9. Определение опорных реакций. Построение эпюр внутренних усилий.
9.1 Общие сведения
Редукторные валы испытывают два вида деформации – изгиб и кручение. Деформация кручения на валах возникает под действием вращающих моментов, приложенных со стороны двигателя и рабочей машины. Деформация изгиба валов вызывается силами в зубчатом (червячном) зацеплении закрытой передачи и консольными силами со стороны открытых передач и муфтой.
9.2 Прямозубый цилиндрический редуктор
9.2.1 Силы, действующие на валы
Таблица 24 – Силы в зацеплении закрытой передачи и консольные силы
Конструк. решение
Вид передачи
Силы в зацепле-нии
Значение силы, Н
на шестерне
на колесе
Обозначе-ние
Значе-ние
Обозна-чение
Значе-ние
закрытая
Цилиндри-ческая прямозубая
Окружная
Радиаль-ная
Ft1
Fr1
2548,3
917,4
Ft 2
Fr 2
2548,3
917,4
открытая
Клино-ременная
Сила давления на вал (радиаль-ная)
Fb
1665,6
-
9.2.2 Схема сил в зацеплении прямозубой цилиндрической передачи
Принять шестерню с левым зубом, колесо с правым. Направление вращения двигателя выбрать произвольно.
Рисунок 9.1 – Схема сил в зацеплении.
Быстроходный (ведущий) вал.
9.2.3 Силовая схема нагружения вала
Рисунок 9.2 – Силовая схема нагружения ведущего вала.
2.9.4 Опорные реакции
Загружаем вал в вертикальной и горизонтальной плоскостях и определяем величину опорных реакций
вертикальная плоскость
Рисунок 9.3 – Схема загружения вала в вертикальной плоскости.
Σ MA = 0, -Fb ∙ lk – Fr 1 · l1 + RB 1 в ∙ 2l1 = 0,
-1665,6 · 100 – 917,4 ∙ 80 + RB 1 в ∙ 160 = 0,
RB 1 в = 1499,7 Н.
Σ MB = 0, -Fb ∙ (lk + 2l1 ) + RA 1 в ∙ 2l1 + Fr 1 · l1 = 0,
-1665,6 · (100 + 160) + RA 1 в ∙ 160 + 917,4 · 80 =0,
RA 1 в = 2247,9 Н.
Проверка:
Σ y = -Fb + RA 1 в + Fr 1 - RB 1 в = -1665,6 + 2247,9 + 917,4 - 1499,7 = 0, следовательно опорные реакции найдены верно.
горизонтальная плоскость
Рисунок 9.4 – Схема загружения вала в горизонтальной плоскости.
RA 1 г = RB 1 г = Ft 1 / 2 = 2548,3 / 2 = 1274,15 Н.
9.2.5 Суммарные опорные реакции
RA 1 = √( RA 1 в )2 + (RA 1 г )2 = √(2247,9)2 + (1274,15)2 = 2584 Н
RB 1 = √(RB 1 в )2 + (RB 1 г )2 = √(1499,7)2 + (1274,15)2 = 1968 Н.
9.2.6 Эпюры изгибающих моментов
вертикальная плоскость
в точке “0”
M0 в = 0
в точке “А”
MA 1 в = -Fb ∙ lk = -1665,5 · 100 = - 166550 Н·мм.
в точке “1”
M1 в = -Fb ∙ (lk + l1 ) + RA 1 в · l1 = -1665,5 · (100 + 80) + 2247,9 · 80 = - 119958 Н·мм
в точке “B”
MB в = -Fb ∙ (lk + 2l1 ) + RA 1 в · 2l1 + Fr 1 · l1 = -1665,5 ∙ 260 + 2247,9 ∙ 160 + 917,4 ∙ 80 = 0.
Строим эпюру изгибающих моментов от загружения быстроходного вала в вертикальной плоскости, предварительно задаваясь масштабом.
горизонтальная плоскость
в точке “0” – 0
в точке “А” - M1 г = 0
в точке “1”
M1 г = RA 1 г · l1 = 1274,15 · 80 = 101932 Н·мм
в точке “B”
MB 1 г = RA 1 г · 2l1 – Ft 1 · l1 = 1274,15 · 160 – 2548,3 · 80 = 0.
Задаваясь масштабом, строим эпюру изгибающих моментов от загружения быстроходного вала в горизонтальной плоскости.
Затем, строим эпюру крутящих моментов, зная величину вращающего момен-та на шестерне MK 1 = 147,8 Н·м.
9.2.7 Опасное сечение
Определяем суммарный момент в точке “1” под шестерней
M1 сум = √(M1 в )2 + (M1 г )2 = √(119958)2 + (101932)2 = 157416,8 Н∙мм
В точке “A” MA сум = 166550 Н∙мм, следовательно, наиболее опасным сечением является опора “A”.
Mmax сум = 166550 Н∙мм.
Тихоходный вал
9.2.8 Силовая схема нагружения вала
Рисунок 9.6 – Силовая схема нагружения ведомого вала.
9.2.9 Опорные реакции
Загружаем вал в вертикальной и горизонтальной плоскостях и определяем величину опорных реакций
вертикальная плоскость
Рисунок 9.7 – Схема загружения вала в вертикальной плоскости.
RA 2 в = RB 2 в = Fr 2 / 2 = 917,4 / 2 = 458,7 Н.
горизонтальная плоскость
Рисунок 9.8 – Схема загружения вала в горизонтальной плоскости
RA 2 г = RB 2 г = Ft 2 / 2 = 2548,3 / 2 = 1274,15 Н.
Рисунок 9.5 – Эпюры изгибающих моментов и крутящих моментов на быстроходном валу.
9.2.10 Суммарные опорные реакции
RA 2 = RB 2 = √(RA 2 в )2 + (RA 2 г )2 = √(458,7)2 + (1274,15)2 = 1354,2 Н.
9.2.11 Эпюры изгибающих моментов
вертикальная плоскость
в точке “A” - MA 2 в = 0
в точке “2”
M2 в = RA 2 в ∙ l2 = 458,7 ∙ 100 = 45870 Н∙мм
горизонтальная плоскость
в точке “A” - MA 2 г = 0
в точке “2”
M2 г = - RA 2 г ∙ l2 = - 1274,15 ∙ 100 = - 127415 Н∙мм.
9.2.12 Опасное сечение
Опасное сечение под колесом в точке “2”, в котором определяем суммарный изгибающий момент
M2 сум = √(M2 в )2 + (M2 г )2 = √(45870)2 + (-127415)2 = 135420,5 Н∙мм.
Задаваясь масштабом, строим эпюры изгибающих моментов и крутящих моментов на ведомом (тихоходном) валу.
9.2.13 Суммарные опорные реакции и моменты на валах редуктора
Таблица 25 – Опорные реакции и внутренние усилия в опасных сечениях на валах
Валы
Опорные реакции, Н
Моменты, Н∙мм
опора “A”
опора “B”
Опас-ное сечение
изгибающий
крутящий
обоз-нач
знач
обоз-нач
знач
обоз-нач
знач
обоз-нач
знач
быстро-ходный (ведущий)
RA1
2583 ,9
RB1
1968
опора “A”
MA1
166550
MK 1
147800
тихоход-ный
(ведомый)
RA 2
1354,2
RB 2
1354,2
под ко-лесом в
точке“2”
M2
135420,5
MK2
443400
Рисунок 9.9 – Эпюры изгибающих и крутящих моментов на тихоходном валу.
9.3 Косозубый цилиндрический редуктор
9.3.1 Силы, действующие на валы
Таблица 26 – Силы в зацеплении закрытой передачи и консольные силы
Конструк. решение
Вид передачи
Силы в зацепле-нии
Значение силы, Н
на шестерне
на колесе
Обозначе-ние
Значе-ние
Обозна-чение
Значе-ние
закрытая
Цилиндри-ческая косозубая
Окружная
Радиаль-ная
Осевая
Ft1
Fr1
Fa1
3583
1297,7
340,4
Ft 2
Fr 2
Fa 2
3583
1297,7
340,4
открытая
Клино-ременная
Сила давления на вал (радиаль-ная)
Fb
1665,5
-
9.3.2 Схема сил в зацеплении косозубой цилиндрической передачи
Принять шестерню с левым зубом, колесо с правым зубом. Направление вращения двигателя выбрать произвольно.
Рисунок 9.10 – Схема сил в зацеплении.
Быстроходный (ведущий) вал
9.3.3 Силовая схема нагружения вала
Рисунок 9.11 – Силовая схема нагружения ведущего вала.
9.3.4 Опорные реакции
Загружаем вал в вертикальной и горизонтальной плоскостях и определяем величину опорных реакций
вертикальная плоскость
Рисунок 9.12 – Схема загружения быстроходного вала в вертикальной плоскости.
Σ MA = 0, -Fb ∙ lk – Fr 1 · l1 + Fa 1 ∙ d1 / 2 + RB 1 в ∙ 2l1 = 0,
-1665,5 · 100 – 1297,7 ∙ 80 + 340,4 ∙ 82,5 / 2 + RB 1 в ∙ 160 = 0,
RB 1 в = 1598,84 Н.
Σ MB = 0, RA 1 в ∙ 2l1 + Fr 1 · l1 + Fa 1 ∙ d1 / 2 - Fb ∙ (lk + 2l1 ) = 0,
RA 1 в ∙ 160 + 1297,7 · 80 + 340,4 ∙ 82,5 / 2 - 1665,5 · (100 + 160) = 0,
RA 1 в = 1966,64 Н.
Проверка:
Σ y = -Fb + RA 1 в + Fr 1 - RB 1 в = -1665,5 + 1966,64 + 1297,7 – 1598,84 = 0, следовательно опорные реакции найдены верно.
горизонтальная плоскость
Рисунок 9.13 – Схема загружения быстроходного вала в горизонтальной плоскости
RA 1 г = RB 1 г = Ft 1 / 2 = 3583 / 2 = 1791,5 Н.
9.3.5 Суммарные опорные реакции
RA 1 = √( RA 1 в )2 + (RA 1 г )2 = √(1966,64)2 + (1791,5)2 = 2660,3 Н
RB 1 = √(RB 1 в )2 + (RB 1 г )2 = √(1598,84)2 + (1791,5)2 = 2401,2 Н.
9.3.6 Эпюры изгибающих моментов
вертикальная плоскость
в точке “0” - M0 в = 0
в точке “А”
MA 1 в = -Fb ∙ lk = -1665,5 · 100 = - 166550 Н·мм
в точке “1”
M1 в (лев) = -Fb ∙ (lk + l1 ) + RA 1 в · l1 = -1665,5 · 180 + 1966,64 · 80 = - 142458,8 Н·мм
M1 в (прав) = M1 в (лев) + Fa 1 ∙ d1 / 2 = -142458,8 + 340,4 ∙ 82,5 / 2 = - 127906,7 Н·мм.
в точке “B”
MB 1 в = -Fb ∙ (lk + 2l1 ) + RA 1 в · 2l1 + Fr 1 · l1 + Fa 1 ∙ d1 / 2 = - 1665,5 · 260 + 1966,64 · 160 +
+ 1297,7 · 80 + 340,4 · 82,5 / 2 = 0.
Строим эпюру изгибающих моментов от загружения быстроходного вала в вертикальной плоскости, предварительно задаваясь масштабом.
горизонтальная плоскость
в точке “0” – M0 г = 0
в точке “А” – MA 1 г = 0
в точке “1”
M1 г = RA 1 г · l1 = 1791,5 · 80 = 143320 Н·мм
в точке “B”
MB 1 г = RA 1 г · 2l1 – Ft 1 · l1 = 1791,5 · 160 – 3583 · 80 = 0.
Задаваясь масштабом, строим эпюру изгибающих моментов от загружения быстроходного вала в горизонтальной плоскости.
Затем, строим эпюру крутящих моментов, зная величину вращающего момен-та на шестерне MK 1 = 147,8 Н·м.
9.3.7 Опасное сечение
Определяем суммарный момент в точке “1” под шестерней
M1 сум = √(M1 в )2 + (M1 г )2 = √(142458,8)2 + (143320)2 = 202089,1 Н∙мм.
Рисунок 9.14 – Эпюры внутренних усилий на быстроходном валу.
В точке “A” – на опоре
MA сум = - 166550 Н∙мм, следовательно, наиболее опасным сечением является точка “1”, так как M1 сум (мах) = 166550 Н∙мм.
Тихоходный вал
9.3.8 Силовая схема нагружения вала
Рисунок 9.15 – Силовая схема нагружения ведомого вала.
9.3.9 Опорные реакции
Загружаем вал в вертикальной и горизонтальной плоскостях и определяем величину опорных реакций
вертикальная плоскость
Рисунок 9.16 – Схема загружения тихоходного вала в вертикальной плоскости
Σ MA = 0, -Fr 2 ∙ l2 – Fa 2 · d2 / 2 - RB 2 в ∙ 2l2 = 0,
1297,7 · 100 + 340,4 ∙ 247,5 / 2 = 200RB 2 в ,
RB 2 в = 859,5 Н.
Σ MB = 0, RA 2 в ∙ 2l2 + Fa 2 · d2 / 2 - Fr 2 · l1 = 0,
RA 2 в ∙ 200 + 340,4 · 247,5 / 2 – 1297,7 · 100 =0,
RA 2 в = 438,2 Н.
Проверка:
Σ y = RA 2 в + RB 2 в - Fr 2 = 859,5 + 438,2 – 1297,7 = 0, следовательно, опорные реакции найдены верно.
горизонтальная плоскость
Рисунок 9.17 – Схема загружения тихоходного вала в горизонтальной плоскости
RA 2 г = RB 2 г = Ft 2 / 2 = 3583 / 2 = 1791,5 Н.
9.3.10 Суммарные опорные реакции
RA 2 = √(RA 2 в )2 + (RA 2 г )2 = √(438,2)2 + (1791,5)2 = 1844,3 Н
RB 2 = √(RB 2 в )2 + (RB 2 г )2 = √(859,5)2 + (1791,5)2 = 1987 Н.
9.3.11 Эпюры изгибающих моментов
вертикальная плоскость
в точке “A” - MA 2 в = 0
в точке “2”
M2 в (лев) = RA 2 в ∙ l2 = 438,2 ∙ 100 = 43820 Н∙мм
M2 в (прав) = M2 в (лев) + Fa 2 ∙ d2 / 2 = 43820 + 340,4 ∙ 247,5 / 2 = 85944,5 Н∙мм.
MB 2 в = RA 2 в ∙ 2l2 + Fa 2 ∙ d2 / 2 – Fr 2 ∙ l2 = 438,2 ∙ 200 + 340,4 ∙ 247,5 / 2 – 1297,7 ∙ 100 = 0
горизонтальная плоскость
в точке “A” - MA 2 г = 0
в точке “2” (под колесом)
M2 г = - RA 2 г ∙ l2 = - 1791,5 ∙ 100 = - 179150 Н∙мм.
9.3.12 Опасное сечение
Опасное сечение под колесом в точке “2”, в котором определяем суммарный изгибающий момент
M2 сум = √(M2 в )2 + (M2 г )2 = √(85944,5)2 + (179150)2 = 198707,6 Н∙мм.
Задаваясь масштабом, строим эпюры изгибающих и крутящих моментов на ведомом (тихоходном) валу.
9.3.13 Суммарные опорные реакции и моменты на валах редуктора
Таблица 27 – Опорные реакции и внутренние усилия в опасных сечениях на валах
Валы
Опорные реакции, Н
Моменты, Н∙мм
опора “A”
опора “B”
Опас-ное сечение
изгибающий
крутящий
обоз-нач
знач
обоз-нач
знач
обоз-нач
знач
обоз-нач
знач
быстро-ходный (ведущий)
RA1
2660,3
RB1
2401,2
опора “A”
MA1 сум
202089,1
MK 1
147800
тихоход-ный
(ведомый)
RA 2
1844,3
RB 2
1987
под ко-лесом в
точке“2”
M2 сум
198707,6
MK2
443400
Рисунок 9.18 – Эпюры внутренних усилий на тихоходном валу.
9.4 Шевронный цилиндрический редуктор
9.4.1 Силы действующие на валы
Таблица 28 – Силы в зацеплении закрытой передачи и консольные силы
Конструк. решение
Вид передачи
Силы в зацепле-нии
Значение силы, Н
на шестерне
на колесе
Обозначе-ние
Значе-ние
Обозна-чение
Значе-ние
закрытая
Шевроннаяцилиндри-ческая
Окружная
Радиаль-ная
Ft1
Fr1
3938
1637
Ft 2
Fr 2
3938
1637
открытая
Клино-ременная
Сила давления на вал (радиаль-ная)
Fb
1665,6
-
9.4.2 Схема сил в зацеплении шевронной цилиндрической передачи
Рисунок 9.20 – Схема сил в зацеплении.
Быстроходный вал
9.4.3 Силовая схема нагружения вала
Рисунок 9.21 – Силовая схема нагружения ведущего вала.
9.4.4 Опорные реакции
Загружаем вал в вертикальной и горизонтальной плоскостях и определяем величину опорных реакций
вертикальная плоскость
Рисунок 9.22 – Схема загружения ведущего вала в вертикальной плоскости
Σ MA = 0, -Fb ∙ lk – Fr 1 · l1 + RB 1 в ∙ 2l1 = 0,
-1665,6 · 100 – 1637 ∙ 80 + RB 1 в ∙ 160 = 0,
RB 1 в = 1859,5 Н.
Σ MB = 0, - Fb ∙ (lk + 2l1 ) + RA 1 в ∙ 2l1 + Fr 1 · l1 = 0,
- 1665,6 · (100 + 160) + RA 1 в ∙ 160 + 1637 · 80 = 0,
RA 1 в = 1888,1 Н.
Проверка:
Σ y = -Fb + RA 1 в + Fr 1 - RB 1 в = -1665,6 + 1888,1 + 1637 – 1859,5 = 0, следовательно, опорные реакции найдены верно.
горизонтальная плоскость
Рисунок 9.23 – Схема загружения ведущего вала в горизонтальной плоскости
RA 1 г = RB 1 г = Ft 1 / 2 = 3938 / 2 = 1969 Н.
9.4.5 Суммарные опорные реакции
RA 1 = √(RA 1 в )2 + (RA 1 г )2 = √(1888,1)2 + (1969)2 = 2728 Н
RB 1 = √(RB 1 в )2 + (RB 1 г )2 = √(1859,5)2 + (1969)2 = 2708,3 Н.
9.4.6 Эпюры изгибающих моментов
вертикальная плоскость
в точке “0” - M0 в = 0
в точке “А”
MA 1 в = - Fb ∙ lk = - 1665,6 · 100 = - 166560 Н·мм.
в точке “1”
M1 в = -Fb ∙ (lk + l1 ) + RA 1 в · l1 = -1665,6 · (100 + 80) + 1888,1 · 80 = - 148742 Н·мм
в точке “B”
MB в = -Fb ∙ (lk + 2l1 ) + RA 1 в · 2l1 + Fr 1 · l1 = -1665,6 ∙ 280 + 1888,1 ∙ 160 + 1637 ∙ 80 = 0.
Строим эпюру изгибающих моментов от загружения быстроходного вала в вертикальной плоскости, предварительно задаваясь масштабом.
горизонтальная плоскость
в точке “А” - M1 г = 0
в точке “1”
M1 г = - RA 1 г · l1 = -1969 · 80 = - 157520 Н·мм
в точке “B”
MB 1 г = - RA 1 г · 2l1 + Ft 1 · l1 = - 1969 · 160 + 3938 · 80 = 0.
Задаваясь масштабом, строим эпюру изгибающих моментов от загружения быстроходного вала в горизонтальной плоскости.
Зная величину вращающего момента на шестерне M1 = 147,8 Н·м, строим эпюру крутящих моментов.
9.4.7 Опасное сечение
Определяем суммарный момент в точке “1” под шестерней
M1 сум = √(M1 в )2 + (M1 г )2 = √(148,742)2 + (157,52)2 = 216650 Н∙мм
В точке “A” MA сум = - 166560 Н∙мм, следовательно, опасное сечение в точке “1” (под шестерней)
Mmax сум = 216650 Н∙мм.
Рисунок 9.24 – Эпюры внутренних усилий на быстроходном валу.
Тихоходный вал
9.4.8 Силовая схема нагружения ведомого вала
Рисунок 9.25 – Силовая схема нагружения ведомого вала
9.4.9 Опорные реакции
Загружаем вал в вертикальной и горизонтальной плоскостях и определяем величину опорных реакций
вертикальная плоскость
Рисунок 9.26 – Схема загружения вала в вертикальной плоскости
RA 2 в = RB 2 в = Fr 2 / 2 = 1637 / 2 = 818,5 Н.
горизонтальная плоскость
Рисунок 9.27 – Схема загружения вала в горизонтальной плоскости
RA 2 г = RB 2 г = Ft 2 / 2 = 3938 / 2 = 1969 Н.
9.4.10 Суммарные опорные реакции
RA 2 = RB 2 = √(RA 2 в )2 + (RA 2 г )2 = √(818,5)2 + (1969)2 = 2132,35 Н.
9.4.11 Эпюры изгибающих моментов
вертикальная плоскость
в точке “A” - MA 2 в = 0
в точке “2”
M2 в = RA 2 в ∙ l2 = 818,5 ∙ 100 = 81850 Н∙мм
в точке “B” – MB 2 в = 0
горизонтальная плоскость
в точках “A” и “B” - MA 2 г = MB 2 г = 0
в точке “2”
M2 г = RA 2 г ∙ l2 = 1969 ∙ 100 = 196900 Н∙мм.
9.4.12 Опасное сечение
Опасное сечение под колесом в точке “2”, в котором определяем суммарный изгибающий момент
M2 сум = √(M2 в )2 + (M2 г )2 = √(81,85)2 + (196,9)2 = 213235 Н∙мм.
Задаваясь масштабом, строим эпюры изгибающих и крутящих моментов на ведомом (тихоходном) валу, зная, что вращающий момент на колесе равен
M2 = 443,4 Н∙м.
9.4.13 Суммарные опорные реакции и моменты на валах редуктора
Таблица 29 – Опорные реакции и внутренние усилия в опасных сечениях на валах
Валы
Опорные реакции, Н
Моменты, Н∙мм
опора “A”
опора “B”
Опас-ное сечение
изгибающий
крутящий
обоз-нач
знач
обоз-нач
знач
обоз-нач
знач
обоз-нач
знач
быстро-ходный (ведущий)
RA1
2728
RB1
2708,3
опора “A”
M1 сум
216650
MK 1
147800
тихоход-ный
(ведомый)
RA 2
2132,35
RB 2
2132,35
под ко-лесом в
точке“2”
M2 сум
213235
MK2
443400
Рисунок 9.28 – Эпюры внутренних усилий на тихоходном валу.
9.5 Конический прямозубый редуктор
9.5.1 Силы, действующие на валы
Таблица 30 – Силы в зацеплении закрытой передачи и консольные силы
Кон-струк.
решение
Вид передачи
Силы в зацеплении
Значения силы, Н
на шестерне
на колесе
обознач.
значение
обознач.
значение
закрытая
коническая прямозубая
окружная
Ft1
3066
Ft 2
3066
радиальная
Fr1
1047,3
Fr 2
352,2
аксиальная
Fa1
352,2
Fa 2
1047,3
открытая
клино-ременная передача
сила давле-ния на вал (радиальная)
Fb
1665,5
-
9.5.2 Схема сил в зацеплении прямозубой конической передачи
Принять шестерню с правым зубом, колесо с левым. Направление вращения двигателя выбрать произвольно.
Рисунок 9.29 – Схема сил в зацеплении.
Быстроходный (ведущий) вал
9.5.3 Силовая схема нагружения вала
Рисунок 9.30 – Силовая схема нагружения ведущего вала.
9.5.4 Опорные реакции
Загружаем вал в вертикальной и горизонтальной плоскостях и определяем величину опорных реакций
вертикальная плоскость
Рисунок 9.31 – Схема загружения быстроходного вала в вертикальной плоскости
∑МА = 0 –Fb · lK + RB 1 В · С1 + Fr · (C1 + f1 ) + Fa · d1 / 2 = 0,
-1665,5 · 80 + RB 1 В · 120 – 1047,3 · 220 + 352,2 · 96,4 / 2 = 0,
RB 1 В = 2888,92.
∑ МB = 0 RA 1 В · С1 – Fb · (lK + C1 ) - Fr · f1 + Fa · d1 / 2 = 0,
120RA 1 В – 1665,5 · 200 – 1047,3 · 100 + 352,2 · 96,4 / 2 = 0,
RA 1 В = 3507,12.
Проверка:
∑y = – Fb + RA 1 В - RB 1 В + Fr = - 1665,5 + 3507,12 - 2888,92 + 1047,3 = 0, следователь-но, опорные реакции найдены верно.
горизонтальная плоскость
Рисунок 9.32 – Схема загружения быстроходного вала в горизонтальной плоскости
∑MA = 0, RB 1 г · C1 – Ft 1 · (f1 + C1 ) = 0,
RB 1 г · 120 – 3066 · 220 = 0,
RB 1 г = 5621.
∑MB = 0, RA 1 г · C1 – Ft 1 · f1 = 0,
RA 1 г · 120 – 3066 · 100 = 0,
RA 1 г = 2555.
Проверка:
∑y = RA 1 г - RB 1 г + Ft 1 = 2555 – 5621 + 3066 = 0, следовательно, опорные реакции найдены верно.
9.5.5 Суммарные опорные реакции
RA 1 = √(RA 1 В )2 + (RA 1 г )2 = √(3507,12)2 + (2555)2 = 4339,1 Н
RB 1 = √(RB 1 В )2 + (RB 1 г )2 = √(2888,92)2 + (5621)2 = 6420 Н.
9.5.6 Эпюры изгибающих моментов
вертикальная плоскость
в точке “0” – M01 В = 0
в точке “A”
MA 1 В = - Fb · lk = - 1665,5 · 80 = -133240 Н·мм
МB 1 В = - Fb · (lk + С1 ) + RA 1 В · С1 = - 1665,5 · 200 + 3507,12 · 120 = 87754,4 Н·мм
M1 В(лев) = - Fb · (lk + С1 + f1 ) + RA 1 В · (С1 + f1 ) - RB 1 В · f1 = - 1665,5 · 300 + 3507,12 · 220 - - 2888,92 · 100 = - 16976 Н·мм
M1 В(прав) = M1 В(лев) + Fa · d1 / 2 = - 16976 + 352,2 · 96,4 / 2 = 0.
горизонтальная плоскость
в точке “A” – MA 1 г = 0
в точке “B”
MB 1 г = RA 1 г · С1 = 2555 ∙ 120 = 306600 Н·мм
в точке “1”
M1 г = RA 1 г · (С1 + f1 ) - RB 1 г · f1 = 2555 · 220 - 5621 · 100 = 0
Задаваясь масштабом, строим эпюры изгибающих моментов в горизонталь-ной и вертикальной плоскостях. Зная величину вращающего момента
M1 = 147,8 Н·мм на шестерне, строим эпюру крутящих моментов.
9.5.7 Опасное сечение
Определяем суммарный момент в т.B, т.е. на опоре, которая является опас-ным сечением
MB сум = √(MB 1 В )2 + (MB 1 г )2 = √(87,754)2 + (306,6)2 = 318910 Н·мм.
Тихоходный вал
9.5.8 Силовая схема нагружения вала
Рисунок 9.34 – Силовая схема нагружения ведомого вала.
Рисунок 9.33 – Эпюры внутренних усилий на быстроходном валу.
9.5.9 Опорные реакции
Загружаем вал в вертикальной и горизонтальной плоскостях и определяем величину опорных реакций.
вертикальная плоскость
Рисунок 9.34 – Схема загружения тихоходного вала в вертикальной плоскости
∑ MA = 0, - Fa2 · d2 / 2 + Fr2 · f2 + RB2 В · (f2 + C2 ) = 0,
- 1047,3 · 289,2 / 2 + 352,2 · 105 + RB 2 В · 255 = 0,
RB 2 В = 448,86 Н.
∑MB = 0, RA2 В · (f2 + C2 ) – Fr2 · C2 – Fa2 · d2 / 2 = 0,
255RA 2 В – 352,2 · 150 – 1047,3 · 289,2 / 2 = 0,
RA 2 В = 801,06 Н.
Проверка:
∑y = RA 2 В – Fr 2 – RB 2 В = 801,06 – 352,2 – 448,86 = 0, следовательно, опорные реакции найдены верно
горизонтальная плоскость
Рисунок 9.35 – Схема загружения тихоходного вала в горизонтальной плоскости.
∑ MA = 0, - Ft2 · f2 + RB2 г · (f2 + C2 ) = 0,
- 3066 · 105 + 255RB 2 г = 0,
RB 2 г = 1262,47 Н.
∑MB = 0, Ft 2 · С2 – RA 2 г · (f2 + C2 ) = 0,
3066 · 150 – 255RA 2 г = 0,
RA 2 г = 1803,53 Н.
Проверка:
∑y = Ft 2 – RB 2 г – RA 2 г = 3066 – 1262,47 – 1803,53 = 0, следовательно, опорные реакции найдены верно.
9.5.10 Суммарные опорные реакции
RA 2 = √(RA 2 В )2 + (RA 2 г )2 = √(801,06)2 + (1803,53)2 = 1973,43 Н
RB 2 = √(RB 2 В )2 + (RB 2 г )2 = √(448,86)2 + (1262,47)2 = 1340 Н.
9.5.11 Эпюры изгибающих моментов
вертикальная плоскость
в точке “A” – MA 2 В = 0
в точке “2”
M2 В(лев) = RA 2 В · f2 = 801,06 · 105 = 84111,3 Н·мм
M2 В(прав) = M2 В(лев) – FA 2 · d2 / 2 = 84111,3 – 1047,3 · 289,2 / 2 = - 67328 Н·мм
в точке “B”
MB 2 В = RA 2 В · (f2 + C2 ) – Fa 2 · d2 / 2 – Fr 2 · C2 = 801,06 · 255 – 1047,3 · 289,2 / 2 – 352,2 · ∙ 150 = 0.
горизонтальная плоскость
в точке “2”
M2 г = - RA 2 г · f2 = - 1803,53 · 105 = - 189370,7 Н·мм
в точке “B”
MB 2 г = - RA 2 г · (f2 + C2 ) + Ft 2 · C2 = - 1803,53 · 255 + 3066 · 150 = 0.
9.5.12 Опасное сечение
Опасным сечением является т.2 – под колесом, в которой определяем сум-марный момент.
М2 сум = √(M2 В )2 + (M2 г )2 = √(84,1)2 + (189,4)2 = 207232 Н·мм
Задаваясь масштабом, строим эпюры изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Зная величину вращающего момента на колесе M2 = 443 Н·мм, строим эпюру крутящих моментов.
Рисунок 9.35 – Эпюры внутренних усилий на тихоходном валу.
9.5.13 Суммарные усилия на валах
Таблица 31 – Опорные реакции и внутренние усилия в опасных сечениях на валах
Валы
Опорные реакции, Н
Опас-ное сече-ние
Моменты, Н·мм
опора “A”
опора “B”
изгибающий
крутящий
обоз-нач
значе-ние
обоз-нач
знач
обоз-нач
значе-ние
обоз-нач
зна-че-ние
быстро-ходный (веду-щий)
RA1
4339,1
RB1
6420
точка “B” на опоре
M B1 сум
318910
Mk1
147800
тихо-ходный (ведо-мый)
RA2
1973,43
RB2
1340
точка “2” под коле-сом
M2 сум
198707,6
Mk2
443400
9.6 Червячный редуктор
9.6.1 Силы, действующие на валы
Таблица 32 – Силы в зацеплении закрытой передачи и консольные силы
Кон-струк.
решение
Вид передачи
Силы в зацеплении
Значения силы, Н
на шестерне
на колесе
обознач.
значение
обознач.
значение
закрытая
червячная
окружная
Ft1
938
Ft 2
4688
радиальная
Fr1
1687,6
Fr 2
1687,6
аксиальная
Fa1
4688
Fa 2
938
открытая
муфта
радиальная
Fм
600
-
9.6.2 Схема сил в зацеплении червячной передачи
Принять направление витков червяка в червячной передаче правое. Направление вращения двигателя выбрать произвольно.
Рисунок 9.36 – Схема сил в зацеплении.
Быстроходный (ведущий) вал
9.6.3 Силовая схема нагружения вала
Рисунок 9.37 – Силовая схема нагружения ведущего вала.
9.6.4 Опорные реакции
Загружаем вал в вертикальной и горизонтальной плоскостях и определяем величину опорных реакций
вертикальная плоскость
Рисунок 9.38 – Схема загружения быстроходного вала в вертикальной плоскости
∑МА = 0 –Fм · lK - RB 1 В · 2l1 + Fr · l1 + Fa · d1 / 2 = 0,
-600 · 100 - RB 1 В · 280 + 1687,6 · 140 + 4688 · 80 / 2 = 0,
RB 1 В = 1299,23 Н
∑ МB = 0 RA 1 В · 2l1 – Fм · (lK + 2l1 ) - Fr 1 · l1 + Fa · d1 / 2 = 0,
280RA 1 В – 600 · 380 - 1687,6 · 140 + 4688 · 80 / 2 = 0,
RA 1 В = 988,37 Н
Проверка:
∑y = – Fм + RA 1 В + RB 1 В - Fr 1 = - 600 + 988,37 + 1299,23 – 1687,6 = 0, следовательно, опорные реакции найдены верно.
горизонтальная плоскость
Рисунок 9.39 – Схема загружения быстроходного вала в горизонтальной плоскости
RA 1 г = RB 1 г = Ft 1 / 2 = 938 / 2 = 469 Н.
9.6.5 Суммарные опорные реакции
RA 1 = √(RA 1 В )2 + (RA 1 г )2 = √(988,37)2 + 4692 = 1094 Н
RB 1 = √(RB 1 В )2 + (RB 1 г )2 = √(1299,23)2 + 4692 = 1381,3 Н.
9.6.6 Эпюры изгибающих моментов
вертикальная плоскость
в точке “0” – M01 В = 0
в точке “A”
MA 1 В = - Fм · lk = - 600 · 100 = - 60000 Н·мм
в точке “1” (под червяком)
M1 В(лев) = - Fм · (lk + l1 ) + RA 1 В · l1 = - 600 · 240 + 988,37 · 140 = - 5628,2 Н·мм
M1 В(прав) = M1 В(лев) + Fa · d1 / 2 = - 5628,2 + 4688 · 80 / 2 = 181891,8 Н·мм
МB 1 В = - Fм · (lk + 2l1 ) + RA 1 В · 2l1 - Fr 1 · l1 + Fa 1 · d1 / 2 = - 600 · 380 + 988,37 · 280 - -1687,6 · 140 + 4688 · 80 / 2 = 0.
горизонтальная плоскость
в точках “A” и “B” изгибающие моменты равны нулю
в точке “1”
M1 г = - RA 1 г · l1 = - 469 · 140 = - 65660 Н·мм
Задаваясь масштабом, строим эпюры изгибающих моментов в горизонталь-ной и вертикальной плоскостях. Зная величину вращающего момента
M1 = 37,5 Н·м на шестерне, строим эпюру крутящих моментов.
9.6.7 Опасное сечение
Определяем суммарный изгибающий момент в точке “1” под червяком, которая является опасным сечением
M1 сум = √(M1 В )2 + (M1 г )2 = √(181,9)2 + (65,66)2 = 193387,8 Н·мм.
Тихоходный вал
9.6.8 Силовая схема нагружения вала
Рисунок 9.41 – Силовая схема нагружения тихоходного вала
9.6.9 Опорные реакции
Загружаем вал в вертикальной и горизонтальной плоскостях и определяем величину опорных реакций.
вертикальная плоскость
Рисунок 9.42 – Схема загружения тихоходного вала в вертикальной плоскости
Рисунок 9.40 – Эпюры внутренних усилий на быстроходном валу.
∑ MA = 0, Ft2 · d2 / 2 - Fr2 · l2 - RB2 В · 2l2 = 0,
4688 · 256 / 2 – 1687,6 · 70 - RB 2 В · 140 = 0,
RB 2 В = 3442,37 Н.
∑MB = 0, - RA 2 В · 2l2 + Fr 2 · l2 + Ft 2 · d2 / 2 = 0,
-140RA 2 В + 1687,6 · 70 + 4688 · 256 / 2 = 0,
RA 2 В = 5129,97 Н.
Проверка:
∑y = - RA 2 В + Fr 2 + RB 2 В = - 5129,97 + 1687,6 + 3442,37 = 0, следовательно, опорные реакции найдены верно.
горизонтальная плоскость
Рисунок 9.43 – Схема загружения тихоходного вала в горизонтальной плоскости
RA 2 г = RB 2 г = Fa2 / 2 = 938 / 2 = 469 Н.
9.6.10 Суммарные опорные реакции
RA 2 = √(RA 2 В )2 + (RA 2 г )2 = √(5129,97)2 + 4692 = 5151,4 Н
RB 2 = √(RB 2 В )2 + (RB 2 г )2 = √(3442,37)2 + 4692 = 3474,2 Н.
9.6.11 Эпюры изгибающих моментов
вертикальная плоскость
в точке “A” – MA 2 В = 0
в точке “1”
M2 В(лев) = - RA 2 В · l2 = - 5129,97 · 70 = - 359097,9 Н·мм
M2 В(прав) = - RA 2 В · l2 + Ft 2 · d2 / 2 = - 359097,9 + 600064 = 240966,1 Н·мм
в точке “B”
MB 2 В = - RA 2 В · 2l2 + Ft 2 · d2 / 2 + Fr 2 · l2 = - 5129,97 · 140 + 4688 · 256 / 2 + 1687,6 · ∙ 70 = 0.
горизонтальная плоскость
M2 г = RA 2 г · l2 = 969 · 70 = 67830 Н·мм
MA г = MB г = 0
9.6.12 Опасное сечение
Опасное сечение в точке “2” – под колесом, в которой определяем суммарный изгибающий момент.
М2 сум = √(M2 В )2 + (M2 г )2 = √(359,1)2 + (67,83)2 = 365450 Н·мм
Задаваясь масштабом, строим эпюры изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Зная величину вращающего момента на колесе M2 = 600 Н·мм, строим эпюру крутящих моментов.
9.6.13 Суммарные усилия на валах редуктора
Таблица 33 – Опорные реакции и внутренние усилия в опасных сечениях на валах
Валы
Опорные реакции, Н
Опас-ное сече-ние
Моменты, Н·мм
опора “A”
опора “B”
изгибающий
крутящий
обоз-нач
значе-ние
обоз-нач
знач
обоз-нач
значе-ние
обоз-нач
зна-че-ние
быстро-ходный (веду-щий)
RA1
1094
RB1
1381,3
точка “1”под червя-ком
M 1 сум
193387,8
Mk1
37500
тихо-ходный (ведо-мый)
RA2
5151,4
RB2
4474,2
точка “2”под коле-сом
M2 сум
365456
Mk2
600000
Рисунок 9.44 – Эпюры внутренних усилий на тихоходном валу