kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Мелодии жизни. Радость и грусть.

Цель: Создание условия для полноценного проявления и развития

личностных функций учащихся.

Задачи:

Предметные:

Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять

характер, музыкальное настроение произведения.

Метапредметные:

Личностные:

- Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных

движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным

произведениям.

- Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение, умение

продуцировать неординарные идеи и образы, передавать эмоции, чувства,

образы посредством звуков, мимики, движений;

- Развивать навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий,

воплощающих определённое образное настроение состояние.

- Формировать чувства эстетического переживания произведениям

искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 3 г. Волгограда







«Мелодии жизни. Радость и грусть»

методическая разработка урока музыки для 1 класса

по программе УМК "Перспективная начальная школа» под ред. Чураковой Р.Г., авторской программы по музыке 1 класс

Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой.





Выполнила:

Москвина Наталья Владимировна,

учитель музыки,

педагог дополнительного образования





Волгоград, 2014

Тема: Мелодии жизни. Радость и грусть.

Цель: Создание условия для полноценного проявления и развития личностных функций учащихся.

Задачи:

Предметные:

Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.

Метапредметные:

Личностные:

- Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.

- Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение, умение продуцировать неординарные идеи и образы, передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений;

- Развивать навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определённое образное настроение состояние.

- Формировать чувства эстетического переживания произведениям искусства.

Регулятивные:

- Осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности.

Познавательные:

- Закреплять понятия «контраст», «ритм», «лад», «мажор», «минор», «настроение», «чувства», «эмоции».

- Развивать представления о связи различных видов искусств с действительностью, внутренним миром человека.

Коммуникативные:

- Воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Оборудование и музыкальный материал: П. И. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла» из фортепианного цикла «Детский альбом», портрет П. И. Чайковского - слайд; М. Добужинский репродукция «Кукла» - слайд; Г. Струве, В. Викторов «Весёлая песенка» - ноты, слайд с текстом; карточки для игр «Эмоции», «Цвета».

Термины, понятия: мажорный лад, минорный лад, контраст.

Структура урока:

- организационный момент;

- слушание;

- объяснение нового материала в форме игровых заданий;

- закрепление нового материала;

- домашнее задание.

Виды деятельности учащихся:

- слушание;

- выполнение игровых заданий;

- музыкальное рисование (мелодизация стихотворения);

- вокально-хоровая работа.

Методы обучения: словесный; слуховой; анализ; осознание личностного смысла музыкального произведения.

Используемые образовательные технологии:

- Информационно-коммуникационные технологии.

- Здоровьесберегающие технологии.

- Проблемное обучение.

- Исследовательские методы в обучении.

- Игровые технологии.





Ход урока:

Музыкальное приветствие.

У.: Рада вас видеть.

Как мы весело живем,

Дружно песенки поем,

Можем весело смеяться,

Пошутить побаловаться,

И поспорить иногда,

Грусть прогоним навсегда!


Ребята, интересно, а можно ли в музыке музыкальными интонациями передать настроение, чувства которые испытываем мы с вами, люди? Сегодня на уроке нам предстоит выяснить - Что может выражать музыка?

(Учитель наигрывает начальные интонации пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» из фортепианного цикла «Детский альбом»).

У.: Какая музыка вырастет из этой интонации? Каким настроением она окрасится? Какими чувствами будет наполнена?

У.: Давайте послушаем, как это разрешил русский композитор

П. И. Чайковский. (Звучит пьеса «Болезнь куклы» - название пьесы не сообщается). Какие чувства, настроения выразил в музыке композитор?

Д.: В музыке («Болезнь куклы») выражается грусть, печаль, душевная боль.

У.: (наигрывает нисходящие прерывистые интонации) На что похожи интонации? Что рисует музыка?

Д.: Слёзы, вздохи.

У.: Бывает ли у вас такое душевное состояние? С чем это бывает связано?

Д.: Кто-нибудь обидит, мама заболеет, что-то потеряешь, любимая игрушка сломается…

У.: Какие у вас любимые игрушки? Почему они вам так дороги?....

У.: Композитор П. И. Чайковский в пьесе, которую мы только что прослушали, выразил чувства маленькой девочки, у которой заболела любимая кукла. На что похожи эти нисходящие интонации? (нагрывает)

Д.: На слёзы.

У.: Музыкальные интонации словно рисуют, как капают слёзы девочки, которая горюет над кукольной кроваткой. Пьеса называется «Болезнь куклы». Как вы думаете, кто больше страдает – кукла или её хозяйка?

У.: Какой выход из сложившейся ситуации? Что может произойти дальше?

Д.: Девочке могут подарить, купить другую, новую куклу.

У.: Как это сможет изменить её состояние?

Д.: По-разному. Девочка может обрадоваться новой кукле, а может остаться к покупке безразличной, не полюбить её так же сильно, как прежнюю куклу.

У.: Давайте послушаем, какое продолжение выбрал П. И. Чайковский.

Откройте учебник на стр.79 (авт. Т. В. Челышева, В. В. Кузнецова) - Словарик эстетических эмоций поможет вам охарактеризовать пьесу. (Вспомогательный материал для учащихся в учебнике подготовлен по книге

П. Г. Ражникова «Диалоги о музыкальной педагогике»).

(Звучит пьеса «Новая кукла» П.И. Чайковского).

Д.: Мелодия пьесы яркая, радостная, лёгкая, игривая. Можно предположить, что девочка счастлива.

У.: Пьеса называется «Новая кукла». Эти две пьесы из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Детский альбом». Как вы считаете, пьесы похожи по характеру, по настроению? (Пьесы контрастны – различны по содержанию, эмоциональному настрою). «Передавая определённое эмоциональное состояние композитор, как и поэт, и художник, выбирает соответствующие музыкальные краски: яркие, светлые, мажорные или более приглушенные, неяркие, тёмные, раскрывающие печальное настроение без ярких, светлых звуков – минорные.» (На экране понятия: мажор – контраст – минор). Помните, в музыке есть два лада, два брата. Мажор и минор.

У.: Какая пьеса имеет мажорную окраску, какая – минорную?

У.: Оказывается в музыке можно многое услышать, даже если в ней нет слов. Музыка живёт вокруг нас и в нас. Надо только внимательно прислушаться, научиться её слышать. Музыка способна выразить различные оттенки человеческих чувств, настроений, переживаний, размышлений. Сейчас желающих 6 человек получат карточку, на которых написана какая-либо эмоциональная характеристика. Попробуйте озвучить и передать в движении эту эмоцию (радость, печаль, ярость, нежность, тоску, веселье). А остальные ребята пытаются определить услышанное (проводится ассоциативная игра «Эмоции»).

У.: Различные эмоциональные настроения, состояния человека могут быть выражены не только звуками, но и словом, цветом. Вглядитесь внимательно в картину Мстислава Добужинского «Кукла». Прислушайтесь к ней. Что мы слышим? Что хотел автор выразить в картине?

Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Какая цветовая гамма помогла художнику выразить грусть, печаль? Какая здесь окраска: мажорная или минорная? (Минорная). Почему? По своему настроению картина, близка к какой пьесе? «Новая кукла» или «Болезнь куклы»?

У.: Посмотрите, я разложу по классу пять цветных карточек (красная, синяя, желтая, зелёная, чёрная). Подумайте и выберите цвет, который соответствует вашему внутреннему настроению, на данный момент, и подойдите к нему. (Таким образом, класс делится на группы). Проводится ассоциативная игра «Цвета»:

- Попробуйте по очереди озвучить цвет, каким вы его себе слышите.

- Теперь предлагаю зазвучать по очереди сразу всей группой и послушать «цветовую палитру».

- Каждый, озвучивая свой цвет, добавляет соответствующий ритмический рисунок.

(По дирижёрскому жесту учителя учащиеся создают «звуковое произведение», ритмически организовав его, чередуя звучание отдельных голосов, созвучий и целой группы «инструментов»)

Понравилась вам наша пьеса? Придумайте ей название. Если мы с вами сейчас сочиняли музыкальное произведение, выразили своё настроение и свои чувства в звуках, ритме и получилась пьеса. В кого мы на время превращались?

Д.: Мы были композиторами.

У.: Кто бы ещё хотел побыть композитором? Посмотрите, на экране стихи В. Викторова:

«Есть весёлый край на свете,

Счастлив тот, кто там живёт.

Там весёлый дует ветер,

Там весёлый дождик льёт.

Прочтите. Какие чувства, какое настроение выразил поэт стихами? Попробуйте сочинить к ним мелодию. Какой вы выберите лад - мажор или минор? Кто уже хочет спеть? Можно добавить ритмический аккомпанемент.

Послушайте, какую мелодию сочинил к этим стихам композитор Г. Струве. (Звучит «Весёлая песенка» Г. Струве, В.Викторов). Разучивается песня.

У.: Домашнее задание: нарисовать радость и грусть цветовыми пятнами или конкретным сюжетом.

Рефлексия:

У.: Продолжите фразу…

Я узнал…

Я понял…

Я научился…













Список использованной литературы

1. Балакирева Е. И. Учебно – игровая деятельность как фактор формирования креативной личности школьника: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – Саратов,1996.

2. Исаева Л. А., Кириленко Н. П. Урок музыки – урок искусства.- Саратов: Изд. СПИ,2001. – 92с.

3. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 кл. Автор/создатель: Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т.С.

4. Смолина Е. А. Ассоциативные сети для ловли талантов // Учитель года, №4/2001.

5. Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.


Интернет - ресурсы:

  • http://www.sozvezdieoriona.ru/publ/primenenie_igrovykh_tekhnologij_na_uroke_muzyke/1-1-0-230

  • http://www.bibliotekar.ru/kDobuzh/9.htm

  • http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-valeologi-v-starshei-grupe-nashi-pomoschniki-organy-chuvstv.html - «Наши помощники — органы чувств»












Приложение 1

Г.Струве, В.Викторов «Весёлая песенка»





Приложение 2


Мстислав Добужинский «Кукла» ( 1905г)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Мелодии жизни. Радость и грусть" 1 класс

Автор: Гаврилова Людмила Юрьевна

Дата: 27.09.2019

Номер свидетельства: 521076


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства