Методические рекомендации «Комплексные упражнения для развития координационно-двигательных способностей начинающих скрипачей»
Методические рекомендации «Комплексные упражнения для развития координационно-двигательных способностей начинающих скрипачей»
Материал подобран для успешной подготовки ученика к дальнейшему обучению в ДШИ, помочь ребенку овладеть ключевыми навыками скрипичной игры в увлекательной для него форме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Комплексные упражнения для развития координационно-двигательных способностей начинающих скрипачей»»
«Комплексные упражнения для развития координационно-двигательных способностей начинающих скрипачей»
ГИМНАСТИКА СКРИПАЧА
Упражнения на умение управлять состоянием мышц:
«Камень или пластилин». Руки опущены, сжимать кулачки и, разжимая, расслаблять.
«Падают листья». Поднять руки вверх, затем по очереди «бросать» вниз кисти рук, локти и, согнувшись в поясе, болтать руками.
Игра в «тяжелые и легкие руки». Учитель и ученик по очереди кладут свою руку
друг другу на плечо, затем на кисть руки с разным нажимом.
Упражнения на формирование правильной осанки:
«Качели». Стоя, качаться с пятки на носок. Спина прямая.
«Маятник». Раскачиваться с ноги на ногу.
«Цапля». Стоять по очереди на каждой ноге.
«Шаги на месте». Плечи отвести назад, ноги свободно сгибать в коленях.
«Крылья». Руки в стороны, отставлять правую ногу вправо, затем левую – влево.
«Жираф». Руки поднять, ноги по очереди отставлять назад и на место.
Упражнения на свободу и ловкость движений всего корпуса:
«С теннисным шариком». Перебрасывать его с руки на руку. Подбрасывать вверх
ловить. Бросать об пол и ловить.
Упражнения для подготовки держания скрипки:
«Удивляемся». Поднимать свободные плечи и опускать.
«Повороты головы». Медленно поворачивать голову влево и вправо.
«Зеркальце». Поднять левую руку, согнутую в локте, повернуть голову влево.
Все упражнения осваиваются постепенно и выполняются регулярно. Основная задача – добиться устойчивой свободы и гибкости мышц. Для устойчивого свободного держания скрипки следует подобрать ребенку удобную для его плеч и шеи подушечку. Скрипка и смычок должны соответствовать размеру его рук. Пока маленький ученик учит песенки на открытых струнах, ему будет легче держать скрипку левой рукой за ее правое плечико.
Как правило, дети шести лет играют по открытым струнам щипком и смычком, исполняя ритмический аккомпанемент к мелодии второй скрипки. Игра щипком на открытых струнах – это первые несложные для ребенка навыки извлечения звука на скрипке. И уже на этом этапе следует регулярно следить за свободой плечевого пояса, устойчивым положением скрипки, свободным положением корпуса и ног, а также свободным дыханием во время игры.
Задачами этого периода будет работа над освоением разнообразных ритмов песенок, овладение ориентацией правой руки на четырех струнах, выработка звукоизвлечения смычком и движений локтя «по этажам». Одновременно с этой работой следует включить подготовительные упражнения для формирования игровых движений обеих рук.
Маленький ученик стремится скорее играть смычком и слышать «настоящее» звучание скрипки, поэтому целесообразно сначала осваивать технологию правой руки
звукообразования, включая постепенно задания на формирование игровых навыков левой руки.
РАБОТА ПРАВОЙ РУКИ
Упражнения для подготовки ребенка к игре смычком:
«Весла». Сгибать и разгибать руки в локтях, как будто гребем веслами.
«Круги локтями». Руки согнуть в локтях на уровне груди и вращать назад.
«Часы». Вести плавно правую руку к лицу, сгибая кисть («как бы посмотреть на часы») и затем, разгибая кисть, вести плавно вниз.
«Прогоним муху». Правой и левой рукой по очереди будто бы смахиваем муху с каждого плеча.
«Летит муха». Махать кистями обеих рук от себя.
Упражнения без скрипки на постановку правой руки:
«Карандаш-смычок». Положить свободные пальцы на карандаш на свои места, потом – на смычок. (Их рациональное расположение указано в методической литературе).
«Солнышко». Поворачивать кисть руки с карандашом вправо и влево. Поправлять постановку пальцев.
«Ракета». Держать вертикально карандаш, а затем смычок. Поднимать руку вверх и опускать вниз. Следить за свободой кисти и расположением пальцев.
«Колечко». Водить смычок вверх и вниз по кольцу на трости из пальцев левой руки с остановками «на станциях» в разных частях смычка. Управлять правой кистью (пронация-супинация предплечья).
«Шлагбаум». Смычок положить на стол (нижняя часть висит над полом). Поворачивать кисть вправо, опираясь на мизинец – «шлагбаум поднимается», поворачивать кисть влево – «шлагбаум опускается».
«Трубочка-санки». Бумажную трубочку на трости вести правой рукой свободными пальцами вверх и вниз. Следить за сгибанием и разгибанием кисти. Смычок держит учитель.
«Гусеница». Двигать пальцами по струне «шагами» с остановками (карандаш, а затем смычок).
«Обезьяна на ветке». Правая рука висит расслабленно на карандаше или смычке, опираясь только пальцами, и «перепрыгивает» на другие места. Учитель держит
карандаш или смычок.
Упражнения со смычком на скрипке:
«Карандаш-смычок». Правая рука с карандашом-«смычком» над струнами имитирует движения смычка, сохраняя правильную расстановку пальцев.
«Кошечка». Учитель держит смычок на струне, ученик гладит кистью своей руки трость, отрабатывая направление движений смычка параллельно подставке.
Упражнение на отработку штриха «деташе»:
«Утюжок». Ставить смычок в разных его частях на струну и легко, чувствуя сцепление с ней, «разглаживать» короткими движениями струну. Корректировать положение кисти.
Упражнения на штрих «деташе» целым смычком
«Че - ре - па - ха». Водить медленно всем смычком по струнам целыми нотами-«черепахами» с остановками, поправляя пальцы и кисть. Повторять без остановок.
«Парашют». Водить смычком только «вниз», перенося смычок всей рукой к колодочке.
«Самолет». Водить всем смычком только «вверх», перенося смычок всей рукой в его конец.
«Эхо» или «Близко-далеко». Отрабатывать звучание оттенков «форте» и «пиано» в разных частях смычка.
«Пружина». Ставить смычок на струну и на одном месте «пружинить смычком», нажимая кистью на трость и ослабляя нажим. Вырабатывать атаку звука и чувство сцепления со струной.
Название подобных упражнений можно придумывать вместе с детьми на уроках, задавая им наводящие вопросы: «кто медленно ползет?», «кто летит вверх или вниз?», «каким движением гладим кошечку или сердимся на нее?», а также создавая поисковую ситуацию для выбора учеником верного решения. Подобная работа помогает найти ребенку нужный характер и направление движения смычка, необходимое состояние мышц руки.
Игра смычком – технически сложное задание для маленького ученика. Напервых занятиях необходимо ученику помогать, поддерживая смычок за винт и направляя его движения параллельно подставке, добиваться плавной смены движений в разных его частях и нужного нажима на струну для качественного извлечения звука, приучая ребенка к слуховому контролю, к умению сравнивать свое звучание с образцом – «эталоном», показанным учителем.
Ведение смычка по открытым струнам штрихом «деташе» отрабатывается на пьесах, выученных ранее щипком. Ребенок всегда ждет с нетерпением начала игры смычком. Сначала легче играть песенки на одной струне в середине смычка ровными длительностями в спокойном темпе. В нижней и верхней части смычка следует поиграть для ознакомления в эскизном варианте и вернуться к этой работе позже, когда ребенок будет готов внимательно управлять рукой.
Для каждой струны можно вместе с учеником выбрать известные всем детям стихи А.Барто, например, «Уронили мишку на пол», «Про лошадку», «Спать пора», «Наша Таня» и другие. Каждое стихотворение исполняется в одном метроритме и в соответствии со своим образом на разных струнах (разными тембрами). Мелодию к ним может импровизировать преподаватель на скрипке или фортепиано. Необходимо обратить внимание на характер музыки, ее содержание и средства выразительности, звучание мажора и минора в аккомпанементе. Можно поработать с учеником над извлечением смычком звука «форте» и «пиано» и дать ему задание самому выбрать песенки для этих оттенков. Над паузой можно поработать на диалогах: «Кто там? – Дед Мороз» и т.п.
Игра целым смычком представляет определенную сложность. Она должнабыть подготовлена упражнениями на свободные рациональные движения плеча, предплечья и кисти, указанными выше в «Гимнастике скрипача». Длинные ноты на открытых струнах ребенку интереснее играть как ритмический аккомпанемент со вторым мелодическим голосом, исполняемым учителем.
Работу над распределением смычка лучше не откладывать, а постепенноприучать ребенка распределять смычок между длинными и короткими нотами. Например, стихотворение «Про апельсин» нравится детям, и они, проговаривая слова «Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа и т.д.», проделывают сначала движения смычком без скрипки по колечку из пальцев левой руки, распределяя воображаемые короткие ноты-дольки апельсина между длинными нотами-зверями в разных частях смычка. Проделав такую работу, затем будет легче выполнить движения смычком на скрипке.
Следующий этап работы со смычком на открытых струнах – это исполнениеодной пьесы на разных струнах. Аккуратно переходить смычком на соседнююструну – задание достаточно сложное, поэтому сначала лучше подбирать репертуар, избегая частых переходов со струны на струну. Для этой работы можно знакомую остинатную песенку разделить на фразы, исполняя их на соседних струнах, и стараясь плавно соединять фразы. Преподаватель должен придерживать руку ученика и корректировать ошибки. Доброжелательные слова песенки помогут стараниям ребенка.
Более сложные варианты по четыре, три и две ноты на каждой струне надо сначала отрабатывать щипком, а затем смычком. Это могут быть импровизации маршей, вальсов и песенок на различные стихи.
После достаточно освоенного штриха деташе можно познакомить ребенка с другими вариантами движений смычка в самых простых видах (легато, портато, стаккато, мартле), давая им образные названия. Например, «утюжок», «качели», «стрела», «молоточек» и т.п. Короткие песенки-упражнения на эти штрихи можно найти в скрипичных сборниках.
РАБОТА ЛЕВОЙ РУКИ
Освоение грифа пальцами левой руки также необходимо начинать с подготовительных упражнений из «Гимнастики скрипача». Предварительно следует повторить уже известные упражнения на свободу корпуса, плечевого пояса, рук и ног.
Следующие упражнения направлены на освобождение мышц левой руки, формирование мелкой моторики пальцев, на организацию рациональных игровых движений.
Упражнения без скрипки:
«Пальцы говорят». Ударять всеми пальцами по поверхности стола, поднимая и бросая кисть. Обе руки лежат на столе. Проговаривать стихи, имена и т.п.
«Веер». Качать кисть к себе и от себя, как бы обмахиваясь.
«Яблочко». Вращать кисть с округлой формой пальцев влево и вправо.
«Погоны». Левую руку сгибать и разгибать в локте, как будто дотрагиваясь до воображаемых погон на плечах.
«Руль». Левой рукой, свободно согнутой в локте, рулить влево и вправо.
«Воробей». Левая рука в игровом положении. Каждый палец-«молоточек» по очереди падает («клюет») на подушечку большого пальца и отскакивает. Можно проговаривать стишок «Где обедал воробей?».
Упражнения со скрипкой:
«Маятник». Все пальцы округло опираются на правое плечо верхней деки. Локоть свисает и слегка свободно раскачивается «как маятник». Учитель поддерживает скрипку.
«Путешествие по струнам». Пальцы, обхватывая гриф, скользят до четвертой позиции и обратно, слегка прикасаясь к струне.
«Путешествие одного пальца». Скользить вдоль грифа по очереди каждым пальцем на разных струнах. Помнить о «рулевом» движении локтя.
«Перекидывание пальцев». Одновременно все пальцы в группе опускать и поднимать, слегка касаясь струны (по очереди на разные струны) и «рулить» локтем.
«Палец-маятник». Покачивать большим пальцем вдоль грифа.
«Воробей на скрипке». Левая рука держит скрипку за правое плечо. Каждый палец падает («клюет») по очереди на верхнюю деку и отскакивает. Упражнение делать ритмично, проговаривая стишок. То же повторять на струнах в удобной для ребенка позиции.
«Ослик». Каждый палец по очереди ставится на струну и активно отскакивает, проговаривая «и - а».
«Пальцы танцуют». Пальцы ставить парно на струну и по очереди поднимать то один, то другой.