kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Методы производственного обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема выступления: «Методы производственного обучения»

Методы производственного обучения

        Методы производственного обучения – способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение учащимися профессиональными компетенциями, формируется их мировоззрение, развиваются творческие способности.

Классификация методов производственного обучения:

        1. Перцептивные, т.е. определяемые характером источника информации. К ним относятся: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, самостоятельная работа учащихся с литературой письменное инструктирование); наглядно-демонстрационные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых операций и приемов).

        2. Метод упражнения – многократные целенаправленные повторения учащимися определенных действий в целях их сознательного совершенствования. Содержание упражнений имеет две стороны – производственную (что будут делать учащиеся, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приемы, операции, способы труда по профессии они будут отрабатывать).

        3. Методы развития самостоятельности и активности учащихся (самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий).

        4. Методы проверки знаний, умений и навыков (устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационных пробных работ).

Тема выступления: «Методы производственного обучения»

Методы производственного обучения

        Методы производственного обучения – способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение учащимися профессиональными компетенциями, формируется их мировоззрение, развиваются творческие способности.

Классификация методов производственного обучения:

        1. Перцептивные, т.е. определяемые характером источника информации. К ним относятся: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, самостоятельная работа учащихся с литературой письменное инструктирование); наглядно-демонстрационные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых операций и приемов).

        2. Метод упражнения – многократные целенаправленные повторения учащимися определенных действий в целях их сознательного совершенствования. Содержание упражнений имеет две стороны – производственную (что будут делать учащиеся, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приемы, операции, способы труда по профессии они будут отрабатывать).

        3. Методы развития самостоятельности и активности учащихся (самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий).

        4. Методы проверки знаний, умений и навыков (устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационных пробных работ).

Тема выступления: «Методы производственного обучения»

Методы производственного обучения

        Методы производственного обучения – способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение учащимися профессиональными компетенциями, формируется их мировоззрение, развиваются творческие способности.

Классификация методов производственного обучения:

        1. Перцептивные, т.е. определяемые характером источника информации. К ним относятся: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, самостоятельная работа учащихся с литературой письменное инструктирование); наглядно-демонстрационные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых операций и приемов).

        2. Метод упражнения – многократные целенаправленные повторения учащимися определенных действий в целях их сознательного совершенствования. Содержание упражнений имеет две стороны – производственную (что будут делать учащиеся, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приемы, операции, способы труда по профессии они будут отрабатывать).

        3. Методы развития самостоятельности и активности учащихся (самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий).

        4. Методы проверки знаний, умений и навыков (устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационных пробных работ).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Методы производственного обучения»»

Тема выступления: «Методы производственного обучения»


Методы производственного обучения

        Методы производственного обучения – способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение учащимися профессиональными компетенциями, формируется их мировоззрение, развиваются творческие способности.

Классификация методов производственного обучения:

        1. Перцептивные, т.е. определяемые характером источника информации. К ним относятся: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, самостоятельная работа учащихся с литературой письменное инструктирование); наглядно-демонстрационные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых операций и приемов).

        2. Метод упражнения – многократные целенаправленные повторения учащимися определенных действий в целях их сознательного совершенствования. Содержание упражнений имеет две стороны – производственную (что будут делать учащиеся, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приемы, операции, способы труда по профессии они будут отрабатывать).

        3. Методы развития самостоятельности и активности учащихся (самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий).

        4. Методы проверки знаний, умений и навыков (устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационных пробных работ).

Примерная классификация и структура типов уроков производственного обучения и методы обучения

Примерные типы уроков, их структура

Методы обучения


Урок изучения трудовых приемов и операций

1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.

2.Показ выполнения приема или операции в целом.

3.Демонстрация по элементам приема или операции.

4.Текущий инструктаж.

5.Самостоятельное выполнение упражнений, заданий учащимися.

6.Проверка правильного выполнения технологических приемов и операций.

7.Подведение итогов, уточнение ошибок, неточностей, причины их             появления, предупреждение, их устранение.

8.Домашнее задание.

9.Уборка рабочего места.

Объяснение, беседа (информационный)

Изложение, рассказ, применение комплексных средств обучения

Объяснительно-иллюстративный

Беседа, изложение 

Беседа, объяснение, воспроизведение знаний, умений (репродуктивный, частично-поисковый)

Беседа, объяснение (репродуктивный)


Урок изучения трудовых процессов и комплексов операций

1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.

2.Показ выполнения приема и операций.

3.Демонстрация поэтапного выполнения приемов и операций.

4.Показ выполнения приемов и операций в комплексе.

5.Текущий инструктаж.

6.Самостоятельное выполнение учащимися трудовых приемов и операций. 

7.Подведение итогов, уточнение ошибок, неточностей, причины их появления, предупреждение, их устранение.

8.Домашнее задание.

9.Уборка рабочего места.


Объяснение, беседа 

(информационный)

Изложение, рассказ, объяснение, применение комплексных средств обучения

Информационный: объяснительно-иллюстративный

Беседа, объяснение, воспроизведение знаний, умений (репродуктивный, частично-поисковый)

Беседа, объяснение (репродуктивный)


Урок проверки практических знаний, умений и навыков

1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.

2.Воспроизведение и показ 

выполнения трудовых процессов

3.Самостоятельное выполнение учащимися операций, приемов комплекса трудовых действий

Объяснение, беседа (информационный)

Изложение, применение комплексных средств обучения (информационный: объяснительно-иллюстративный)

Объяснение и самостоятельная работа, показ с применением комплексных средств обучения (частично-поисковый, проблемный или исследовательский)

Виды учебно-производственной деятельности учащихся, контролируемые мастером п/о

№ п/п

Наименование того, что контролируется

Основные эталоны, показатели

Способы диагностики


1.

Качество выполнения производственных, учебно-производственных работ.

Выполнение техпроцесса, установленных требований к качеству работы (продукции).

Пробные, проверочные и другие контрольные работы.


2.

Производительность труда.

Установленные нормы времени (выработки).

Пробные, проверочные и другие контрольные работы.


3.

Применение профессиональных знаний в учебно-производственной деятельности.

Уровни усвоения профессиональных знаний и применение их на практике.

Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Лабораторно-практические работы, зачеты


4.

Владение приемами и способами выполнения учебно-производственных работ, включая контроль процесса результатов труда.

Уровни усвоения и способов выполнения работ (репродуктивный, продуктивный, творческий).

Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Демонстрация (показ) приемов и способов выполнения работы, зачет


5.

Организация труда и рабочего места.

Правила, нормативы и требования к организации труда и рабочего места.

Специальные тестовые задания, наблюдения.


6.

Соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены экологических требований.

Правила и нормы безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологические требования применительно к профессии.

Специальные тестовые задания, наблюдения, зачет, смотр.

        У каждого вида и способа контроля есть свои достоинства и недостатки. Комплексное применение видов и способов контроля с учетом специфических целей урока, с учетом оценивания профессиональных знаний, умений делает контроль гибким, действенным, стимулирующим. При подготовке к уроку производственного обучения мастер составляет перечень видов учебно-производственных работ учащихся в соответствии с темой урока.

        При подборе учебно-производственных работ следует руководствоваться выработанными практикой требованиями: соответствие изделий (работ) учебным задачам, т.е. при изготовлении (выполнении) учащиеся должны осваивать приемы, предусмотренные учебной программой; изготовление учащимися изделий (выполнение работ), имеющих производственную ценность, что повышает интерес учащихся к обучению и дает экономический эффект; соблюдение дидактических принципов перехода от простого к сложному, от легкого к трудному; соответствие работ физическим возможностям учащихся и уровню их технических знаний и навыков на определенной стадии обучения; учет психологических особенностей учащихся, в частности неустойчивости их внимания при однообразной работе в течение длительного времени и, наоборот, интереса к обработке разнообразных изделий; соответствие объема работ, предусмотренных перечнем, количеству часов, отведенных на изучение темы (за вычетом времени на инструктаж и упражнения).

                Основными общими показателями качества усвоения учащимися знаний, умений, навыков по производственному обучению являются:

        ● правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;

        ● соблюдение техпроцесса, технических требований и других качественных показателей учебно-производственных работ;

        ● выполнение установленных количественных показателей (норм времени, выработки);

        ● степень самостоятельности и качества выполнения задания.

Активные методы  производственного обучения

        Активность в производительном труде – это способность учащегося по внешним признакам работы машины, агрегата представить внутренний процесс и на основе анализа этих признаков принять целесообразное решение по его регулированию; это рационализация усвоенных способов деятельности, производственная смекалка, способность умело действовать в изменившихся условиях.

                К активным методам  относятся:

        1. Деловые (производственные) игры. Типичные производственные ситуации и виды заданий для проведения игр:

        ► определение (диагностика) дефектов обработки (сборки, работы машины, наладки, регулировки и т.д.) по их описанию, проявлению, характеристикам работы машины, агрегата, аппарата;

        ► определение характера деятельности рабочего в условиях различных отклонений технологического процесса от нормы, заданных словесно, письменно или показаниями приборов на тренажере (имитаторе);

        ► обсуждение плана действий и распределение ролей рабочих в бригаде при получении  определенного задания;

          ► определение дефектов в работе машины, агрегата, прибора, аппарата и т.п.;

        ► определение путей повышения качества и производительности труда рабочего при различных вариантах последовательности работы, использования инструментов, приспособлений, приборов и т.п.

        2. Поисковая беседа (эвристическая), в ходе которой практикуется решение производственно-технических задач:

        ► расчеты режимов обработки, наладки, регулировки;

        ► нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах;

        ► определение режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ с использованием кинематических схем машин и механизмов;

        ► разработка монтажных схем на основе принципиальных и т.п.

        3. Задания творческого характера:

        ► конструирование приспособлений и другой оснастки, повышающей качество и производительность труда;

        ► самостоятельная разработка технологических процессов обработки, сборки, наладки;

        ► выбор наиболее рационального технологического процесса выполнения учебно-производственных работ из нескольких предложенных мастером или самостоятельно разработанных учащимися;

        ► разработка предложений по экономии времени, материалов, энергии и т.п.

        4. Поисковая (продуктивная) деятельность учащихся:

        ► активное участие учащихся в разборе особенностей новых трудовых приемов;

        ► выполнение заданий  по карте, раскрывающей только последовательность выполнения приемов без подробных инструктивных указаний;

        ► самостоятельное определение технологической последовательности и режимов выполнения задания;

        ► самостоятельная работа на тренажерах в различных режимах и ситуациях.

Список использованной литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

3.Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.

4.Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.

5.Организация и методика производственного обучения 2004г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Методы производственного обучения»

Автор: Баринов Георгий Петрович

Дата: 01.10.2019

Номер свидетельства: 521476

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Активные методы производственного обучения"
    ["seo_title"] => string(49) "aktivnyie-mietody-proizvodstviennogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "294870"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455728789"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Формы и методы производственного обучения "
    ["seo_title"] => string(47) "formy-i-mietody-proizvodstviennogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "245968"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446273119"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Статья "Формы и методы производственного обучения""
    ["seo_title"] => string(55) "stat_ia_formy_i_mietody_proizvodstviennogho_obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "417152"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495276482"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Методы производственного обучения"
    ["seo_title"] => string(37) "metody_proizvodstvennogo_obucheniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "532514"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1576639627"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "урок производственного обучения по теме: "Первая контрольная проверка навыков по вождению автомобиля" "
    ["seo_title"] => string(113) "urok-proizvodstviennogho-obuchieniia-po-tiemie-piervaia-kontrol-naia-provierka-navykov-po-vozhdieniiu-avtomobilia"
    ["file_id"] => string(6) "220267"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434559830"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства