kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка для самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Социальная психология» специальность 34.02.01 Сестринское дело

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 34.02.01. Сестринское дело и направлены на оказание методической помощи при организации самостоятельной деятельности студентов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Социальная психология» специальность 34.02.01 Сестринское дело»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»













Методическая разработка

для самостоятельной работы обучающихся

по учебной дисциплине ОП.09 Психология

(раздел Социальная психология)


специальность 34.02.01 Сестринское дело

















Составила: Хасаншина А.И.,

преподаватель психологии















Пояснительная записка

Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 34.02.01. Сестринское дело и направлены на оказание методической помощи при организации самостоятельной деятельности студентов.

Медицинская профессия относится к профессиям типа «Человек-Человек», основной характеристикой которой является взаимодействие с другими людьми, в частности, с пациентами и их семьями, с коллегами администрацией учреждения. Поэтому очень велика роль психологических знаний в профессиональной подготовке медицинских работников.

В соответствии с общей программой подготовки средних медицинских работников предусматривается последовательное изучение разделов «Общая психология», «Социальная психология» и «Медицинская психология».

В целях более углубленного изучения отдельных разделов дисциплины «Психология», рекомендуется широко использовать различные формы аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Выполнение заданий по самостоятельной внеаудиторной работе имеет практическую направленность, способствует закреплению и систематизации знаний, полученных на теоретических занятиях, развитию познавательной активности, личностному росту и формированию профессионально значимых качеств.

Основной целью курса «Социальная психология» является формирование у студентов целостного представления о социальной психологии как науки, о психологии формирования и развития социальных отношений, о личности и ее взаимодействии с обществом.

Задачами курса также является повышение социально-психологической компетентности студентов, т.е. формирование умения ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности; эмоциональные состояния, выбирать адекватные способы поведения в отношении с другими, развитие рефлексивных способностей, стимулирование интереса у студентов к самопознанию и познанию других людей.

Важную роль в успешном изучении дисциплины «Социальная психология» играет самостоятельная деятельность студентов, представляющая собой особую форму учебной деятельности, обусловленную их индивидуально-психологическими и личностными особенностями.

Самостоятельная работа студента включает следующие виды:

- чтение дополнительной литературы по социальной психологии;

- разбор основных понятий и положений социальной психологии;

- составление кроссвордов;

- конспектирование;

- реферативные сообщения, доклады;

- составление библиографии по предлагаемым темам курса;

- анализ психологических ситуаций;

- тестирование по пройденным разделам курса;

- самодиагностика и др.

Таким образом, данные рекомендации имеют не только собственно теоретическую значимость, но и практическую, поскольку могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности студентов.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся - это вид учебной деятельности, которую обучающийся совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.

Цель - систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся.

Задачи:

  • развитие умений по поиску и использованию информации;

  • формирование умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;

  • развитие информационно-познавательной компетенции; творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа спланирована с расчетом отведенного времени в тематическом плане в виде домашних заданий учебного и творческого характера.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

- подготовка рефератов;

- выполнение презентации;

- составление тезисов.

Самостоятельная работа задается преподавателем с указанием раздела и изученной темы. Формулируются вопросы, подлежащие изучению. Приводятся рекомендации по выполнению задания, включая рекомендации по работе с учебником, конспектами лекций.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • цели и задачи социальной психологии;

  • предмет и объект социальной психологии;

  • структуру социальной психологии;

  • связь социальной психологии с другими науками;

  • методы исследования социальной психологии и их классификации;

  • понятие личности, ее структуру и черты;

  • основные составляющие личности. Ее потенциал и потребности.

  • понятие социализации;

  • факторы, институты и механизмы социализации;

  • основные направления социализации;

  • роль социальной установки в социализации личности.

  • классификацию групп, понятие малой группы, большой, их характерные черты;

  • виды малых групп;

  • структуру и динамику отношений в малых группах.

  • типы взаимоотношений;

  • основные стадии развития группы как коллектива;

  • элементы и механизмы групповой динамики;

  • феномены группового давления;

  • стили лидерства

  • характеристику конфликта и конфликтных ситуаций;

  • виды, категории и причины возникновения конфликта;

  • возможные варианты выхода из конфликта и правила поведения в конфликте.

Уметь:

  • повышать эффективность групповой деятельности;

  • выделять элементы групповой динамики;

  • ориентироваться в механизмах групповой динамики;

  • определять лидерскую структуру группы.

  • проводить изучение группы и групповых отношений;

  • выявлять социальные роли в группе и их распределение между членами группы.

  • использовать методы социальной психологии на практике;

  • использовать простые психодиагностические методики;

  • составлять психологический портрет личности;

  • выявить факторы и механизмы, влияющие на социализацию личности;

  • определять, какое воздействие на человека они оказывают;

  • ориентироваться в конфликтных ситуациях, правильно их оценивать;

  • находить выход из создающихся конфликтов.



Самостоятельная деятельность студентов и форма отчетности

На самостоятельную работу студентов отводится 30% от часов ГОС, отводимых на изучение учебного курса. Самостоятельная работа студентов является внеаудиторной работой по изучаемому курсу. Она включает как подготовку к практическим (семинарским) занятиям, так и изучение 10% содержания курса, не вошедшего в аудиторную работу.

Для реализации целей курса «Социальная психология» студенты осуществляют следующие виды деятельности:

  • посещение и конспектирование лекций, направленных на ознакомление студентов с теоретическими основами социальной психологии;

  • участие в практических занятиях для овладения вышеперечисленными навыками и умениями;

  • самостоятельная работа с литературой по социальной психологии;

  • активная подготовка к семинарским занятиям, опираясь на программу и дополнительные задания, предлагаемые преподавателем;

  • самостоятельная работа над предложенными преподавателем или выбранными по желанию самого студента темами.

Виды внеаудиторной работы:

  • составление развернутого (или сокращенного) плана основных положений мыслей изучаемой концепции, теории научного труда;

  • иллюстрация основополагающих тезисов изучаемых психологических теорий конкретными примерами из первоисточников;

  • рецензирование книг, статей по проблеме;

  • сравнительный анализ психологических терминов и понятий по заданию преподавателя в психологических словарях;

  • творческие задания (кроссворды, сочинения, наглядный материал, веб-сайты);

  • составление тестового материала для компьютерной диагностики по теме.

Самостоятельная работа студента включает следующие виды:

  • работа с основной и дополнительной литературой по социальной психологии;

  • разбор основных понятий и положений социальной психологии;

  • составление кроссвордов на основные понятия;

  • конспектирование;

  • реферативные сообщения, доклады;

  • составление библиографии по предлагаемым темам курса;

  • анализ психолого-педагогических ситуаций;

  • подбор диагностического материала по теме;

  • сравнительный анализ различных социально-психологических явлений, методов психологии и направлений;

  • другие виды работы

Форма отчетности:

    • микрозачет по контрольным вопросам;

    • творческое мини-сочинение;

    • реферат;

    • выступление на семинарском занятии;

    • решение кроссворда;

    • диагностическое портфолио;

    • терминологический словарь;

    • конспект;

    • представление изученного материала в схематичной форме;

    • тест-опрос.

  Виды работы и формы отчетности по каждой теме СРС указываются преподавателем.

По результатам выполнения вышеперечисленных форм работы студенту выставляется зачет.

Предлагаемые рекомендации разработаны в помощь студенту, выполняющему внеаудиторную самостоятельную работу, которые помогут быть успешным в этой деятельности.























Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Социальная психология»

Тема 1. Формирование личности в социальной среде.

Вопросы, подлежащие изучению:

1. Социализация личности.

2. Процесс социализации как необходимое условие развития личности.

3. Теория развития личности.

4. Семья как важнейший институт социализации.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить доклады по темам:

  • Предмет социальной психологии.

  • Социальная и групповая мобильность.

  • Модели социальной адаптации личности.

2. Проанализируйте следующие тексты:

А) Еще в конце прошлого века было замечено, что поведение и состояние человека в группе приобретают такие черты, которые отсутствуют у него, когда он действует в одиночку. Г. Лебон писал: «Одного превращения индивидов в массу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности». Определите содержание понятий «коллектив», «масса», «толпа», «коллективная душа». Припомните ваши состояния во время пребывания в семье, в школьном классе, в автобусе, на рынке и т. д.

Б) Согласно знаменитому сравнению Шопенгауэра относительно замерзающих дикобразов, ни один человек не переносит слишком интимной близости другого. Холодной зимой общество дикобразов теснится друг к другу, чтобы взаимной теплотой защитить себя от замерзания. Однако вскоре они чувствуют взаимные уколы, заставляющие их отделиться друг от друга. Когда же потребность в теплоте опять приближает их друг к другу, тогда повторяется та же беда, так что они мечутся между двумя этими невзгодами, пока не найдут умеренного расстояния, которое они смогут перенести наилучшим образом. Как утверждает психоанализ, каждая интимная эмоциональная связь между двумя лицами, имеющая большую или меньшую длительность (брак, дружба, родительское и детское чувства), оставляет осадок противоположных, враждебных чувств, упраздняющихся лишь путем вытеснения. Более 32 ясно обстоит дело в том случае, когда обе стороны ссорятся между собой, когда каждый подчинённый ропщет против своих начальников. То же самое происходит тогда, когда люди объединяются в большом количестве. Каждый раз, когда две семьи роднятся благодаря браку, каждая из них считает, что она лучше и знатнее другой. Из двух расположенных по соседству городов один является завистливым конкурентом другого, каждый конкурент смотрит презрительно на другого. Родственные племена недолюбливают друг друга, южный немец не выносит северного немца, англичанин злобно говорит о шотландце, испанец презирает португальца. А то, что резкие отличия рождают почти непреодолимую неприязнь галла против германца, арийца против семита, белого против чернокожего, давно уже перестало удивлять нас. Каковы причины неприязни людей друг к другу в системе непосредственного общения? Приведите примеры из жизни наблюдаемых Вами ситуаций, описанных Фрейдом.

В) У Горького в рассказе «Челкаш» есть такая сцена. Челкаш задаёт Гавриле вопрос, любит ли он море. Гаврила отвечает, что да, он любит море. Это признание вызывает в Челкаше буйную ярость, которую Горький заключает следующими словами: «Всегда неприятно видеть, когда человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и таким образом, становится похож на тебя». Приходилось ли Вам испытывать такое чувство? Попробуйте определить причины таких негативных чувств. Не здесь ли корни националистических предрассудков, аристократической спеси, представления о полноценных и неполноценных народах? Напишите сочинение: чувства, которые я испытываю по отношению к приятным и неприятным для меня людям.

3. Составьте перечень ролей, в которых Вы выступаете в течение месяца, и каждую роль рассмотрите функционально. Проанализируйте затраты времени на выполнение тех или иных функций. Найдите резервы, попробуйте рационализировать затраты времени. Для этого заведите дневник и заполняйте его каждый день в течение недели. Записывайте все, что Вы делали в течение дня (включая отдых, развлечения, время на транспорт, самообслуживание, пустое времяпрепровождение, просмотр телепередач и т.д.). В конце недели проанализируйте записи, выписав в одну колонку временные затраты конструктивного характера, в другую – попусту потраченное время. Подумайте, насколько разумно Вы тратите свое время и где Ваши резервы.

Контрольные вопросы

1. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».

2. В чем состоит процесс социализации личности?

3. В чем состоит процесс интериоризации общественных ценностей

человеком?

4. Сформулируйте проблемы адаптации молодого специалиста на производстве.

5. В чем состоит процесс антиципирования межличностных отношений на производстве?

6. Смысл статусно-ролевой характеристики личности.

7. Что подразумевается под психологическими механизмами мотивации человека?

8. Что такое самосознание личности?

9. Что такое саморегуляция личности?

10. Классификация потребностей личности.

11. Как влияет социальная среда на формирование личности?

12. Роль наследственности в формировании личности.

13. Интересы личности.

14. Психологическая структура личности.

15. Биологическое в человеке.

16. Социальное в человеке.


Рекомендуемый библиографический список

1. Алфимова, В. И. Генные основы темперамента и личности /

В. И. Алфимов, В. И. Трубников // Вопросы психологии. 2000. № 2.

С. 128–139 118

2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М., 1998.

3. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: МГУ,

1990.

4. Ковалевич, В. Т. Социально-психологические и экономические

аспекты управления социально-производственными системами / В. Т. Кова-

левич, А. А. Козлов. Красноярск: КрасГАСА, 1998.

5. Кон, И. С. В поисках себя / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984.

6. Марков, В. Н. Потенциал личности / В. Н. Марков, Ю. В. Синягин //

Мир психологии. 2000. № 1. С. 250–262.

7. Моросанова, В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека /

В. И. Моросанова, Е. М. Коноз // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 118–127.

8. Миславский, Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юноше-

ском возрасте / Ю. А. Миславский. М., 1991.

9. Симпатов, П. В. Темперамент, характер, личность / П. В. Симпатов,

П. М. Ершов . М., 1984.

10. Социальная психология: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под ред. В. Т. Кова-

левич. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 1994.

11. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие лично-

сти / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1998.











Тема 2. Социальная психология групп.

Тема 2.1. Психологическая совместимость в группе.

Вопросы, подлежащие изучению:

  1. Понятия «группа», «социум», «групповая динамика», «социальные роли». Виды и типы групп. Фазы развития группы. Классификация групп. Адаптация в группе.

  2. Малая группа. Структура малой группы. Взаимодействие в группе. Групповые предпочтения.

  3. Структура большой группы. Виды психологического воздействия. Групповые процессы.

  4. Психические свойства личности и межличностные отношения.

  5. Типы и формы социальных объединений. Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферативных сообщений, работа с дополнительной литературой в библиотеке КМК, решение задач, решение психологических тестов.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные психологические особенности больших и малых социальных групп.

  2. Как соотносится психологическая атмосфера групп со стилем работы руководителя? Приведите примеры.

  3. Подумайте, чем можно компенсировать атомизацию человеческих отношений в урбанизированной среде?

  4. Назовите факторы, лежащие в основе сплочённости группы.

  5. Понятие социальной группы, классификация групп.

  6. Классовые, этнические, профессиональные, половозрастные группы, их психология.

  7. Национальные особенности психологии людей.

  8. Понятие «малая группа» в социальной психологии.

  9. Условные и реальные группы.

  10. Проблема контактности и гомфотерности групп.

  11. Принципы группового совместного действия.

  12. Общность целей и интересов в группе.

  13. Психология индивидуализма, корпоративности и коллективизма.

  14. Психология антиобщественных групп.

  15. Психологические характеристики группы как субъекта деятельности








Тема 2.2. Психологический климат в лечебных учреждениях.

Вопросы, подлежащие изучению:

  1. Понимание организации как средней социальной группы. Функции и типы структур лечебного учреждения, как организации.

  2. Понятие термина «психологический климат». Влияние факторов макро- и микросреды на формирование социально-психологического климата.

  3. Взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами, между врачом и больным, медсестрой и больным. Организационные конфликты и пути их преодоления.

  4. Методы управления социально-психологическим климатом в коллективе. Психология лечебного процесса в клинике.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферативных сообщений, работа с дополнительной литературой в библиотеке КМК, решение задач, решение психологического теста «Индекс групповой сплоченности и степень психологической близости» с анализом методики, работа с учебно-методическим пособием «Психологическая совместимость в группе».

Подготовка сообщений по темам:

  • Формирование социально-психологического климата.

  • Понятие термина «психологический климат».




Тема 2.3. Личность в группе. Потенциал лидера.

Вопросы, подлежащие изучению:

  1. Обзор теорий лидерства. Поведенческий подход к лидерству.

  2. Совокупность психологических качеств, необходимые потребностям группы. Стимулирование, планирование и организация работы группы.

  3. Действия в стрессовых ситуациях. Управленческие способности и личностная активность.

  4. Способы развития и совершенствования личностного лидерского потенциала. Продуктивное приложение своих сил и организаторских способностей.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с дополнительной литературой в библиотеке КМК, решение тестов.

Студенты должны ответить на следующие контрольные вопросы:

  • Типы личностей.

  • Социальная и антисоциальная личность.

  • Лидер- руководитель.

  • Психология лидерства.

  • Обзор теорий лидерства.



Тема 2.4. Агрессия: причинения вреда другим. Альтруизм: помощь другим.

Вопросы, подлежащие изучению:

  1. Понятие агрессии как реакции на негативные чувства и поведение. Мотивационная характеристика агрессии.

  2. Характеристики агрессии и их различная степень выраженности. Основные типы проявления агрессии.

  3. Полное отсутствие агрессии как конформность, приводящая к пассивности и ведомости в социальной группе. Способы и приемы контроля агрессии.

  4. Понятие альтруизма. Теория альтруизма. Ситуации, при которых возникает необходимость помочь людям. Ситуационные влияния. Личностные влияния.

  5. Эффективные способы оказания помощи. Устранение факторов, мешающих оказанию помощи.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно-методическим пособием «Агрессия - причинение вреда другим»; подготовка реферативных сообщений, решение психологических задач, выполнение тестовых заданий.

  1. Подготовить рефераты:

• Формирование альтруистических качеств характера.

• Теория альтруизма.

• Способы оказания помощи.

• Социальная структура общества.

• Расовые предрассудки.

• Психология агрессии.

  1. Перечислите факторы формирования агрессивного поведения.

Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А. Дарки

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

Да

нет

  1. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

Да

нет

  1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

Да

нет

  1. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы

Да

нет

  1. Я не всегда получаю то, что мне положено

Да

нет

  1. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

Да

нет

  1. Если я не одобряю поведение друзей, я дам им это почувствовать

Да

нет

  1. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

Да

нет

  1. Мне кажется , что я не способен ударить человека

Да

нет

  1. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

Да

нет

  1. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

Да

нет

  1. Если мне не нравиться установленное правило, мне хочется нарушить его

Да

нет

  1. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

Да

нет

  1. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

Да

нет

  1. Я часто бываю не согласен с людьми

Да

нет

  1. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

Да

нет

  1. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

Да

нет

  1. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми

Да

нет

  1. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

Да

нет

  1. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор

Да

нет

  1. Меня немного огорчает моя судьба

Да

нет

  1. Я думаю, что многие люди не любят меня

Да

нет

  1. Я не могу удержаться от спора, если люди не любят меня

Да

нет

  1. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

Да

нет

  1. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

Да

нет

  1. Я не способен на грубые шутки

Да

нет

  1. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

Да

нет

  1. Когда люди строят из себя начальников, я делаю всё, чтобы они не зазнавались

Да

нет

  1. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравиться

Да

нет

  1. Довольно многие люди завидуют мне

Да

нет

  1. Я требую, чтобы люди уважали меня



  1. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

Да

нет

  1. Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их «щёлкнули по носу»

Да

нет

  1. Я никогда не бываю мрачен от злости

Да

нет

  1. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

Да

нет

  1. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

Да

нет

  1. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

Да

нет

  1. Иногда мне кажется , что надо мной смеются

Да

нет

  1. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным»

Да

нет

  1. Мне хочется , чтобы мои грехи были прощены

Да

нет

  1. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

Да

нет

  1. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

Да

нет

  1. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

Да

нет

  1. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

Да

нет

  1. Мой принцип «Никогда не доверять чужакам»

Да

нет

  1. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать всё, что я о нём думаю

Да

нет

  1. Я делаю много такого, о чём впоследствии сожалею

Да

нет

  1. Если я злюсь, я могу ударить кого-нибудь

Да

нет

  1. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

Да

нет

  1. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

Да

нет

  1. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

Да

нет

  1. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

Да

нет

  1. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

Да

нет

  1. Неудачи огорчают меня

Да

нет

  1. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие

Да

нет

  1. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал её

Да

нет

  1. Иногда я чувству, что готов первым начать драку

Да

нет

  1. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

Да

нет

  1. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

Да

нет

  1. Я ругаюсь только со злости

Да

нет

  1. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

Да

нет

  1. Если для защиты свои прав мне нужно применить физическую силу, я применяю её

Да

нет

  1. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

Да

нет

  1. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

Да

нет

  1. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

Да

нет

  1. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

Да

нет

  1. Я часто думаю, что жил неправильно

Да

нет

  1. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

Да

нет

  1. Я не огорчаюсь из-за мелочей

Да

нет

  1. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

Да

нет

  1. Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

Да

нет

  1. В последнее время я стал занудой

Да

нет

  1. В споре я часто повышаю голос

Да

нет

  1. Я стараюсь обычно скрывать своё плохое отношение к людям

Да

нет

  1. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Да

нет



Ответы оцениваются по 8 шкалам следующим образом:

  1. Физическая агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и «нет» = 1, «да» = 0 – 9 и 7 утверждения.

  1. Косвенная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и «нет» = 1 = 0 – 26 и 49.

  1. Раздражение:

«да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и «нет» = 1, «да» = 0: 11, 35, 69.

  1. Негативизм:

«да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28 и «нет» = 1, «да» = 0 – 36.

  1. Обида:

«да» = 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

  1. Подозрительность.

«да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и «да» = 0, «нет» = 1: 33, 66, 74, 75.

  1. Вербальная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационный) включает в себя шкалы 1, 34, 7.

Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 + - 4, а враждебность – 6,5-7 + - 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности


Литература:

  1. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. – М., 1990

  2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994

  3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.,1991.

  4. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии//Прикладная психология, 2001, № 1. С 60 - 71.

  5. Исаев Д.Д. Журавлёв И.И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. – СПб., 1997.

  6. Кулагин Л.Г. О подростках, которым трудно // Советская педагогика, 1991 год, № 6,стр. 141-142

  7. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 1997.

  8. Личко А.Е. Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. – М., 1988.

  9. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). – М.,1994.

  10. Першанина Е. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков // Советская педагогика, 1984, № 5, стр.141

  11. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

  12. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб., 1996.

  13. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1996

  14. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. – М., 1998





Тема 3. Природа конфликтов и пути их разрешения.

Тема 3.1. Конфликтные ситуации и пути их преодоления.

Вопросы, подлежащие изучению:

  1. Сущность и понятие кризиса и конфликта.

  2. Возрастные стадии и кризисы.

  3. Семейные конфликты. Типы конфликтов и их признаки.

  4. Факторы, способствующие разрешению конфликтов и ослаблению кризисов.

  5. Стратегия поведения в сложных человеческих ситуациях. Переговорные стратегии. Методы и виды преодоления конфликтных ситуаций.

  6. Семья как система. Семейные кризисы. Семейные конфликты.

  7. Анализ семейных установок (заполнение таблицы по семейным установкам относительно разных сфер жизни: взаимоотношения с людьми, любовь, воспитание детей, супружество, карьера и т.п.).

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферативных сообщений, работа с дополнительной литературой в библиотеке КМК, решение психологических тестов с анализом методики, работа с учебно-методическим пособием «Конфликтные ситуации и пути их преодоления».

  1. На основе СМИ (периодическая печать, телевидение, интернет) подобрать примеры конфликтов и зафиксировать в тетради.

  2.  Разработать анкету по изучению конфликтов и провести социологический опрос на улицах города, представить количественный и качественный анализ результатов.

  3. 1-2 студентам предлагается провести скрытое наблюдение в течение недели за группой, результаты занести в дневник наблюдений по следующим критериям:

  • количество конфликтов в течение дня;

  • причины конфликтов;

  • количество участников;

  • результаты конфликтов.

4.Отобразить схематично классификацию конфликтов

5.Выписать из словарей разные определения конфликта (не менее 5)

6.Составить перечень сайтов в Интернете, где можно найти информацию по проблеме

7.Составить каталог статей периодической печати по теме «Профилактика конфликтов в коллективе» (не менее 10)

8.Проанализировать конфликт в группе согласно изученным параметрам

9.Подобрать афоризмы, цитаты, басни, пословицы, поговорки, притчи о конфликтах (не менее 10)

10.Узнать у родителей и выписать в тетрадь в соответствии с классификацией причины конфликтов в организациях, где они работают.

11.Подобрать упражнения по профилактике конфликтов в детском коллективе, семье (не менее 6)

12.Разработать тематический кроссворд (не менее 10)

13.Составить вопросы различного уровня сложности ( не менее 12 )

14.Подобрать из художественной литературы, фильмов, мультфильмов примеры конфликтов.

15.Подобрать пример конфликта (выписать в тетрадь, принести на диске…)

16.Составить перечень произведений для детей, где показаны конфликты с участием детей (не менее 10)

17.Используя изученный на уроке материал, создать презентацию по теме урока (количество слайдов не менее 10)

18.Проанализировать притчу.

К известному мастеру по восточным единоборствам пришел ученик и обратился с вопросом: «Мастер, говорят, ты можешь победить любого тысячью разных способов. А вот что бы ты сделал в такой ситуации: ты идешь по узкой тропе, справа обрыв, слева пропасть, а навстречу тебе хорошо обученный и вооруженный враг. Что будешь делать?» - «Не понял тебя», - отвечает мастер. «Ну что тут не понимать: тропа, обрыв, пропасть, напротив – опасный враг. Что будешь делать?» - «Снова тебя не понял», - говорит мастер и прерывает ученика, когда тот вновь пытается объяснить. «Я прекрасно понял, что ты предлагаешь: тропа, обрыв, враг и т.д. Я не понял только одного: какого черта я окажусь на этой тропе?»

Как вы считаете, всегда ли в конфликте и его развитии виноваты обе стороны? Обоснуйте и докажите свою точку зрения.















Тема 4. Психология девиантного поведения.

Вопросы, подлежащие изучению:

  1. Девиантное поведение как система поступков, противоречащих, моральным нормам.

  2. Нормы поведения.

  3. Злоупотребление веществами, вызывающие состояния аномальной психической деятельности. (Табакокурение, алкоголизм, наркомания).

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с электронным учебником: «Психология девиантного поведения».

1.Контрольные вопросы:

  • Психология девиантного поведения.

  • Виды девиантного поведения.

  • Нормы поведения в социуме.

  • Клинические формы девиантного поведения.

  • Агрессивное поведение.

  • Аутоагрессивное поведение.

  • Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности.

  • Сексуальные девиации.

  • Безнравственное и аморальное поведение.

2.Сравните основные отечественные и зарубежные психотерапевтические программы помощи при алкоголизме и представьте данные в виде таблицы:



Коллектив-ная эмоциональ-но – стрессовая гипнотера-пия В.Е.Рожнова


Аверсив-ная психотера-пия алкоголиз-ма


Поведенчес-кая психотера-пия алкоголизма


Сообщество Анонимных Алкоголиков

Стрессопсихотерапия (кодирование) Довженко









3.Тест для определения степени компьютерной зависимости

Инструкция. Ответьте на вопросы, используя следующую шкалу:

0 баллов – никогда;

1 балл – редко;

2 балла – иногда;

3 балла – часто;

4 балла – всегда.

  1. Прибегаете ли вы к общению в Internet, чтобы завязать новые знакомства?

  2. Насколько часто вы пренебрегаете домашними обязанностями, чтобы подольше побыть в сети?

  3. Насколько часто вы предпочитаете общение в Internetвремяпрепровождению со своими друзьями на улице, в гостях?

  4. Как часто вы остаетесь в режиме on-lineдольше, чем намеревались?

  5. Насколько часто близкие жалуются, что вы проводите слишком много времени on-line?

  6. Снижается ли ваша успешность в учебе от длительного пребывания в режиме on-line?

  7. Как часто вы проверяете свой электронный почтовый ящик, прежде чем заняться чем-либо?

  8. Считаете ли вы время, проведенное вдали от компьютера, потраченным впустую?

  9. Отмечаете ли вы в своем поведении скрытность или стремление защититься, если окружающие интересуются вашим увлечением Internet?

  10. Как часто вы радуетесь тому, что можете укрыться от реальных неприятностей в виртуальном мире?

  11. Как часто вы отмечаете, что результативность вашей повседневной работы снижается от чрезмерной погруженности в Internet?

  12. Часто ли вы замечаете за собой потребность замещения тревожных мыслей о своих неудачах успокаивающими мыслями о виртуальных возможностях?

  13. Если вам мешают во время сеанса on-line, часто ли вы раздражаетесь, выходите из себя?

  14. Предпочитаете ли вы пребывание в сети живому общению?

  15. Как часто в реальной жизни вас посещают мысли о том, что осталось потерпеть совсем чуть-чуть, и вы окажетесь в родной стихии (в Internet)?

  16. Как часто на просьбы родных оторваться от монитора вы отвечаете: «Сейчас, еще минуточку…»?

  17. Часто ли вы безуспешно пытались сократить время пребывания в Internet?

  18. Скрываете ли вы от окружающих количество времени своего пребывания в режиме on-line?

  19. Часто ли ради блужданий в сети вы отказываете себе в необходимом отдыхе (ночном сне)?

  20. Если вы испытываете дискомфорт от неудач в реальной жизни, исчезает ли он в процессе пребывания в Internet?

Обработка и интерпретация результатов.

Чем выше сумма баллов, полученная в результате сложения, тем выше вероятность наличия компьютерной зависимости:

10-29 баллов. Вы – обычный пользовательInternet, даже если иногда и позволяете себе задержаться в сети несколько дольше, то вполне контролируете ситуацию.

30-59 баллов. Есть проблема из-за частого увеличения времени пребывания в сети. Задумайтесь над тем, что для вашей дальнейшей жизни важнее: приобретение знаний для полного самовыражения в реальной жизни или виртуальная жизнь, где вы реализуетесь лишь частично и односторонне.

60-80 баллов. Имеют место серьезные проблемы. В отдельных случаях необходима помощь психотерапевта.


4.Тема для дискуссии: Данные об эффективности лечения наркозависимых весьма противоречивы. Возможно ли преодолеть наркотическую зависимость? И при каких условиях? Аргументируйте свою точку зрения


5.Составьте доклады:

А.Традиции употребления алкогольных напитков в России (психологические и социокультурные факторы).

Б.Проблема игровой аддикции в современной психологии.


Литература :

1.Одаренко О.В. Психопатологические аспекты жизнедеятельности в сети Интернет//Независимый психиатрический журнал. - 2002. № 4.

2.Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований//Психологический журнал. - 1999. - Т. 20, № 1. - С. 86 - 102.

3.Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: 2000. С. 153 - 165.



Темы рефератов

  1. Предмет, причины девиантного поведения.

  2. Формы девиантного поведения

  3. Подходы к классификации девиантного поведения.

  4. Виды девиантного поведения.

  5. Понятие агрессии. Теоретические подходы в изучении агрессии.

  6. Виды агрессии. Факторы формирования агрессивности.

  7. Диагностика агрессивности.

  8. Понятие акцентуации. Анализ подходов К. Леонгарда и А.Е. Личко.

  9. Сравнительный анализ форм девиантного поведения при различных акцентуациях.

  10. Представления об аддикции и аддиктивном поведении. Виды аддиктивной мотивации.

  11. Теории аддиктивного поведения.

  12. Факторы аддиктивного поведения. Алкоголизм, характеристика, стадии.

  13. Факторы аддиктивного поведения. Никотиновая зависимость.

  14. 13.Факторы аддиктивного поведения. Наркотическая зависимость, ее характеристика.

  15. Особенности токсикомании, стадии развития болезни.

  16. Пищевая зависимость, ее формы и характеристика.

  17. Особенности поведения при сверхценных психологических увлечениях.

  18. Понятие суицидального поведения. Виды суицидов.

  19. Факторы риска и причины суицидального поведения.

  20. Теории суицидального поведения.

  21. Коммуникативные девиации, их виды.

  22. Фобическое поведение, его характеристика, виды фобий.

  23. Аутизм, его характеристика.

  24. Коррекция аутизма.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алия Ильдусовна Хасаншина

Дата: 04.12.2019

Номер свидетельства: 530153


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства