Методы формирования творческих способностей у учащихся в детской художественной школе на занятиях декоративной живописи
Методы формирования творческих способностей у учащихся в детской художественной школе на занятиях декоративной живописи
В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы формирования творческих способностей у учащихся в детской художественной школе на занятиях декоративной живописи»
Методы формирования творческих способностей у учащихся в детской художественной школе на занятиях декоративной живописи.
В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты
должны обладать художественным вкусом и чувством ритма. Творческие люди имеют нестандартное решение проблем. Способности людей подразделяются на специальные (спортивные, математические, музыкальные) и на общие (быстрота реакции, творческое воображение, память. Творческая креативность людей порождает необычные идеи, отказывается от традиционных стандартов.
Американский психолог Э. Боно предложил программу развития креативности учащихся исходя из следующих пяти принципов:
- предоставлять необходимые и достаточные условия решения возникающих проблем;
- вырабатывать установку на отбрасывание своего прошлого опыта;
- развивать умение видеть многофункциональньсть вещи;
-формировать умения соединять самые противоположные идеи из различных областей знаний и использовать их для решения проблемы;
- развивать способности к осознанию поляризирующей идеи в данной области знания и освободиться от ее влияния при решении конкретной проблемы.
В отечественной педагогике разработано множество методов, способствующих развитию творческих способностей учащихся. К ним относятся: методы проблемного и развивающего обучения; эвристические методы решения проблем; технологии игрового и контекстного обучения; научные методы (методы самой науки): проектное обучение и др. Задача состоит в том, чтобы учителя школ и преподаватели средне профессиональных учебных заведений освоили эти методы и использовали их в своей педагогической деятельности. В этом плане велика роль методических советов и предметно-цикловых комиссий учебных заведений, методических конференций и семинаров. Креативность самого преподавателя можно определить по качеству проводимых занятий, разработанных и изданных учебно-методических пособий, научных докладов, статей и монографий, по уровню научной квалификации и педагогического мастерства. Можно предположить, что степень творческой активности преподавателя по этим показателям и систематическое применение им современных образовательных технологий, направленных на развитие творческих способностей учащихся, должны служить одним из критериев материального стимулирования его труда. Контрольно-оценочный компонент процесса обучения творчеству включает диагностирование уровня творческих способностей (креативности) учащихся. Кроме широко используемых в психодиагностике креативности личности тестов Дж. Гилыфорда и П. Торренса, Е.П. Ильин, ссылаясь на первоисточники, предлагает целый ряд методик, предназначенных для ее измерения и оценки . Известным отечественным психологом В.Д. Шадриковым разработана теория способностей, сформулированы принципа изучения общих и профессиональных способностей, рассмотрены вопросы их развития и диагностики. По нашему мнению, наиболее адекватным методом является выполнение испытуемыми контрольных творческих заданий по соответствующей учебной дисциплине. При этом критерием оценки креативности личности являются новизна и оригинальность продукта творческой деятельности учащегося. Для повышения объективности оценки уровня креативности личности на основе этих критериев целесообразно использовать метод экспертных оценок. Экспертами могут выступать преподаватели родственных дисциплин, специалисты из организаций и учащиеся с творческими способностями.
Для развития творческих способностей учащихся большую роль играют условия их жизни и учебы. На основе изучения трудов зарубежных и отечественных ученых по данному вопросу Е.П. Ильин подчеркивает, что к условиям, благоприятствующим развитию творческих способностей, относятся
«предоставление студенту относительной самостоятельности, свободы, выраженное уважение к студенту и отсутствие излишней требовательности». [. Кроме того, он выделяет следующие факторы, способствующие развитию творческих способностей. Это:
- широкий круг общения, в том числе с творческими людьми;
- демократический стиль взаимоотношений между родителями и студента; - свободное эмоциональное самовыражение студента;
- активная, деятельная позиция взрослых;
- раннее приобщение студента к самостоятельному труду, творчеству через посещение различных кружков, радости познания через собственный опыт;
Одним из видов творческих способностей является воображение - умение создавать в уме новые картинки из элементов жизненного опыта.
Направления успешного развития творческих способностей:
1. Постоянное обогащение опыта обучающегося;
2. Углубление познавательных интересов и их расширение;
3. Создание благоприятной обстановки и развитие обучающихся при помощи проблемных ситуаций, игровых и поисковых методов обучения;
4. Использование игр, заданий, упражнений, способствующих развитию творческому мышлению и воображению;
5. Применение методик развития творческих способностей.
В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и
обучающегося, направленный на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на их развитие и воспитание (В. С. Безрукова).
Ученые выделяют 3 группы методов:
1.Группа методов организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности обучающихся включает словесные, наглядные и практические методы;
2.Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
3.Методы контроля и самоконтроля включают методы устного, письменного и практического контроля и самоконтроля, а также тестирование уровня знаний и умений обучающихся.
Наиболее распространенными являются методы:
словесные методы (источником знаний является устное изложение учебного материала);
наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые инструменты, приборы, образцы материалов);
практические методы (формирование у обучающихся умений на современном этапе развития общества происходят глубокие социальные и экономические преобразования.
и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса обучения.