Методическая разработка по теме "Основы профилактики внутрибольничной инфекции"
Методическая разработка по теме "Основы профилактики внутрибольничной инфекции"
Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Основы профилактики внутрибольничной инфекции.
Используются следующие формы работы: словесный ( вербальный) метод обучения.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки, специальности 31.02.01. « Лечебное дело» углубленной подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:
- основы профилактики внутрибольничных инфекций;
- дезинфекция изделий медицинского назначения, как меру, профилактики внутрибольничных инфекций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 2
(базовый уровень)
Специальность: 31.02.01. Лечебное дело курс 1
( углубленной подготовки)
Купино
2018
РАССМОТРЕНО
ПЦМК по профессиональному модулю
ГАПОУ НСО «Купинский медицинский техникум»
протокол от__________ №
Автор - составитель: преподаватель ПМ. 04. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными высшей квалификационной категории
Бережная Валентина Владимировна
Пояснительная записка
к методической разработке ПМ.04. ПМ.07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным по теме: Основы профилактики внутрибольничной инфекции.
Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Основы профилактики внутрибольничной инфекции.
Используются следующие формы работы: словесный ( вербальный) метод обучения.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки, специальности 31.02.01. « Лечебное дело» углубленной подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:
- основы профилактики внутрибольничных инфекций;
- дезинфекция изделий медицинского назначения, как меру, профилактики внутрибольничных инфекций.
Формируемые компетенции:
- П.К. 7.1
--П.К.4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
- П.К. 4. 8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
- П.К. 7.11.
- П.К. 4.11. Обеспечить производственную санитарию личную гигиену на рабочем месте.
О.К. 1 – 8.
Методы и формы, используемые на занятии:
Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины для самостоятельной работы.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Основы профилактики внутрибольничной инфекции.
Место проведения: кабинет
Продолжительность проведения занятия:90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.
Цели занятия:
1.Образовательная: После изучение темы студент должен знать:
Основные федеральные законы, нормативно-правовые акты, приказы, методические рекомендации и инструкции по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима МО.
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.
3.Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8) Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
Знать:
- основы профилактики внутрибольничных инфекций;
-дезинфекция изделий медицинского назначения, как меру, профилактики внутрибольничных инфекций.
Формируемые компетенции:
-П.К.4.1. 7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала; основы профилактики внутрибольничной инфекции.
Методическое обеспечение занятия: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала.
Самостоятельная работа: Изучение основной и дополнительной литературы
Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011.Стр. 233-235. Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова. Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011. Стр. 201-202. Интернет. Знакомство с основными положениями федеральных документов по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в МО.
Основные источники:
Учебники (основная литература)
Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011.Стр. 233-235. Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова. Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011. Стр. 201-202.
Дополнительные источники:
1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. -2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2008.
2.Обуховец Т.П., Склярова Т.А.Чернова О.В. Основы сестринского дела. –Ростов – на Дону е/д.: Феникс, 2002. - (Медицина для вас)
3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008
Ход занятия
Основные этапы
занятия.
Коды формируемых
компетенций
Ориентировочное время
Содержание этапа.
Методическое обоснование
1.
Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
2 мин.
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. ОК 1.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста
3 мин.
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3.
Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1) ОК.4.
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию
15 мин.
Использование активных форм опроса с указанием цели:
- тестовый контроль
4.
Изложение нового материала (приложение №2)
Цель: сформировать знания
50 мин
Словесный, (вербальный) метод обучения.
5.
Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК.2.
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы
Физкультминутка (приложение №3) ОК. 8.Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
3 мин
Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
7.
Осмысление и систематизация полученных знаний
(приложение №4)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания
10 мин.
Закрепление материала.
Решение тестовых заданий
8.
Подведение итогов (приложение №5)
2мин.
Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
9.
Самостоятельная работа
2мин.
Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011.Стр. 233-235. Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова. Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011. Стр. 201-202. Интернет. Знакомство с основными положениями федеральных документов по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в МО.
Всего
90 мин
Приложение№1
Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний
Текст задания: Опишите факторы влияющие на безопасность пациента и персонала.
Выберите один правильный ответ:
Дополните: 1…………..– это любое заболевание вирусной, бактериальной или грибковой этиологии, развивающееся у пациента, находящегося в ЛПУ на стационарном или амбулаторном лечении, а также в течение месяца с момента выписки из больницы. Выберите один правильный ответ: 2. Резервуары возбудителей ВБИ А) Руки персонала; Б) медицинский инструментарий В) микро организмы Дополните: 3……………… - работа, связанная с уходом за больными, требует особой ответственности, физического и эмоционального напряжения. В результате мед персонал постоянно находится в состоянии психологического стресса. 4. ……………- отрицательное воздействие различных химических веществ в результате которых развиваются профессиональные заболевания, такое как аллергозы, дерматиты и др. 5 …………….– угроза заражения мед персонала инфекционными заболеваниями в том числе и особо опасных. 6……………..- значительные физические нагрузки и перегрузки опорно-двигательного аппарата в течении рабочего дня. Перечислите:
7. К группам риска ВБИ относят: 1._________________ 2._________________ 3._________________ 8. ……………..— пациент принимает сам с целью уменьшения (снижения уровня) боли и других патологических симптомов
9…………………— пациент не может выполнять произвольные движения, сохраняет то положение, которое ему придали (например, при потере сознания, или ему запретил врач их выполнять, например, в первые часы после инфаркта).
10. ……………….. — пациент легко и свободно выполняет произвольные (активные) движения.
11. ………….. — пациент пребывает в отделении без ограничения двигательной активности в пределах стационара и территории больницы. Разрешается свободная ходьба по коридору, подъем по лестнице, прогулка по территории больницы.
12. …………... — пациент не покидает постели, может сидеть, поворачиваться. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в постели медицинским персоналом.
13…………… — пациенту категорически запрещаются активные движения в постели, даже поворачиваться с боку на бок.
14 . ……………— пациент много времени проводит в постели, разрешается свободная ходьба по палате. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в пределах палаты.
15. ……………. — пациент все время проводит в постели, может садиться на край постели или стул для приема пищи, проведения утреннего туалета и может хо дить в туалет в сопровождении медицинской сестры.
Приложение№2
(Изложение нового материала)
Тема: Основы профилактики внутрибольничной инфекции.
План
1. Основные Федеральные Законы
2. Нормативно правовые акты
3. Приказы
4. Методические рекомендации и инструкции по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима медицинской организации
В настоящее время действуют следующие основные нормативно-правовые документы:
1. Основы законодательства Российской Федерации обохране здоровья граждан. ФЗ № 5487-1 от 22.07.1993.
2. Федеральный Закон «О санитарно- эпидемиологическомблагополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.99 г.с изменениями от 22.08.04 № 122-ФЗ.
3. Федеральный Закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.98 № 157-ФЗ.
4. Федеральный Закон «О лицензировании отдельныхвидов деятельности» от 08.08.01. № 128-ФЗ.
5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарныхправил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
6. СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения иудаления отходов ЛПУ».
7. Приказ № 90 от 14.03.96 г. «О порядке проведенияпредварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентов допуска к профессии ».
8. СанПиН 2.2. /А.1.1.1031-01 Санитарно-эпидемиологические правила и нормы «Санитарно-защитныезоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
9. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды центральных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
10. СанПиН 2.2.4.54896. «Гигиенические требования кмикроклимату производственных помещений».
11. СанПиН 2.1.3.1375-03. «Гигиенические требованияк размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов, других лечебных
стационаров».
12. Санитарные правила устройства, оборудования иэксплуатации больниц, роддомов, других лечебныхстационаров (СанПиН 5 179-90 г. МЗ. М.,1990 г.), определяющие санитарное содержание различных помещений стационара, оборудования, инвентаря, личную гигиену пациентов и обслуживающего персонала.
13. Отраслевой стандарт 42-21-2-85, определяющий методы, средства и режим дезинфекции и стерилизации изделий медицинского назначения {шприцев, игл,
инструментария).
14. Методические рекомендации по повышению надежности стерилизационных мероприятий в ЛПУ по системе «Чистый инструмент» (1994 г.).
15. Приказ МЗ № 916 от 04.08.83 г. «Об утверждении инструкции по санитарно-противоэпидемическомурежиму и охране труда персонала инфекционных больниц.
16. Приказ МЗ №720 от 31.07.78 г. «Об улучшениимедицинской помощи больным гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий поборьбе с внутрибольничной инфекцией».
17. Приказ МЗ РФ от 26.11.97 г. № 345 «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах».
18. Приказ МЗ России от 10.11.02 г. № 344 «О государственной регистрации дезинфицирующих и дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей».
19. СП 3.1.958-00 «Профилактика вирусных гепатитов.Общие требования к эпидемиологическому надзоруза вирусными гепатитами».
20. Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации предметов медицинского назначения, утвержденные МЗ России 30 декабря 1998 г. № МУ-287-113.
21. Инструкция № 154.021.98 ИП по применению «Индикаторов стерилизации одноразового примененияИС-120, ИС-132, ИС-160, ИС-180» для контроляпараметров режимов работы паровых и воздушныхстерилизаторов.
22. Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопическихманипуляциях. СП 3.1.1275-03», 2 апреля 2003 г.
23. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.2343-08 «Профилактика полиомиелита в пост сертификационный период», утвержденные Постановлением Правительства 05.03.2008 № 16 и введены в действие с 01.06. 2008.
24. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.2341-08 «Профилактика вирусного гепатита В»(приложение), утвержденные Постановлением Правительства 28.02.2008 № 14 и введены в действие с01.06.2008.
25. Руководство Р 3.1.683-98 по «Использованию ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях». МЗ России, Москва, 1998 г. и другие.
26. Приказ Министерства здравоохранения СССР № 254от 03.09.1991 г. «О развитии дезинфекционного дела встране» с изменениями и дополнениями (письмо МЗ РФ23-02/733 и ГКСЭН от 29.07.92 № 01-20/104-11).За невыполнение данных официальных нормативных документов медицинский персонал несет юридическую ответственность.
Приложение№3
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.