kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по технике безопасности для Народного цирка «Рандеву»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные правила по технике безопасности в цирковом коллективе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по технике безопасности для Народного цирка «Рандеву»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Истоки» г. Челябинска»

















Методическая разработка по технике безопасности

для Народного цирка «Рандеву»









Педагог дополнительного образования:

Тимченко Юлия Петровна















Челябинск, 2020 г.

Методическая разработка по технике безопасности для Народного цирка «Рандеву» разработана на основе документа « Техника безопасности в цирке» Методические рекомендации для руководителей самодеятельных цирковых коллективов/( Москва)

Техника безопасности в цирке: Методические рекомендации для руководителей самодеятельных цирковых коллективов /Сост. А.Ф.Ирхин. - М.: ВНМЦ НТ и МК СССР. 1989. - 59 с.

Рецензенты: Ф.Г.Бардиан, зав. кафедрой циркового искусства ГИТИСа им. А.В.Луначарского, заслуж. деятель искусств РСФСР, профессор;

Л.С.Казакова, и.о. главного инженера циркового училища.

Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы Министерства культуры СССР



Пособие содержит необходимые сведения по организации репетиционной работы и выступлений на сценических площадках самодеятельных цирковых коллективов в условиях, исключающих случаи травматизма.

Участие в цирковых коллективах способствует развитию творческих дарований, эстетических вкусов, физических и психических качеств, содействует рациональному использованию свободного времени, организации отдыха и гармоническому развитее личности.

Цирк - это движение, альтернатива гиподинамии - болезни нашего века. Физические упражнения в период репетиций заставляют отступать многие болезни и вредные наклонности, нормализуют все физиологические процессы, улучшают форму тела, внимание, память и сон.

Профотбор участников коллектива

Для зачисления в цирковой коллектив должен производиться на профессиональной основе

К занятиям по специализации в коллективе допускаются лица, с которыми проведен вводный инструктаж ,прошедшие диспансерное обследование и не имеющие медицинских противопоказаний.


Репетиции

Основная форма обучения, подготовки и совершенствования - это занятия-репетиции.

Общая цель занятий - развитие основных физических качеств, индивидуальных особенностей и артистизма.

Репетиции можно подразделить на следующие основные периоды:

- теоретической, психологической и артистической подготовки;

- общей физической подготовки (ОФП);

- специальной подготовки по жанрам;

- подготовки номера и совершенствования мастерства.

Все перечисленные периоды репетиций будут рассмотрены ниже.

Методы обучения должны быть разнообразными - словесными, наглядными и практическими.

Организация занятий может быть групповой (фронтальной, в сомкнутом строю...), парной, индивидуальной (раздельной).

Последовательность занятий следующая:

- вводная часть, в которой объясняются задачи и программа занятий, активизируется внимание обучающихся;

- разминки перед предстоящими физическими упражнениями;

- основная часть, наиболее продолжительна, складывается из ознакомления с предыдущим упражнением (показа, объяснения, его разучивания (обычно по элементам), освоения техники; закрепления навыка и чистоты исполнения;

- заключительная часть - состоит из упражнений на расслабление (гимнастики поз релаксации) и самомассажа.

Вводную часть занятий следует начинать с построения всех участников коллектива с последующей общей разминкой.

Разминка- - это репетиция в миниатюре, состоящая из комплекса общих и специальных упражнений для "вырабатывания" и разогревания организма.

Общая разминка должна включать пробежку, подскоки, прыжки с места, с разбега и с трамплина. При этом, кроме разогрева тела, развиваются все мышечные группы и повышаются волевые качества.

Специальная разминка должна соответствовать индивидуальности исполнителя и характеру предстоящих упражнений. Продолжительность разминки зависит от подготовленности, величины и интенсивности предстоящей рабочей нагрузки, и продолжается не менее 15 минут.

При этом, должны быть проработаны необходимые суставы и мышцы, проведена двигательная настройка на предстоящую нагрузку. Разминка заканчивается форсированными дыхательными упражнениями с акцентом на выдохе.

Для проведения разминки желательно надевать теплый шерстяной тренировочный костюм.

Перерыв между окончанием специальной разминки и началом основной рабочей нагрузки используют для смены теплой одежды на репетиционный, артистический костюм или сухое белье, а также на легкий, встряхивающий мышцы самомассаж, восстановление ритмичности дыхания и для краткого релаксического отдыха с расслабленными мышцами.

Если к основной рабочей нагрузке по каким-либо причинам нельзя приступить, следует надеть теплый костюм или халат, для сохранения тепла мышечной массы. В случае длительного перерыва разминку повторяют вновь.

С возрастом продолжительность разминки должна возрастать.

Основные дидактические принципы репетиций:

-Принцип повторности - многократного и постоянного воспроизведения одних и тех же движении и трюков.

-Принцип постепенности - от общего к частному, от основы к деталям, от легкого к трудному, от знания к навыку, от простого, уже освоенного, к новому, более сложному. Задания даются посильными и доступными для исполнения, но с последующим их усложнением. Иногда нетерпеливость руководителя, чрезмерно ускоряющего нагрузки, ставящего непосильные задачи, приводит к нарушению рассматриваемого принципа, что чревато несчастными случаями для исполнителей. Следует учитывать, что разучивание новых, непривычных упражнений быстрее утомляет занимающегося, но зато каждое вновь освоенное упражнение или трюк одновременно повышает ловкость исполнителя, придает ему уверенность и усиливает положительные эмоции.

-Принцип всесторонности, утверждающий, что не следует ограничиваться выполнением только тех упражнений, которые необходимы для исполнения определенных трюков номера, или качествами, необходимыми в избранном жанре. Занятия по специализации будут более успешными при всестороннем развитии физических качеств. ОФП должна занимать почти половину времени. При однообразных, длительных и монотонных движениях возникает усталость и нервное истощение, что может привести к травме. Упражнения считаются монотонными, если разрыв между однообразными повторяющимися движениями длится менее двух минут. Упражнения атлетов лишь с одними отягощениями может привести к гипертрофированию мышц. Но если к этим упражнениям добавить бег, плавание, лыжи, то организм будет развиваться гармонично, а сила и выносливость значительно возрастут. Силовые упражнения желательно совмещать с движениями на растягивание. Нагрузки следует дозировать путем смены упражнений, числа повторений и пауз в работе. Эффективность занятий от разнообразия упражнений и разносторонности приложения нагрузок значительно возрастет.

-Принцип индивидуализации - подход к ученикам с учетом их конкретных особенностей. Этот принцип особенно важен при занятиях с коллективом, сформированным из участников разного пола, с высоким возрастным разбросом, разным уровнем подготовленности, уменья, навыков, разнообразными склонностями, мотивацией целей /побудительных причин участия в занятиях/, конституционных типов, темперамента и состояния здоровья. В целях дифференцированного подхода к участникам занятий желательно создать более или менее однородные группы, специализирующиеся в том или ином жанре.

Проводится индивидуализация нагрузок, темпа их выполнения и овладения заданными упражнениями, трюками. Это достигается изменением высоты снаряда, темпа исполнения и другими мерами облегчения или затруднения выполнения упражнений.

Не нужно стремиться превышать индивидуальных нагрузок. Нужны постепенность и терпение.

-Принцип осознанности — требование четкого и ясного понимания роли и значения выполняемых упражнений. Занимающихся следует научить самоанализу, мысленному расчленению предстоящего движения на отдельные фазы, их согласованности и длительности. Для этого проводится идеомоторная подготовка, которая особенно важна при сложных координационных движениях.

Перед исполнением упражнения /трюка/ занимающийся должен мысленно представить следующие компоненты движения:

- исходное положение /позиции/,

- название движения /например, "сальто-планш".../,

- способ выполнения /махом, силой, прогнувшись.../,

- направление движения /назад, вперед.../,.

- амплитуда, скорость и силу движения,

- изменения; позы, темпа и ритма,

- количество повторений,

- конечное положение, выражений лица.

На основе перечисленных принципов составляется программа упражнений.

Рационально подобранное функциональное музыкальное сопровождение кроме эстетического удовольствия может значительно повысить эффективность занятий, стимулировать эмоциональное состояние учащихся и способствовать снятию утомления. Оно может успокоить исполнителей в заключительной части занятий.

Коджаспиров Ю.Г. и Степанян П.Я. предложили условно подразделять функциональную музыку на:

- встречающую и провожающую, которая должна звучать до и после занятий,

- музыку врабатывания, для использования при вводной речевой части занятий,

- тонизирующую, чаще всего ритмическую, применяемую во время разминки и основной части занятий,

- успокаивающую, звучащую за 5 минут до конца занятий.

Более подробно о подборе произведений для функциональной музыки можно прочитать во втором выпуске сборника "Гимнастика".

Следует иметь в виду, что избыточный шум, чрезмерная громкость музыкального сопровождения оглушает, снижает реактивность, внимание и работоспособность занимающихся.

Во время занятий руководитель коллектива:

- передает участникам свои знания, умения и практический опыт, связанный с цирковыми жанрами;

- организует обучение технике исполнения трюков в избранных жанрах;

- не допускает занятий подростков на репетициях или выступлениях в ночной период с 22 до 6-часов;

- обеспечивает моторную плотность занятий, не допуская, чтобы ученики скучали, ожидая своей очереди, включает в работу весь коллектив;

- подбирает для каждого занимающегося оптимальную физическую нагрузку с учетом индивидуальных особенностей;

- проводит разумное чередование нагрузок с паузами отдыха, включения в работу различных мышечных групп;

- уменьшает величину нагрузок девушкам в период менструального цикла;

- объясняет исполнителям, что ими сделано правильно, где и когда были допущены ошибки, при этом не обязательно стремиться исправить сразу все ошибки исполнителя;

- добивается выполнения поставленных задач, не отступая от ранее принятых решений, но не заставляет делать упражнения, которые боятся выполнять занимающиеся;

- обучает самопассировке, смягчении жестких приходов после прыжков;

- осуществляет постоянный контроль за действиями занимающихся при исполнении трюков

- поощряет и развивает инициативность, самостоятельность и самосовершенствование, но не допускает проявления лихачества и нарушения дисциплины;

- добивается правильного формирования адекватных самооценок;

- поддерживает радостное настроение участников коллектива, возникающее в процессе творчества, усвоения новых трюков, преодоления трудностей. Этому должны способствовать ритмическая музыка, бодрость и жизнерадостность руководителя, эстетика зала;

- определяет меру развития и способностей участников, проявляя заинтересованность в их успехе, поощряя словами и поступками;

- проводит отбор наиболее удавшихся трюков для выстраивания номеров и для обновления трюкового репертуара;

- организует медицинский контроль для проверки состояния занимающихся с ежегодным диспансерным обследованием,

Перед началом первого занятия следует предупредить участников коллектива, что нельзя увидеть результаты своих стараний сразу же через несколько репетиций. Для этого нужно время, упорство в достижении цели, вера в свои силы и возможности. И только тогда неудачи отступят, а успех не заставит себя ждать.

Судить об эффективности работы можно по признанию успехов коллектива на смотрах и конкурсах, укрепления физических и волевых качеств исполнителей, увлеченностью и удовлетворением участников коллектива и их родителей проводимыми занятиями, желанием продолжать совершенствование трюков и номеров, а также стремлением поступить в цирковые учебные заведения или в систему профессиональных цирков.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И АРТИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Теоретическая подготовка проводится с целью повышения общих знаний во всех областях синтетического искусства цирка и более точных знаний в избранных жанрах и включает в себя знакомство с историей зарубежного, русского к советского цирка, достижениями отдельных исполнителей, а также с устройством спортивного оборудования, цирковых аппаратов, средств страховки и реквизита.

Подготовка проводится в форме бесед, инструктажа, встреч с артистами цирка и посещений цирковых представлений.

Психологическая подготовка проводится для выявления индивидуальных психологических особенностей и формирования способностей к избранному цирковому жанру.

Одновременно ведется изучение рефлексогенных зон, умение проводить точечный, успокаивающий или возбуждающий самомассаж.

Артистическая подготовка или мастерство актера включает в себя работу над образом, выразительностью формы, гримом и пластикой движений. Хореографическая подготовка развивает координацию и легкость движений, правильную осанку, четкий ритм, ориентацию в пространстве и, главное, позволяет вырабатывать пластическую выразительность движений. Основой хореографической подготовки служат элементы классических и народных танцев. Особое значение эта подготовка имеет для клоунов, эквилибристов и жонглеров.

Артистическая подготовка ведется на всех этапах занятий, во все периоды репетиций. Также как специальная /техническая/ подготовка, она направлена на решение художественно-творческих задач.

ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Для развития организма и освоения цирковых жанров в репетиционный период требуются довольно высокие, но разумные нагрузки, Усилия недостаточной интенсивности не эффективны и идут впустую. Только упорное преодоление трудностей, постоянные и систематические упражнения позволят достичь намеченных целей, исполнения трюков.

При высоких, но разумных нагрузках открывается как бы "второе дыхание" - резервные возможности человека. А резервы эти очень велики. Возникающие трудности могут вызвать в человеке новые силы и способности, необходимые для их преодоления.

Цирковые жанры

  • Акробатика

  • Гимнастика

  • Эквилибристика

  • Жонглирование

Рис. 3. Жанры цирка

Акробатика

  1. Партерная. Сольная, парная, групповая

  2. Пластическая (каучук, клишник, этюд).

Эквилибристика:

  1. Партерная

  • Ручная

  • На столах и пьедесталах

  • Рис. 4. Жанры акробатики и эквилибристики.

Жонглирование:

  • сольное

  • групповое – антипод

Жонглирование:

  • сольное

  • групповое – антипод

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АКРОБАТОВ



Большинство цирковых жанров основано на акробатике. Без опорных прыжков и стоек на руках, главным образом в упоре, не обходятся,ни эквилибристы, не жонглеры

Подготовку акробатов подразделяют на вольтижную, батутную и пируэтную.

Вольтижная подготовка включает в себя стоечные упражнения, балансирование, курбетные и вращательные упражнения.

Вольтиж как разновидность темповой акробатики может использоваться парами и группами.

Стоечная подготовка заключается в освоении стоек на голове /копфштейн/, лопатках, на двух и одной руке, в упоре на кистях и локтях.

Стойки выполняются махом, толчком, жимом или планшем с опорами на пьедестал, "стоялки", трости, рули, катушки, кубики и на тело партнера.

Следует иметь в виду, что прямая стойка на руках более устойчива, чем стойка прогнувшись.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЭКВИЛИБРИСТОВ

Постольку эквилибр - это умение сохранять равновесие в разнообразных статико-динамических положениях, то лицам, желающим специализироваться в этом жанре, следует овладеть навыками баланса /сохранения равновесия при различных движениях/.

СПЕЦАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЖОНГЛЕРОВ

Желающих изучать жонглирование следует научить умению подбрасывать и ловить два или несколько предметов. Овладев этим искусствам, его усложняют одновременным балансированием и разнообразными положениями /например, жонглированием в антиподе/. Жонглеры могут работать как соло, так и в паре, и в группе. Обычно жонглируют шарами, мячами, кольцами, тарелками, палочками, булавами, факелами и другими предметами.

ПОДГОТОВКА НОМЕРА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАСТЕРСТВА

Овладевая силой и другими необходимыми для акробата, гимнаста или эквилибриста физическими качествами, следует постоянно помнить и о требованиях, предъявляемых к актерскому исполнению трюков, о создании того или иного художественного образа /роли/, то есть об артистической подготовке номера, когда проводится отбор наиболее выразительных средств, шлифовка трюкового репертуара, оттачивание темпа, лаконичности и пластичности движений.

Одновременно следует вести поиски идейно-творческих задач и постановочных решений, создание сценического образа, отработки рисунка и композиции номера, поиски его финала, кульминации.

При этом желательна совместная работа с режиссером, хореографом,

При правильной организации занятий многожанровым коллективам могут быть по плечу целые цирковые сценки и даже постановки-с парад-прологами и эпилогами

Не каждый участник коллектива будет артистом цирка, но все станут здоровее, сильнее, выносливее, ловчее и смелее.

Руководитель коллектива при формировании номеров, работа которых связана с повышенной опасностью, должен учитывать требования психологической совместимости партнеров. Несовместимость партнеров, хотя бы и временная, не говоря уже о резком снижении художественной ценности и эффективности выступлений, очень часто приводит к конфликтным ситуациям, распаду номера, а также значительному повышению опасных ситуаций

Известно, что в основе цирка лежит трюк, а трюк не только законченный фрагмент номера, но и преодоление сложных, а порой даже невероятных физических препятствий, усложненных необычными условиями равновесия на движущейся опоре. При этом возникает повышенная опасность при проведении репетиций и выступлений, связанная с возможностью наступления событий, которые могут привести к несчастным случаям. И недаром профессиональные цирки относятся к предприятиям культуры с повышенной опасностью.

Несчастные случаи в самодеятельных коллективах особенно недопустимы, так как в их составе преобладают подростки.

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА

В целях профилактики травматизма следует создавать в коллективах условия, исключающие риск, путем рациональной организации учебного процесса, воспитательной работы с участниками, повышения их мастерства в избранном жанре и повышения личной ответственности руководителей /режиссеров/.

Для предотвращения несчастных случаев ниже приводятся основные правила безопасности работы на сцене и манеже.

Необходимо развивать физические качества участников коллек­тива, их профессионализм, а также добиваться устойчивости морально-волевых процессов.

Допускать к репетициям и выступлениям исполнителей, находящихся в здоровом состоянии и при хорошем самочувствии.

Очень важно научиться чередовать напряжение мышц с их расслаблением.

Все участники коллектива должны быть обучены приемам безопасного падения на пол

Падения отрабатываются с участием пассировщиков одновременно с отработкой фазы нормального прихода

При срыве нельзя выставлять "жесткие" руки в сторону падения, их прижимают к туловищу или поднимают вверх. Следует напрячь мышцы туловища и конечностей, сгруппироваться, втянуть голову в плечи и прижать подбородок к груди. Такое пружинящее положение тела значительно смягчит удар и предохранит от серьезной травмы.

Неожиданное падение назад следует перевести в падение набок. При этом подбородок так же прижать к груди, колени согнуть, руки выкинуть вперед и одной рукой, со стороны падения, сильно ударить по ковру /полу/ для амортизации.

В целях исключения сотрясении, смещения внутренних органов, повреждения сосудов, растяжения мышц ног, после исполнения прыж­ков и соскоков, приход на ковер должен происходить мягко, пружинисто, на носки слегка согнутых ног, но не на прямые /"тугие"/ ноги и не на пятки.

Своевременная и надежная проводка, страховка и помощь руководителя облегчают усвоение упражнений и воспитывают в занимающихся уверенность в своих силах.

Обучая переворотам, следует поддерживать исполнителя за пояс.

Для удержания лонж, проводки и пассировки назначаются опытные лица, которые, не отвлекаясь, обязаны внимательно следить за действиями исполнителей.

Пределом инерционных перегрузок /например, при каких-либо вращениях или изменениях скорости/ может служить серая вуаль, появляющаяся перед глазами исполнителя.

Инерционные перегрузки свыше пятикратной не допускаются.

Кроме перечисленных мер профилактики, занимающиеся должны выполнять следующие дополнительные требования безопасности:

- соблюдать правила внутреннего распорядка и режима занятий, быть внимательным и точно выполнять указания руководителя коллектива;

- не касаться токоведущих частей оборудования, открывать распределительные щитки и шкафы

- проверять состояние и подготовку своего тренировочного /артистического/ костюма, обуви, средств страховки /лонжевого пояса с пряжкой и чекелем, лонжевого каната с карабином.../;

- быть внимательным при передвижении, установке цирковых аппаратов

- готовить реквизит, на которых предстоит работать

- при обнаружении неисправности реквизита, снарядов, аппаратов, средств страховки - отказаться от их применения и сообщить руководителю коллектива;

- не приступать к выполнению упражнений /трюков/ без предварительной разминки и разрешения руководителя;

- не выполнять опасные упражнения /трюки/, связанные с возможностью падения, без надежной страховки или без применения специальных защитных приспособлений;

- овладевать, с помощью руководителя, способами страховки, пассировки и приемами безопасного выхода из опасной ситуации

- в случае внезапного заболевания или травмы, при появлении боли в руках, покраснения кожи и потертостей /водяных пузырей/ на ладонях - следует поставить об этом в известность руководителя коллектива и обратиться к врачу.

Контроль за состоянием безопасности при репетициях и выступлениях цирковых коллективов должен вестись администрацией

РЕПЕТИЦИОННЫЙ ЗАЛ И СРЕДСТВА СТРАХОВКИ

Для занятий жонглированием должен быть зал с необходимым оборудованием /мячи, булавы, кольца

Для занятий по эквилибру должен быть зал с необходимым оборудованием катушки, стойки для эквилибра

В административном помещении находится аптечка для оказания первой доврачебной медицинской помощи.

Средства страховки подразделяются на средства индивидуальной защита /СИЗ/ и коллективные средства.

К СИЗ относятся: одежда и обувь, защитные приспособления /голеностопники, наколенники, налокотники, напульсники, ладонные накладки,







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка по технике безопасности для Народного цирка «Рандеву»

Автор: Юлия Петровна Тимченко

Дата: 14.01.2021

Номер свидетельства: 570102


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства