Метод проектов как способ организации социально-педагогической деятельности социального педагога в работе с различными категориями детей и их семей
Метод проектов как способ организации социально-педагогической деятельности социального педагога в работе с различными категориями детей и их семей
Функции социального педагога в проектной деятельности:
1. Поддержка социальных инициатив детей и взрослых;
2. Оказание методической и организационной помощи;
3. Участие в разработке социально-педагогических проектов.
Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды. Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как способ организации социально-педагогической деятельности социального педагога в работе с различными категориями детей и их семей»
Мишутина Наталья Николаевна, социальный педагог,
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36»
Метод проектов как способ организации социально-педагогической деятельности социального педагога в работе с различными категориями детей и их семей
Социально-экономические и научно-технические изменения, происходящие в обществе, диктуют необходимость постоянного обновления сферы образования, создания образовательных систем нового поколения. В этих условиях важно овладеть процедурой проектирования. Появление в сфере образования специалистов, в том числе социальных педагогов с набором знаний по проектированию позволяет существенно повысить качество образовательных, социальных услуг, обеспечить оптимальное функционирование систем разного уровня при ограниченных ресурсах в быстро изменяющейся экономической среде. Социальный педагог, как полноправный член педагогического коллектива, строит собственную творческую и проектную профессиональную деятельность, цель которой – найти адекватные педагогические средства, методы, способы и формы решения социальной проблемы. Он должен не только предотвратить проблему, но и своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений, поэтому ему приходится осваивать различные роли и менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы. Социальный педагог не сторонний наблюдатель, он участник совместной деятельности с детьми и взрослыми, одновременно ведущий организатор этой деятельности. Вся его энергия направлена на то, чтобы побудить человека к действию, социальной инициативе, поиску выхода из трудной ситуации. Он помогает родителям своих учеников расширить их компетенцию и способность самим решать свои проблемы. Вот почему важное место в деятельности социального педагога занимает поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных программ и проектов.
Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах ребенка, методы, формы и технологии работы с детьми, семьями, молодежью. Социально-значимая деятельность детей – это забота о больных, инвалидах, бедных; благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых детей, благоустройство города, двора, охрана природы и памятников культуры, проведение игр и творческих занятий с детьми, т. е. все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере. Подросток должен пройти школу такого социального участия, когда от простого приближения к реализуемым социально-ценным инициативам, он проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел и мероприятий, разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни. Именно развитие социальной активной личности и является той скрепляющей идеей, которая позволяет объединить усилия разных людей, организаций и ведомств, обеспокоенных будущим России.
Проектная деятельность становится наиболее эффективной, если в ней принимают участие и ученики, и их родители, и классный руководитель. В ней изменяются ролевые функции ученика и взрослого. Подросток становится полноправным объектом взаимодействия со взрослыми. Социальный педагог, содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, использует различные моральные и материальные средства стимулирования их инициативы, добивается общественного признания значимых новаций, внедрения их в жизнь.
Функции социального педагога в проектной деятельности:
1. Поддержка социальных инициатив детей и взрослых;
2. Оказание методической и организационной помощи;
3. Участие в разработке социально-педагогических проектов.
Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды. Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде.
По мнению Антонюка С.В. ,цель социального проектирования:
привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Таким образом, социально–педагогический проект как ответственный документ должен быть качественным и по форме, и по содержанию. И требует, чтобы социальный педагог обладал эстетическим вкусом и элементарной грамотностью, но и предполагает компетентность, высокую профессиональную культуру, глубокое знание микросоциума, традиций, особенностей, тенденций развития региона и общества в целом.