Методика воспитания скоростных способностей у юношей 14-16 лет.
Методика воспитания скоростных способностей у юношей 14-16 лет.
В процессе воспитания скоростных способностей задачи состоят в том, чтобы всесторонне повысить функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности. Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов—уровня динамической силы, гибкости, владения техникой и т. п. Поэтому воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика воспитания скоростных способностей у юношей 14-16 лет.»
Методика воспитания скоростных способностей
В процессе воспитания скоростных способностей задачи состоят в том, чтобы всесторонне повысить функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности. Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов—уровня динамической силы, гибкости, владения техникой и т. п. Поэтому воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники. В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (скоростные упражнения).
Они должны удовлетворять трем требованиям: 1) техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях; 2) они должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения, основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения; 3) их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления. Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, про-должительность которой не превышает даже у квалифицированных спортсменов 20—22 сек.
В числе методов воспитания быстроты широко применяются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного упражнения. Основная тенденция в данном случае — стремление превысить в занятии свою максимальную скорость. Важным условием высоких проявлений быстроты служит оптимальное состояние возбудимости ц.н.с., которое может быть достигнуто только в том случае, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому скоростные упражнения в занятии обычно располагают ближе к началу; в системе занятий их планируют в основном на первый или второй день после дня отдыха. Большое стимулирующее значение для проявления быстроты имеет использование в занятиях игрового и, в особенности, соревновательного методов. Состязания обычно вызывают эмоциональный подъем, заставляют проявлять значительные усилия — это довольно часто ведет к улучшению результата. Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой — многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации параметров движения. Стабилизация скорости — главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей.
Основная задача подготовки начинающих состоит в том, чтобы, не специализируя спортсмена в каком-либо одном упражнении, а, применяя иные средства и широко их варьируя, добиться относительно высоких результатов. Скоростные упражнения здесь необходимо использовать не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах. В случае, если стабилизация скорости все же наступает, применяют специальные приемы: приемы ломки скоростного барьера и приемы ослабления его. В основе приема ломки скоростного барьера лежит создание таких дополнительных условий, которые способствовали бы превышению предельной скорости. При этом не следует излишне облегчать условия. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спорт-смен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях. Приемы ослабления скоростного барьера основаны на том, что с прекращением упражнения время угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различно. В частности, пространственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основного упражнения, скоростной барьер может исчезнуть, пространственные же черты техники движений сохранятся. Если в этот период с помощью других средств повысить уровень скоростно-силовых качеств, то затем, после перерыва, можно ожидать роста результата.