Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по развитию познавательных процессов учащихся»
Рекомендации родителям по развитию внимания
Внимание - это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы , которые вы предлагаете , тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка.
Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениям.
Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.
Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи . Больше внимания обращайте на достигнутые успехи.
Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.
Наберитесь терпения и не ждите немедленных успешных результатов.
При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает. Устраните отвлекающие факторы.
Рекомендации для родителей по оптимизации памяти
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.
Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).
Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).
В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.
Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.
Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.
Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
При появлении явных признаков утомления сделайте перерыв.
Эмоционально проговариваете текст.
При соблюдении ряда простых правил учащиеся будут тренировать свою память, задействуя не только кратковременную, но и долгосрочную память.
Рекомендации родителям по развитию восприятия
Восприятие - это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
Научите ребенка:
Различать цвета и их оттенки.
Различать форму предметов и геометрические фигуры.
Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.
Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
Сравнивать предмеы, различные по величине.
Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
Различать и называть части суток, их последовательность.
Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.Знать дни недели, месяцы года.
Таким образом, развивая у ребенка интеллектуальные и коммуникативные способности, вы помогаете ему быстро и безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения в классе, распорядка дня.
Методические рекомендации для родителей по развитию мышления
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит интеллектуализация всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности. Развитие мышления становится доминирующей функцией в развитии личности младших школьников, определяющей работу всех других функций сознания.
С помощью специальных упражнений и тренировок можно достичь высокого уровня овладения мыслительными операциями.
1. Упражнения, направленные на развитие умения классифицировать слова по определенному признаку и обобщать. Для данного упражнения можно использовать любые существительные, используя инструкцию: «разбей слова на группы», или «Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты, символы, государственные деятели, морфемы и т.д.)".
2. Для развития операций анализа и синтеза можно использовать упражнения «Найди как можно общего и различного в понятиях». Например: хлеб и масло; нос и глаза; яблоко и земляника; часы и градусник; кит и лев; эхо и зеркало; флаг и гимн, корова и заяц и т.д.
3. Упражнения для формирования умения устанавливать связи между понятиями, проводить аналогии.
Упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов служит как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведется совместно взрослым и ребенком. Задача взрослого - подвести ребенка к логическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий.
4. Использование самых различных логических задач. Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения.
Используя различные задачи и упражнения для развития мышления, будет достигнут желаемый результат.