kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и средства обучения.Методы обучения и воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

методы и средства обучения в образовательной системе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и средства обучения.Методы обучения и воспитания.»

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения и воспитания


Термин «метод» - от греческого слова «methodos» -«путь, способ продвижения к истине».

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

I. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и са­мостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через эк­ранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

  1. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгорит­мический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, пра­вилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

  2. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая си­стему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, пока­зывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы стано­вятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

  3. Частично-поисковый, или эвристический метод. Заключает­ся в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод (одной из разно­видностей которого является эвристическая беседа) — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.

  4. Исследовательский метод. После анализа материала, поста­новки проблем и задач и краткого устного или письменного инструк­тажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявля­ются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учеб­ной работы непосредственно перерастают в методы научного иссле­дования.


II. Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это:

1) словесные,

2) прак­тические

3) наглядные методы.



III. Существует деление методов на:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности

По логике передачи и восприятия информации

По степени самостоятельности мышления

По степени управления учебной работой

Словесные

(лекция, рассказ, беседа, объяснение, инструктаж)

Индуктивные

Репродуктивные

Под руководством преподавателя

Наглядные

1.метод иллюстрации

2 метод демонстрации (приборов, опытов)

Дедуктивные

Проблемно-поисковые

Самостоятельная работа обучаемых

Практические (практическая работа, лабораторная работа, решение задач, письменные упражнения, игры)





Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности


Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования ответственности и долга

Познавательные игры

Убеждение в значимости учения

Учебные дискуссии

Предъявление требований

Создание эмоционально-нравственных ситуаций

Поощрения и наказания

Организационно - деятельностные игры

Создание положительных эмоций по отношению к деятельности

Стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций



Методы контроля и самоконтроля за эффективностью

учебно-познавательной деятельности

Методы устного контроля и самоконтроля

Методы письменного контроля и самоконтроля

Методы практического контроля и самоконтроля

Индивидуальный опрос

Письменные контрольные работы

Автоматизированный контроль

Фронтальный опрос

Письменные зачеты

Практическая работа

Устные зачеты

Письменные экзамены


Устные экзамены

Письменные работы


IV. Пассивные методы обучения - Активные методы обучения

1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.

2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

3) Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно- ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Педагогические средства — это материальные объекты, пред­назначающиеся для организации и осуществления педагогиче­ского процесса. К педагогическим средствам относятся:

-учебно-лабораторное оборудование,

-учебно-производственное оборудование,

-дидактическая техника,

-учебно-наглядные пособия,

-технические сред­ства обучения и автоматизированные системы обучения,

-компьютерные классы,

-организационно-педагогические средства (учебные планы, эк­заменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и пр).

Виды средств обучения:

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

  • Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)

  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

  • Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

  • Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)


Критерии выбора средств и методов обучения

Выбор методов зависит от ряда условий: -специфики содержания изучаемого материала, -общих задач подготовки специалиста, -времени, которым располагает преподаватель, -особенностей состава студентов,

Так при изучении курса истории преподаватель часто использует метод рассказа - сообщения, описания фактов, характеризующих развитие того или иного события. Сообщение на занятиях по биологии о развитии того или иного явления, по специальным дисциплинам с характеристике технологического процесса лучше дать в виде демонстрации учебного кинофильма, где наглядно и сжато может, быть показан тот или иной процесс, а если процесс проходит скрыто, то его демонстрация может быть заменена мультипликацией.

Обучение умениям и навыкам происходит только в практической деятельности, поэтому при постановке такой дидактической задачи необходимы упражнения, работа на тренажерах, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры.

Для развития творческого профессионального мышления широко используются проблемные методы обучения: эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые лабораторные работы, для развития познавательных интересов и способное самостоятельная работа с дополнительной литературой, анализ производственных ситуаций, решение производственных ситуационных задач.

Беседа требует больше времени, чем простое изложение учебного материала, но зато побуждает участников к размышлению, припоминанию ранее полученных знаний. Это не только развивает их мышление и память, но и создает интерес к работе и состояние активного участия в ней. Беседа дает возможность преподавателю выявить ошибочные представления и суждения студентов, а следовательно, предупредить возможные ошибки в усвоении учебного материала. Репродуктивные методы закрепления знаний ('пересказ, упражнение по образцу) позволяют добиться запоминания учебного материала и в то же время требуют небольших затрат времени, иногда нескольких минут перед началом учебного занятия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы и средства обучения.Методы обучения и воспитания.

Автор: Вильданова Лилия Задитовна

Дата: 06.01.2019

Номер свидетельства: 493915


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2000 руб.
2500 руб.
1900 руб.
2380 руб.
1860 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства