- Развивать представления о связи различных видов искусств с действительностью, внутренним миром человека.
Коммуникативные:
- Воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Оборудование и музыкальный материал: П. И. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла» из фортепианного цикла «Детский альбом», портрет П. И. Чайковского - слайд; М. Добужинский репродукция «Кукла» - слайд; Г. Струве, В. Викторов «Весёлая песенка» - ноты, слайд с текстом; карточки для игр «Эмоции», «Цвета».
Методы обучения: словесный; слуховой; анализ; осознание личностного смысла музыкального произведения.
Используемые образовательные технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Проблемное обучение.
- Исследовательские методы в обучении.
- Игровые технологии.
Ход урока:
Музыкальное приветствие.
У.: Рада вас видеть.
Как мы весело живем,
Дружно песенки поем,
Можем весело смеяться,
Пошутить побаловаться,
И поспорить иногда,
Грусть прогоним навсегда!
Ребята, интересно, а можно ли в музыке музыкальными интонациями передать настроение, чувства которые испытываем мы с вами, люди? Сегодня на уроке нам предстоит выяснить - Что может выражать музыка?
(Учитель наигрывает начальные интонации пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» из фортепианного цикла «Детский альбом»).
У.: Какая музыка вырастет из этой интонации? Каким настроением она окрасится? Какими чувствами будет наполнена?
У.: Давайте послушаем, как это разрешил русский композитор
П. И. Чайковский. (Звучит пьеса «Болезнь куклы» - название пьесы не сообщается). Какие чувства, настроения выразил в музыке композитор?
Д.: В музыке («Болезнь куклы») выражается грусть, печаль, душевная боль.
У.: (наигрывает нисходящие прерывистые интонации) На что похожи интонации? Что рисует музыка?
Д.: Слёзы, вздохи.
У.: Бывает ли у вас такое душевное состояние? С чем это бывает связано?
Д.: Кто-нибудь обидит, мама заболеет, что-то потеряешь, любимая игрушка сломается…
У.: Какие у вас любимые игрушки? Почему они вам так дороги?....
У.: Композитор П. И. Чайковский в пьесе, которую мы только что прослушали, выразил чувства маленькой девочки, у которой заболела любимая кукла. На что похожи эти нисходящие интонации? (нагрывает)
Д.: На слёзы.
У.: Музыкальные интонации словно рисуют, как капают слёзы девочки, которая горюет над кукольной кроваткой. Пьеса называется «Болезнь куклы». Как вы думаете, кто больше страдает – кукла или её хозяйка?
У.: Какой выход из сложившейся ситуации? Что может произойти дальше?
Д.: Девочке могут подарить, купить другую, новую куклу.
У.: Как это сможет изменить её состояние?
Д.: По-разному. Девочка может обрадоваться новой кукле, а может остаться к покупке безразличной, не полюбить её так же сильно, как прежнюю куклу.
У.: Давайте послушаем, какое продолжение выбрал П. И. Чайковский.
Откройте учебник на стр.79 (авт. Т. В. Челышева, В. В. Кузнецова) - Словарик эстетических эмоций поможет вам охарактеризовать пьесу. (Вспомогательный материал для учащихся в учебнике подготовлен по книге
П. Г. Ражникова «Диалоги о музыкальной педагогике»).
(Звучит пьеса «Новая кукла» П.И. Чайковского).
Д.: Мелодия пьесы яркая, радостная, лёгкая, игривая. Можно предположить, что девочка счастлива.
У.: Пьеса называется «Новая кукла». Эти две пьесы из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Детский альбом». Как вы считаете, пьесы похожи по характеру, по настроению? (Пьесы контрастны – различны по содержанию, эмоциональному настрою). «Передавая определённое эмоциональное состояние композитор, как и поэт, и художник, выбирает соответствующие музыкальные краски: яркие, светлые, мажорные или более приглушенные, неяркие, тёмные, раскрывающие печальное настроение без ярких, светлых звуков – минорные.» (На экране понятия: мажор – контраст – минор). Помните, в музыке есть два лада, два брата. Мажор и минор.
У.: Какая пьеса имеет мажорную окраску, какая – минорную?
У.: Оказывается в музыке можно многое услышать, даже если в ней нет слов. Музыка живёт вокруг нас и в нас. Надо только внимательно прислушаться, научиться её слышать. Музыка способна выразить различные оттенки человеческих чувств, настроений, переживаний, размышлений. Сейчас желающих 6 человек получат карточку, на которых написана какая-либо эмоциональная характеристика. Попробуйте озвучить и передать в движении эту эмоцию (радость, печаль, ярость, нежность, тоску, веселье). А остальные ребята пытаются определить услышанное (проводится ассоциативная игра «Эмоции»).
У.: Различные эмоциональные настроения, состояния человека могут быть выражены не только звуками, но и словом, цветом. Вглядитесь внимательно в картину Мстислава Добужинского «Кукла». Прислушайтесь к ней. Что мы слышим? Что хотел автор выразить в картине?
Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Какая цветовая гамма помогла художнику выразить грусть, печаль? Какая здесь окраска: мажорная или минорная? (Минорная). Почему? По своему настроению картина, близка к какой пьесе? «Новая кукла» или «Болезнь куклы»?
У.: Посмотрите, я разложу по классу пять цветных карточек (красная, синяя, желтая, зелёная, чёрная). Подумайте и выберите цвет, который соответствует вашему внутреннему настроению, на данный момент, и подойдите к нему. (Таким образом, класс делится на группы). Проводится ассоциативная игра «Цвета»:
- Попробуйте по очереди озвучить цвет, каким вы его себе слышите.
- Теперь предлагаю зазвучать по очереди сразу всей группой и послушать «цветовую палитру».
- Каждый, озвучивая свой цвет, добавляет соответствующий ритмический рисунок.
(По дирижёрскому жесту учителя учащиеся создают «звуковое произведение», ритмически организовав его, чередуя звучание отдельных голосов, созвучий и целой группы «инструментов»)
Понравилась вам наша пьеса? Придумайте ей название. Если мы с вами сейчас сочиняли музыкальное произведение, выразили своё настроение и свои чувства в звуках, ритме и получилась пьеса. В кого мы на время превращались?
Д.: Мы были композиторами.
У.: Кто бы ещё хотел побыть композитором? Посмотрите, на экране стихи В. Викторова:
«Есть весёлый край на свете,
Счастлив тот, кто там живёт.
Там весёлый дует ветер,
Там весёлый дождик льёт.
Прочтите. Какие чувства, какое настроение выразил поэт стихами? Попробуйте сочинить к ним мелодию. Какой вы выберите лад - мажор или минор? Кто уже хочет спеть? Можно добавить ритмический аккомпанемент.
Послушайте, какую мелодию сочинил к этим стихам композитор Г. Струве. (Звучит «Весёлая песенка» Г. Струве, В.Викторов). Разучивается песня.
У.: Домашнее задание: нарисовать радость и грусть цветовыми пятнами или конкретным сюжетом.
Рефлексия:
У.: Продолжите фразу…
Я узнал…
Я понял…
Я научился…
Список использованной литературы
1. Балакирева Е. И. Учебно – игровая деятельность как фактор формирования креативной личности школьника: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – Саратов,1996.
2. Исаева Л. А., Кириленко Н. П. Урок музыки – урок искусства.- Саратов: Изд. СПИ,2001. – 92с.
3. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 кл. Автор/создатель: Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т.С.
4. Смолина Е. А. Ассоциативные сети для ловли талантов // Учитель года, №4/2001.
5. Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.