kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие для преподавателей и обучающихся младших классов ДШИ и ДМШ «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие ориентировано на преподавателей по классу фортепиано для занятий с обучающимися младших классов в условиях дополнительного образования. Актуальность данного пособия заключается в одном из её решений: с помощью дидактических заданий и игр обучать, закреплять пройденный материал, не создавая при этом лишнего эмоционального напряжения у обучающихся и помогая избежать переутомления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для преподавателей и обучающихся младших классов ДШИ и ДМШ «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Унечская детская школа искусств»






Методическое пособие

для преподавателей и обучающихся младших классов ДШИ и ДМШ

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ»


Номинация:

- Методическое пособие




Преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО УДШИ: Е.В. Щипко










Унеча

2019г.

Рецензенты: Преподаватель высшей категории МБУ ДО УДШИ И.Л.Клеутина,

Преподаватель высшей категории МБУ ДО УДШИ В.М.Мизгунова


Разработчик: Щипко Елена Викторовна, преподаватель высшей категории, МБУ ДО «Унечская детская школа искусств», [email protected]


Методическое пособие для преподавателей ДШИ и ДМШ

Пособие составлено в рамках методической системы дополнительной предпрофессиональной программы в области искусств «Фортепиано».


Методическое пособие ориентировано на преподавателей по классу фортепиано для занятий с детьми в условиях дополнительного образования. Пособие содержит описание дидактического материала и методические комментарии.

Пособие является опытом работы преподавателя и составлено на основе методического материала книги «За роялем без слёз» Т.Б. Юдовиной-Гальпериной и Т. Камаевой, А. Камаева «Чтение с листа на уроках фортепиано игровой курс».

Данное пособие может быть использовано в системе дополнительного образования в рамках предпрофессиональных и общеразвивающих программ.
















Содержание

I. Введение

II. Дидактические игры и задания с описанием и методическими комментариями

1. Ритмическое воспитание

2. Расположение нот на нотном стане

3. Ладовое воспитание

4. Развитие звуко-высотного и внутреннего слуха

5. Развитие навыков чтения нот с листа

6. Игра «Музыкальный поезд»

III. Заключение

IV. Список использованной и рекомендуемой литературы

V. Приложения

I. Введение

Данное методическое пособие предлагает ряд дидактических игр и заданий по развитию музыкальных способностей и воспитанию необходимых слуховых, ритмических навыков на начальных этапах работы с обучающимися младших классов детской музыкальной школы и фортепианных отделений детских школ искусств. Материал основывается на многолетнем опыте работы преподавателя, успешным использованием в работе методик, предложенных в изданиях Т.Б.Юдовиной-Гальпериной и Т. Камаевой, А. Камаева, и учитывает необходимость создания учебно-дидактического материала для занятий детей в классе фортепиано.

Пособие содержит несколько разделов, содержащих дидактический материал по изучению нотной грамоты, развитию музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, обучению навыкам чтения нот с листа.

Данное пособие не является полным изложением опыта преподавателя, а также окончательным итогом работы в этом направлении.

Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения. При знакомстве с основами музыкальной грамоты необходимо особое внимание уделять развитию музыкальных способностей ученика – слуха, ритма, музыкальной памяти. В фортепианной методике существует множество рекомендаций на эти темы. Однако в практике зачастую требуются дополнительные нетрадиционные средства для решения определенных задач, в том числе для развития чувства ритма, музыкальной памяти обучающегося и специальных навыков. Одним из таких средств являются дидактические игры. По требованиям программы, в ДШИ принимаются дети, достигшие 6,5 лет. В этом возрасте ребёнок довольно быстро утомляется. Смена приёмов и методов работы на уроке необходима для лучшего восприятия и усвоения материала. Актуальность пособия заключается в большой востребованности введения дополнительного дидактического материала, как средства повышения качества преподавания. Изготовление приведённых в работе примеров не требует специальных шаблонов и не является трудоёмким. Каждый педагог может проявить творческую фантазию и изготовить собственный вариант предложенного ниже материала, опираясь на представленные в приложениях примеры.

Цель: ознакомить с накопленным опытом преподавателей фортепианных отделений ДШИ и ДМШ

Задачи: дать описание дидактического материала, указать область применения

II.

1. Ритмическое воспитание

а) «Ритмическая запись стишка». Раздаточный материал: короткие и длинные палочки. Короткие – восьмые, длинные – четвертные. Выложить ритмический рисунок стихотворения (песни). Приложение1.

б) «Ритмическая мозаика». Раздаточный материал: карточки, схематично изображающие длительности целая – круг; половинная – ½ круга; четвертная – ¼ круга; восьмая – 1/8 круга. 1. Вместить меньшие по размеру длительности в большую. 2. По заданной схеме (ритмо-карточка или простейшая мелодия) выложить ритмический рисунок, прохлопать со счётом вслух. Приложение 2.

в) «Угадайки». Раздаточный материал: два набора карточек с текстом первой строки из песенок на одних и ритмической записью продолжения – на других. Среди карточек ученик должен найти соответствующие друг другу, простучав ритмический рисунок. Не читающим детям текст читает педагог. Задание так же может предполагать умение проиграть эту мелодию (на более поздних этапах работы). Приложение 3.

2. Расположение нот на нотном стане

а) Магнитная доска с изображением нотного стана. Расположить на нотном стане ноты-фишки. Приложение 4.

б) «Нотное лото». Раздаточный материал: карточки с изображением нот на нотном стане и карточки с названиями нот. Обучающийся должен выбрать карточки, соответствующие друг другу. Если ребёнок не умеет читать – он просто называет изображённую ноту и октаву. Приложение 5.

3. Ладовое воспитание

«Солнышко и тучка». Раздаточный материал: карточки-светофоры с изображением с одной стороны солнышка (мажор), с другой – тучки (минор). Педагог играет музыкальный отрывок. Обучающийся слушает и карточкой показывает услышанный лад. Приложение 6.

4. Развитие звуко-высотного и внутреннего слуха

«Весёлые лесенки». Дидактический материал: магнитная доска, магниты-фишки, картонные лесенки с изображением ступеней в восходящем и нисходящем движении от первой до третьей ступени, от первой до пятой и от первой до седьмой. Лесенку с изображением ступеней закрепить на магнитной доске. Педагог играет несколько звуков в восходящем или нисходящем движении, сначала не делая пропусков, затем пропуская 1 и более звуков. Обучающийся магнитами-фишками выкладывает на лесенке движение мелодии, указывая пропуски. В дальнейшем задание усложняется: получившуюся схему выложить нотами-магнитами на нотном стане. Приложение 7

5. Развитие навыков чтения нот с листа

«Карточки», закрепляющие звуко-высотные представления, основанные на зрительном восприятии нотного текста, др. словами, вырабатывающие эффект «запоминания». Раздаточный материал: карточки с изображением интервалов, аккордов, звуковых последовательностей. Обучающийся должен по расположению нот на нотоносце (по контуру интервала) не определяя записанные ноты – назвать интервал, аккорд, определить восходящее-нисходящее движение мелодии, восходящее-нисходящее движение по терциям. Приложение 8.

6. Игра «Музыкальный поезд». Игра позволяет использовать данное пособие для закрепления различных навыков.

Дидактический материал: изображение поезда с вагончиками-кармашками; карточки, изображающие длительности, динамические оттенки, а также разноцветные карточки различной геометрической формы. 1. Ритмический диктант. Педагог проигрывает мелодию. Обучающийся определяет размер (на начальном этапе это всегда 2/4) и вставляет в вагончики – такты соответствующие длительности. 2. Динамический поезд. Педагог выразительно проигрывает фрагмент музыкального произведения. Обучающийся расставляет карточки с услышанными динамическими оттенками в кармашки. 3. Определение формы произведения. Педагог проигрывает музыкальное произведение. Обучающийся цветными карточками указывает количество частей в произведении, отмечая тождественные части одинаковым цветом, а вступление и коду – различными геометрическими фигурами. Приложение 9.

III.

Таким образом, используя данный дидактический материал, преподаватель решает одновременно две задачи: вводит игровой момент, переключая внимание обучающегося и в то же время имеет возможность в такой форме закрепить пройденный материал, что обеспечит положительную рефлексию в итоге урока.

IV. Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Т.Б. Юдовина Гальперина. «За роялем без слёз» С.-П..: «Союз художников» 2002г

2. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Чтение с листа на уроках фортепиано Игровой курс. – М.: Классика-ХХI, 2006 – 95с.

3. «Новая школа игры на фортепиано». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008г.

4. И.Королькова «Крохе-музыканту» ч1. Ростов-на-Дону:»Феникс», 2007г.

V. Приложения



























П риложение1.








Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом









Приложение 2.


П риложение 3.


П риложение 4.


Приложение 5.


П риложение 6.









Приложение 7.





П риложение 8.








П риложение 9.






7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Щипко Елена Викторовна

Дата: 31.05.2020

Номер свидетельства: 552050


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства