Просмотр содержимого документа
«Методические основы системы работы школы по воспитанию культуры здоровья»
Зам. директора по учебной работе
Н.А.Никитина
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64»
Московского района г. Казани
«Методические основы системы работы школы
по воспитанию культуры здоровья»
Формирование здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, собственной безопасности – это сегодня одно из главных направлений не только в нашей школе, но и во всех других школах, «научение здоровью»- это сегодня задача времени.
Мы все сегодня понимаем, что самые замечательные мероприятия, проводимые в школе, в конечном итоге мало, что меняют.
Нужна основа, нужна такая система, которая бы создала особую среду для роста приоритета здоровья как какой- то общей идеи. Это должно стать в школе главной целью.
Конечно, для её реализации необходимо вовлечение в учебно - воспитательный процесс всех возможных общественных структур.
Для себя мы сформулировали следующие задачи:
ориентация на личностно- ориентированный подход в организации обучения для реализации личностного потенциала ученика;
воспитание понимания, что главное в жизни – это здоровье;
формирование понимания главенствующей роли семьи в воспитании здоровья ребёнка, в избавлении от вредных привычек и овладении им правилами личной гигиены;
развитие умений и навыков средствами всего учебно- воспитательного процесса для ведения здорового образа жизни;
Реализация этих задач должна, по нашему мнению, пройти через все системы работы школы, с привлечением ещё и родителей, и общественности.
Вся работа сводится к нескольким методам деятельности:
регламентированным;
факультативным;
инициативным
Что они из себя представляют ?
Регламентированные методы
анализ состояния здоровья
связь с наркологическими службами
связь с гинекологическими службами
психологическая служба школы
уроки ОБЖ
уроки химии
уроки биологии
уроки ритмики
уроки ИЗО
спортивные классы
Формы работы- анкеты, уроки, лекции, встречи
Факультативные методы
мониторинги
тренинги
динамические паузы
физкультминутки
физзарядка
Формы работы- групповые и индивидуальные занятия
Инициативные методы
внешкольные и внеклассные мероприятия
родительский лекторий
спортивные секции
Формы работы- классные часы, соревнования, субботники, дни здоровья,
конкурсы, декадники, праздники
По содержанию всю работу мы для себя разделили
1. на работу с учителями, классными руководителями, медицинскими работниками и обслуживающим персоналом школы
создание условий для обучения учащихся
предметные уроки, ЛФК
педсоветы, совещания, семинары, ШМО
(Урок любого учителя может стать школой воспитания культуры здоровья, не говоря уже об уроках биологии, химии, географии, ОБЖ, и т.д.)
2. на работу с учащимися
организация в школе наглядной агитации
организация работы по правилам ТБ и ПДД
организация спортивно- оздоровительной работы
работа спортивных секций
организация работы со старшеклассниками и старшеклассницами по вопросам полового воспитания
система бесед по вопросам здорового образа жизни
реализация программы психолого- педагогического воспитания
проведение декадников по профилактике вредных привычек
организация и проведение конкурсов творческих работ учащихся
организация летнего и зимнего отдыха учащихся
тестирование
3. на работу с родителями и общественностью
организация лектория для родителей
родительские собрания
организация уроков здоровья силами родителей и общественности
На сегодняшний день у нас составлены программы работы с учащимися, включая учебные и внеурочные занятия, план внешкольных мероприятий, родительских лекториев, ШМО классных руководителей. Есть результаты анкетирования.
Возможную программу работы психологической службы, разработанную когда-то с помощью нашего педагога-психолога, мы предлагаем вашему вниманию (см. Приложение)
Вот ответы учащихся 8-11 классов в отношении некоторых очень серьёзных вопросов, что-то из ответов радует, а что-то настораживает и заставляет задуматься о решении ещё очень многих проблем:
№/п
Формулировка вопроса
+ да
- нет
1
Часто ли после проведения уроков чувствуете себя утомлённым, уставшим?
85,4%
14,6%
2
Испытываете ли вы беспокойство в отношении состояния своего здоровья?
64%
36%
3
Часто ли вы вынуждены употреблять лекарства?
15%
85%
4
Соблюдаете ли вы режим дня?
6%
94%
5
Регулярно ли вы делаете зарядку?
30,6%
69%
6
Соблюдаете ли режим питания7
23%
77%
7
Занимаетесь ли каким – либо видом спорта?
60%
40%
8
Какие эмоции больше всего испытываете в последнее время:
А) положительные
Б) отрицательные
87%
13%
9
Умеете ли вы отдыхать и расслабляться?
27%
73%
А вот результаты анкетирования, которые вселяют надежду в нас педагогов, что мы не зря трудимся
Мы предлагаем несколько анкет, которые оказывают не малую помощь в работе с детьми, они не требуют специального образования, но дают достаточно материала для выхода на решение многих школьных проблем (см. Приложение)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета
«Расскажи о себе»
№/п
Формулировка вопроса
+ да
- нет
1
Часто ли после проведения уроков чувствуете себя утомлённым, уставшим?
2
Испытываете ли вы беспокойство в отношении состояния своего здоровья?
3
Часто ли вы вынуждены употреблять лекарства?
4
Соблюдаете ли вы режим дня?
5
Регулярно ли вы делаете зарядку?
6
Соблюдаете ли режим питания7
7
Занимаетесь ли каким – либо видом спорта?
8
Какие эмоции больше всего испытываете в последнее время:
А) положительные
Б) отрицательные
9
Умеете ли вы отдыхать и расслабляться?
АНКЕТА
«Поговорим о здоровье»
1.Оцени своё здоровье по пятибальной системе:
1 2 3 4 5
2.Как ты оцениваешь своё самочувствие в школе:
1 2 3 4 5
А) удовлетворённость учебной деятельности
1 2 3 4 5
Б) взаимоотношение со сверстниками класса
1 2 3 4 5
В) взаимоотношение с друзьями по школе
1 2 3 4 5
Г) взаимоотношение с учителями
1 2 3 4 5
Д) физическая и психологическая защищённость
1 2 3 4 5
3.Твоё отношение к
А)курению: 1.положительное
2.отрицательное
3.всё равно
Б)алкоголю: 1.положительное
2.отрицательное
3.всё равно
В)наркотикам: 1.положительное
2.отрицательное
3.всё равно
4. Пробовал ли ты
А)курить
Да нет иногда
Б)алкоголь
Да нет иногда
В)психоактивные вещества
Да нет иногда
5. Ниже перечислены общечеловеческие ценности. Какме ты поставишь на 1,2,3 место?