Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение «Формирование технических навыков аккордеониста»»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 8
Методическое сообщение
«Формирование технических
навыков аккордеониста»
Работу выполнила преподаватель отделения народных
инструментов
Гончарова Светлана Михайловна
г. Ульяновск
2021г.
В истории инструментального искусства всегда была актуальной проблема технического воспитания. Каждая эпоха, в зависимости от направления творческой жизни, по-своему решала эту проблему.
Многочасовая игра этюдов, упражнений для «укрепления», «выравнивания» пальцев, для правильной постановки рук – через это должен был пройти каждый музыкант- исполнитель. Шопен, Лист, Шуман вернули музыкальному искусству большие мысли и чувства и сформулировали центральную заповедь: « Виртуозность – не цель, а средство в передачи музыкальных произведений». Отныне педагогика стала руководствоваться этим прогрессивным принципом.
Чтобы воспитать квалифицированного музыканта - исполнителя, следует проходить с ним в процессе обучения произведения различных жанров: Полифонии, классической музыки, произведения русских композиторов, а также жанр народной и эстрадной музыки. Что касается технического репертуара, то он должен быть достаточно полным и разносторонним.
Техника- это комплекс средств, позволяющий овладеть самыми разными стилями, это сумма умений, навыков игры на инструменте, при помощи которых исполнитель добивается нужных результатов. Вне музыкальной задачи техника существовать не может.
«Музыка и техника находятся в неразрывной связи друг с другом; техника без творческого замысла, без художественного образа столь же бессмысленна, как форма без содержания».( Л.Оборин)
Техника – это умения выявлять свои творческие намерения, осуществлять их на практике; - это сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание произведения.
В музыкально-исполнительском искусстве технике отводится значительное место. Работая над развитием и совершенствованием игровых движений техника исполнителя должна вестись систематически, планомерно и всегда быть в центре внимания. Некоторые понимают под техникой то, что касается скорости, силы. Такой взгляд крайне ограничен. Техника – это понятие неизмеримо более широкое, оно включает в себе всё, чем должен обладать музыкант, стремящийся к содержательному исполнению.
Техника – сумма средств , позволяющих передать музыкальное содержание.Таким образом, в широком смысле слова техника является материальной стороной исполнительского искусства, важнейшим средством передачи содержания .А в узком смысле технику можно определить как предельную точность и быстроту пальцевых движений.
Развитие техники будет успешным при условии правильно организованной систематической работы, настойчивости и целеустремленности. Развитие техники исполнителя в значительной мере зависит от его природных данных. Но и учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии систематической и правильно- организованной работы.
Гаммы являются важным учебно-методическим материалом в работе над развитием и совершенствованием исполнительской техники музыканта.
Гаммы следует рассматривать не только как упражнения для достижения беглости – они дают прочные знания мажорно-минорной системы, воспитывают чувство ладотональности.
Гаммы служат отличным материалом для выработки ритма, различных приёмов( штрихи, туше, владение мехом и т. д. ).Систематическая и последовательная работа над гаммами – необходимое условие, которое способствует выработке основных игровых навыков и умений.
Успешная работа над гаммами и другими видами технического материала помогает преодолеть многие технические трудности.
В процессе исполнения гамм и других видов технического материала исполнитель должен стремиться:
1.К максимальной ровности звучания и плавности в смене движении меха.
2.К строгому соблюдению указанной аппликатуры
3.К выработке естественных и целесообразных движений кисти и пальцев, точного и чёткого удара пальцев
4.К строгому выполнению метро – ритмических рисунков и указанных штрихов
5. К точной координации движения пальцев при исполнении двумя руками
6.К максимальному звуковому контролю
Существенным видом пальцевых движений при исполнении гамм на аккордеоне является:
подкладывание пальцев ( при восходящем по звучанию направлению)
перекладывание пальцев ( при нисходящем по звучанию направлению)
Работа над гаммами и упражнениями помогает преодолеть многие технические трудности. Совершенствование исполнительской техники должно в сочетании с художественно-музыкальной литературой.
В основе исполнения гамм лежит четырёх дольный размер 4/4.После того, как гаммы будут исполнены в ровном движении, рекомендуется перейти к исполнению их в различных метро-ритмических рисунках, штрихах в соединении динамических оттенков.( четверть, восьмая, триоль, шестнадцатая).Смена меха производится чётко через четыре четверти, независимо от ритмических групп. В быстром темпе опорные звуки должны совпадать с сильной долей.
Конечным результатом гамм является умение исполнять их совершенно свободно и легко в медленных и быстрых темпах, в различных метро-ритмических рисунках.
Гаммы, как и упражнения на различные виды техники способствуют дальнейшему росту музыканта-исполнителя, развитию пальцевой техники, выработке аппликатурной дисциплины.
Для развития и совершенствования технических навыков следует параллельно с гаммами применять в своей практике различные упражнения, которые тоже связаны с преодолением технических трудностей. Роль упражнений такая же как и гамм. Повторение упражнений помогает развивать специфические движения, вырабатывающие основные технические свойства исполнения:
1.Точность
2.Автоматичнось
3.Увереность
Упражнения следует исполнять разными штрихами, разнообразить метро-ритмику и динамику. Необходимо следить за качеством звука, чередованием его длительности и силы.
Конечным результатом работы над упражнениями должна быть уверенная, свободная и непринуждённая игра. Нужно вызвать интерес учащихся к упражнениям таким образом, чтобы оно превращалось в творческий процесс, и дошёл до автоматизма движений.
В работе над развитием и совершенствованием исполнительской техники, гаммами и упражнениями значительное место занимают Этюды.
Имеется достаточное количество оригинальных Этюдов на различные виды техники. В педагогической практике аккордеонистов используются фортепианные Этюды К. Черни, А. Лешгорна, А. Бертини, М.Клементи и другие.
Существуют такие Этюды, которые не могут рассматриваться как только тренировочный материал, ибо они являются высокохудожественными произведениями.
В процессе технического усвоения Этюда исполнитель должен добиваться звукового разнообразия, выразительной фразировки и гибкой динамики.
Роль Этюдов состоит в том, чтобы закрепить навыки , приобретённые на гаммах и упражнениях. Этюды можно разделить на две группы:
Узкотехнические
Этюды-пьесы
Узкотехнические Этюды преследуют цель воспитания и закрепления определённых технических навыков.
Этюды-пьесы, закрепляя технические навыки, обладают и глубоко художественным содержанием.
Для успешного роста исполнителя рекомендуется чередовать Этюды на различные вид техники с элементами разнообразных движений, арпеджио, двойных нот, аккордов, скачков , репетиций.
Главная задача Этюдов – подготовка к преодолению фактурных трудностей в дальнейшем при исполнении художественных произведений.
А. Гольденвейзер: « Этюды полезно разучивать не целиком, а по частям, разбивая на отдельные эпизоды».
План разбора Этюда:
1.Тщательно изучить построение Этюда и определить техническую задачу, чтобы иметь представление об объёме и характере предстоящей работы.
2.Детально разобрать за инструментом текст, установить наиболее удобную аппликатуру, выбрать целесообразные движения и положения рук во время игры.
3.Приступить к разучиванию Этюда по частям, отрабатывая трудные места. Тщательно изучить партии каждой рукой отдельно.
4.Одновременно с усвоением текста Этюда следить за выполнением фразировки, акцентов, динамических, штриховых оттенков, окончательно определить границы меха.
5.Играть Этюды следует в различных темпах не привыкая к какому либо одному. Начинать работу нужно медленного темпа, постоянно возвращаясь к нему в процессе работы.
6.Заучивание текста наизусть должно происходить в ходе усвоения технических и художественных особенностей. При таком способе запоминания надёжно закрепляются в памяти игровые и художественно- выразительные элементы.
Следует организовать так работу, чтобы впоследствии выучивания наизусть
текст надолго сохранялся в памяти и пальцах исполнителя –музыканта.
Техника игры в сущности бесконечно разнообразна. Очень важно принять во внимание и глубокое различие индивидуального подхода к инструменту, благодаря чему каждый вырабатывает свой круг основных технических методов. Развитие техники у каждого происходит по-разному, так как
« приобретение техники - не что иное, как приспособление трудностей к своим способностям» (Ф. Бузони).
Следовательно, к каждому ученику должен быть индивидуальный подход.
Педагог старается отбирать наиболее характерные и нужные ученику упражнения, этюды, пьесы .
Интерес учащегося всё более возрастает к уроку тогда, когда педагог может показать различные приёмы на примерах технического и художественного материала. Лучший путь к техническому совершенству, когда музыка чутко и проникновенно воплощается в пластике движения. Над техникой нужно работать творчески, чем больше инициативы внесено в эту область, тем выше не только технические, но и художественные достижения. Исполнительское искусство в целом требует огромного напряжения, творческой воли, упорства и терпения.