kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме "Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: кормление пациента с недостаточностью самостоятельного ухода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие разработано для самостоятельной работы студентов с целью формирования умений и знаний по теме: «Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: кормление пациента с недостаточностью самостоятельного ухода». Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к умениям по ФГОС III поколения, для использования на практическом  занятии  в рамках специальности 34.02.01. «Сестринское дело» (базовой подготовки).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: кормление пациента с недостаточностью самостоятельного ухода"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по профессиональному модулю:

«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Раздел 1. Решение проблем пациента путем сестринского ухода

МДК.04.01. Технология оказания медицинских услуг

Тема: «Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: кормление пациента с недостаточностью самостоятельного ухода»

Специальность: 34.02.01. Сестринское дело

(базовой подготовки)



















Купино

2017 г

Рассмотрена на заседании

Предметно-цикловой комиссии профессиональных модулей

Протокол № ___ от «___» _________ 2017

Председатель _____________ А.В. Степанова

















Автор составитель: преподаватель высшей квалификационной категории Гладкова Л.М.























Купино

2017 г.

Пояснительная записка


к методической разработке по профессиональному модулю «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по теме: «Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: кормление пациента с недостаточностью самостоятельного ухода».


Методическое пособие разработано для самостоятельной работы студентов с целью формирования умений и знаний по теме: «Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: кормление пациента с недостаточностью самостоятельного ухода».


Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к умениям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 34.02.01. «Сестринское дело» (базовой подготовки).


В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен уметь:

  • Собирать информацию о состоянии здоровья пациента.

  • Определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья.

  • Обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружение и персонала.

  • Проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дез.средств.

  • Составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания.

Знать:

  • Технологии выполнения медицинских услуг

  • Факторы влияющие на безопасность пациента и персонала

  • Основы профилактики внутрибольничных инфекций

  • Принципы санитарно- гигиенического воспитания и образования среди населения

Сформировать:

П.К. 4.3.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

П.К. 4.6.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

П.К. 4.7.

Обеспечивать инфекционную безопасность.

П.К. 4.8.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

П.К. 4.9.

Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 4.10.

Владеть основами гигиенического питания.

ПК 4.11.

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8.

Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.


Методическая разработка состоит из пояснительной записки, методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы (Приложение 1), изложения нового материала (Приложение 2), самостоятельной работы студентов (Приложение 3).



































Приложение №1

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы


1. Внимательно прочтите теоретический материал, составьте в тетради краткий конспект по нему.

2. Основываясь на теоретических знаниях, выполните задания:

  • Дайте ответ на предложенные тестовые задания;

  • Решите кроссворд по теме;

  • Решите ситуационные задачи для освоения умений по данной теме.











































Этико-деонтологические аспекты поведения медицинской сестры при проверке продуктовых передач и тумбочек


Прежде всего необходимо провести беседу с пациентом об осо­бенностях диеты, которую ему назначил врач. Особое внимание па­циента обратить на то, что ему нельзя употреблять в пищу, причем грамотно и в доходчивой форме объяснить, почему нельзя и к чему приведет несоблюдение данных рекомендаций. Также нужно рас­сказать пациенту о том, что можно и нужно употреблять в пищу при данном заболевании. Давая эти рекомендации, необходимо помнить о финансовых возможностях пациента, а также о его вкусе. Такую же беседу нужно провести и с родственниками пациента. Проверяя характер продуктовых передач и тумбочку, нужно получить согла­сие пациента на это, объяснив, что Вы это делаете не из любо­пытства, а чтобы помочь ему в соблюдении диетического режима. Если медсестра обнаружила продукты с истекшим сроком хранения и дродукты, употребление которых противопоказано пациенту, то необходимо убедить его отказаться или избавиться от них. При этом необходимо проявить терпение, такт, быть убедительной.


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ



Пищеварение — процесс физической и химической обработки пищи в желудочно-кишечном тракте до состояния всасывания и участия в обмене веществ. Этот процесс осуществляют соки слюнных желез, поджелудочной железы, железистые клетки слизистых оболочек полости рта, желудка и ки­шечника.

Моторика пищеварительной системы обеспечивает продвижение пищевого комка и смачивание его пищеварительными соками.


Полость рта — зубы и слюна формируют пищевой комок, а вкусовые ощущения способствуют дальнейшему пищеварению.


Желудок — кислотность зависит от характера пищи: для переваривания мясной пищи — наиболее кислый сок и в большем количестве; молока и растительных продуктов — с меньшим содержанием соляной кислоты. Кислая среда желудка оказывает бактерицидное действие. Незначительное количество ферментов расщепляют жиры и углеводы. Желудочные мышцы способствуют порционному продвижению пищевой кашицы в двенадцатиперстную кишку.


Двенадцатиперстная кишка — сок поджелудочной железы, желчь и кишечный сок создают щелочную реакцию среды. Желчь активирует пищеварение, препятствует развитию гнилостных микробов, стимулирует кишечную перистальтику. Отделение желчи усиливают растительные жиры, растительные волокна овощей и зерновых культур. Ферменты пищева­рительных соков расщепляют белки, жиры и углеводы. Наибольшее количество соков необходимо для переваривания хлеба, мяса, минимальное — для молока.


Кишечник — пища подвержена мощному действию кишечного сока. Ферментативная активность выражена в полости кишечника и пристеночно. Полостное и пристеночное пищеварение взаимосвязаны. Микрофлора кишечника участвует в образовании молочной кислоты, витаминов группы. В, фер­ментов. Нормальную микрофлору кишечника поддерживают кисломолочные продукты, растительные волокна, особенно зерновых культур. В толстой кишке происходит всасывание воды и незначительного количества пищевых веществ, формируются каловые массы.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПИЩИ


Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего составляется его питание. Всякий живой организм в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в его состав вещества. Для поддержания жизни необходимо, чтобы все эти траты организма полностью возмещались. Источником такого возмещения являются вещества, поступающие с пищей.






ВИДЫ ПИТАНИЯ


Для здоровых и больных людей существует различный режим питания.
В связи с этим вводится понятие диеты.
Диета – пищевой режим, устанавливаемый для здоровых и больных соответственно возрасту, телосложению, профессии, климату, временам года и т. д.


РАЦИОНАЛЬНОЕ

(СБАЛАНСИРОВАННОЕ) ПИТАНИЕ

ЛЕЧЕБНОЕ ПИТАНИЕ

(ДИЕТОТЕРАПИЯ)

Это питание здоровых людей с учётом их пола, возраста, характера труда и других факторов. Поступления в организм и усвоение им веществ, необходимых для покрытия энергетических и пластических затрат, и выполнения регулирующей функции.

Это питание больного человека (как амбулаторного, так и находящегося на стационарном лечении), обеспечивающее его физиологические потребности в пищевых веществах и терапевтически воздействующее
на течение заболевания.



Рациональное питание


Основы рационального питания

  1. Соблюдение суточного рациона, общего количества пищи (достаточная энергетическая ценность пищи составляет 2800-3000 ккал. в сутки) и зависит от образа жизни человека.

  2. Чтобы организм нормально функционировал, пищу в течение суток полезно принимать 4 раза. Суточный рацион должен составляться в следующих пропорциях: завтрак – 25 %, обед – 30 %, полдник – 20 %, ужин – 25 % от суточного рациона.

  3. Белок на ночь не рекомендуется, т.к. он возбуждает нервную систему.

  4. Поступление белков, жиров и углеводов (1:1:4), минеральных веществ, витаминов, воды должно быть сбалансировано и зависит от энергозатрат организма (пола, возраста, условий труда).


Требования, предъявляемые к рациональному питанию

1. Достаточная энергетическая ценность пищи.

2. Оптимальный качественный и в меньшей степени количественный состав пищи.

3. Достаточный объем пищи и жидкости.

4. Деление суточного рациона на части.

5. Прием совместимых пищевых продуктов;

6. Употребление свежих продуктов, не подвергнутых различным обработкам.

7. Максимальное исключение из употребления соли, сахара, алкоголя, кофе, какао, чая, шоколада.

8. Систематическое очищение организма от шлаков.


Функции питания

Всякий живой организм в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в его состав вещества. Значительная часть этих веществ "сжигается" (окисляется) в организме, в результате чего освобождается энергия. Эту энергию организм использует для поддержания постоянной температуры тела, для обеспечения нормальной деятельности внутренних органов (сердца, дыхательного аппарата, органов кровообращения, нервной системы и т. п.) и особенно для выполнения физической работы. Кроме того, в организме постоянно протекают созидательные, так называемые пластические процессы, связанные с формированием новых клеток и тканей.



Лечебное питание


Лечебное питание — применение в лечебных или профи­лактических целях специально составленных рационов пита­ния и режима приема пищи. Лечебное питание назначает врач в виде суточных пищевых рационов — диет.


Диета (греч. diaita — образ жизни, режим питания) — рацион и режим питания больного человека.


Диетотерапия — метод лечения с применением индивиду­альной диеты.


Диетология — раздел нутрициологии, изучающий питание человека в норме и при патологических состояниях.


Задача лечебного питания — восстановление нарушенного равновесия в организме во время болезни путем подбора и сочетания продуктов, выбора способа кулинарной обработки.


Основные принципы лечебного питания


Индивидуальный подход к определению рациона пита­ния, режима приема и способа кулинарной обработки с уче­том количественного и качественного соответствия характеру болезни, особенностям организма пациента

Сбалансированность пищи по составу и физиологически полноценных рационов.


Щажение пищеварительной системы и всего организма в целом.

  • механическое — определенный способ кулинарной об­работки пищи (измельчение, протирание, гомогениза­ция) и ее приготовления;

  • химическое — определенный способ приготовления пищи (отваривание, тушение, на пару) без использо­вания приправ, соусов. Экстрактивные вещества, рез­ко возбуждающие секреторную активность пищеварения, переходят в бульон. Это исключает употребление пер­вых мясных блюд в диетпитании.

  • термическое — соблюдение низких температур в лечеб­ном питании обеспечивает профилактику кровотечений в постоперационном периоде пищеварительного тракта (после тонзилэктомии), при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.


Принцип тренировки постепенное расширение строгой диеты — дозированное снятие ограничений вплоть до перехо­да на рациональное питание.


Задача лечебного питания — восстановить нарушенное рав­новесие в организме во время болезни путем приспособления химического состава рациона к обменным особенностям орга­низма, подбора и сочетания продуктов по составу и способу кулинарной обработки


Рекомендованные правила питания.


  1. Соблюдать гигиенические нормы при приготовлении и хранении продуктов.

  2. Регулярно принимать пищу в одно и то же время.

  3. Разнообразить пищу.

  4. Перед приемом пищи желательно употреблять один ста­кан воды.

  5. Избегать переедания, контролировать прием поварен­ной соли, жиров, сладостей.

  6. После приема пищи двигаться, а не лежать.

  7. Принимать пищу за 2-3 часа до сна.


Организация лечебного питания в стационаре


Лечащий врач фиксирует лечебную диету в карте стационарного пациента и листе назначений. После ежедневного обхода, корректирует индивидуальный характер питания пациента.

Постовая сестра, проверяя листы назначений, подает сведения в двух экземплярах о количестве пациентов и назначенных диетах старшей сестре, и раздатчице в буфете указанием номера палаты, ФИО и места приема пищи (палата, столовая).

Старшая сестра суммирует полученные данные, оформляя порционное требование на отделение. Заведующий отделением и старшая сестра подписывают порционник, передают на пищеблок больницы, учитывая всех поступивших пациентов до 12 часов дня. Выписываемых в данный день не учитывают.

Пациентов, поступивших вечером или в ночное время, фиксирует медсестра приемного отделения.


В лечебных стационарах установлен 4-разовый режим питания, а для некоторых групп больных 5-6 и даже 8-разовый. Время питания пациента зависит от числа приемов пищи. Но перерыв между ними должен быть не более 4 ч в дневное время, при 5-разовом питании вводится второй завтрак, а при 6-разовом – еще и полдник. В некоторых случаях пациенту дают сначала жидкую пищу, которая быстрее покидает желудок, а через 1-1,5 твёрдую пищу.



СОСТАВЛЕНИЕ ПОРЦИОННОГО ТРЕБОВАНИЯ


Сведения палатных медицинских сестер о числе диет суммирует старшая медицинская сестра отделения и заполняет специальный бланк «Порционное требование» или «Порционник» Порционное требование заполняется в 2-х экземплярах: первый для пищеблока, второй остается у старшей сестры отделения, их подписывает старшая медицинская сестра, заведующий отделением и диетсестра. Затем все сводные данные по количеству пациентов проверяет старшая сестра приемного отделения или медстатистик.



ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ


Порционные требования (порционники) направляются в пищеблок в начале рабочего дня. На основании порционных требований (порционников) в пищеблоке готовят пищу для пациентов.

Оптимальной является централизованная система приготовления пищи, когда в одном помещении больницы (пищеблоке) приготавливается пища для всех отделений, а затем доставляется в каждое отделение в маркированных теплоизолирующих емкостях.



КОНТРОЛЬ ЗА САНИТАРНЫМ СОСТОЯНИЕМ

ТУМБОЧЕК, ХОЛОДИЛЬНИКОВ, СРОКОМ ХРАНЕНИЯ

ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ.


Контроль за хранением и ассортиментом продуктов, разре­шенных к передаче посетителями, возложен на палатную сес­тру. Продукты принимают в отделение в дни посещений и установленные часы согласно режиму дня отделения.

Запрещено передавать консервы, торты, вареные колба­сы, алкоголь.


Ежедневный контроль за санитарным состоянием тумбо­чек, холодильников, сроком хранения продуктов Возложен на палатную сестру.

В тумбочках хранят:

  • сухие продукты — печенье, бублики, сухари, варенье.

  • туалетные принадлежности;

  • книги, журналы.



В холодильнике хранят:

  • фрукты;

  • свежие молочные продукты в упаковке — не более 1 суток;

  • кисломолочные — не более 2 суток.


Продукты помещают в индивидуальные пакеты с указани­ем даты, Ф.И.О. пациента и номера палаты.



ОСОБЕННОСТИ КОРМЛЕНИЯ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО


Часто тяжелобольной пациент отказывается от приема пищи. Помогая ему есть, медсестра должна соблюдать правила.

  • не оставлять больного одного, когда он ест;

  • устранять любые отвлекающие факторы, например, выключить телевизор, радиоприемник и др.;

  • держать голову больного в приподнятом положении во время еды и в течение получаса после приема пищи.

  • подавать больному пищу в рот сбоку, с неповрежденной стороны, так как он не сможет почувствовать пищу с поврежденной стороны и она будет скапливаться у него за щекой;

  • следить, чтобы больной наклонял голову вниз при жевании, поощрять больного жевать тщательно и медленно.


Прикроватный столик-тумбочка предназначен для использования в больницах, санаториях и в домашних условиях для чтения и питания в кровати. Обеспечивает комфорт пациенту и значительно облегчает труд медперсонала. Выполнен из материалов устойчивых к воздействию чистящих и дезинфицирующих средств, снабжен роликами с индивидуальными тормозами.


















КОРМЛЕНИЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО.





Кормление больного осуществляется буфетчицей или палатной медсестрой. Прежде чем приступать к кормлению, необходимо:

  1. Вымыть руки.

  2. Проверить сервировку стола и создать условия для приема пищи пациентом.

  3. Чтобы пациенту было легче пережевывать пищу, её необходимо разделить на мелкие куски прежде, чем давать новую порцию, дождаться, чтобы он пережевал.

По окончании кормления предложить воды.



ИСКУССТВЕННОЕ ПИТАНИЕ


Наука, изучающая вопросы кормления пациентов, называется нутрициологией.

Искусственное питание – это питание пациента при невозможности естественного кормления, т.е. введение в организм питательных веществ противоестественным путем, минуя ротовую полость. Искусственное питание иногда является дополнением к нормальному. Количество и качество пищи, способ и частоту кормления определяет врач. Питательные вещества должны вводиться в такой форме, чтобы организм мог их усвоить, перенести, утилизировать и содержать все необходимые ингридиенты: жиры, белки, углеводы и т.д.


Виды искусственного питания:
• энтеральное питание;
• парентеральное питание.

Энтеральное питание – вид искусственного питания, при котором питательные вещества поступают в желудок или кишечник, всасывание происходит через кишечник, т.е. естественным способом.

Парентеральное питание – вид искусственного питания, при котором питательные вещества вводятся в организм, минуя желудочно-кишечный тракт, прямо в кровь.


Показания к искусственному питанию:
• непроходимость пищевода в результате ожогов, опухолей, травм;
• стеноз привратника (сужение выхода из желудка);
• наружные тонкокишечные свищи;
• период после операций на пищеводе, желудке, кишечнике и др.;
• затруднение глотания при тяжелых черепно-мозговых травмах;
• отек языка, глотки, гортани, пищевода;
• бессознательное состояние пациента;
• психозы с отказом от приема пищи.


Противопоказания к искусственному питанию:
• клинически выраженный шок;
• ишемия (нарушение кровоснабжения) кишечника;
• кишечная непроходимость;
• непереносимость компонентов смесей для искусственного питания.


Осложнения искусственного питания:
• аспирационная пневмония;
• тошнота, рвота, диарея;
• флебиты и тромбозы;
• водная перегрузка;
• гипергликемия;
• гипогликемия и др.





ЭНТЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ


Энтеральное питание может проводиться:

1) через зонд или катетер, по которому питательные вещества доставляются в желудок или кишечник, минуя ротовую полость (зондовое питание);
2) через гастростому;
3) через прямую кишку.
Если энтеральное питание проводится сроком до 3-х недель (срок устанавливается врачом), то применяется питание через зонд, вставленный через рот или нос; если более 3-х недель и до года, то через гастростому.


Преимущества энтерального питания перед парантеральным:
– более дешевое, безопасное и удобное;
– физиологичное;
– уменьшает риск развития сепсиса;
– предотвращает атрофию слизистой желудочно-кишечного тракта;
– снижает выраженность стрессовой реакции;
– достоверно увеличивает мезентериальный и печеночный кровоток;
– снижает частоту желудочно-кишечных кровотечений из острых язв;
– снижает риск инфекционных осложнений и развития синдрома полиорганной недостаточности.


Питательные смеси готовятся из высококачественных измельченных твердых пищевых продуктов, разведенных кипяченной водой: мелко протертое мясо, рыба, хлеб, сухари, также используются: молоко, сливки, сырые яйца, бульон, кисели, протертые овощи, жидкие каши.

С большим успехом применяются готовые к применению энтеральные смеси:
сухие порошковые смеси (разводятся кипяченой водой) – Нутрикомп-Стандарт, Нутризон, Берламин, Нутриэн-Стандарт, детские молочные смеси.
жидкие смеси – Нутризон-Стандарт, Нутризон-Энергия, Нутрикомп-Ликвид-Стандарт, Нутрикомп-Ликвид-Энергия.


ЗОНДОВОЕ ПИТАНИЕ


Зондовое питание осуществляется через назогастральный зонд.
Зонды изготавливаются из пластика, силикона или резины; их длина различна в зависимости от места введения: желудок или кишечник. Зонд снабжен метками по длине, что помогает определить его правильное положение в желудке.

Назогастральный зонд вводят через нос в желудок для введения через него жидкой пищи или других жидких субстанций.

Обычно назогастральный зонд вводит специально обученная медсестра только по указанию врача.
Процедура введения назогастрального зонда состоит из нескольких этапов. Перед началом проведения процедуры следует приготовить необходимое оснащение.

Медсестра должна регулярно осуществлять уход за назогастральным зондом (проверка места расположения зонда в полости рта, контроль места нахождения зонда в желудке, промывка зонда), а также осуществлять уход за полостью рта и носа у пациента с установленным назогастральным зондом.
Процедура ухода за назогастральным зондом состоит из нескольких этапов. Перед началом проведения процедуры следует приготовить необходимое оснащение.


РЕЖИМЫ ЗОНДОВОГО ПИТАНИЯ


Этот вид питания назначается пациентам с нормальной функцией желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) при невозможности кормления через рот из-за бессознательного состояния, паралича глотания, отвращения к пище, отказе от питания при психозах.
Существует два режима зондового питания:
• прерывистый (фракционный) режим;
• непрерывный (капельный) режим.


Прерывистый (фракционный) режим
Жидкая пища (объемом 500-600 мл на одно кормление) в подогретом виде вводится в назогастральный зонд маленькими порциями (фракционно). Питательная смесь обычно вводится 3-4 раза в день. Консистенция питательной смеси не должна быть плотной. Этот режим имитирует нормальный процесс еды.


Непрерывистый (капельный) режим
Жидкая пища или стерильные питательные растворы вводятся через назогастральный зонд в желудок непрерывно капельно в течение 16 часов ежедневно.


ПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ГАСТРОСТОМУ


Этот вид питания назначается пациентам при заболеваниях, сопровождающихся непроходимостью глотки, пищевода, входного отдела желудка.
Питание через гастростому врач обычно назначает на вторые сутки после операции. Используются те же питательные смеси, что и при кормлении через зонд. Пищу вводят в подогретом виде небольшими порциями (150–200 мл) 5–6 раз в день непосредственно в желудок через гастростому. Постепенно количество вводимой пищи увеличивают до 250-500 мл, но число введений уменьшают до 3–4 раз. Следует остерегаться вводить в воронку большие количества пищи (порция не более 50 мл), так как может наступить спазм мускулатуры желудка, и пища может быть выброшена через стому наружу. Во время кормления надо следить за состоянием трубки в стоме, так как её перегиб или смещение может препятствовать прохождению питательной смеси через зонд в гастростоме.

По окончании кормления следует промыть трубку физиологическим раствором (30 мл) для профилактики развития микрофлоры и, если требуется, осуществить уход за кожей вокруг стомы. При кормлении пациента молоком, необходимо каждые 2 часа промывать трубку в гастростоме кипяченой водой (20 мл) до следующего кормления.


ИСКУСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРЯМУЮ КИШКУ


Этот вид искусственного питания используется как дополнительный метод введения питательных веществ в тех случаях, когда их нельзя вводить естественным путем. Применение такого вида искусственного питания очень ограничено.
Преимущество данного метода в том, что вещества всасываются в кровь, минуя печень, а следовательно не разрушаются.
Недостатком является то, что из-за отсутствия ферментов в прямой кишке не все питательные вещества могут пройти через ее стенку. Всасываются только вода, изотонический раствор поваренной соли (NaCl), 5%-й раствор глюкозы и спирт (40%). Частично всасываются белки и аминокислоты.
Питательные растворы через прямую кишку вводятся двумя способами:
- однократное введение (в виде питательных клизм)
- капельное введение (в виде капельных питательных клизм)
Перед введением питательных средств в прямую кишку следует сделать пациенту очистительную клизму за 30-40 минут (до полного опорожнения кишечника).
Небольшие питательные клизмы делают объемом не более 200 мл с добавлением 5-10 капель настойки опия для подавления кишечной перистальтики. Частое применение питательных клизм не рекомендуется из-за опасности раздражения сфинктера прямой кишки и появления трещин заднего прохода. Необходим тщательный уход заднего прохода после каждого введения питательных веществ.
Процедура проведения искусственного питания через прямую кишку состоит из нескольких этапов. Перед началом проведения процедуры следует приготовить необходимое оснащение.


ПАРЕНТЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ


Это вид искусственного питания, при котором питательные вещества вводятся непосредственно в кровь, минуя желудочно-кишечный тракт. Питательные растворы вводятся внутривенно капельно через катетер, установленный врачом в центральной (подключичной, яремной, бедренной) или периферической вене (вене локтевого сгиба). Перед введением растворы подогревают на водяной бане до температуры тела.
Парентеральное питание должно включать те же питательные ингредиенты, что и питание естественное (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества).
Показания: невозможность использования нормального питания через рот, т.е. больной в течение длительного времени в силу различных обстоятельств не хочет, не может или не должен принимать пищу естественным путем.
Противопоказания: непереносимость отдельных составляющих питания, шок, гипергидратация, жировая эмболия (для жировых эмульсий).
Осложнения: флебиты и тромбозы вен; водная перегрузка, гипергликемия, гипогликемия и др.


Основные составляющие парентерального питания


Поставщики энергии

Углеводы (20%-25%-30%-й растворы глюкозы).
Жировые эмульсии: 10%-20%-ые растворы липофундина, липовеноза, интралипида.


Поставщики пластического материала для синтеза белка - растворы кристаллических аминокислот

Аминоплазмаль-Е 15%-й раствор (20 аминокислот).
Аминоплазмаль-Е 10% (20 аминокислот).
Аминосол 800 (18 аминокислот).
Вамин 18 (18 аминокислот).
Нефрамин (8 аминокислот).


Витамины и микроэлементы

Солувит (водорастворимые витамины).
Виталипид (жирорастворимые витамины).
Церневит (витамины).
Тракутил (микроэлементы).
Аддамель (микроэлементы).


Растворы электролитов

Изотонический раствор хлорида натрия.
Сбалансированные растворы электролитов (лактосоль, ацесоль, трисоль и др.).
0,3%-й раствор хлорида калия.
10%-й раствор глюконата кальция, лактата кальция.
25%-й раствор сульфата магния.


Многокомпонентные растворы

В настоящее время используются двух и трехкомпонентные мешки для парентерального питания – «все в одном»:
Нутрифлекс – Пэри 40/80 (аминокислот – 40 г/л и глюкозы – 80 г/л);
Нутрифлекс Плюс – 48/150;
Нутрифлекс Спешиал – 70/240;
Нутрифлекс – Липид – Плюс;
Нутрифлекс – Липид – Спешиал.
Многокомпонентные растворы включают все компоненты парентерального питания сразу в одном стерильном мешке.


Парентеральное введение питательных растворов требует строгого соблюдения принципов асептики и техники выполнения инъекций, так как возможно возникновение постинъекционных осложнений.


Правила проведения парентерального питания:

• не используйте систему, через которую поступают питательные растворы пациенту, для переливания ему крови, введения лекарств или измерения центрального венозного давления;
• вводите поставщики энергии (углеводы или липиды) всегда параллельно с аминокислотами через V-образный переходник;
• используйте систему с фильтром для предотвращения вливания (инфузии) крупных частиц;
• держите раствор охлажденным до начала использования;
• проверяйте маркировку жидкостей, чтобы убедиться в правильности наименования и концентрации;
• меняйте системы для внутривенных вливаний каждые 24 часа;
• контролируйте скорость вливаний жировых эмульсий (при концентрации 10% — 100 мл в час; при концентрации 20% — не более 50 мл в час);
• проводите замену флаконов по мере окончания питательного раствора в них.
На протяжении всей процедуры наблюдайте за удобством положения пациента, его состоянием для выявления непереносимости питательных средств, проверяйте, не появилась ли припухлость в области инъекции, не изменилась ли скорость поступления раствора.
Процедура проведение парентерального питания состоит из нескольких этапов. Перед началом проведения процедуры следует приготовить необходимое оснащении.

Задания для самостоятельной работы студентов



Тестовые задания


Выберите один правильный ответ:


1. При запорах назначают диету №

  1. 10

  2. 5

  3. 3

  4. 1

  5. 7


2. При заболевании печени назначают диету №

  1. 5

  2. 7

  3. 9

  4. 6


3. При ожирении назначают диету №

  1. 10

  2. 7

  3. 9

  4. 5

  5. 8


4. Для диеты № 1 характерно

  1. ограничение соли, белков, жидкости

  2. механическое, термическое, химическое щажение

  3. ограничение или полное исключение углеводов

  4. физиологически полноценная пища с удвоенным содержанием витаминов

  5. ограничение или полное исключение белков


5. Нулевую диету назначают

  1. при ожирении

  2. в первые дни после операции на желудке, кишечнике

  3. при подагре

  4. при диабете

  5. при туберкулезе


6. При язвенной болезни желудка пациенту назначают диету №

  1. 7

  2. 8

  3. 9

  4. 5

  5. 1


7. Диета № 7 назначается с целью снижения АД и уменьшения отеков при заболеваниях _______________________ .



8. К видам искусственного питания относится - кормление через назогастральный зонд, через гастростому и ________ питание


9. Рациональным является питание _______ раза в сутки

  1. 2

  2. 5

  3. 4

  4. 1

  5. 6


10. Порционное требование составляется

  1. 2 раза в неделю

  2. 1 раз в неделю

  3. ежедневно

  4. при поступлении пациента

  5. перед выпиской пациента


11. Белковую пищу рекомендуется принимать

  1. днем

  2. вечером

  3. утром

  4. перед сном

  5. ночью


12. Перед сном не рекомендуют употреблять в пищу

  1. кофе

  2. кефир

  3. киви

  4. чай



13. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы назначается диета №

  1. 7

  2. 9

  3. 10

  4. 8


14. При заболевании почек назначается диета №

  1. 7

  2. 9

  3. 10

  4. 1

  5. 5


15. При заболевания, не требующих назначения специальной диеты, рекомендуется диета №

  1. 10

  2. 13

  3. 11

  4. 15

  5. 9



Решите кроссворд
































10



















































































































6



























































11


























































9

























2







13



















































1









18




















































5




15





20

















































8


























































7




14

16




























































19



























17























4




























































12
























































3




























































































































































Вопросы

По горизонтали:

1. Минеральное вещество, которое играет большую роль в регуляции водно – солевого баланса

3. Требование на пищеблок

4. Функция пищевых веществ, при которой поступление энергии необходимой для восстановления энергозатрат организма

5. Регулятор обмена веществ, который влияет на развитие клеток и тканей

8. Функция пищевых веществ, которая доставляет в организм необходимые вещества

11. Появилась при Петре I, сейчас очень распространен и употребляем в пищу

12. Является основным источником энергии в организме

13. Пищевой рацион, составляющийся для пациента

14. Наука о лечебном питании

18. Обеспечивает кроветворение организма входит в состав гемоглобина

19. Минеральное вещество, которое формирует костную ткань

20. Блюдо из разваренных в воде (или в молоке) зёрен или крупных злаков


По вертикали:

2. Жизненно необходимые вещества обеспечивающие рост, развитие и обмен веществ в организме

6. Функция пищевых веществ, которая обеспечивает развитие и обновление клеток и тканей

7. Его очень много в пережаренной пище, вызывает рак

9. Его дают после операции при диете №0

10. Жизненная потребность организма, которая обеспечивает человека энергией

15. В ней очень много витамина А, растет на грядке

16. Питание пациента при котором пищу вводят через зонд или стому

17. Входят в состав клеток, служат проводником витаминов A, D, E




























Ответы:




1. калий

3. порционное

4. энергетическая

5. витамины

8. регулирующая

11. картофель

12. углеводы

13. диета

14. диетология

18. железо

19. кальций

20. каша

2. белки

6. пластическая

7. канцероген

9. бульон

10. питание

15. морковь

16. искусственное

17. жиры





















































Ситуационные задачи


Задача №1


Исходные данные: В онкологическом отделении находится на стационарном лечении мужчина 48 лет с диагнозом рак желудка.

Жалобы на рвоту, слабость, отсутствие аппетита, отвращение к мясной пище, похудание, сильные боли в эпигастральной области, отрыжку, вздутие живота. Пациент адинамичен, подавлен, вступает в контакт с трудом, замкнут, испытывает чувство страха смерти.

Объективно: Состояние тяжелое, температура 37,90С, кожные покровы бледные с землистым оттенком, больной резко истощен, при пальпации в эпигастральной области отмечаются болезненность и напряжение мышц передней брюшной стенки. Печень плотная, болезненная, бугристая, выступает на 5 см из-под края реберной дуги.


Задания

  1. Выявите настоящие проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  2. Определите приоритетные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  3. Определение возможные потенциальные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

  4. Составьте план сестринских вмешательств по приоритетной проблеме пациента, связанной с состоянием его здоровья

  5. Выполните лечебные вмешательства в пределах своих полномочий: осуществите кормление пациента с недостаточностью самостоятельного ухода


Эталон ответа:

Проблемы пациента

Настоящие: боли в эпигастральной области, слабость, отсутствие аппетита, снижение массы тела, отрыжка, метеоризм, рвота., чувство страха смерти, опасение за будущее близких.

Приоритетная проблема пациента: сильные боли в эпигастральной области.

Потенциальные: ухудшение состояния пациента, связанное с развитием острой сердечно-сосудистой недостаточности, желудочным кровотечением и перитонитом.

Цели: краткосрочные и долгосрочные уменьшение интенсивности болей со дня поступления и к моменту выписки, адаптация к состоянию своего здоровья.

 

План

Мотивация

1. Обеспечить пациенту покой, повышенное внимание, сочувствие.

Для создания психологического комфорта.

2. Следить за соблюдением постельного режима.

Для создания физического покоя.

3. Обеспечить пациенту высококалорийное, легкоусвояемое разно образное, богатое белками и витаминами питание.

Для повышения аппетита, улучшения пищеварения.

4. Организовать кормление пациента в постели.

Для снижения потери веса и для компенсации потери белка и витаминов, для поддержания защитных сил организма.

5. Помочь пациенту при физиологических отправлениях и гигиенических процедурах; осуществлять профилактику пролежней; своевременно менять постельное и нательное белье.

Для поддержания гигиенических условий и профилактики осложнений.

6. Обеспечить регулярное проветривание палаты и регулярную уборку.

Для предотвращения возможных осложнений.

7. Контролировать температуру, массу тела, пульс, АД, стул, внешний вид мочи.

Для ранней диагностики и своевременной неотложной помощи в случае возникновения осложнений (сердечно-сосудистая недостаточность, кровотечение).

8. Оказывать неотложную помощь при рвоте и желудочном кровотечении.

Для предотвращения аспирации рвотных масс.

9. Обучить родственников уходу за онкологическим больным.

Для профилактики пролежней, инфекционных осложнений, аспирации рвотных масс.

Оценка: пациент отметит улучшение самочувствия, снизится интенсивность болей. Цель достигнута.


Кормление тяжелобольного ложкой


Цель. Накормить пациента.

Показания. Невозможность самостоятельно принимать пищу.

Противопоказания. Определяет врач.

Оснащение.

  1. Пища полужидкая t = 40°С.

  2. Стакан.

  3. Прикроватный столик.

  4. Трубка резиновая.

  5. Столовая ложка.

  6. Салфетка.

  7. Халат с маркировкой «Для раздачи пищи».

  8. Емкость для мытья рук.

  9. Мыло и полотенце.


п/п

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды

0

1

2

1

Уточните у пациента любимые блюда




2

Согласуйте меню с лечащим врачом




3

Информируйте пациента о предстоящей манипуля­ции и ходе ее выполнения




4

Получите его согласие




5

Проветрите помещение




6

Вымойте руки




7

Наденьте халат с маркировкой «Для раздачи пищи»




8

Освободите место на тумбочке или придвиньте при­кроватный столик




9

Помогите пациенту занять высокое положение Фау­лера




10

Помогите пациенту вымыть руки




11

Прикройте шею, грудь пациента салфеткой




12

Принесите пищу и жидкость, предназначенную для еды (горячие блюда t = 60°С, холодные — t = 20°С)




13

Спросите пациента, в какой последовательности он предпочитает принимать пищу




14

Проверьте температуру горячей пищи, капнув не­сколько капель себе на тыльную поверхность кисти




15

Предложите пациенту выпить через трубочку не­сколько глотков жидкости




16

Кормите пациента медленно




17

Называйте каждое предложенное блюдо пациенту




18

Наполняйте ложку на 2/3 твердой (мягкой) пищей




19

Касайтесь ложкой нижней губы, чтобы пациент открыл рот




20

Прикасайтесь ложкой к языку, извлекая пустую ложку




21

Давайте время прожевать и проглотить пищу




22

Предлагайте питье после нескольких ложек твердой пищи




23

Вытирайте губы салфеткой при необходимости




24

Предложите пациенту прополоскать рот водой после еды




25

Уберите после кормления посуду и остатки пищи




26

Снимите халат




27

Вымойте и высушите руки





Критерии оценки.

  1. балла — полный ответ.

  1. балл — неполный ответ.

  1. баллов — не ответил (а), неправильный ответ.

91-100% — отлично.

80-90% — хорошо.

70-79% — удовлетворительно.



Задача №2


Пациентка Д., 67 лет, находится на лечении в хирургическом отделении. Врачебный диагноз стеноз привратника. Ей была сделана операция, пациентка с гастростомой. Врач назначил кормление через гастростому по 500 мл 4 раза в день.


1) Осуществите искусственное питание через гастростому.



Искусственное питание пациента через гастростому



Цель. Накормить пациента.

Показания. Непроходимость пищевого и кардиального отдела желудка.

Оснащение.

  1. Воронка или шприц Жане.

  2. Емкость с пищей.

  3. Емкость с кипяченой водой.

  4. Прикроватный столик.

  5. Ветошь.

  6. Дезинфицирующее средство.

  7. Мыло и полотенце.

  8. Емкости с накопителем.


п/п

Последовательность действий м/с с обеспечением безопас­ности окружающей среды

0

1

2

1

Информируйте пациента о предстоящей манипуля­ции и ходе ее выполнения




2

Получите его согласие




3

Протрите прикроватный столик ветошью, смочен­ной дезинфицирующим средством




4

Вымойте и высушите руки




5

Поставьте на прикроватный столик приготовленную пищу




6

Открепите зонд от одежды




7

Снимите зажим (заглушку) с зонда.




8

Присоедините воронку или шприц Жане к зонду




9

Наливайте в воронку приготовленную пищу малыми порциями




10

Придерживайтесь естественной скорости приема пищи




11

Промойте зонд теплой кипяченой водой после корм­ления




12

Отсоединить воронку от зонда




13

Закройте зонд заглушкой или пережмите зажимом




14

Убедитесь, что пациент чувствует себя комфортно




15

Уберите все лишнее




16

Погрузите использованные емкости, воронку, шприц в накопитель




17

Вымойте и высушите руки

























Критерии оценки


Критерий

Количество баллов

5

4

3

2

Тестовый контроль

При ответе на тестовые задания студент набирает от 14 до 15 баллов

При ответе на тестовые задания студент набирает от 12 до 13

При ответе на тестовые задания студент набирает от 10 до 11

При ответе на тестовые задания студент набирает от 9 и ниже

Заполнение кроссворда

При работе с кроссвордом студент правильно заполняет от 19 до 20 слов

При работе с кроссвордом студент правильно заполняет от 17 до 18 слов

При работе с кроссвордом студент правильно заполняет от 15 до 16 слов

При работе с кроссвордом студент правильно заполняет от 14 слов и ниже.

Решение ситуационных задач

правильно установлена приоритетность проблем пациента, связанная с состоянием его здоровья


точно перечислены все настоящие проблемы связанные с состоянием его здоровья


верно выявлены все возможные потенциальные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья


точно соблюден алгоритм выполнения манипуляций.



правильно установлена приоритетность проблем пациента, связанная с состоянием его здоровья


точно перечислены все настоящие проблемы связанные с состоянием его здоровья


при выявлении всех возможных потенциальных проблем пациента связанных с состоянием его здоровья допущены незначительные ошибки


допущены небольшие неточности при выполнении алгоритма манипуляций .



правильно установлена приоритетность проблем пациента, связанная с состоянием его здоровья


настоящие проблемы связанные с состоянием его здоровья перечислены не в полном объеме


при выявлении всех возможных потенциальных проблем пациента связанных с состоянием его здоровья допущены ошибки


допущены небольшие неточности при выполнении алгоритма манипуляций.



неправильно установлена приоритетность проблем пациента, связанная с состоянием его здоровья


настоящие проблемы связанные с состоянием его здоровья не перечислены либо перечислены не верно

при выявлении всех возможных потенциальных проблем пациента связанных с состоянием его здоровья допущены ошибки

допущены грубые ошибки при выполнении алгоритма манипуляций.




Соответствие баллов по пятибалльной системе оценки результатов


15-14 баллов

5 (отлично)

13-12 баллов

4 (хорошо)

11-10 баллов

3 (удовлетворительно)

9 и менее

2 (неудовлетворительно)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гладкова Людмила Михайловна

Дата: 21.03.2017

Номер свидетельства: 402019

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Методическая разработка для самостоятельной работы по теме "Кормление пациента с недостаточностью самостоятельного ухода"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_dlia_samostoiatelnoi_raboty_po_teme_kormlenie_patsient"
    ["file_id"] => string(6) "567960"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608524495"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства