kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое сообщение на тему: "Строение голосового аппарата"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Человесческий голос является результатом координационной работы всего голосового аппарата", - писал Мануэль Гарсиа - крупнейший педагог 19 века (1805-1908гг.). Голосовой аппарат представляет собой сложную систему, в которую входят многие органы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение на тему: "Строение голосового аппарата"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Бардымская детская школа искусств»



Вокальное отделение




Методическое сообщение на тему:

«Строение голосового аппарата»



Выполнила преподаватель по классу вокала

Аптукова Ильзира Аухатовна
















с.Барда, 2017г.


Строение голосового аппарата


«Человеческий голос является результатом координированной работы всего голосового аппарата», – писал Мануэль Гарсиа – крупнейший педагог 19 века (1805 – 1908 гг). Голосовой аппарат представляет собой сложную систему, в которую входят многие органы.

Основное значение в производстве звука принадлежит гортани. Непринужденное свободное положение гортани считается наиболее «благоприятным» для пения. Здесь воздух, выталкиваемый легкими, встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и приводит их в колебательное движение.

Голосовые связки могут быть длинными и короткими, толстыми и тонкими. Ларинтологи установили, что связки у низких голосов длиннее, чем у высоких (однако у Карузо – тенора были связки баса). Колеблющиеся голосовые связки образуют звуковую волну. Но для того, чтобы человек произнес букву или слово, необходимо деятельное участие губ, языка, мягкого неба и т. д. Только слаженная работа всех органов голосообразования превращает простые звуки в пение.

Важную роль играет и носовая полость. Вместе с придаточными пазухами она принимает участие в образовании голоса. Здесь звук усиливается, ему придается своеобразная звучность, тембр. Для правильного произношения звуков речи и для тембра голоса определенное значение имеет состояние носовой полости и придаточных пазух. Именно их индивидуальность придает каждому человеку своеобразный тембр голоса.

Интересно, что полости в передней части черепной коробки человека полностью соответствуют по своему назначению акустическим сосудам, замурованным в древнеримских амфитеатрах, и выполняют те же функции природных резонаторов. Механизм правильного голосообразования строится на максимальном использовании резонирования.

Резонатор – прежде всего усилитель звука. Резонатор усиливает звук, практически не требуя от источника звука никакой дополнительной энергии. Умелое использование законов резонанса позволяет достичь огромной силы звука до 120 – 130 дБ, поразительной неутомимости и сверх этого – обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту певческого голоса.

В вокальной педагогике различают два резонатора: головной и грудной. Выше мы говорили о головном резонаторе. Нижний, грудной резонатор придает певческому звуку более низкие обертоны и окрашивает его мягкими плотными тонами. Обладателям низких голосов следует использовать активнее грудной резонатор, а высоких – головной. Но для каждого голоса важно применение и грудного и головного резонаторов.

Немецкий педагог Ю. Гей считает "соединение грудного и головного резонаторов возможным при помощи носового резонатора, называемого им «золотым мостом». Важную роль играет дыхание певца.

Дыхание является энергетической системой голосового аппарата певца. Дыхание определяет не только рождение звука, но и его силу, динамические оттенки, в значительной мере тембр, высоту и очень многое другое. В процессе пения дыхание должно подстраиваться, приспособляться к работе голосовых связок.

Это создает лучшие условия для их вибрации, поддерживает то воздушное давление, которое нужно при той или иной амплитуде, частоте сокращений и плотности смыкания голосовых связок. Маэстро Мазетти считал «необходимым условием пения умение сознательно управлять дыханием». Справка. Умберто Мазетти был одним из ведущих вокальных педагогов (профессоров) Московской консерватории начала 20 века, который дал России целую плеяду замечательных певцов и педагогов (среди них А. Нежданова и Н. Обухова).

Певцу важно дыхание, связанное с пением. Главное для певца не сила дыхания, не количество воздуха, которое забирают его легкие, а то, как удерживается и расходуется это дыхание, как регулируется выдох во время пения, то есть, как координируется его работа с другими компонентами голосового аппарата. Научиться красиво и правильно петь очень не просто. У певца, по сравнению с другими музыкантами–исполнителями, самоконтроль затруднен. Инструмент воспроизведения звука – голосовой аппарат является частью его организма, и певец слышит себя не так, как окружающие. При обучении и резонаторные и другие ощущения, связанные с пением, оказываются для него новыми, незнакомыми. Поэтому певцу необходимо многое знать, понимать.

«Пение – сознательный процесс, а не стихийный, как многие полагают» – Е.В. Образцова. Певческие голоса как у женщин, так и у мужчин бывают трех родов: высокие, средние и низкие. Высокие голоса – это сопрано у женщин и тенор у мужчин, средние – соответственно меццо–сопрано и баритон, низкие – контральто и бас. Кроме того, каждая группа голосов имеет еще более точные подразделения: сопрано – легкое (колоратурное), лирическое, лирико–драматическое (спинто), драматическое; меццо–сопрано и контральто сами по себе являются разновидностями; тенор–альтино, лирический (ди–грациа), меццо–характерный (спинто), драматический (ди–форца); баритон–лирический и драматический; бас–высокий (кантанто), центральный, низкий (профундо).

Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития. А это не всегда просто сделать. Есть ярко выраженные категории голосов, которые не вызывают ни у кого сомнения относительно их природы. Но у многих певцов (не только начинающих) бывает трудно сразу определить характер голоса.

Следует помнить, что средний регистр у всех певческих голосов наиболее удобен при поисках естественного звучания и правильных вокальных ощущений. Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

Наличие хорошей (надежной и перспективной) вокальной техники приводит к тому, что акустические показатели голоса (звонкость, полетность, сила голоса, динамический диапазон и др. улучшаются в результате «настройки» голоса в процессе пения. Умберто Мазетти считал, что «маленький диапазон и небольшая сила голоса не являются полностью исключающим профессиональное обучение фактором». Он полагал, что от правильного обращения и хорошей школы голос может обрести силу и развиться в диапазоне.

Некоторые технические приёмы пения

Италия – первая страна, в которой сформировалась национальная оперная школа, положившая начало оперному композиторскому и исполнительскому искусству, и где впервые четко определились основные черты национальной вокальной школы.

Первая консерватория открылась в 1537 году в Неаполе, а первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренции в 1594 году. Русский театр сразу же, с момента своего зарождения, стал непременно использовать в сценических представлениях музыку.

С открытием Петровского театра в Москве (1780 г.) совпадает по времени появление первых национальных русских опер. В 1730 году в Петербург была приглашена итальянская труппа, и при дворе начинают ставиться итальянские оперы. Несомненно, деятельность итальянских музыкантов – певцов, композиторов – на сцене придворного театра способствовала развитию музыкальной культуры в России. Первые книги о вокальной педагогике были изданы в Санкт–Петербурге 1837 г. Автором их был Г. Ломакин, дирижер хора, вокальный педагог, композитор, общественный деятель – основатель (совместно с М. Балакиревым) бесплатной музыкальной школы. Фундамент русской классической вокальной педагогики заложили А. Варламов, М. Глинка и Г. Ломакин. С именем М. Глинки связано восхождение русской вокальной школы на классический уровень.

М. Глинка глубоко изучал особенности итальянского пения. «У нас много сходного, это одна техника – техника правильного пения», – считает и наша современница, Е.В. Образцова. Значительную роль в истории русской вокальной педагогики сыграли «вокально–педагогические сочинения М. Глинки». Русская вокальная школа, не исключая виртуозного пения, требует от певцов – исполнителей художественной правды, умения раскрывать содержание и основную идею произведения, глубокого психологизма, простоты и непосредственности в передаче чувств.

«Главное для певца – вокальная техника, умение владеть голосом в любом состоянии» – Е.Е. Нестеренко. В совершенстве владеющие своими голосами певцы всех школ поют одинаково, разница лишь в стилистических особенностях исполнения, языка и национального темперамента.

Под термином «вокальная техника» мы понимаем работу всех частей голосообразующего аппарата певца и их взаимодействие в процессе пения. Голос редко бывает весь "на поверхности". Чаще его ресурсы скрыты из–за неумелого пользования вокальным аппаратом, его неразвитости, и только в процессе занятий, когда голос развивается, нам становится ясным его достоинства, богатство и красота тембра.

Научные исследования

О том, что голос человека образуется в гортани, люди знали еще со времен Аристотеля и Галена. Лишь после изобретения ларингоскопа (1840 г.) и классических работ М.Гарсиа (1805–1908 гг.) стало известно, что звук голоса есть результат периодического вибрирования краев голосовых связок, происходящего под действием воздушной дыхательной струи. В качестве активной действующей силы в этом процессе (вибрирования: смыкания и размыкания голосовых связок) выступает напор воздушной струи. Это «миоэластическая теория» М. Гарсиа.

Ученый Рауль Юссон в 1960 году выдвинул новую, так называемую «нейромоторную теорию», сущность которой состоит в следующем: голосовые связки (складки) человека колеблются не пассивно под воздействием проходящего тока воздуха, а как и все мышцы человеческого тела, сокращаются активно под действием приходящих из центральной нервной системы импульсов биотоков. Частота импульсов находится в большой зависимости от эмоционального состояния человека и от деятельности желез внутренней секреции (у женщин голос на целую октаву выше, чем у мужчин). Если человек начинает петь, то по данным Юссона, регулирования высоты основного тона начинает осуществляться «корой головного мозга».

Голосовой аппарат человека является исключительно сложным прибором и, как всякий сложный аппарат, он, как видно, имеет не один, а несколько в известной мере независимых друг от друга механизмов регулирования, управляемых центральной нервной системой. И поэтому обе эти теории являются ценными.

Звук голоса человека представляет собой одну из форм энергии. Энергия эта, порождаемая голосовым аппаратом певца, заставляет периодически колебаться молекулы воздуха с определенной частотой и силой: чем чаще колеблются молекулы – тем звук выше, а чем амплитуда их колебаний больше – тем звук сильнее. Звуковые колебания в воздухе распространяются. Со скоростью 340 м в секунду. Голосовой аппарат – это живой акустический прибор, и, следовательно, кроме физиологических законов, он подчиняется еще и всем законам акустики и механики.

Органы слуха человека ощущают только такие механические колебания, частота которых находится в пределах так называемого звукового диапазона, т.е. примерно от 15–20 гц до 15–16 кгц. Частота колебаний человеческого голоса от 80–1000 гц. Тон – синусоидальное звуковое колебание. Высота тона определяется числом колебаний в секунду. С увеличением числа колебаний растет высота тона.

Октава – это такой частотный интервал, который соответствует увеличению частоты звуковых колебаний ровно в два раза. (Так до – 131, до1 – 262, до2 – 524, до3 – 1048).

Звук – это энергия. За 1 сек звук может совершить большую или меньшую работу. Поэтому звук или источник этого звука могут характеризоваться большей или меньшей мощностью, измеряемой в ваттах. Мощность обычного разговорного голоса около 10 мквт. При усилении голоса мощность звука возрастает до сотен мквт, а у певцов доходит даже до сотен тысяч мквт.

Но калорий в голосе очень мало. Однако в технике созданы установки для получения сверхмощных звуков. Стакан чая под действием такого звука вскипает почти мгновенно, спички воспламеняются. Сверхзвуки даже дробят камень. Акустики для характеристики уровня звукового давления пользуются децибелами. 6

0

дб

– очень слабый звук;

20

дб

– тиканье часов;

40

дб

– шепот;

60

дб

– речь вполголоса;

80

дб

– громкая речь, тихое пение;

100

дб

– обычное forte (громкое пение);

120

дб

– наисильнейший голос;

140

дб

– шум реактивного самолета, болевой порог;

160

дб

– шум ракетного двигателя, разрушительная сила звука.



Диапазон силы звуков воспринимаемых нашим ухом очень велик.

Это свойство нашего уха, как выяснили физиологи, обеспечивается явлениями адаптации слуха т.е. приспособлением к восприятию звуков различной силы.

Адаптация слуха проявляется в том, что слух как бы автоматически меняет

Свою чувствительность в зависимости от того какой громкости звуки ему предстоит слушать. Опытные композиторы (да и певцы тоже), учитывая эту особенность слуха к адаптации, нередко применяют в музыке метод звукового контраста, всегда производящий сильное впечатление на слушателей.

Однако. "Сила звука" и "громкость" – понятия совершенно разные. Сила звука – это объективная величина, характеризующая реальную энергию звука, в то время как громкость – отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, т.е. понятие субъективное.

Слух воспринимает от 16 до 15000–20000 гц; низкие – инфразвуки и более высокие – ультразвуки ухо воспринимает.

Максимальная чувствительность слуха 2000–3000 гц. Вот где таится разгадка несоответствия силы и громкости звуков – в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы. В области 2000–3000 гц лежит

зона максимальной чувствительности слуха, максимальной остроты, а по краям ее – зоны пониженной остроты. Звук частотой 100 гц и силой 60 дб звучит для нашего уха ничуть не громче, чем тон частотой 1000 гц, но силой всего лишь 40 дб. Для слуха важна не только сила, но и частота звуковых колебаний.

Сложный звук (звук человеческого голоса) состоит из суммы простых колебаний – обертонов. Если в сложном звуке будут преобладать высокие обертоны, частота которых

Будет соответствовать максимальной чувствительности слуха (1000–3000 гц), то этот звук даже при одинаковой силе со звуком, в котором преобладают низкие обертоны (например 100–300 гц), будет восприниматься как громкий. В голосе хорошего певца звуковая энергия фокусируется главным образом в области высокой певческой форманты, т. е. в области максимальной чувствительности нашего слуха.

Чем сильнее выражена высокая певческая форманта в голосе певца, тем больше его звонкость и серебристый тембр. Звуки, богатые высокими обертонами, обладают значительно большей помехоустойчивостью и полетностью. На полетность влияет также высота звука (высокие звуки более полетны, чем низкие), характер гласной (Э, И более полетны, чем О, У), а также вибрато (голос с вибрато более полетен, чем без вибрато) и акустические свойства помещения.

Практическое применение

«Человек, умеющий петь, знает наперед, т. е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон», – писал И.М. Сеченов.

В практике вокальные педагоги обычно пользуются эмпирическим методом обучения. Огромное, поражающее разнообразие вокальных терминов адресовано главным образом к эмоциональной сфере человека. Известно, что многие вокальные педагоги при помощи таких эмоционально–образных рекомендаций, или, как они их сами называют в шутку, «рыбных слов», добивались и добиваются довольно неплохих результатов.

Важные рекомендации известных педагогов, ученых, певцов. «Как хороший охотник делает прицел перед тем, как выстрелить, так и певец должен сначала мысленно сформировать звук», ибо «голосовой аппарат может выполнить только то, что хорошо воспринято слухом». «Голосовая мускулатура может быть настолько подчинена слуху, что достаточно одного лишь звукового представления для ее мгновенного и правильного действия», поэтому «необходимо обучаться мысленному пению».

Многие опытные мастера вокального искусства в своих высказываниях говорят о необходимости скорее неощущения, чем ощущения голосовых связок и мышц гортани во время пения, подобно тому как не ощущаем мы, например, работу сердца. Дыхание является энергетической системой голосового аппарата певца. Процесс дыхания состоит из вдоха, задержания и расходования воздуха во время пения. Гандольфи придерживался того мнения, что дыхание должно быть взято соразмерно той музыкальной фразе, которую предстоит исполнить. Справка. Профессор Г.П. Гандольфи (итальянский певец) вошел в историю русского вокального искусства как замечательный педагог (приехал в Россию в 1907 г.). «В пении нас интересует только то дыхание, которое хорошо превращается в звук», – говорил маэстро Барра. Справка. У маэстро Барра проходили стажировку многие наши молодые певцы в Центре усовершенствования оперных артистов при театре «Ла Скала» (Италия). Карузо 8 неоднократно подчеркивал необходимость «обращать в звук каждую частицу выдыхаемого воздуха».

«Качества голоса поющего и, прежде всего, его динамические и интонациональные характеристики находятся в прямой зависимости от организации фонационного выдоха (пения)».

«Для развития динамических возможностей голоса, необходимо воспитывать смешанный, т. е. грудобрюшный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в регуляции фонационного выдоха». С ее деятельностью связаны громкостные изменения голоса. Итак. Певцу важно дыхание, связанное с пением. Профессиональное пение – это прежде всего пение на хорошей певческой опоре. Певческая опора объективно характеризуется особой организацией выдыхательного процесса во время пения. Именно певческая опора придает голосу присущий ему певческий тембр, большую силу, полетность, а главное – неутомимость.

И еще очень важное указание: «Певцу следует по окончании музыкальной фразы сбрасывать остаток воздуха. Это способствует естественному расслаблению мышц, снятию лишних напряжений».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическое сообщение на тему: "Строение голосового аппарата"

Автор: Аптукова Ильзира Аухатовна

Дата: 20.02.2020

Номер свидетельства: 540482


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства