kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему: "Расчёт зубчатых передач редуктора."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка. Применяется для дипломного проектирования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Расчёт зубчатых передач редуктора."»

4. Расчёт зубчатых передач редуктора.

4.1 Общие сведения.

Закрытые зубчатые передачи заключены в корпус редуктора. Проектировоч-ный расчёт их выполняют на выносливость по контактным напряжениям во избе-жание усталостного выкрашивания рабочих поверхностей зубьев. Определив на основе этого расчёта размеры колёс и параметры зацепления, выполняют затем проверочный расчёт на выносливость зубьев по напряжениям изгиба для предот-вращения усталостного разрушения зубьев.

4.2 Пример расчёта – Расчёт прямозубого цилиндрического зацепления.

4.2.1 Материал для зубчатых колёс

Выбираем материал со средними механическими характеристиками; для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение, твёрдость HB 230; для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, но твёрдость на 30 единиц ниже – HB2 200.



Таблица 8 – Механические характеристики шестерни и колеса



Элемент

передачи



Марка

стали

Механические характеристики



Термо –

обработка



Твёрдость

Предел прочности

Предел текучести

σВ, МПа

σт, МПа

HB

Шестерня

Сталь 45

ГОСТ 1050-74

780

440



У

230

Колесо

750

410

200



4.2.2 Предел контактной выносливости при базовом числе циклов для углеродистых сталей с твёрдостью поверхностей зубьев менее HB 350 и Т.О. – У

для шестерни



σH1lim b = 2HB1 + 70 = 2 ∙ 230 + 70 = 530 МПа



для колеса



σH2lim b = 2HB2 + 70 = 2 ∙ 200 + 70 = 470 МПа

4.2.3 Допускаемое контактное напряжение

для шестерни

H1] = σH1limb ∙ KHα / [SH] = 530 ∙1 / 1,1 = 482 МПа,



где σH1lim b = 530 МПа – предел контактной выносливости;

KHα = 1 – коэффициент долговечности;

[SH] = 1,1 – допускаемый коэффициент безопасности

для колеса



H2] = σH2limb ∙ KHα / [SH] = 470 / 1,1 = 428 МПа.

Для прямозубых цилиндрических передач допускаемое контактное напряжение выбирается по колесу.

Принять [σH] = [σH2] = 428 МПа

4.2.4 Межосевое расстояние



аω ≥ Kа ∙ (u + 1) 3√М2∙КНβ/[σH]2∙u2∙ψba = 49,5 ∙ (3+1) ∙3√443,4∙103∙1,1/4282∙32∙0,2 = =225,6 мм,



где Kа = 49,5 – коэффициент вида передач, для прямозубой цилиндрической передачи

u = 3 – передаточное число редуктора;

М2 = 443,4 ∙103 Нмм – момент на колесе;

КНβ = 1,1 – коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;

H] = 428 МПа – допускаемое контактное напряжение;

ψba = 0,2 – коэффициент ширины венца.

Величину межосевого расстояния округляем до стандартного ряда.

Принять аω = 230 мм ГОСТ 6636 – 69.

4.2.6 Число зубьев

шестерни



z1 = 2аω / mH (u +1) = 2∙230/4(3+1) = 28,75 зуб.



Принять z1 = 29 зуб.

колеса



z2 = z1 ∙ u = 29 ∙ 3 = 87 зуб.

4.2.7 Делительные диаметры

шестерни



d1 = mH · z1 = 4 · 29 = 116 мм

колеса

d1 = m · z2 = 4 · 87 = 348 мм.

4.2.8 Диаметры вершин зубьев

шестерни

1 = m · z1 + 2m = 116 + 2 · 4 = 124 мм

колеса

2 = m · z2 + 2m = 348 + 8 = 356 мм.

4.2.9 Диаметр впадин зубьев

шестерни

df1 = d1 – 2,4mH = 116 – 2,4 · 4 = 106,4 мм

колеса

df2 = d2 – 2,4mH = 348 - 2,4 · 4 = 338,4 мм.

4.2.10 Нормальный шаг зубьев



pH = π · mH = 3,14 · 4 = 12,56 мм.

4.2.11 Ширина зубчатых колёс

колеса



b2 = ψba · aω = 0,2 · 230 = 46 мм



шестерни



b1 = b2 + 5 = 46 + 5 = 51 мм

4.2.12 Фактическое межосевое расстояние



aωфак = d1 + d2 /2 = 116 + 348 / 2 = 232 мм

4.2.13 Коэффициент ширины шестерни по диаметру



ψbd = b1 / d1 = 51 / 116 = 0,44

4.2.14 Окружная скорость колёс



v = w1 · d1 / 2 · 10-3 = 50,75 · 116 / 2 · 10-3 = 2,95 м/с

В зависимости от скорости зубчатых колёс и вида передачи определяем степень точности. Принять степень точности – 9.

4.2.15 Коэффициент нагрузки



КН = КНα · КНβ · КНv = 1 · 1,1 · 1,15 = 1,265,



где КНα = 1 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями;

КНβ = 1,1 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине зубчатого венца;

КНv = 1,15 – коэффициент динамической нагрузки.

4.2.16 Силы, действующие в зацеплении на колесе и шестерне

окружная

Ft2 = 2М2 / d2 = 2 · 443,4 ∙ 103 / 348 = 2548,3 H

радиальная

Fr2 = 0,36 ∙ Ft2 = 0,36 ∙ 2548,3 = 917,4 H

4.2.17 Расчётное контактное напряжение



σН = К ∙ √ Ft(uФ+1)/d2b2 ∙ КH = 436 ∙ √2548,3∙(3+1)/348∙46 ∙ 1,265 = 301,3 МПа,



где К = 436 – вспомогательный коэффициент для прямозубых передач

Ft = 2548,3 Н – окружное усилие на колесе

d2 = 348 мм – делительный диаметр колеса

b2 = 46 мм – ширина колеса.

Сравниваем расчётное контактное напряжение с допускаемым контактным напряжением.

σH = 391,3 МПа H] = 428 МПа, следовательно прочность по контактным напряжениям обеспечена.

4.2.17 Предел выносливости при отнулевом цикле

шестерни

σоF1limb = 1,8 · HB1 = 1,8 · 230 = 414 МПа

колеса

σоF2limb = 1,8 · HB2 = 1,8 · 200 = 360 МПа

4.2.18 Допускаемое напряжение изгиба для шестерни



F1] = σоF1limb / [SF1] = 414 / 1,75 = 236,6 МПа,

где [SF]’ = 1,75 – коэффициент безопасности,

[SF]” = 1 – коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса (для поковок и штамповок).

[SF] = [SF]’ * [SF]” = 1,75 · 1 = 1,75



для колеса

F2] = σF2limb / [SF] = 360 / 1,75 = 205,7 МПа

4.2.19 Расчётное напряжение изгиба

для колеса

σF2 = Ft2 / b2m · K · K · KFv = 2548,3 / 46 · 4 ·1 · 1 · 1,39 = 19,25 МПа,

где KFα = 1 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями,

K = 1 – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба,

KFv = 1,39 – динамический коэффициент.

Прочность на изгиб проверяем по колесу σ = 19,25 МПа ] =

= 205,7 МПа, следовательно прочность колеса по напряжениям изгиба обеспечена.



Таблица 9 – Параметры зубчатой цилиндрической передачи

Проектный расчёт

Параметр

Обозначение

Значение

Параметр

Обозначе-ние

Значение

Межосевое расстояние, мм

aω

230

Диаметр делительной окружности, мм

шестерни

колеса







d1

d2







116

348



Модуль зацепления



mH



4

Ширина зубчатого венца,мм

шестерни

колеса





b1

b2





51

46

Диаметр окруж-ности вершин, мм

шестерни

колеса





1

2





124

356

Число зубьев шестерни

колеса




z1

z2



29

87

Диаметр окружности впадин,мм

шестерни

колеса





df1

df2





106,4

338,4

Вид зубьев

прямой

Передаточное число

uр.

3

Передача

прямозубая цилиндрическая (закрытая) степень точности 9-9

Проверочный расчёт



Параметр

Напряжения, МПа



Примечание

допускаемые


расчётные

Контактные напряжения, МПа

H] = 428

σH = 391,3

Прочность обеспечена

Напряжения изгиба, МПа

F] = 205,7

σF = 19,25

Прочность обеспечена

4.3 Пример расчёта – Расчёт косозубой цилиндрической передачи.

4.3.1 Материал для зубчатых колёс.

Выбираем таким же образом как в примере 4.2 пункт 4.2.1.

4.3.2 Предел контактной выносливости.

Смотри пример 4.1 пункт 4.1.2

для шестерни UH1limb = 530 МПа

для колеса UH2limb = 470 МПа

4.3.3 Допускаемые контактные напряжения

для шестерни



H1] = σH1limb ∙ KHL / [SH] = 530 ∙1 / 1,1 = 482 МПа,



где KHL = 1 – коэффициент долговечности для проверочных расчётов;

[SH] = 1,1 – допускаемый коэффициент безопасности

для колеса



H2] = σH2limb ∙ KHL / [SH] = 470 / 1,1 = 428 МПа

Для косозубых цилиндрических передач допускаемое контактное напряжение определяется по формуле



H] = 0,45([σH1] + [σH2]) = 0,45 (482 + 428) = 409,5 МПа

4.3.4 Межосевое расстояние

аω ≥ Kа ∙ (u + 1) 3√М2∙КНβ/[σH]2∙u2∙ψba = 43 ∙ (3+1) ∙3√443,4∙103∙1,1/409,52∙32∙0,4 = 160,2 мм,

где Kа = 43 – коэффициент вида передач, для косозубой цилиндрической передачи

uр. = 3 – передаточное число редуктора;

М2 = 443,4 ∙103 Нмм – момент на колесе;

КНβ = 1,1 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;

H] = 409,5 МПа – допускаемое контактное напряжение;

ψba = 0,4 – коэффициент ширины венца.

Величину межосевого расстояния округляем до стандартного ряда .

Принять аω = 165 мм ГОСТ 2185– 66

4.3.5 Нормальный модуль зацепления

mH = (0,01…0,02) · аω = (0,01…0,02) · 165 = 1,65…3,3 мм

Принять mH = 2 мм.

4.3.6 Число зубьев

шестерни



Z1= 2аω · cosβ / mn ∙ (u + 1) = 2 · 165 · 0,988 / 2 ∙ (3 + 1) = 40,75 зуб,



где сos 10º = 0,984 – (β = 10º - предварительный угол наклона зуба; которым задаёмся).

Принять Z1 =41 зуб.



колеса

Z2= Z1 · u = 41 · 3 = 123 зуб.



4.3.7 Фактическое значение угла наклона зубьев



сosβ = (Z1 + Z2) ∙ mн / 2аω = (41 + 123) ·2 / 2 · 165 = 0,994.



4.3.8 Делительные диаметры

шестерни

d1 = mн · Z1 / cosβ = 2 · 41 / 0,994 = 82,5мм

колеса

d2 = mн · Z2 / cosβ = 2 · 123 / 0,994 = 247,5 мм.



4.3.9 Диаметры вершин зубьев

шестерни

da1 = d1 + 2mн = 82,5 + 2 · 2 = 86,5 мм

колеса

da2 = d2 + 2mн = 247,5 + 2 · 2 = 251,5 мм.



4.3.10 Диаметры впадин зубьев

шестерни

df1= d1 – 2,4mн = 82,5 - 2,4 · 2 = 77,7 мм

колеса

df2= d2 – 2,4mн = 247,5 – 2,4 · 2 = 242,7 мм.



4.3.11Окружной модуль зацепления



mt = mн / cosβ = 2 / 0,994 = 2,01 мм.

4.3.12 Нормальный шаг зубьев



Pn = π ∙ mн = 3,14 · 2 = 6,28.



4.3.13 Окружной шаг зубьев



Pt = Pn / cosβ = 6,28 / 0,994 = 6,32 мм.



4.3.14 Ширина

колеса

b2 = ψba · аω = 0,4 · 165 = 66 мм

шестерни

b1 = b2 + 5 = 66 +5 = 71мм.

4.3.15 Фактическое межосевое расстояние



аω = d1 + d2 / 2 = 86,5 + 251,5 / 2 =169 мм.

4.3.16 Коэффициент ширин шестерни по диаметру



ψbd = b1 / d1 = 71 / 86,5 = 0,82.

4.3.17 Окружная скорость колёс



υ = ω1 · d1 / 2 · 10-³ = 50,75 · 86,5 / 2 · 10-³ = 4,4 м/с



По окружной скорости определяем степень точности зубчатых колес.

Принять степень точности колес – 8 степень точности.



4.3.18 Коэффициент нагрузки



Kн = Kн1· Kнβ · Kнυ =1,08 · 1,08 · 1 = 1,166 ≈ 1,17



1 = 1,08 - коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями

Kнβ = 1,08 - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца

Kнυ =1 – динамический коэффициент.

4.3.19 Силы, действующие в зацеплении



окружная



Ft2 = 2M2 / d2 = 2 · 443,4 · 10³ / 247,5 = 3583 Н



радиальная



Fr2 = Ft ∙ (tg α / cosβ) = 3583 (0,36 / 0,994) = 1297,7 H,

где α = 20º - угол зацепления, tg α = 0,36

осевая



Fa2=Ft · tgβ = 3583 · 0,095 = 340,4 H,



где tgβ = 0,095.

4.3.20 Расчетное контактное напряжение



σН = K ∙ √( Ft2 (uP + 1) / d2 ∙ b2 ∙) KH = 376√(3583 ∙ (3+1) / 247,5 ∙ 66 )∙ 1,17 = 381 МПа,



где K = 376 - вспомогательный коэффициент для косозубых передач.



Сравниваем расчетные контактные напряжения с допускаемыми контактными напряжениями

σн = 381 МПа

4.3.21 Эквивалентное число зубьев



шестерни



1 = Z1 / cos³β = 41 / 0,994³ = 42 зуб



колеса



2= Z2 / cos³β = 123 / 0,994³ = 126 зуб.

4.3.22 Коэффициент нагрузки по напряжениям изгиба



KF = K · K = 1,17 · 1,3 = 1,52,



где K = 1,17- коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца,

K =1,3 - динамический коэффициент.

4.3.23 Коэффициенты формы зуба

Выбираются в зависимости от приведенного числа зубьев шестерни и колеса



YF1 = 3,69 YF2 = 3,6.

4.3.24 Коэффициент, учитывающий наклон зубьев



Yβ = 1 - βº / 140 = 1- 6 / 140 = 0,957.

4.3.25 Предел выносливости при отнулевом цикле изгиба



шестерни



σºF1lim b = 1,8HB1 = 1,8 · 230 = 414 МПа



колеса



σºF2lim b =1,8HB2 = 1,8 · 200 = 360 МПа.

4.3.26 Коэффициент безопасности



[SF] = [SF]’ · [SF]” = 1,75 · 1 = 1,75,



где [SF]’ = 1,75 - коэффициент, учитывающий нестабильность материала зубчатых колес

[SF]” = 1 – коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса (штамповка).



4.3.27 Допускаемое напряжение изгиба



для шестерни



F1] = σºF1lim b / [SF] = 414 / 1,75 = 236,6 МПа



для колеса



F2] = σºF2lim b / [SF] = 360 / 1,75 = 205,7 МПа.



4.3.28 Расчетные напряжения на выносливость при изгибе



для колеса



σF2 = YF2 · Yβ ∙ (Ft2 / b2 ∙ m) = 3,6 · 0,957 ∙ (3583 / 66 · 2) = 93,5 МПа



для шестерни



σF1 = σF2 (YF1 / YF2) = 93,5 (3,69 / 3,6) = 95,8 МПа



Сравниваем расчетные и допускаемые напряжения изгиба шестерни и колеса

σF1 = 95,8 МПа F1] = 236,6 МПа, следовательно, прочность шестерни на выносливость при изгибе обеспечена.

σF2 = 93,5 МПа F2] = 205,7 МПа, следовательно, прочность колеса на выносливость при изгибе обеспечена.

Таблица 10 – Параметры зубчатой цилиндрической передачи

Проектный расчет

Параметры

Обозна-чение

Значе-ние

Параметры

Обозна-чение

Значение

Межосевое расстояние, мм



аω



169

Диаметр делительной окружности, мм

шестерни

колеса







d1

d2







82,5

247,5

Модуль зацепления,мм



mн



2

Шаг зубьев, мм

нормальный

окружной





Pn

Pt





6,28

6,32





Диаметр окружности вершин,мм

шестерни

колеса











da1

da2











86,5

251,5

Ширина зубчатого венца, мм шестерни

колеса







b1

b2







71

66







Угол наклона зуба, град









β









6

Диаметр окружности впадин,мм

шестерни

колеса







df1

df2







77,7

242,7

Передаточное число

uр

3

Вид зуба

косой

Передача

Косозубая цилиндрическая (закрытая) степень точности 8-8

Проверочный расчет



Параметры

Напряжения, МПа



Примечание

допускаемое

расчётное

H]

F]

σH

σF

Контактное напряжение



409,5



-



381



-

Прочность обеспечена

Напряжение изгиба

шестерни

колеса



-

-



236,6

205,7



-

-



93,8

95,8



Прочность обеспечена















4.4 Пример расчёта – Расчёт шевронной передачи.

4.4.1 Материал для зубчатых колёс.

Выбираем таким же образом как в примере 4.2 пункт 4.2.1.

4.4.2 Предел контактной выносливости.

Смотри пример 4.1 пункт 4.1.2

для шестерни σH1lim b = 530 МПа

для колеса σH2lim b = 470 МПа

4.4.3 Допускаемые контактные напряжения

для шестерни



H1] = σH1lim b ∙ KHL / [SH] = 530 ∙1 / 1,1 = 482 МПа,



где KHL = 1 – коэффициент долговечности для проверочных расчётов;

[SH] = 1,1 – допускаемый коэффициент безопасности

для колеса



H2] = σH2lim b ∙ KHL / [SH] = 470 / 1,1 = 428 МПа.

Шевронная передача представляет спаренные между собой два косозубых колеса, поэтому расчёт шевронной передачи сводится к расчёту косозубой цилиндрической передачи, следовательно



H] = 0,45([σH1] + [σH2]) = 0,45 (482 + 428) = 409,5 МПа.

4.4.4 Межосевое расстояние

аω ≥ Kа ∙ (u + 1) 3√М2∙КНβ / [σH]2∙u2∙ψba = 43 ∙ (3+1) ∙3√443,4∙103∙1,1/409,52∙32∙0,6 = =139,9 мм,



где ψba = 0,5…1 – коэффициент ширины венца для шевронных передач.

Принять ψba = 0,6.

Величину межосевого расстояния округляем до стандартного ряда .

Принять аω = 140 мм ГОСТ 2185–66

4.4.5 Нормальный модуль зацепления



mH = (0,01…0,02) · аω = (0,01…0,02) · 140 = 1,4…2,8 мм

Принять mH = 2,5 мм ГОСТ 9563-60.

4.4.6 Число зубьев

шестерни



Z1= 2аω · cosβ / mH ∙ (u + 1) = 2 · 140 · 0,866 / 2,5 ∙ (3 + 1) = 24,3 зуб,



где β = 30º - угол наклона зуба для шевронной передачи, которым задаёмся).

Принять Z1 = 24 зуб.



колеса

Z2= Z1 · u = 24 · 3 = 78 зуб.



4.4.7 Делительные диаметры

шестерни

d1 = mH · Z1 / cosβ = 2,5 · 24 / 0,866 = 69,3 мм

колеса

d2 = mH · Z2 / cosβ = 2,5 · 78 / 0,866 = 225,2 мм.



4.4.8 Диаметры вершин зубьев

шестерни

da1 = d1 + 2mH = 69,3 + 2 · 2,5 = 74,3 мм

колеса

da2 = d2 + 2mH = 225,2 + 2 · 2,5 = 230,2 мм.



4.4.9 Диаметры впадин зубьев

шестерни



df1 = d1 – 2,4mH = 69,3 - 2,4 · 2,5 = 63,3 мм



колеса



df2 = d2 – 2,4mH = 225,2 – 2,4 · 2,5 = 219,2 мм.



4.4.10 Окружной модуль зацепления



mt = mH / cosβ = 2,5 / 0,866 = 2,9 мм.

4.4.11 Нормальный шаг зубьев



Pn = π ∙ mH = 3,14 · 2,5 = 7,85 мм.



4.4.12 Окружной шаг зубьев



Pt = Pn / cosβ = 7,85 / 0,866 = 9,1 мм.

4.4.13 Ширина

колеса

b2 = ψba · аω = 0,6 · 140 = 84 мм



Принять b2 = 85 мм.



шестерни

b1 = b2 + 5 = 85 +5 = 90 мм.

4.4.14 Фактическое межосевое расстояние



аωфак = (d1 + d2) / 2 = 69,2 + 225,2 / 2 = 147,2 мм.

4.4.15 Коэффициент ширин шестерни по диаметру



ψbd = b1 / d1 = 90 / 69,2 = 1,3.

4.4.16 Окружная скорость колёс



υ = ω1 · d1 / 2 · 10-³ = 50,75 · 69,3 / 2 · 10-³ = 1,76 м/с



По окружной скорости определяем степень точности зубчатых колес.

Принять степень точности колес – 9 степень точности.



4.4.17 Коэффициент нагрузки



Kн = KнL · Kнβ · Kнυ = 1,11 · 1,169 · 1 = 1,3



L = 1,11 - коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями

β = 1,169 - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца

Kнυ =1 – динамический коэффициент.

4.4.18 Силы, действующие в зацеплении



окружная



Ft2 = 2M2 / d2 = 2 · 443,4 · 10³ / 225,2 = 3937,8 Н ≈ 3938 Н.



радиальная



Fr2 = Ft ∙ (tg α / cosβ) = 3938 (0,36 / 0,866) = 1637 H,

где α = 20º - угол зацепления, tg α = 0,36.

4.4.19 Расчетное контактное напряжение



σН = K ∙ √ Ft2 (uP + 1) / d2 ∙ b2 ∙ KH = 376√3938 ∙ (3+1) / 225,2 ∙ 84 ∙ 1,3 = 391,2 МПа,



где K = 376 - вспомогательный коэффициент для косозубых передач.



Сравниваем расчетные контактные напряжения с допускаемыми контактными напряжениями



σн = 391,2 МПа

4.4.20 Эквивалентное число зубьев



шестерни



1 = Z1 / cos³β = 24 / 0,866³ = 37 зуб



колеса



2 = Z2 / cos³β = 78 / 0,866³ = 120 зуб.

4.4.21 Коэффициент нагрузки по напряжениям изгиба



KF = K · K = 1,34 · 1 = 1,34,



где K = 1,34 - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца,

K =1 - динамический коэффициент.

4.4.22 Коэффициенты формы зуба



Выбираются в зависимости от эквивалентного числа зубьев шестерни и колеса

1 = 37 зуб - YF1 = 3,73

2 = 120 - YF2 = 3,6.

4.4.23 Предел выносливости при отнулевом цикле изгиба



шестерни



σºF1lim b = 1,8HB1 = 1,8 · 230 = 414 МПа



колеса

σºF2lim b =1,8HB2 = 1,8 · 200 = 360 МПа.



4.4.24 Коэффициент безопасности



[SF] = [SF]’ · [SF]” = 1,75 · 1 = 1,75,



где [SF]’ = 1,75 - коэффициент, учитывающий нестабильность материала зубчатых колес

[SF]” = 1 – коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса (штамповка).



4.4.25 Допускаемое напряжение изгиба



для шестерни



F1] = σºF1lim b / [SF] = 414 / 1,75 = 236,6 МПа



для колеса



F2] = σºF2lim b / [SF] = 360 / 1,75 = 205,7 МПа.



4.4.26 Расчетные напряжения на выносливость при изгибе



для колеса



σF2 = YF2 · Yβ ∙ (Ft2 / b2 ∙ mH) = 3,6 · 0,786 ∙ (3938 / 85 · 2,5) = 52,44 МПа,



где Yβ = 1 - β˚ / 140 = 1 – 30 / 140 = 0,786 – коэффициент, учитывающий наклон зубьев



для шестерни



σF1 = σF2 (YF1 / YF2) = 52,44 (3,73 / 3,6) = 54,3 МПа



Сравниваем расчетные и допускаемые напряжения изгиба шестерни и колеса



σF1 = 54,3 МПа F1] = 236,6 МПа, следовательно, прочность шестерни на выносливость при изгибе обеспечена.



σF2 = 52,44 МПа F2] = 205,7 МПа, следовательно, прочность колеса на выносливость при изгибе обеспечена.





Таблица 11 – Параметры шевронной передачи

Проектный расчет

Параметры

Обозна-чение

Значе-ние

Параметры

Обозна-чение

Значение

Межосевое расстояние, мм



аωфак



147,2

Делительный диаметр, мм

шестерни

колеса





d1

d2





69,3

225,2

Модуль зацепления,мм



mH



2,5

Шаг зубьев, мм

нормальный

окружной





Pn

Pt





7,85

9,1





Диаметр

вершин

зубьев, мм

шестерни

колеса











da1

da2











74,3

230,2

Ширина зубчатого венца, мм шестерни

колеса







b1

b2







90

85







Угол наклона зубьев, град









β









30

Диаметр

впадин

зубьев, мм

шестерни

колеса







df1

df2







63,3

219,2

Передаточное число

uр

3

Вид зуба

косой

Передача

Косозубая цилиндрическая (закрытая) степень точности 9-9

Проверочный расчет



Параметры

Напряжения, МПа



Примечание

допускаемое

расчётное

H]

F]

σH

σF

Контактное напряжение



409,5



-



391,2



-

Прочность обеспечена

Напряжение изгиба

шестерни

колеса



-

-



236,6

205,7



-

-



54,3

52,44



Прочность обеспечена















4.5 Пример расчета – Расчёт конической передачи.

4.5.1 Материал для зубчатых колес

Примем для шестерни и колеса одну и туже марку стали. Термообработка – улучшение. Принимаем для шестерни сталь 40Х улучшенную с твердостью НВ1 270; для колеса сталь 40Х улучшенную с твёрдостью HB2 240.



Таблица 12 – Механические характеристики шестерни и колеса



Элемент

передачи



Марка

стали

Механические характеристики



Термо -

обработка



Твёрдость

Предел прочнос-ти

Предел текучести

σb, МПа

σт, МПа

HB

Шестерня

Сталь 40Х

ГОСТ

930

690

У

270

Колесо

830

540

240



4.5.2 Предел контактной выносливости



для шестерни

σH1lim b = 2HB1 + 70 = 2 ∙ 270 + 70 = 610 МПа

для колеса

σH2lim b = 2НВ 2 + 70 = 2 ∙ 240 + 70 = 550 МПа.

4.5.3 Допускаемые контактные напряжения для шестерни



H1] = σH1limb ∙ KHα / [SH] = 610 ∙1 / 1,2 = 508,3 МПа,



где σH1lim b = 610 МПа – предел контактной выносливости;

KHα = 1 – коэффициент долговечности при длительной эксплуатации;

[SH] = 1,2 – допускаемый коэффициент безопасности



для колеса



H2] = σH2limb ∙ KHα / [SH] = 550 / 1,2 = 458,3 МПа.



Для конической передачи допускаемое контактное напряжение выбирается по колесу.

Принять [σH] = [σH2] = 458,3 МПа.





4.5.4 Внешний делительный диаметр колеса



de2 ≥ 165 ³√(UP ∙ M2 ∙ 10³ / νH H]²) · Кнβ = 165 ³√(3 · 443,4 · 10³ / 1 · 458,3²) ∙1,3 = =333,2 мм,

где νH = 1 - коэффициент вида конических колес для прямозубой передачи,

Кнβ = 1,35 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца при консольном расположении шестерни,



Принять de2 = 340 мм по ГОСТ 6636-69.

Коэффициент ширины венца по отношению к внешнему конусному расстоянию



ψbRe = 0,285 ГОСТ 12 289 – 76



4.5.5 Число зубьев



шестерни



Принять Z1 = 25 зуб. (задаёмся)



колеса



Z2 = Z1 ∙ u = 25 ∙ 3 = 75 зуб.



4.5.6 Внешний окружной модуль



me = de2 / Z 2 = 340 / 75 = 4,53 мм.



Принять me = 5 мм; уточняем значение



de2 = me ∙ Z 2 = 5 ∙ 75 = 375 мм.



Отклонение от стандартного значения составляет

(375 – 340) / 375 ∙ 100 = 9,3% 3%, что не допустимо, поэтому оставляем me = 4,5.



4.5.7 Углы делительных конусов



tg δ 2 = u = 3, следовательно δ 2 = 71º34´



δ1 = 90º - δ 2 = 90 – 71º34´ = 18º26´



4.5.8 Внешнее конусное расстояние



Rе = 0,5me ∙ √Z 1²+Z 2² = 0,5 · 4,5 ∙ √25² + 75² = 177,9 мм,



где me = 4,5 мм – внешний окружной модуль

Z 1 = 25 зуб. – число зубьев шестерни

Z 2 = 75 зуб. – число зубьев колеса.



4.5.9 Длина зуба



b = ψbRe · Re = 0,285 · 177,9 = 50,7 мм,



где ψbRe = 0,285 - коэффициент ширины венца.

Принять b = 51 мм.

4.5.10 Внешние делительные диаметры



шестерни



dе1 = me · Z1 = 4,5 · 25 = 112,5 мм





колеса



dе2 = me · Z2 = 4,5 · 75 = 337,5 мм



4.5.11 Средний делительный диаметр



шестерни



d1 ≈ 0,857 ∙ de1 = 0,857 · 112,5 = 96,4 мм



колеса



d 2 ≈ 0,857 ∙ de2 = 0,857 · 337,5 = 289,2 мм.



      1. Внешний диаметр по вершинам зубьев



шестерни



dае1 = de1 + 2 ∙ me · cos δ1 = 112,5 + 2 · 4,5 · 0,9487 = 121 мм,



где cos 18º26’ = 0,9487 - (δ1 = 21º26´- угол наклона делительного конуса шестерни)



колеса



dae2 = de2 + 2 ∙ me · cos δ2 = 337,5 + 2 · 4,5 · 0,3173 = 340,4 мм,



где cos 71º34´ = 0,3173 - (δ2 = 71º34´- угол наклона делительного конуса колеса)



      1. Диаметры впадин зубьев



шестерни



dfe1 = de1 – 2,4me · cos δ1 = 112,5 – 2,4 · 4,5 · 0,9487 = 102,3 мм



колеса



dfe2 = de2 – 2,4me · cos δ2 = 337,5 – 2,4 · 4,5 · 0,3173 = 334,1 мм.



      1. Средний окружной модуль



m = d1 / Z1 = 96,4 / 25 = 3,86 мм.



      1. Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру



Ψbd = b / d1 = 51 / 96,4 = 0,53.



      1. Средняя окружная скорость колеса



ν = ω1 ∙ d1 / 2 ∙ 103 = 50,75 · 96,4 / 2 · 10³ = 2,5 м/с.



Для конических передач обычно назначают 7-ю степень точности.



      1. Коэффициент учитывающий распределение нагрузки по длине

зуба



При ψbd = 0,53, консольном расположении колеса и твердости НВ



β = 1,195.



4.5.18 Коэффициент нагрузки



Kн = KнL · Kнβ · Kнv = 1 · 1,195 · 1,05 = 1,255.



4.5.19Силы в зацеплении.



Окружная сила на шестерне



Ft1 = 2M1 / d1 = 2 · 148,7 ·10³ / 96,4 = 3066,4 H,



где M1 = 147,8 · 10³ Н∙мм – момент на шестерне

d1 = 96,4 мм – средний делительный диаметр шестерни.



Радиальная сила для шестерни равна основной силе на колесе



Fr1 = Fa2 = Ft1 · tg α ∙ cos δ1 = 3066,4 · tg20º · cos 18º26´= 1047,3 H,



где tg 20º = 0,36 (α = 20º - угол зацепления)

cos 18º26´= 0,9487 (δ1 = 18º26´ - угол наклона делительного конуса шестерни).



Осевая сила на шестерне равна радиальной силе на колесе



Fa1 = Fr2 = Ft1 · tgα ∙ sinδ1 = 3066,4 · 0,36 · 0,319 = 352,2 H,



где sin δ1 = sin 18º26´= 0,319.



Таблица 13 - Силы в зацеплении, Н.



Параметры

Элементы передачи

шестерня

колесо

обозначение

значение

обозначение

значение

Окружная сила

Ft1

3066,4

Ft2

3066,4

Радиальная сила

Fr1

1047,3

Fr2

352,2

Осевая сила

Fa1

352,2

Fa2

1047,3

Передача

коническая прямозубая (закрытая)



4.5.20 Расчётное контактное напряжение



σн = 470√(Ft2√uр² + 1 / vH · de2 · b) · KH = 393,7 МПа



Сравнивая расчетное контактное напряжение с допускаемым контактным напряжением, получим



σн = 393,7 МПа



4.5.21 Коэффициент нагрузки по напряжению изгиба



KF = K · KFv = 1,495 ·1,25 = 1,87,



где K = 1,495 – коэффициент, учитывающий распределения нагрузки по длине зуба,

KFv = 1,25 – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку.

4.5.22 Эквивалентное число зубьев



шестерни:



Zv1 = Z1 / cos δ1 = 25 / 0,9487 = 26,4 зуб.,



где cos δ1 = cos 18º26´ = 0,9487.



Принять Zv1 = 26 зуб.



колеса:



Zv2 = Z2 / cos δ2 = 75 / 0,3173 = 236,4 зуб.,



где cos δ2 = cos 71º34´ = 0,3173.



Принять Zv2 = 236 зуб.



Коэффициент формы зуба выбирается от величины эквивалентного числа зубьев, следовательно, YF1 = 3,88; YF2 = 3,63.



4.5.23 Предел контактной выносливости



для шестерни:



σºF1 lim b = 1,8HB1 =1,8 · 270 = 486 МПа,



для колеса:



σºF2 lim b = 1,8HB2 =1,8 · 240 = 432 МПа.



4.5.24 Коэффициент запаса прочности



[SF] = [SF]´ · [SF]´´ = 1,75 · 1 = 1,75,



где [SF]´ = 1,75 – коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колес,

[SF]´´ = 1 – коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса.

4.5.25 Допускаемое напряжения при проверке зубьев на выносливость по напряжениям изгиба



для шестерни:



F1] = σºF1 lim b / [SF] = 486 / 1,75 ≈ 278 МПа,



для колеса:

F2] = σºF2 lim b / [SF] = 432 / 1,75 ≈ 247 МПа.



4.5.26 Отношение



для шестерни:



F1] / YF1 = 278 / 3,88 = 71,65 МПа,



для колеса:



F2] / YF2 = 247 / 3,63 = 68 МПа.



Проверку напряжений при проверке зубьев на выносливость по напряжениям изгиба ведём для зубьев колеса, так как полученное отношение для него меньше.



4.5.27 Расчетное напряжение изгиба колеса



σF2 = Ft · KF · YF2 / vF · b · m = 3066· 1,87 · 3,63 / 0,85 · 51 · 3,86 = 124,4 МПа,



где vF = 0,85 – коэффициент вида конических колес,

KF = 1,87 - коэффициент нагрузки,

YF2 = 3,63 – коэффициент формы зуба,

b = 51 мм – длина зуба,

m = 3,86 мм



σF2 = 124,4 МПа F2] = 247 МПа, следовательно, прочность зубьев колеса по нормальным напряжениям изгиба обеспечена.

















Таблица 14 – Параметры зубчатой конической передачи, мм

Проектный расчет

Параметры

Обозна-чение

Значе-ние

Параметры

Обозна-чение

Значение

Внешнее конусное расстояние



Re



177,9

Внешний делительный диаметр:

шестерни

колеса







de1

de2








112,5

337,5

Модуль:

внешний

окружной,

средний

окружной





me



m





4,5



3,86

Ширина зуба

b

51

Внешний диаметр окружности вершин:

шестерни

колеса







daе1

daе2







121

340,4

Число зубьев: шестерни

колеса



Z1

Z2



25

75

Вид зубьев

прямой

Внешний диаметр окружности впадин:

шестерни

колеса





dfе1

dfе2





102,3

334,1

Угол делительного конуса:

шестерни

колеса







δ1

δ2







21º48´

68º12´

Средний диаметр:

шестерни

колеса



d1

d2



96,4

289,2


Прямозубая коническая передача (закрытая) степень точности – 7-7

Проверочный расчет



Параметры

Напряжения МПа



Примечание

допускаемое

расчетное

H1]

H2]

σH

σF

Контактное напряжение

458,3

-

393,7

-

Прочность обеспечена

Напряжение изгиба

-

247

-

124,4

Прочность обеспечена

















4.6 Пример расчёта – Расчёт червячной передачи.

4.6.1 Число зубьев



червяка



Число витков червяка Z1 принимаем в зависимости от передаточного числа: при

uр =16 принимаем Z1 = 2



колеса

Z2 = Z1 ∙ u =2 · 16 = 32 зуб.



4.6.2 Скорость скольжения



υS = 4,3 · 10-4 ∙ n1 3√M2 = 4,3 · 10-4 · 2804 ∙ 3√600 = 10,76 м/с,



где n1 = 2804 об/мин - частота вращения червяка

M2 = 600 Нм - вращающий момент на колесе.

4.6.3 Материал червяка и колеса

Принять для червяка сталь 45 с закалкой до твёрдости не менее HRC45 и с последующим шлифованием.

Материал колеса зависит от скорости скольжения, если скорость скольжения больше 5 м/с, то надо принимать оловянную бронзу. При υS = 10,76 м/с принять для венца червячного колеса бронзу Бр.010Ф1- способ отливки в кокиль.



Таблица 15 - Механические характеристики червяка и колеса

Элемент

Марка материала

Механические характеристики

Предел прочности

σb, МПа

Предел текучести σт, МПа

червяк

Сталь 45

ГОСТ 1050- 74

780

440

колесо

Бр.010Ф1

ГОСТ 613-79

255

147



4.6.4 Коэффициент диаметра червяка из условия жёсткости



q ≈ (0,212…0,25 ) ∙ Z2 = (0,212…0,25) ∙ 32 = (6,784…8) мм.



Принять q = 10 мм.

4.6.5 Допускаемое контактное напряжение материала червячного колеса



H] = 0,85σb = 0,85 · 255 = 216,79 МПа.

4.6.6 Межосевое расстояние



aw = 61 ∙ 3√M2 · 103 / [σH]2 = 61 ∙ 3√600 · 103 / 216,792 = 142,6 мм.



Принять aw = 150 мм.

4.6.7 Модуль зацепления

m = (1,5…1,7) ∙ aw / Z2 = (1,5...1,7) ∙150 / 32 = (7,03...7,97) мм.



Принять m = 8 мм.

4.6.8 Основные размеры червяка

делительный диаметр червяка



d1 = q ∙ m = 10 · 8 = 80 мм



диаметр впадин витков червяка



da1=d1+ 2m = 80 + 2 ∙ 8 = 96 мм



диаметр впадин витков червяка



df1 = d1 - 2,4m = 80 – 2,4 ∙ 8 = 60,8 мм



диаметр нарезанной части шлифованного червяка



b1 ≥ (11 + 0,06 ∙ Z2) ∙ m + 25 = (11 + 0,06 ∙ 32) ∙ 8 + 25 = 114,92 мм



Принять b1 = 115 мм.



делительный угол подъема витка



При Z1=2 и q=10 γ =11º19´.



4.6.9 Основные размеры венца червячного колеса



делительный диаметр червячного колеса



d2 = Z2 m = 32 ∙ 8 = 256 мм



диаметр вершин зубьев червячного колеса



da2 = d2 + 2m = 256 + 2 ∙ 8 = 272 мм

диаметр впадин зубьев червячного колеса



df2 = d2 – 2,4m = 256 – 2,4 ∙ 8 = 236,8 мм



наибольший диаметр червячного колеса



daМ2 ≤ da2 + 6m / Z1+2 = 272 + 6 ∙ 8 / 2 + 2 = 284 мм.

4.6.10 Окружная скорость червяка



υ1 = πd1 ∙ n1 / 60 = 3,14 ∙ 80 ∙ 10-3 ∙ 2804 / 60 = 11,74 м/с.

Принять степень точности – 7

Условный угол обхвата червяка венцом колеса 2δ = 100º.

4.6.11 Фактическое межосевое расстояние



awфак = m ∙ (g + Z2) / 2 = 8 ∙ (10 + 32) / 2 = 168 мм.

4.6.12 Приведённый коэффициент трения и приведённый угол трения для оловянистой бронзы

При скорости скольжения υS = 10,76 м/с при шлифованном червяке и червячном колесе из оловянной бронзы.

Приведённый угол трения ρ’ = 1º.

Приведённый коэффициент трения f = 0,02.

4.6.13 КПД редуктора с учётом потерь в опорах, потерь на разбрызгивание и перемешивания масла



η = (0,95...0,96)∙ tg γ / tg (γ + ρ’) = (0,95...0.96) ∙ tg 11º19´ / tg (11º19´ + 1º) = 0,87...0,88.



Принять η = 0,87.

4.6.14 Допускаемое напряжение изгиба для всех марок бронз



F] = 0,25σт + 0,08σb = 0,25 ∙ 147 + 0,08 ∙ 255 = 36,75 + 20,4 = 57,2 МПа.

4.6.15 Коэффициент динамичности

К=1,2.

4.6.16 Коэффициент неравномерности распределения нагрузки



KFβ = 1 + (Z2 / θ)3 ∙ (1 - x) = 1 + (32 / 86)3 ∙ (1 – 0,6) = 1 + 0,021 = 1,021,

где θ = 86 - коэффициент деформации червяка, который выбирается в зависимости от Z1 = 2 и q = 10

x = 0,6 - вспомогательный коэффициент при незначительных колебаниях нагрузки.

4.6.17 Коэффициент нагрузки



KF = Kβ ∙ Kυ = 1,021 ∙ 1,2 = 1,225.

4.6.18 Усилия в червячной передаче

Окружное на колесе и осевое на шестерне



Ft2 = Fa1 = 2М2 ∙ 103 / d2 = 2 ∙ 600 ∙ 103 / 256 = 4687,9 ≈ 4688 Н



Радиальное на шестерне и колесе



Fr1 = Fr2 = Ft2 ∙ tgα = 4688 ∙ 0,36 = 1687,6 H,



где tg20º = 0,36 – γ = 20º - угол зацепления



Окружное на шестерне и осевое на колесе



Ft1 = Fa2 = 2М1 ∙ 103 / d1 = 2 ∙ 37,5 ∙ 103 / 80 ≈ 938 Н.

4.6.19 Расчётное контактное напряжение



σH = 340 ∙ √(Ft2 / d1 ∙ d2) ∙ KH = 340 ∙ √(4688 / 80 ∙ 256) ∙ 1,2 = 178,2 МПа,



где KH = 1,2 – коэффициент нагрузки, выбирается в зависимости от окружной скорости (при υ1 = 11,74м/с υ = 3м /с; KH = 1,1…1,3).



Расчетное контактное напряжение зубьев колеса сравниваем с допускаемым контактным напряжением

σH = 178,2 МПа H] = 216,79 МПа, следовательно, прочность зубьев червячного колеса по контактным напряжениям обеспечена.

4.6.20 Эквивалентное число зубьев колеса



Zυ2 = Z2 / cos3γ = 32 / cos311º19´ = 32 / (0,9806)3 = 34,4

4.6.21 В зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса по таблице выбираем коэффициент формы зуба

YF2 = 2,23.



4.6.22 Ширина венца червячного колеса



b2 ≤ 0,75da1 = 0,75 ∙ 96 = 72 мм.



Принять b2=80 мм.

4.6.23 Расчётное напряжение изгиба



σF = 0,7 ∙ YF2 ∙ (Ft2 / b2 ∙ m) – KF = 0,7 ∙ 2,32 ∙ (4688 / 80 ∙ 8) ≈ 12 МПа,

следовательно, прочность на выносливость при изгибе зубьев червячного колеса обеспечена.



Таблица 16 - Параметры червячной передачи

Проектный расчет


Параметр


обозна-чение

зна-чение

Параметр

обозна-чение

значе-ние

Межосевое расстояние, мм

aw


168


Диаметры червяка,мм

делительный

вершин витков

впадин витков



d1

da1

df1



80

96

60,8

Модуль зацепления, мм

m

8

Коэффициент диаметра червяка

q

10

Диаметры колеса, мм

делительный

вершин зубьев

впадин зубьев

наибольший



d2

da2

df2

daМ2




256

272

236,8

284

Делительный угол подъема витков червяка, град



γ



11º19´

Угол обхвата червяка, град

100

Число витков червяка

Z1

2

Длина нарезной части червяка, мм

b1

115

Число зубьев колеса

Z2

32

Передача закрытая

КПД - η = 0,87

Передаточное число uр = 16

Ширина зубчатого венца колеса, мм

b2

80

Проверочный расчёт

Элемент

Параметр

Напряжения, МПа

Примеча-ние

допускаемые

расчётные

обознач.

знач.

обознач.

знач.



Колесо

Контактные напряжения

H]

216,79

σH

178,2

Прочность обеспечена

Напряжения изгиба

F]

57,2

σF

12

Прочность обеспечена




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка на тему: "Расчёт зубчатых передач редуктора."

Автор: Басаргина Лилия Алексеевна

Дата: 04.07.2019

Номер свидетельства: 516432


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства