kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого занятия Тема: «Освоение и применение приёмов игры на гитаре: ВИБРАТО, ГЛИССАНДО, ПОРТАМЕНТО в музыкальных произведениях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма проведения: индивидуальное занятие.

Цель занятия: Освоение и применение приёмов и навыков игры на гитаре в музыкальных произведениях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия Тема: «Освоение и применение приёмов игры на гитаре: ВИБРАТО, ГЛИССАНДО, ПОРТАМЕНТО в музыкальных произведениях»»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Нефтекумского городского округа Ставропольского края











Методическая разработка открытого занятия Тема: «Освоение и применение приёмов игры на гитаре: ВИБРАТО, ГЛИССАНДО, ПОРТАМЕНТО в музыкальных произведениях»















Автор: Чеботаев Александр Васильевич, педагог дополнительного образования, детское объединение «Классическая гитара»







2018 год.



Тема: «Освоение и применение приёмов игры на гитаре: ВИБРАТО, ГЛИССАНДО, ПОРТАМЕНТО  в музыкальных произведениях»

Дата проведения: 15.02.2018 г.

Группа 4—пятый год обучения.

Форма проведения: индивидуальное занятие.

Цель занятия: Освоение и применение приёмов и навыков игры на гитаре в музыкальных произведениях

Задачи:

1.Научить – навыкам звукоизвлечения.

2.Развивать – исполнительский аппарат левой и правой руки.

3.Воспитывать стройность и культуру музыкального исполнения.

Оборудование:

1.Гитара

2.Подставка для нот.

3.Подставка для ног.

4.Нотное приложение

5.Методическая и нотная литература.

6.Письменные принадлежности

План занятия. 1. Организационный момент. 2.Разыгрывание. 3.Повторение и закрепление пройденного. 4. Тема. 5. Динамическая пауза. 6. Закрепление темы. 7. Итоги занятия.

Ход занятия:

1.Орг. момент:

Приветствие. Обмен информацией с воспитанником о домашней подготовке к занятию. Краткое пояснение цели занятия.

2.Разыгрывание:

Проиграть упражнение с 1 и 5 лада, гамму до мажор в две октавы, хроматическую гамму. При необходимости поправить посадку и постановку инструмента, рекомендовать темп исполнения. Следить за точностью выполнения аппликатуры и звукоизвлечения. Фиксировать внимание на удачном исполнении и на неточности проигрывании. Если требуется, поправить и закрепить четкий исполнительский навык.

3. Повторение и закрепление пройденного:

Воспитанник проигрывает пьесы педагогического репертуара : В. Минцев – «Грустный вальс», «Романс» , ф.Попп - «Французкая мелодия », «Канцона», рус. н.т. - «Цыганочка » .Каждая проигранная пьеса оценивается. При необходимости корректируется нотный текст, порядок аппликатуры, динамики, штрихов, темпа.



4. Тема: ГЛИССАНДО

Глиссандо - прием скольжения от одного звука к другому как в восходящем, так и в нисходящем движении. Глиссандо в отличие от портаменто должно быть звучащим на протяжении всего пути скольжения. В расшифрованном виде это выглядит так:

Весь путь скольжения от ноты к ноте должен быть рассчитан так, чтобы вторая нота, к которой идет скольжение, была взята вовремя, причем скорость ведения пальца должна быть равномерной. Скольжение по возможности должно производиться сильными пальцами, так как при скольжении на струну надо нажимать сильно, иначе она будет дребезжать, касаясь лада, потому что удары медиатора но струне не всегда приходятся на тот момент, когда палец нажимает на нее, находясь у самого лада (металлической пластинки)

При игре глиссандо в верхнем регистре для более эффектного, „блестящего" звучания скользящий палец надо ставить на ноготь. В среднем и нижнем регистрах, в восходящем движении палец должен скользить в обычном положении, в нисходящем - руку надо слегка развернуть и стараться вести палец плоскостью ногтя в сторону скольжения или, во всяком случае, максимально приблизив к этому, иначе он (если не поставлен на ноготь) от трения но ладам выпрямится, вытянется вдоль грифа, потеряет силу нажатия на струну, и глиссандо будет звучать приглушенно.

ПОРТАМЕНТО

В инструментальном исполнении портаменто означает скользящий переход от одного звука к другому. Портаменто обычно используется, когда мелодия изложена не в постепенном движении, а в скачкообразном, но под лигой. Владея этим приемом, всегда можно достичь большей плавности при переходе от ноты к ноте, и тем самым, большей связности, певучести мелодии при игре легато. Портаменто - очень трудный прием, требующий большего исполнительского мастерства, чем глиссандо, хотя они имеют между собой много общего.

Трудность этого приема заключается прежде всего в том, чтобы добиться едва уловимого слухом, почти беззвучного скольжения, только заполняя расстояние между далеко отстоящими друг от друга потами. Сила звука во время скольжения уменьшается. Если скольжение будет ярким по звучанию, то это придаст мелодии нежелательную меланхоличность, излишнюю сентиментальность, так как звучание при скольжении будет носить характер „нытья", „подвывания". Скользящий палец в портаменто не следует ставить на ноготь. В остальном положение скользящих пальцев и характер ведения их по грифу в портаменто ничем не отличается от исполнения глиссандо.

Портаменто - очень важный прием из всех исполнительских средств, которыми должен владеть каждый домрист. Однако следует предостеречь от неуместного применения его и от злоупотребления им. Пользоваться этим приемом надо осторожно и только в случаях крайней необходимости. Как правило, не следует делать подряд два портаменто и более и достигать связности мелодии за счет постоянных „подъездов". Если скольжение применено на небольшом расстоянии между нотами, мелодия после скольжения идет вверх, а соединяемые ноты возможно исполнить на одной струне, то скольжение осуществляется тем пальцем, которым взята первая нота:

Если интервал между нотами большой, и вторую ноту необходимо перенести на другую струну, тогда первую ноту лучше взять первым или вторым пальцем, а второй или третий в нужный момент поставить на другую струну и по ней вести скольжение:

Такая же замена пальцев может быть и при исполнении портаменто на одной струне (при большом интервале):

При нисходящем портаменто скольжение возможно на третьем или втором пальцах, но так, чтобы нота, к которой идет скольжение, была взята вторым или первым (как на одной, так и на разных струнах):

В восходящем движении ноты мелкого шрифта означают начало скольжения, это как бы скользящие форшлаги. Однако в исполнении они не должны быть интонационно ощутимы на слух. В нисходящем движении нотами мелкого шрифта отмечается конец скольжения.

Вибрато - это небольшое колебание звука, достигаемое незначительным колебанием (покачиванием) левой руки вдоль линии грифа в момент прижатия струн к ладам пальцами этой руки. Вибрато применяется в тех случаях, когда желательно придать звукам особую певучесть и этим выделить их. Но вибрация должна быть умеренной, потому что чрезмерная вибрация производит антихудожественное впечатление. Умение создать вибрацию достигается длительной тренировкой и только после приобретения некоторых навыков игры на гитаре

5. Динамическая пауза: попеременное круговое вращение, начиная с малых суставов рук, затем ног. Повороты головы. Наклоны туловища. Игра-ипровизация хлопушки «Повтори и предложи».

6. Закрепление темы: предложить воспитаннику проиграть упражнение. Самостоятельно выбрать последовательность исполнения, темп, аппликатуру, периодичность, динамику. Оценить качество звукоизвлечения.

7. Итоги занятия: для освоения и закрепления исполнительских навыков ВИБРАТО, ГЛИССАНДО, ПОРТАМЕНТО  потребуется частое и многократное, точные выверенные движения пальцев. А таже внимательное отношение к соразмерности темпа и силы звука. Для успешного обучения использовать предложенные упражнения (48-54).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Чеботаев Александр Васильевич

Дата: 05.02.2019

Номер свидетельства: 498552


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства