kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: оказание помощи при проведении ежедневных процедур личной гигиены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие разработано для самостоятельной работы студентов с целью формирования практических профессиональных умений и первоначального практического опыта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: оказание помощи при проведении ежедневных процедур личной гигиены»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»








МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


по профессиональному модулю «Выполнение работ по профессии младшая медсестра по уходу за больными»


Раздел 1: Решение проблем пациента путем сестринского ухода

МДК.04.01. Технология оказания медицинских услуг

Тема: «Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: оказание помощи при проведении ежедневных процедур личной гигиены пациенту с ограниченными возможностями самоухода»


Для специальности:

34.01.02. Сестринское дело, курс II

(базовой подготовки)










Купино

2018


Рассмотрена на заседании

ПЦМК профессиональных модулей

ГАПОУ НСО «КМТ»

Протокол от _________ № _______














Автор – составитель: преподаватель профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медсестра по уходу за больными» высшей квалификационной категории Гладкова Людмила Михайловна.














Купино

2018

Цели занятия


Учебные: Изучить принципы гигиенического ухода за пациентом, изучить факторы риска, места образования и стадии развития пролежней, научиться ухаживать за постелью и бельём пациента в зависимости от тяжести его состояния.


Студент должен

иметь практический опыт:

- выявления нарушенных потребностей пациента;

- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

- планирования и осуществления сестринского ухода;

- ведения медицинской документации;

- обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;

уметь:

- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

- определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

- оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;

- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

- составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.;

знать:

- способы реализации сестринского ухода;

- технологии выполнения медицинских услуг;

- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

- принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;

- основы профилактики внутрибольничных инфекций


Студент должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:


ПК 1.

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 2.

Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 3.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждений здравоохранения и на дому.

ПК 4.

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 5.

Оформлять медицинскую документацию.

ПК 6.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 7.

Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 8.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 11.

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8.

Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.














































Ι. Задания по самоконтролю

Дайте характеристику положения пациента в постели


1. Активное положение ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Пассивное положение________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Вынужденное положение ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Дополните

  1. Кожу тяжелобольного необходимо ежедневно протирать_________________________________

  2. Смену нательного и постельного белья в отделении производят __________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Для ослабленных больных при недержании кала и мочи применяют________________________ _____________________________________________________________________________________

  2. Если одна из рук пациента повреждена, рукав рубашки сначала снимают ___________________

__________________________________________________________________________________

  1. Гигиеническую ванну или душ необходимо назначать пациенту не реже ____________________

  2. Омертвение кожи - это____________________________________________________________

  3. Тяжелобольному постельное и нательное бельё меняют __________________________________ _____________________________________________________________________________________

  4. При появлении гиперемии на местах проекции костей необходимо обработать кожу

__________________________________________________________________________________

  1. Лечение пролежня осуществляют путём наложения на рану_______________________________

___________________________________________________________________________________

10. Пролежни чаще всего образуются в области ___________________________________________ _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

11. При подготовке постели для тяжелобольного необходимо на простынь положить ___________________________________________________________________________________

12. Медсестра должна постоянно следить за тем, чтобы положение пациента было __________

__________________________________________________________________________________

13.Мыть голову следует не реже ________________________________________________________

14.Для удаления серы из ушей необходимо в слуховой проход закапать ______________________

______________________________________________________________________________

15.Перед тем, как обрезать ногти пациенту, необходимо ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Для обработки полости рта необходимо приготовить инструментарий ______________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Обрабатывать глаз следует в направлении от __________________________________________ _____________________________________________________________________________________

18.Для удаления корочек из носа у тяжелобольных используют_____________ __________________ _____________________________________________________________________________________

19. Для обработки глаз при наличии выделений следует приготовить следующие антисептики__________________________________________________________________________

__________________ __________________________________________________________________

20. Функциональная кровать служит для ____________________________________________ __________________________________________________________________________

Решите ситуационные задачи

1. Пациент жалуется на сухость в носу, образование в полости носа корочек.
Как помочь пациенту?

Проблемы пациента?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. У пациентки появился неприятный запах изо рта.

Что необходимо предпринять? Проблемы пациента?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Пациент не может открыть глаза, слиплись веки и ресницы.
В чём заключается помощь пациенту?

Проблемы пациента?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Проводя утренний туалет пациенту, медсестра заметила в наружном слуховом проходе скопившуюся серу.

Ваши действия по оказанию помощи? Проблемы пациента?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Пациентка жалуется на зуд кожи головы, волосы сальные.
Что предпринять?

Проблемы пациента?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. При проведении обработки кожи пациента медсестра заметила на крест це синюшно-красного цвета участок кожи.

Ваши действия? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. При проведении утреннего туалета у пациентки обнаружена опрелость под молочными железами. Что нужно сделать?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. У тяжелобольного пациента на крестце появились пузыри. Какую помощь вы окажете пациенту?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Пациент в течение двух часов находился на загрязнённом мокром постельном белье. Ваши действия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Пациентка жалуется на боль между лопаток от длительного лежания на спине. Помощь медсестры?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. В отделение находится тяжелобольной пациент. Врачом назначен постельный режим. Медицинская сестра провела мероприятия по личной гигиене.

Задание:

  1. Удовлетворение каких потребностей нарушено?

  2. Организовать сестринский процесс у данного пациента.

  3. Заполнить карту сестринского процесса



















Карта сестринского процесса

Настоящие проблемы:



















Потенциальные проблемы:

.

Краткосрочная цель:



















Долгосрочная цель:


План



Реализация


Оценка


Заполните пустые графы


Приготовление постели пациенту

Цель: создание максимального удобства пациенту в постели.

Оснащение: матрац, клеенка, 2 подушки (ватная и перьевая), одеяло (шерстяное или байковое), комплект белья.

Действие

Обоснование

1. Проверьте сетку кровати (она должна быть хорошо натянута).

Исключается «провисание» сетки кровати.

2. Положите матрац без бугров и впадин.


3.

Исключается риск загрязнения матраца

4. Покройте простыней, края которой заправьте под матрац.


5. Наденьте наволочки на подушки и положите ватную подушку параллельно кровати, а перьевую под небольшим углом к каретке кровати.


6.

Соблюдение правил личной гигиены

7. На каретку кровати повесьте полотенце.



Умывание пациента

Цель: соблюдение правил личной гигиены

Показания: плановая гигиеническая обработка лица у пациентов, находящихся на постельном режиме.

Оснащение: таз с теплой водой, 2 рукавички из махровой ткани.

Действие

Обоснование

1. Вымойте руки.


2. Смочите рукавичку в теплой воде, слегка отожмите лишнюю воду.

Обеспечивается подготовка к умыванию пациента

3. Наденьте рукавичку на правую руку


4.

Обеспечивается умывание.

5. Вытрите лицо пациента насухо.


6.

Исключается риск инфицирования контактным путем.

Смена постельного белья продольным способом


Цель: ______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Показания: загрязнение белья или плановая смена белья пациентам, которым разрешено поворачиваться в постели.

Противопоказания: строгий постельный режим пациента.

Оснащение: комплект постельного белья, клеенчатый мешок для использованного белья, перчатки.



Действие

Обоснование

1. Наденьте перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2. Чистую простыню скатать по длине до половины


3.

Обеспечивается подготовка для смены простыни


4. Подвиньте пациента к краю кровати, повернув его на бок


5.

Обеспечивается уборка грязной простыни



6. На освободившейся части постели расстелите чистую простыню




7.

Обеспечивается перекладывание пациента на чистую простыню


8. Уберите грязную простыню в клеенчатый мешок и расправьте чистую




9.Края простыни подверните под матрац


Исключается риск образования складок на простыне

  1. Снимите перчатки, вымойте руки





Смена постельного белья поперечным способом

Цель: соблюдение правил личной гигиены

Показания: загрязнение белья или плановая смена белья пациентам, находящимся на строгом постельном режиме (запрещены активные движения в постели).

Оснащение: _______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Действие

Обоснование

1. Наденьте перчатки.

Исключается риск инфицирования контактным путем.

2.

Обеспечивается подготовка для смены простыни.

3. Осторожно приподнимите верхнюю часть туловища пациента, уберите подушки.


4.

Обеспечивается доступ для смены простыней верхней части кровати.

5. На чистую простыню положите подушку и опустите на нее голову пациента


6.

Исключаются активные действия пациента в постели, проводится замена простыней.

7. Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни под матрац.


8. Уберите грязную простыню в клеенчатый мешок.

Исключается риск инфицирования.




Подача судна и мочеприемника

Цель: _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________




Действие

Обоснование

1. Отгородить пациента ширмой

Соблюдение прав человека исходя из норм этической морали

2. Положить под таз пациента клеенку



3.

Исключается риск неприятных ощущений у пациента при подаче судна


4. Помочь пациенту слегка повернуться на бок, ноги его при этом согнуты в коленях



5. Правой рукой подвести судно под ягодицы пациента, повернуть пациента на спину так, чтобы его промежность оказалась под отверстием судна


6.Мужчине одновременно подать мочеприемник

Обеспечивается подача мочеприемника

7. Снять перчатки



8.



Создается удобное положение пациенту

9. По окончании дефекации у пациента – надеть перчатки


10.

Обеспечивается удобное положение для забора судна


11.Уберать судно из-под пациента




Исключается риск загрязнения постели каловыми массами

  1. Снять перчатки



Обеспечивается подготовка для подмывания пациента

  1. Подмыть пациента, тщательно осушить промежность



  1. Убрать судно, клеенку, ширму


  1. Помочь пациенту удобно лечь



Обеспечивается механическое очищение судна



  1. Продезинфицировать судно



Подмывание мужчин

Цель: Соблюдение правил личной гигиены у пациентов, находящихся на постельном режиме Показания:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оснащение: емкость с теплой водой, «варежка», судно, клеенка, перчатки

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2.

Соблюдение прав человека исходя из норм этической морали

3. Бережно оттянуть крайнюю плоть пациента, обнажив головку полового члена



4.

Обеспечивается обработка головки полового члена


5. Протереть кожу полового члена и мошонки, затем тщательно просушить ее



6. Протереть область анального отверстия, тщательно просушить



7.

Исключается риск инфицирования контактным путем

Подмывание женщин

Цель: _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Показания: плановая гигиеническая обработка половых органов после акта дефекации и мочеиспускания

Оснащение:__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки



2.

Исключается риск загрязнения простыни

3. Попросить пациентку согнуть ноги в коленях и слегка развести их в сторону


4.



Обеспечивается подготовка к подмыванию

5. Полить раствором из кувшина на половые органы, тампоном обработать наружные половые органы по направлению к заднему проходу



6.

Обеспечивается чувство комфорта пациентки

7. Убрать судно, клеенку, ширму



8.

Исключается риск инфицирования контактным путем

Обработка полости рта, чистка зубов


Цель: соблюдение правил личной гигиены, профилактика стоматита, профилактика кариеса.

Показания: плановая гигиеническая обработка полости рта пациентов, находящихся на постельном режиме

Оснащение:__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Действие

Обоснование

1. Удобно усадить пациента

Создание пациенту удобного положения

2.

Исключается риск инфицирования контактным путем

3. Шпателем отодвинуть к верху верхнюю губу и обработать слизистую оболочку верхней десны, затем отодвинуть нижнюю губу и обработать слизистую оболочку нижней десны


4.

Обеспечивается доступ для обработки языка




5. Смочить марлевую салфетку антисептическим раствором и снимая налет, протереть язык, меняя салфетки 2-3 раза


6.

Обеспечивается обработка задней поверхности зубов



7. Нанести на зубную щетку пасту и тщательно очистить ею жевательные поверхности зубов



8.

Обеспечивается механическое очищение передней поверхности зубов



9. Предложить пациенту прополоскать рот водой



  1. Снять перчатки, вымыть руки





Обработка глаз

Цель: профилактика коньюктивита

Показания: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Оснащение: стерильные ватные тампоны, 2 лотка, антисептический р-р (0,02% р-р фурацилина или 1-2% р-р натрия гидрокарбонат), стерильные перчатки


Действие

Обоснование

1. Тщательно вымыть руки, одеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2.

Обеспечивается подготовка для промывания глаз


3. Слегка отжать шарик и протереть им ресницы и веки по направлению от наружного угла к внутреннему, использованный тампон выбросить


4.

Обеспечивается обработка глаз



5. Промокнуть остатки раствора сухим тампоном



6. Таким же образом обработать второй глаз



7. Снять перчатки, вымыть руки



Уход за полостью носа

Цель: восстановление дыхания через нос

Показания: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Оснащение: _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Действие

Обоснование

  1. Надеть перчатки



  1. Смочить в масле ватные турунды и поочередно ввести их в правую и левую ноздрю на 1-2 минуты


Обеспечивается удаление корочек из носовых ходов


Исключается риск инфицирования контактным путем


Обработка ушей

Цель: профилактика возникновения серных пробок

Показания: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Оснащение: ватные турунды, 3% раствор перекиси водорода, лоток, мыльный р-р, салфетки марлевые, перчатки





Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки



2.

Обеспечивается механическое очищение наружного слухового прохода



3. Ватную турунду смочить в 3% р-ре перекиси водорода и ввести ее в наружный слуховой проход на 2-3 минуты


4.

Обеспечивается доступ для удаления серы


5. Чистой, сухой турундой вращательными движениями прочистить слуховой проход


6.

Исключается риск инфицирования контактным путем


Уход за волосами

Цель: _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Показания: плановая гигиеническая обработка волос

Оснащение: частый гребень, слабый раствор уксусной кислоты, таз с теплой водой, шампунь или мыло, кувшин с теплой водой



Действие

Обоснование

1. Завернуть головной конец матраца валиком под шею пациента

Обеспечивается доступ для мытья головы пациента

2.

Обеспечивается подготовка к мытью головы


3. Вымыть голову пациента теплой водой с применением шампуня или мыла


4.

Обеспечивается удаление остатков шампуня


5.

Обеспечивается завершение манипуляции


6. Смочить гребень в слабом р-ре уксуса и расчесать волосы: длинные от концов к корням, а короткие от корней




Стрижка ногтей

Цель: соблюдение правил личной гигиены

Показания: плановая еженедельная стрижка ногтей у пациентов, находящихся на постельном режиме

Оснащение: _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________




Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки



2.Опустить кисть пациента на 2-3 минуты в емкость с теплой водой, добавив туда немного жидкого мыла


3.

Исключается риск травмирования ногтевого ложа


4. Поочередно извлечь пальцы из воды, вытереть их и аккуратно обрезать ногти


5.

Обеспечивается размягчение ногтей на ногах



6. Извлечь стопу пациента из воды, высушить ее и установить на полотенце




7.

Обеспечивается стрижка ногтей на ногах


8. Снять перчатки, вымыть руки




























Литература

1. Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2012.

2. Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.

3. Обуховец Т.П., Т.А.Чернова О.В. Основы сестринского дела.-Ростов н/Д: Феникс, 2011.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гладкова Людмила Михайловна

Дата: 20.02.2019

Номер свидетельства: 500622


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства