kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему: «Теории и практики личностно- ориентированного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по физике для преподавателей и студентов СПО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Теории и практики личностно- ориентированного образования»

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»





Реферат по дисциплине:

«Методологическая культура речи учителя физики»


По теме:

«Модель культуры речи учителя физики»







Исполнитель:

Павлова Людмила Александровна







Москва 2018год



Содержание


Введение…………………………………………………………………..……3

1. Теоретические предпосылки развития культуры речи учителя …………4

2. Культура речи учителя – как основа педагогического мастерства………

3. Культура физической речи …………………………………………………

4. Пути развития культуры речи на уроках физики……………………

Заключение……………………………………………………………….……13

Список литературы.............................................................................................14


















Введение


Самая большая ценность народа – его язык.

Язык, на котором он пишет, говорит, думает…

Вся сознательная жизнь человека проходит через

родной ему язык…

Д.С. Лихачёв

Культуре речи педагога в любые времена уделялось много внимания. Одним из самых главных составляющих мастерства педагога является культура его речи. Если педагог владеет культурой речи, имеет высокий уровень знаний, интеллект, воспитание и эрудицию, то несомненно он добьется высоких результатов в учебно-воспитательной работе, авторитета у коллег и обучающихся, возможность продвижения по карьерной лестнице.

Цель данного реферата – подробно рассмотреть  само определение понятию «культура речи учителя физики»

Задачи реферата:

- проанализировать процесс общения как механизм взаимодействия людей;

- рассмотреть понятие «культура речи»

- охарактеризовать проблемы культуры речи,  возникающие в профессиональной и деловой речи.

Методологическую основу работы составляют  исследования процесса формирования речевой культуры; лингвистические и методические исследования по проблеме функциональной стилистики;   психолого-педагогическая литература, связанная с проблемами речевого этикета.

Для решения целей и задач реферата использовался метод изучения  и анализа научно - и учебно-методической литературы по проблеме исследования.

Реферат состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


1. Теоретические предпосылки развития культуры речи учителя



Учеными было доказано, что обучающиеся очень негативно относятся к неточностям, погрешностям в речи педагогов, к речевым штампам, часто повторяющимся фразам. Такое небрежное отношение к родному языку подрывает авторитет учителя, портит взаимопонимание между учителем и учениками. Зачастую преподаватели, отлично знающие свой предмет, формирующие методическую ситуацию проводимого урока, подрывают нарушают свой авторитет ошибками речи и небрежным отношением. Такая ситуация недопустима.

Чтобы усвоение материала урока протекало результативно, необходимо позаботиться не только о содержании материала, методах его изложения, но и о ситуации речевого общения.

Культура речи педагога - это его визитная карточка. Преподаватель должен обладать безукоризненной культурой речи, чтобы выходя из учебного класса, быть уверенным: наша речь - это эталон, коммуникативное лидерство профессионалов - педагогов нам обеспечено.

Правильность речи – это самое важное качество любой речи. Обучающиеся, слушая педагога, не должны отвлекаться от содержания темы урока, смысла передаваемой при объяснении материала речи из-за неточного искаженного произношения.

Педагог обязательно должен придерживаться нормы речи. Обычно выделяют следующие типы норм речи:

1. акцентологические правила ударения в словах при произношении или акцентологические ;

2. правила произношения или орфоэпические;

3. правила употребления слов или лексические;

4. правила образования слов или словообразовательные;

5. правила сочетания слов и объединение их в предложения или грамматические;

6. правила написания слов или орфографические;

7. правила постановка знаков препинания или пунктуационные.[4]

Из перечисленных правил только орфографические и пунктуационные нормы актуальны в письменной речи, остальные нормы речи действуют только в речи устной.

Самым главным требованием к устной речи педагога является грамотность. Важным является отсутствие  ошибок,  «слов-паразитов»,  умение высказывать свои мысли  кратко. Рассмотрим некоторые составляющие устной речи.

Эмоциональная  выразительность  — определяется  наполненностью чувствами и эмоциями  произносимой речи педагога.

Лексическая  выразительность  —  основывается на  применении в речи  ярких,  очень точных, нестандартных оборотов слов.

Фонетическая  выразительность  —  показывает владение педагога   грамотным  произношением речи,  громкостью произносимых слов, ее ритмикой и тактом. 

Очень важную роль  играет  тембр  голоса  преподавателя. Хриплый,  глухой, сиплый  голос  портят  восприятие  даже  правильных  по  смыслу  слов, воспринимается негативно учениками. Четкий, выразительный голос, приятный баритон всегда воспринимается на слух лучше, чем визгливый. 

Таким образом, можно сделать  вывод,  что  педагогически  совершенная  речь имеет  большое  значение  для  успеха  педагога  в  деле  воспитания обучающихся и  развития  их личности. 


2. Культура речи учителя – как основа педагогического мастерства



Одной из главных составляющих культуры речи является и качество голоса педагога.

Сам голос, тембр и ритмичность выдаваемых речью звуков – важнейшие составляющие техники речи педагога. Для преподавателя он является основным средством труда. К голосу педагога обычно предъявляется множество требований:

-речь учителя, его голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать приятным звучанием.

-педагогу необходимо изменять характеристики звучания своего голоса с учетом различных ситуации общения.

-с помощью своей речи, голоса должен уметь внушить обучающемуся определенные требования и добиться их выполнения.

-голос педагога обязан быть достаточно выносливым, так как постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат

Рассмотрев подробно все эти требования, можно выделить, что важнейшим профессиональными качествами голоса педагога (учителя) являются благозвучность, выразительность, выносливость. Постановкой голоса является развитие всех качеств голоса, это сложный комплексный процесс.

Рассмотри м другой немало важный параметр речи педагога - это его дикция. Этот термин отвечает за четкое и ясное произнесение звуков речи педагога. Педагогу важно иметь хорошую дикцию, которая может обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик издаваемых педагогом звуков. Без правильной дикции очень затруднительна хорошая коммуникация. Плохая артикуляция приводит к неявной речи и ухудшает понимание учеников, слушающих объяснение педагога. Это обязательно нужно учитывать любому педагогу, не только учителю физики. Голос преподавателя не должен раздражать слух обучающегося, но и не должен его "убаюкивать" своей монотонностью. Поэтому качества звучания речи педагога напрямую может способствовать восприятию изучаемого материала учащимся, помогать ему усвоить материал, вспомнить слова и фразы учителя на проверочных и контрольных работах при формулировании определений и законов физики.



3. Культура физической речи 



Теперь подробно рассмотрим особенности культуры речи учителя физики, которая связана не только с сообщением знаний об изучаемом предмете, но и с формированием речевых навыков и умений учащихся в учебном процессе. Следует также отметить, что дидактическую речь нельзя сводить к речи, оснащенной и выраженной методическими терминами, и выражениями классного употребления. Это сложная педагогическая деятельность, направленная на выявление и решение задач, возникающих из ситуаций педагогической деятельности преподавателя курса физики.

Таким образом, профессиональное владение языком учителем школы – это способность выполнять специфическую коммуникативно-обучающую деятельность, включающую целый ряд функций (организующую, контролирующую и др) и реализуются в специальных обучающих умениях.

В русле этого понимания коммуникативно-обучающая деятельность есть специализированное употребление дидактической речи для организации и управления общим в целях обучения физики учащихся.

Осуществляя коммуникативно-обучающую деятельность на уроке физики, учитель не просто пользуется языком в целях общения с учащимися, но и в целях новому средству общения, что является, по сути, целеполагающей задачей в школе. Полноценное владение коммуникативно-обучающей деятельности предполагает создание речемыслительных задач для учащихся и показа, целесообразных правил и способов их решения.

Понятие коммуникативно-обучающей деятельности и дидактической речи связанно с понятием профессиональной мотивации.

Коммуникативно-обучающая деятельность необходима для установления контакта с учащимися и подержанием его на всем протяжении урока, воздействия на знания, умения эмоциональное состояние учащихся для адекватного усвоения новой информации по основным разделам физики и формирование соответствующих речевых навыков и умений.

Культура речи учителя физики отличает такая характерная черта, как сознательность. В педагогическом общении под контролем сознания находится и предметные содержания речевого действия, и достижение цели, и форма передачи содержания информации с учетом этапа обучения, уровня языковой подготовки учащихся, возрастных особенностей. Степень достижения цели в дидактической речи определяется мерой обучающего воздействия на ученика и успешности общения. Успешность обучения выражается в адекватности реакций, речевого поведения учащихся коммуникативно-обучающим действиям учителя. [6]

Результативность культуры речи учителя физики – суть критерий оценки коммуникативно-обучающих действий, поступков и профессии учителя в сравнении с целями общения на каждом этапе урока и на каждом уроке. Иными словами, результативность – мерило эффективности коммуникативно-обучающего процесса, в котором учитель подчиняет свою речь конкретным целям и задачам.

Таким образом, культура речи учителя физики как способ проявления личности учителя – индивидуальная деятельность педагога. Индивидуальность проявляется, прежде всего, в выборе языковых и речевых средств, соответствующих педагогической ситуации, т.е. средств, имеющихся в его индивидуальном «коммуникативно-обучающем» опыте. Что касается такой тесно связанной с индивидуальностью характеристики речи, как самостоятельность, то дидактическая речь относительно самостоятельна. Передача новой учебной информации достаточно жестко «привязана» к прошлому, уже усвоенному материалу, и в этом смысле дидактическая речь ставится в зависимость от индивидуально-речевого опыта учащихся, равно как языковое оформление высказываний учителя.

Характеристика дидактической речи учителя будет далеко не полной, если не рассмотреть ее с точки зрения такого важного критерия, как адаптивность, т.е. достаточная гибкость и вариативность, обеспечивающие выбор языковых и речевых средств, адекватных этапу обучения, языковым и речевым возможностям учащихся и профессии для успешности педагогического общения на уроке. Способность учителя приспосабливать речь во всех и видах к конкретным условиям обучения называют речевой адаптацией. Адаптации на уровне речевых умений рассматривается как качество владения профессиональной речью, как приспособление к условиям обучения и самостоятельная активность.

Сформированное адаптивное умение носит динамичный, гибкий, творческий характер. Понимание адаптации как «самосохранение функционального уровня системы в адекватных и неадекватных условиях, выбор функциональной стратегии, обеспечивающий оптимальное выполнение главной конечной цели поведения», дает возможность считать основными ее задачами:

а) сохранение полноты функционального уровня речи;

б) создание базы для выбора стратегии речевого поведения учителя, адекватной задачи педагогического общения.



4. Пути развития культуры речи на уроках физики



На каждом уроке очень важно правильно и эмоционально передать тему урока, сформулировать цели и задачи.

  • Средствами развития культуры физической речи обучающихся являются задания, классифицируемые по следующим признакам: временному параметру, виду использования речи, способу выполнения, способу участия детей, месту проведения, степени самостоятельности, дидактическим средствам, выполняемой функции.

Важным моментом является то, что ещё в школе обучающиеся научились чётко и правильно доносить свои мысли как в устном, так и в письменном виде, воспринимать учебный текст и объяснения педагога, анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный материал, доказывать, делать выводы.

Развитию речи учащихся способствуют упражнения, которые входят в систему заданий для обобщающего повторения курса.

Изучение физики способствует выработки умения во всём выделять главную мысль, точно, чётко и правильно излагать свои мысли.

Таким образом, за общей грамотностью речи учащихся обязан следить учитель любого предмета, а педагогу – физику нужно заботиться и о физической грамотности: о правильности использования и толкования физических понятий, явлений и процессов. Хорошего понимания учащихся в изучаемых вопросах в физике, ясности и однозначности можно ожидать при условии правильного преподавания, культуры речи педагога.

Содержание курса физики  определяться обязательным минимумом содержания физического образования. Необходимо уделять особое внимание формированию у школьников физических понятий на основе наблюдений физических явлений и опытов, демонстрируемых учителем или выполняемых учащимися самостоятельно. При изучении физической теории необходимо знать экспериментальные факты, вызвавшие еѐ к жизни, научную гипотезу, выдвинутую для объяснения этих фактов, физическую модель, использованную при создании данной теории, следствия, предсказанные новой теорией, и результаты экспериментальной проверки.

В процессе исследований и обобщения полученных результатов школьники должны научиться устанавливать функциональную связь и взаимозависимость явлений; моделировать явления, выдвигать гипотезы, экспериментально проверять их и интерпретировать полученные результаты; изучать физические законы и теории, границы их применимости. Исходя из вышесказанного, обязательными для изучения курса физики на любом уровне считаются следующие модули: 

-механическое движение и способы его описания;

-основные понятия и законы динамики;

-принцип относительности Галилея;

-закон сохранения импульса;

-кинетическая и потенциальная энергия, закон сохранения механической энергии;

-механические колебания и упругие волны.

Дополнительные вопросы и темы по отношению к образовательному стандарту целесообразны, если без их знания представления учащихся о современной физической картине мира будут неполными или искаженными.

Изучение физики способствует выработки умения во всём выделять
главную мысль, существо дело, точно, чётко и немногословно излагать свои
мысли. Но учить надо учащегося говорить не только правильно, кратко, логично и
убедительно, но и красочно и эмоционально. Эмоциональному изложению
сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия.
Л.Д. Ландау в свое время говорил: “Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное, шорох леса, краски заката. Это какая то усечённая физика,
если хотите – выхолощенная. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, –
плохой физик”.

Таким образом, за общей грамотностью речи учащихся обязан следить
учитель любого предмета, а педагогу – физику нужно заботиться и о
физической грамотности: о правильности использования и толкования
физических понятий, их определений, о правомерности употреблений
физических терминов, смысл которых не всегда совпадает с обыденным.
Только в случае правильности, однозначности и ясности для учащихся
терминологии, используемой на уроках, можно ожидать хорошего понимания
изучаемых вопросов в физике.











Заключение



Хороший высокий уровень речевой культуры педагога  -  неотъемлемая вещь современного преподавателя. Улучшать и совершенствовать свою речь, повышать ее грамотность - важная проблема каждого педагога.

Чтобы решить эту непростую задачу необходимо тщательно следить за своей речью, не допускать искажений и погрешностей в  произношении.

Необходимо улучшать свой словарный запас, находить подход к учащимся, где-то подбадривать своим оптимизмом, уметь заинтересовывать своих учеников, подбирать нужные фразы и конструкции предложений, более доступные для понимания и усвоения обучающимися материала курса физики.

Дети очень часто копируют речь педагога, повторяют фразы, шутки. Поэтому опытный педагог никогда не позволит себе лишнего в общении с обучающимися, не даст возможности повторить неточности в своей речи. Ведь от культуры речи преподавателя во многом зависит культура речи самих учеников.

Искусство общения для любого человека (и учителя физики здесь не исключение) является основополагающим для успеха человека в общественной, личной и трудовой деятельности.









Список литературы


1.Алексеевнина А.К. Культура речи учителя физики. Учеб.-метод. комплекс / А.К. Алексеевнина; под ред. М.Д. Даммер; У.М. Маллабоева. — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2010. 83с

2.Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с. )

3.Леонтьев А. А. Психология общения. –  3-е изд. – М.:  Смысл, 1999. – 365 с. 3.

4.Пурышева, Н.С. Сборник контекстных задач по методике обучения физике: Учеб.пособ. для студентов педагогических вузов. – М.: МПГУ, 2013. – 116с http://www.litres.ru/nataliya-purysheva/sbornik-kontekstnyh-zadach-po-metodike-obucheniya-fizike-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-pedagogicheskih-vuzov-8742436/

5.Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке.-М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.

6.http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2014/03/13/kultura-rechi-uchitelya

7.https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-trebovaniya-k-rechi-pedagoga-1006540.html

8.https://infourok.ru/referat-na-temu-sredstva-razvitiya-kulturi-rechi-na-urokah-fiziki-1313443.html



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Павлова Людмила Александровна

Дата: 13.12.2018

Номер свидетельства: 490649

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методическая разработка : «Использование современных педагогических технологий  на уроках английского языка»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaispolzovaniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiinaurokakhanghliiskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "314184"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459625144"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Список литературы для реферированного каталога научно-методической литературы "
    ["seo_title"] => string(88) "spisok-litieratury-dlia-riefierirovannogho-katalogha-nauchno-mietodichieskoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "236080"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443957625"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации по теме "Рациональная организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка" "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-ratsional-naia-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "238771"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444651403"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства