 1 курса специальности 35.02.05 Агрономия

Нерух Н.В., преподаватель, к.пед. н.

Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»


Современные требования к обучению заключаются не только в том, чтобы студенты получили систему научных знаний, готовых истин и штампов поведения. Обучение должно формировать у обучающихся способность творчески мыслить, умение сопоставлять и анализировать факты, аргументировано защищать свою точку зрения, критически относиться к источникам информации, учиться понимать других людей и сотрудничать с ними. Образование XXI века переносит акцент с массовых педагогических явлений на личность человека, изучение его возможностей, всестороннего развития.

Научные и информационные технологии современного производства, переход к новым формам экономической жизни, требования общекультурного процесса обусловливают поиск существенного улучшения фундаментальной (общепрофессиональной) и профессиональной подготовки. Подготовка специалиста обусловлена всем контекстом обучения, когда каждая дисциплина рассматривается как средство формирования его профессиональной компетентности и профессиональных качеств – основы его профессиональной деятельности. Проблема повышения уровня профессиональной подготовки специалистов среднего звена, в том числе и аграрного профиля, особенно актуальна на современном этапе развития общества.

Основы и пути развития профессионального образования, в частности методологические и теоретические, освещены в работах Антонова О.Е. [1], Авдониной Н.С. [2], Бабанского Ю.К.[3], Бураевой Е.В. [4], Манделя, Б.Р. [5], Севериной, В.Ф. [6], Селевко Г.К. [7] и других исследователей и ученых.

Основной задачей модернизации образования России является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. Изменения в современном образовании требуют от педагогов качественных предметных знаний, профессиональной гибкости, лабильности[8].

Попробуем создать модель специалиста с учетом требований ФГОС специальности 35.02.05 Агрономия[10], при этом определим само понятие.

Модель — аналог, прототип, шаблон, образец, используемый вместо оригинала для решения задач (получения ответов на вопросы). Модель строится на основании ограниченного множества известных нам данных (свойств, поведений) об оригинале. Построение моделей и использование моделей (решение на них задач) производится с целью:

  • получения неизвестных ранее данных, предсказания новых свойств и будущих поведений,

  • извлечения пользы при реализации решений,

  • систематизации (обобщения) известных данных.

Моделирование – способ, процесс замещения оригинала его аналогом (моделью) с последующим изучением свойств и поведения оригинала на модели[9].

Поэтому первое естественно возникающее требование к модели – это полное тождество строения модели и «оригинала».

Опираясь на моделирование дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, рассмотрим факторы образовательной деятельности в системе профессиональной подготовки студентов (табл.1).

В контексте ведущей роли социогуманитарной составляющей с целью обобщения современных требований выстраиваем такую последовательность:

1. Профессиональные направления предусматривают как профессиональную деятельность, так и подготовку к жизни в обществе, и требует разработки ориентировочной модели будущего специалиста.

2. На этапе реализации СГС (социогуманитарной составляющей) определяем компоненты модели, содержание которых – профессиональная подготовка, профессиональная культура, профессиональное воспитание, социальная и организационно-управленческая функции, что, в свою очередь, детерминирует последовательность в процессе обучения.

3. На этапе анализа цикла дисциплин гуманитарнойи социально-экономической подготовки (согласно учебному плану специальности 35.02.05 Агрономия) [10]), осуществляем поэтапное структурирование содержания естественнонаучной, профессиональной подготовки, а также практического обучения.

4. Выявляя логические связи между обобщенными требованиями СГС и дисциплинами профессионального цикла, делаем вывод о необходимости построения многоуровневой пирамиды и определяем ее роль в обеспеченииперспективности данных подходов в подготовке специалиста среднего звенааграрного образовательного учреждения.

В своем исследовании мы попытались обобщить цель социогуманитарной подготовки, которая в определенном смысле является общей, но вариативность отдельных компонентов требует не просто комплексного понимания, а нетрадиционного подхода, поскольку традиционные методики в изучении как гуманитарных, социально-экономических, так и профессиональных дисциплин сегодня неактуальны. Можем видеть обращение к становлению, в первую очередь, личности и, соответственно, формулировать требования к изучению дисциплин, которые формально присутствуют, однако де-факто только репродуктивно воспроизводят теоретические знания, не опираясь на их практическое применение в условиях перцепции.

Переосмысление функций профессионального образования дает нам возможность построить перспективную модель подготовки специалиста, а именно:

с одной стороны – понять, что образование является специфической сферой духовного производства, важнейшая функция которого заключается в формировании самого человека как социального существа;

- с другой стороны – как следствие предыдущего утверждения – профессиональное образование помогает личности определиться в окружающем мире, осуществить осознанный выбор профессии и овладеть комплексом производственных технологий профессиональной деятельности на основании личностных качеств, направленных управлять человеком как специалистом для активного внедрения ценностей и смыслов, определяющих ментальность нации и государства.




Табл. 1. Определение модели подготовки специалиста

Наименование компонентов модели

Содержание компонентов модели

Определение модели подготовки

Профессиональная подготовка

Приобретение профессиональных знаний, умений и навыков; соответствие ФГОС; владение региональным аспектов профильной подготовки специалиста

Владение профессиональными знаниями, умениями и навыками

Профессиональная культура (поликультурное воспитание)

Ориентация на диалог культур; отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других национальностей и народностей;

Выполнение традиций (давних, ритуальных, современных, несущих положительные аспекты, принятые в поликультурном обществе)

Адаптация к поликультурной ситуации региона и страны, коммуникация с людьми разных традиций;

Передача социального опыта и приобретений отраслевой культуры (традиций),

Профессиональное воспитание

Создание условий для развития личности обучающегося, т.е. оказание ему помощи в различных ситуациях общения

Влияние на личность, группу людей или коллектив с целью формирования творческого подхода;

полная реализация сил и способностей в профессиональной деятельности и общении;

Социальная функция

Всестороннее познание и самопознание собственного «Я», интенсивное развитие духовного потенциала

Признание приоритета развития личности и её деятельности как способа духовного развития

Организационно-управленческая функция

Профессиональная деятельность личности, соответствующая её требованиям и требованиям общества, государства с учётом реалий

Согласование профессиональных действий специалиста на благо общества и государства

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- для формирования конкурентоспособного специалиста следует использовать такие модели профессиональной подготовки, которые могли бы в целом обеспечить качественный уровень его мобильности;

- опираясь на системность и преемственность процесса обучения, следует определить аспекты, обеспечивающие соответствие государственным стандартам подготовки специалистов;

- содействие развитию личности в контексте современного инновационного моделирования специалиста является важным фактором формирования культурных, социально-экономических, творческих стандартов общества.

Следовательно, возникает необходимость совершенствования традиционных подходов к изучению гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также активное использованиеинновационных форм и методов обучения, которые помогут качественно улучшить, прежде всего, профессиональную подготовку, органично совместить требования общих и профессиональных компетенций, разработать такие модели и схемы, которые бы четко структуризировали цели и задачи обучения.


Список использованных источников:

  1. Антонов, О.Е. Инновации и традиции в развитиикультурыбудущогоспециалиста / О.Е. Антонов //«Профессиональное образование: современная теория и инновационная практика»: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной педагогическому наследию академика РАО МухаметзяновойГузелВалеевны (10 октября 2018 года); под научной редакцией Р.Х. Гильмеевой; в 2-х томах, том 1. - Казань: ФГБНУ «ИППСП», 2018. С. 33-35

  2. Авдонина, Н.С. Проектирование системы организационно-педагогических условий образовательной деятельности на основании модели развития профессиональной идентичности / Н.С. Авдонина // Инновации в образовании. – 2018. - №3. – С. 5-21.

  3. Бабанский, Ю.К. / Ю.К. Бабанский // Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – Москва: Просвещение, 1982. 192 с.

  4. Бураева Е.В. (Вестник аграрной науки, 6(690, 2017. http: //dx.doi.org/10.15217/48484. Электронный ресурс. Режим доступаhttps://cyberleninka.ru/article/v/agrarnoe-obrazovanie-mesto-i-rol-v-kadrovom-obespechenii-apk

  5. Мандель, Б.Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение / Б.Р. Мандель // Образовательные технологии: журнал. — 2015 . — № 2. — С. 27-48

  6. Северина, В.Ф. Технология организации продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов на основе диалога [Электронный ресурс]: науч. журнал / В.Ф. Северина. - Алтайский гос. аграрный универ-т. - 2016. – URL: http://psihdocs.ru/tehnologiyaorganizacii-produktivnogo-vzaimodejstviya-prepodav. (23.07.2018).

  7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т.1. М.: Народное образование. 2005. 557 с.

  8. Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы 12-ой Международной научнопрактической конференции (г. Казань, 17 мая 2018 года). В 2-х книгах. Книга 2. / Под общей редакцией д. п. н. Р. С. Сафина; д. п. н. Е. А. Корчагина. – Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2018. – 444 с.

  9. Мухин О.И. Понятие моделирования. Способы представления моделей. Электронный ресурс. http://stratum.ac.ru/education/textbooks/modelir/lection01.html

  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05 2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 Агрономия». – 64 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Нерух Наталия Васильевна

Дата: 12.11.2019

Номер свидетельства: 526799


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства