kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая работа в схемах

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь ИПР при работе с планирующей документацией

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа в схемах»

Карагандинский агротехнический колледж














Методическая работа в схемах

(в помощь мастерам п/о и преподавателям)









Подготовила Галунова А.В.

















Караганда

Устное изложение



РАССКАЗ – повествовательная форма сообщения учебного мате-риала. Применяется в тех случаях, когда изучаемый материал имеет в основном описательный характер и логическую стройность.

ОБЪЯСНЕНИЕ – устное изло-жение учебного материала, в процессе которого преподаватель применяет различного рода рассуждения: сравнение, сопос-тавление, обоснование, вывод закономерностей и т.п.

ЛЕКЦИЯ – целостное и последо-вательное изложение материала по крупным, принципиально важным вопросам учебных программ. Раз-личают лекции вводные, обзор-ные, тематические, заключитель-

ные.














Высокая идейность содержания

Образность

Литературная и тех-ническая грамотно-сть

Умелое владение го-лосом (тембр, инто-нация, высота)


Основные методы устного изложения



Живая разговорная манера

Эмоциональная окраска

Научно-техническая достоверность

Стимулирование вни мания и активности учащихся



Естественность и не-принужденность, ма-неры держать себя

Оптимальная громкость и скорость

Логическая стройность

Четкость и ясность главной мысли на каждом этапе




Четкость и ясность произнощения, «чис-тота» речи

Умение варьировать громкость и скорость речи в ходе изложен.

Доходчивость и доступность

Эмоциональность по форме и содержанию





Умеренная мимика и жестикуляция

Умелое использова-ние пауз и смысло- вых акцентов

Доказательность и убедительность

Высокая техника речи преподавателя




МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УСТНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

-Применение индуктивного (от частного к общему) и - Постановка вопросов к учащимся походу изложения

дедуктивного (от общего к частному) способов объяс- -Побуждение учащихся задавать вопросы преподавателю

нения новых фактов, явлений, закономерностей и т.п. -Постановка по ходу изложения «логических»вопросов т.е.

-Сочетание слова с демонстрацией наглядных пособий, вопросов, которые преподаватель ставит сам себе и сам на

опытов, трудовых приемов, видео и мультимедео фи- них отвечает

льмов, прослушиванием аудио записей, с записями и -Применение «разрядок» напряженности внимания

зарисовками в тетрадях схем, графиков, таблиц, при- учащихся (примеры из жизни и практики, переход

минение других средств визуализации т.п. на изложение более легкого для усвоения материала на

-Проблемное построение изложения уроке, высвобождение наиболее продуктивной части

-Разнообразие приемов и форм работы учащихся на уместная шутка и т.п)

урока для изложения нового учебного материала. -Выделение основных моментов изучаемого, анализ и само-

анализ на всех этапах урока














Беседа

БЕСЕДА (излагающая, поисковая, эвристическая) – вопросно-ответный метод обучения, при котором учащиеся вовлекаются в активное обсуждение изучаемого материала, используют ранее полученные знания, жизненный и производственный опыт и под руководством преподавателя усваивают новые знания. Этот метод обучения можно применять и для внеклассной работы.

Условия эффективного применения беседы

как метода изучения нового учебного материала

Наличие к учащихся предварительных зна- ний по материалу, вы- носимому на беседу

Правильный выбор учебно-го материала для беседы -разбор технической и тех- нологической документа

ции, схем, инструкций.

Тесное сочетание с дру-гими методами: объясне-нием, работой с книгой, самостоятельными наб-людениями, упражнен.

Логическая стройность,

наличие причинно-следст-венных связей в содержа-нии учебного материала, намеченного к изучению.

Стимулирование активного мыш-ления учащихся

Краткость, точ-ность, простота формулировок

Целеноправ-ленность

Доказатель-ность и обос-нованность

Отражение уме- ния самостояте- льно мыслить

Сознательность и аргументирован-ность.

Логически четкая последовательность


Связь с предшест- вующими вопро-сами и темой беседы

Техническая и ли-тературная грамот-ность

Точность

и четкость

Типы вопросов, применяемых при проведении беседы

На обобщение, вы-деление существен

ных признаков изу- чаемых фактов, явле- ний, прцессов.

На сравнение и со-поставление пред-метов, их изобра-жений, процессов и т.п.

На выявление уме-ний пользоваться знаниями в различ-ных ситуациях.

На объяснение причин - диагнос- тические

На предположение о следствиях - прогностические

На доказательство, приведение дово- дов, защиту своего мнения

На применение по-лученных знаний в практических усло-виях

На установление межпредметных связей

На формулировку понятий


































Вопросы методики руководства беседой

- Ставить вопрос всей группе, а затем после неболь-шой паузы вызывать для ответа определенного учащегося.

- Строго выдерживать логический план беседы

- Фиксировать внимание учащихся в ходе беседы на главных узловых фактах и выводах

- Всегда держать нить беседы в своих руках, не давать увлечь себя в сторону, регулировать ход высказываний учащихся, вовлекать в беседу всех учащихся, учитывая их сильные и слабые стороны

- Проводить рефлексию ( текущие и итоговые результаты беседы, формулировать выводы, анализировать).







Работа с книгой









Закрепление и

повторение уче

бного материла

Самоизучение

учебного мате-

риала.

Само- контроль

Решение

задач

Работа с иллю- страциями, таб

лицами схема-

ми

Работа со справочным

материалом






Условия успешной самостоятельной работы

с книгой

Основные умения самостоятельной

работы учащихся с книгой




-Учащиеся должны иметь необходимый,

предварительный запас знаний.

-Доступность учебного материала, постепенное его усложнение по мере накопления знаний

и опыта уч-ся

-Отбор материала, способствующего развитию

самостоятельности учащихся.

-Системность в работе с книгой.

-Учащиеся должны понимать значение выполняемой работы.

-В работе с книгой должны быть элементы новизны.

-Учащиеся должны иметь необходимые умения работать с книгой.

-Выбор источника (учебника, учебного пособия, справочника, сборника стандартов, журнала, брошюры и т.п.)

-Нахождение в источнике необходимых данных.

-Приёмы «беглого» чтения текста.

-Выделение главных, основных, ведущих мыслей прочитанного.

-Составление плана прочитанного или изученного.

-Пользование иллюстративным, графическим, табличным материалом книги.

-Составление тезисов и конспекта прочитанного.

Методические приёмы обучения учащихся работе с книгой

-Нахождение в учебнике ответов на вопросы, поставлен ные преподавателем.

-Упражнения в составлении планов прочитанного или изученного (деление на части, выделение главных мыслей, установление связей между ними, формулирование, расположение).

-Задания по самостоятельному изучению нового учебного материала.

-Задания на сравнение и сопоставление изученных по книге объектов, явлений, процессов и.т.п.

-Задания на систематизацию изученного по книге материала.

_ Решение задач с неполными данными, требую-

щих самостоятельного отыскания необходимых сведений в справочниках, таблицах и т.п.

-Задания на изучение теоретического материала по книге перед выполнением ЛПЗ.

-Задания на составление тезисов и конспектов прочитанного.

-Приобщение учащихся к чтению дополнительной литературы, периодических изданий, материалов

научно-технической информации.

-Составление глоссариев терминов, новых слов и т.п.

-Задания на подготовку докладов, рефератов…

по отдельным вопросам материала предмета.

































УПРАЖНЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ- многократное и целенаправленное выполнение учащимися определённых действий в целях закрепления и совершенствования знаний, формирования умений применять полученные знания в различных учебных и учебно – производственных ситуациях.

Целенаправленность

и сознательность

Разнообразие по содержа-

нию и дидактическим

задачам




Последовательность и

взаимосвязь

Правильное распределе-

ние по времени




Постепенное повышение

сложности дидактических

задач

Систематичность и регу-

лярность проведения



Постепенное повышение

Степени самостоятельнос-

ти учащихся

Повторяемость в пределах

взаимсвязанного материала





ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ

РЕПРОДУКТИВНЫЕ

ТВОРЧЕСКИЕ

















ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ РУКОВОДСТВА УПРАЖНЕНИЯМИ

-Чётко ставить задачу предстоящих упражнений, -Практиковать промежуточный контроль результатов

добиваться осознания её учащимися. упражнений.

-Добиваться, чтобы учащиеся выполняли упражнения - Распределять упражнения по сложности и с учётом

сознательно. Сильных и слабых сторон учащихся, индивидуальных

-Предупреждать учащихся о типичных ошибках и возмож особенностей и способностей (дефферинцированный

ных способах их предупреждения. подход).

-вовремя оказывать помощь учащимся, не вмешиваться в -Стимулировать и поощрять проявление творческого

их работу, если в этом нет необходимости. подхода учащихся к выполнению задания.

-При допущении учащимся ошибки добиваться, чтобы он -Умело сочетать индивидуальную, коллективную рабо

сам понял, осознал её и нашёл способ устранения и преду ту учащихся. Работу командами, парами…

преждения. -Приучать учащихся к различным источникам инфор- -Не опекать учащихся по мелочам, не доделывать работу мации.

за учащихся, стимулировать проявления воли, настойчи- -Приучать учащихся к самоконтролю, самоанализу, вости, стремления довести работу до конца. аккуратности.















ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ проводится с целью закрепления, расширения и совершенствования знаний учащихся, формирование умений их применять при наблюдении и анализе научно-технических явлений, процессов, постановке учебных экспериментов, выявление закономерностей, причинно-следственных зависимостей.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ



















Вопросы методики руководства лабораторно-практическими работами





-Определение цели предстоящей работы

- Установление связи предстоящей работы с имеющимися у учащихся знаниями

- Ознакомление учащихся (путем объяснения или по заданию-инст-

рукции) с порядком выполнения работы

-Показ основных приемов выполнения работы

-Разбор правил техники безопаснос-ти и организации рабочих мест

-Указания по ведению записей данных, оформлению результатов и составлению отчета (анализа)

-Выдача заданий

-Оказание помощи учащимся

-Стимулирование самостоятель

ности, сознательности, само-контроля, самоанализа учащих-

ся в ходе работы

-Ответы на вопросы учащихся, повторный показ способов вы-полнения работы

-Поддержание намеченного темпа выполнения работы

-Промежуточный и итоговый контроль хода работы учащих-

ся.

-Проверка правильности снятия показаний приборов, замеров параметров, ведение записей

-Контроль организации рабочих мест, соблюдение ТБ

-Устный опрос учащихся по ре-зультатам полученным в ходе наблюдений, экспериментов.

-Анализ совместно с учащими-

ся данных, полученных в ходе работы, и формулировка основного вывода.

-Анализ отчетов учащихся о результатах ЛПР (схемы, уста-

новки, цепи процесса; порядок выполнения; использование приборов, оборудования, материалов; результаты наблю-

дений; расчеты; ответы на вопросы, выводы)

-Оценка выполнения лабораторно-практической работы


















Проблемное обучение

Мышление и обучение.

Знания являются следствием мышления

и вместе с тем одним из его условий.

Развитие мышления происходит в процессе

овладения знаниями и их применение.

Мышление-решение познавательных проблем

выполняет свою функцию в условиях проблем-

ных ситуаций.


ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – психическое состояние, возникающее у учащихся при выполне- нии задания, которое требует найти («открыть» или усвоить) новые, ранее не известные ему знания.

Условия возникновения проблемной ситуации.

Наличие противоречия между имеющимися у учащихся знаниями и новыми данными, кото-

рые нельзя объяснить на их основе.

Осознание учащимися невозможности объяс-

нения нового путем использования имеющих-ся знаний, способов действий.

Принятие проблемы (познавательной задачи) осознание учащимися необходимости усвое-ния новых знаний, способов действий.

Наличие мотива активной познавательной деятельности

Интерес учащихся к познавательной задаче, проблеме.

Правила создания проблемных ситуаций

Познавательная задача должна основываться на знаниях и умениях, которыми владеет учащийся.

Проблемное задание должно соответствовать

интеллектуальным возможностям учащихся.

Создание проблемной ситуации должно предшествовать объяснению или самостоятельному изучению учащимися нового учебного материала.

Проблемная ситуация создается, а познавательная задача формулируется под непосредственным руководством преподавателя.

Для усвоения сложной системы знаний необходима определенная система в создании проблемных ситуаций:

-Расчленение сложных проблемных заданий на более мелкие

и частные. Выделение в каждом проблемном задании одного неизвестного элемента. Разделение дидактических функций.

-Дифференцирование материала сообщаемого преподавателем.




















Вопросы методики проблемного обучения

Способы создания проблемных ситуаций.

-Подведение учащихся к выводу, раскрытию которого будет посвящено изучение нового материала (проблемное введение в урок).

-Сопоставление и противопоставление изученного и предстоящего к изучению.

-Задания на обоснование и доказательство

-Постановка учащихся перед необходимостью выбора пра-вильного решения из ряда возможных известных учащимся решений

-Постановка учащихся в условия необходимости практичес-кого использования имеющихся знаний и умений в новых, непривычных условиях.

-Задания, требующие технической сообразительности и сме-калки учащихся.

-Скрытие противоречие между теоретически или принципи-ально возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью этого способа.


Структура умственного поиска в условиях проблемного обучения.

1.Создание проблемной ситуации

2.Анализ проблемной ситуации и формулиро-вание познавательной задачи.

3.Выдвижение возможных путей решения поз-навательной задачи.

4.Мыслительные (умственные и практические) операции, направленные на решение проблемного задания: анализ данных, сравне-ние, сопоставления, синтез и т.п.

5.Частные и общие выводы

6.Соотношение выводов к основной познава-тельной задачи – проверка правильности решения.

7.Корректировка выводов



















Межпредметные связи

Центральными задачами подготовки квалифицированных рабочих в профессиональной школе являются формирования у них системы знаний, умений и навыков, патриотическое воспитание и всестороннее развитие.

Общеобразовательные предметы

Преподаватели



Мастера производствен-ного обучения


Предметы профессиональ-но-технического цикла



Другие инжинерно-педа- гогические работники профессиональной школы


Производственное обучение



Внеклассная учебно-воспитательная работа

Ученический коллектив



В целях формирования системы знаний, умений и навыков учащихся, их патриотическое воспитание и всестороннего развития все педагогические воздействия на них со стороны всех педагогов должны быть скоординированы и взаимосвязаны по содержанию, формам, методам и средствам.





Типы и способы межпредметных связей

Использование знаний учащихся из дру-гих предметов, их производственного опы

та для глубокого усвоения знаний

Рациональный отбор изучаемого материала различных предметов



Комплексное применение знаний и умений, полученных в различных предметах


Единство законов и теорий применяемых для объяснения аналогичных явлений изучаемых в различных предметах



Практические умения



Единство трактировки аналогичных поня-тий, явлений, процессов, изучаемых в различных предметах


Умения работать с книгой



Умения планировать деятельность


Организационные умения


Интеллектуальные умения

Координация методов и методических приемов учебной работы, по различным предметам

Координация средств обучения и способов их применения при изуче-нии различных предметов

Раскрытие мировоззренческих идей каждого предмета.

Связь с жизнью, с практикой современного строительства




Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, творческого отношения к учебному труду.

Единство педагогических требова-ний к учащимся со стороны всех педагогов

Развитие коллективизма, товари-щества, взаимопомощи учащихся

Личный пример преподавателей, мастеров.

















Индивидуализация процесса обучения

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - создание условий, когда требования к деятельности каждого учащегося на уроке соответствует его возможностям. Для повышения степени индивидуализации обучения необходимо руководствоваться следующими требованиями:




Некоторые пути индивидуализации обучения на различных этапах учебного процесса

Рационально соче-

тать коллективные

и индивидуальные

формы обучения

Хорошо знать и использовать сильные и слабые

стороны каждого

ученика

Организовывать ра

боту учащихся, что

бы каждый работал

в полную меру сво-

их возможностей


Регулировать слож

ность заданий так,

чтобы они соответ-

ствовали возмож-

ностям учащихся

Добиваться, что-

бы ни один уча-

щийся на уроке

не был пассивным







Организовывать учебный

процесс так чтобы каждый

ученик достигал поставлен

ных задач своими силами


Повышать «удельный вес» самостоятельной работы учащихся на

уроке


Обеспечивать обяза-

тельный минимум усво

ения основных вопро-

сов урока всеми уч-ся


Постоянно повышать

уровень слабых, сред-

них. Развивать способ-

ности «сильных» уч-ся














Подача материала по

частям выделение глав

ного подвед. итогов

Особое внимание закрепле

нию материала, слабо усво

енного при 1 восприятии

Выдача вспомогатель-

ных заданий для «слабых» учеников

Более частый контроль

«слабых» и малоактивных

учащихся




Повторное объяснение

более сложного матери

ала.

Увеличение количества

повторений для «слабых»

учащихся

Выполнение дополни-

тельных заданий

«сильными» учениками

Требования к «слабым»

учащимся – обосновывать

ответы и действия




Варьирование содержа

ния и сложности попут

ных вопросов


Выдача дифференциро

ванных заданий для сам-го изуч. материала


Варьирование источни

ков самостоятельного изучения материала

материала

Варьирование содержа

ния и сложности конт-

рольных вопросов

Применение приёмов

программированного

обучения

Организация дополнительных занятий со «слабыми»

учащимися по изучению и закреплению материала, не

усвоенного на уроке

Выполнение заданий, дифференцированных по содержа-

нию, сложности, темпу выполнения, степени требований

(с постепенным усложнением для «слабых» учеников)

Дифференцирование методов работы учащихся: для «слабых» по образцу, по предложенному плану: для

«сильных»развитие творческого мышления, самос-ти.



Дифференцирование способов руководства работой уча-

щихся: для «слабых»-подробное инструктирование, для

«сильных»-стимулирование самостоятельности.

Выдача «слабым» учении-

кам вопросов для закрепле

ния и повторения

Дифференцирование до-

машних заданий по содер

жанию и степени требован,

Приучение учащихся к регулярному самоконтро

лю, выполняемых работ

Организация взаимоконт

роля работ, выполняе-

мых учащимися

Применение «наводящих»

вопросов при проверке

ЗУН «слабых»учеников

Чёткая аргументация оцен

ки, указание путей повыше

ния качества ЗУН


Применение «перспектив

ных» оценок при проверке

ЗУН «слабых» учеников

Учёт качества личности и

субъективных условий

учения учащихся

Поручение «сильным»

ученикам отдельных контрольных функций

Применение контрольных

карточек – заданий различ

ной трудности и сложности. самоанализ














Организация взаимопо-

мощи «сильных» учащих

ся «слабым»





Повторение

П

Повторение следует проводить по «свежим следам», параллельно с первоначальным изучением учебного материала.

Повторение должно способствовать ус-тановлению прочных внутрипредмет-ных и межпредметных связей.

овторение
– система разнообразных приемов и форм учебной работы, имеющая целью углубление, расширение и систематизацию изученного учебного материала и обеспечивающая прочное усвоение и сохранение его в памяти учащихся.



Повторение должно обеспечивать поддержа ние единого уровня знаний и умений уча-щихся на каждом этапе учебной работы.

Повторение дает высокий эффект толь-ко при условии высокой активности и целеустремленности учащихся.




Повторение должно охватывать наиболее существенное, определяющее главную суть урока, темы, раздела, предмета.

Повторение должно расширять и углуб- лять знания и умения учащихся, способ-ствовать рассмотрению изучаемых пред метов, процессов с новой позиции.





Способы организации повторения

Устный опрос

Ссылки на изучен-ный материал при изложении

Лекции

Семинары





Применение ТСО

Экскурсии

Беседа

















Текущая проверка и оценка знаний и умений учащихся

Письменные работы

Упражнения








Работа с карточками-заданиями

Демонстрация учебных кинофиль-мов

Подготовка к экзаменам








Домашняя учебная работа

Осознание учащимися необходимости вы-полнения домашнего задания

Систематический контроль

выполнения.



Сознательность и целеустремленность, высокий познавательный интерес, ответственность.

Эффективное руководство со стороны преподавателя



Владение умениями домашней учебной работы


Разнообразие заданий, как по содержанию, так и по дидактическим задачам.



Устные

Изучение и повто-рение материала по учебнику, чтение чертежей и схем, ответы на вопросы по самостоятель- но изученной тех-нической литера-туре


Комплексные творческие

Разработка техно логий, выбор ма-териалов, расчет режимов, обосно-вание экономи-ческой эффектив-ности, выполне-ние работ по своей разработке



Письменные

Решение количест-венных задач, рас-четы, составление обобщающих таб-лиц, разработка технологических карт, составление отчетов о лаборатор-но-практических работах.

Практические

Анализ наблю-дений при обу-чении на пред-приятии, анализ собственной ра-боты в учебных мастерских и на предприятии, за- дания экспериме нтального харак-тера.






Графические

Чертежные работы, составление схем, графиков, диаграмм, зарисовки по резуль-татам наблюдений








Формы связей домашней и классной работы учащихся




В ходе домашней рабо-ты учащиеся повторя-ют и закрепляют мате-риал изложенный на уроке

Домашняя работа яв-ляется продолжением работы, выполняемой частично на уроке.

Учащиеся сам-но изучают определенную часть учеб-ного материала по зада-нию, данному преподава-телем на уроке.

Учащиеся подготавливают ся к активному восприя-тию учебного материала, который будет изучаться на предстоящем уроке.





Вопросы методики домашней учебной работы

Правила

выдачи домашних заданий

-указание требований к выполнению задания

-показ способов выполне- ния заданий 2-3 приемах

-разбор наиболее трудных моментов предстоящей домашней работы.

-ссылки на способы выполнения аналогичных работ

-создание на уроке проблем ных ситуаций по материалу домашнего задания

-указание порядка и правил контроля выполнения домашнего задания.

Правила

домашней учебной работы

-начинать работу с выполнения заданий по наиболее трудным предметам

-вначале изучить или повторить теоретические вопросы, затем выполнять письменные задания.

-за работу садится быстро, без раздумывания

-принявшись за работу, внимательно вдуматься в ее со-держание, четко представить, что нужно сделать и как

-каждое задание нужно стремить-ся выполнить самостоятельно

-строго соблюдать режим работы, не отвлекаться.

Правила

запоминания учебного материала

-осмысленно прочитать и понять материал.

-отобрать незнакомые термины, ус-ловное обозначения, сокращения, выявить и уяснить их смысл

-прочесть конспект, вспомнить объ яснение преподавателя на уроке

-продумать прочитанное, мыслен-но или письменно составить план

-выполнить работы, требуемые по содержанию изученного (вывести формулу, решить задачу, разобра-ть схемы, таблицы и т.п.)

-повторно прочитать

-озвучить(пересказать) изученное «своими словами»



















ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ЗАНЯТИЯМ

Изучение квалификационной характерис-тики, учебного плана и программы предмета.

Подготовка необходимого учебно-мате-риального оснащения (ТСО, наглядные пособия, оборудование, материалы и т.п)




Подбор и изучение новой педагогической и специальной литературы, материалов научно-технической и пед. информации.

Участие в работе педагогических чтений, конференций, семинаров.












Систематизация учебного матери-ала с учетом современных дости-жений науки и техники.

Подготовка заданий для упражнений, самостоятельных и лабораторно-практи-ческих работ. Подготовка средств визу-ализации (оборудования, приборов, установок, видео, аудио аппаратуры, ЭВМ) в действии.

Определение содержания и пу-тей установления межпредмет-ных связей







Изучение методической и специа-льной литературы, информацион-ных материалов по теме.

Ознакомление с работами, выполняе-мыми учащимися в процессе произ- водственного обучения

Составление перспективно-тема-тического плана, изучение темы

(календарно-тематического плана)








Анализ итогов предыдущих уроков

Определение заданий для самостоятель-ных работ, контрольных вопросов, при-меров для иллюстрации и т.п.

Определение методов и приемов проведения урока.





Определение содержания и объема материала, намечаемого на урок.





Определение учебной, развивающей и воспитательной целей урока.

Определение и подготовка домашних заданий учащимся. (творческие работы, рефераты, доклады, проекты…)





Подбор и систематизация материала, намеченного для изучения, закрепления, повторения, контроля.

Составление плана урока и конспекта изложения материала.





Определение структуры урока; распределение времени урока на его структурные элементы.

Подготовка ТСО, наглядных пособий, оборудования, приборов, измеритель-ных и контрольных средств и т.п.






ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Перспективно-тематическое планирование занятий является важной составной частью подготовки преподавателя к изучению темы. Оно помогает рационально распределять учебный материал на уроки, осуществлять межпредметные связи и связь с производственным обучением, заблаговременно готовить необходимое учебно-материальное оснащение, обеспечивать условия для повышения эффективности процесса обучения. Основу перспективно-тематического планирования составляет продуманная система уроков по теме.








Отражение логики содержания учебного материала

Отражение объективной логики учебного процесс: подача мате-риала; закрепление и совершен-ствование; применение; контроль и оценка.








РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ





Новый материал урока должен содержать не более 3-4 узловых положений

Материал урока дол-жен иметь относи-тельно законченный характер

Распределение материала должно производится с учетом организации и ме-тодики его изучения.

Объем материала урока должен устанав-ливаться с учетом вре мени урока (45-90м)





ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА




ПЕРСПЕТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Предмет………………………………………………………………………………..

Количество часов на предмет по учебному плану……..……………………………

Профессия……………………………………………………………………………..

ФИО преподавателя…………………………………………………………………..

Учебная программа утверждена в 200__году……………………………………….

Рассмотрен на заседании методической комиссии

«______» ________ 200___год председатель МК















ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Процесс обучения в результате которого у учащихся формируется система знаний, умений и навыков, развиваются познавательные способности и мышление, может быть эффективным только при условии познавательной активности учащихся, руководимой и направляемой преподавателем. В этом проявля-ется один из объективных законов обучения – закон безусловной активности учащихся в познавательной деятельности.







Глубокое понимание изучаемо-го материала

Осознание учащимися полезнос-ти значимости, необходимости изучаемого.





Сознательное (не формальное) выполнение действий

Выполнение заданий достаточно высокой, но доступной трудности.




Высокий уровень познаватель-ной самостоятельности

Интерес учащихся к изучаемому




СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

УЧАЩИХСЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ









Постановка познаватель-ных проблем перед изуче-нием нового материала

Приучение учащихся активно мыслить – анализировать, сравнивать, находить главное, доказывать, делать собственные выводы, применять знания в новых условиях – на каждом этапе учебного процесса.




Проблемное изложение учебного материала

Применение различных

Форм «беглого опроса»

Последовательное повышение «удельного веса» самостоятельной работы учащихся




Эвристические беседы с учащимися

Привлечение учащихся к комментированию ответов товарищей

Применение разнообразных упражнений про-дукивного, творческого, поискового характе-ра



Самостоятельное изуче-ние учащимися учебного материала по учебнику и другим источникам


Применение различных форм «программирован- ного» контроля


Применение при повто рении вопросов продук тивного характера

Побуждение учащих-ся применять знания на уроках произв.об.



Организация различных форм взаимоконтроля, само-контроля знаний и умений учащихся


Применение в ходе изло-жения «попутных» вопро-сов к учащимся

Выполнение межпредметных заданий

Выполнение лабора-торно практических работ исследователь-ского характера



Увязка изучаемого матери ала с жизнью, опытом уча щихся, материалом других предметов


Применение различных форм и видов текущих конт-рольных работ

Выполнение заданий на систематизацию по-лученных знаний

Выполнение заданий на рационализацию и изобретательство




Эмоциональность изложе-ния, культура реди препод

Сочетание контроля знаний и умений учащихся с други-ми элементами учебного процесса

Выдача домашних зада ний творческого харак-тера

Привлечение учащих ся к участию в кон-курсах и техничес-ких конференциях




КОНТРОЛЬ И УЧЁТ УСПЕВАЕМОСТИ

Установление готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний

Выявление трудностей, ошибок учащихся и причин их возникновения





Получение информации о характере познавательной деятельности учащих-ся – «обратная связь»

Определение эффективности и организации, методов и средств обучения



Определение данных для объектив-ной оценки успеваемости учащихся

Своевременность и систематичность

Объективность и справедливость

Всесторонность и дифференциро-ванность

Учет индивидуальных особеннос-тей учащихся

Текущий – на каждом уроке и этапе обучения

Периодический – по итогам изуче-ния темы или нескольких взаимо-связанных тем

Итоговый – по итогам изучения предмета (экзамен, зачет)

Выпускные квалификационные экзамены

Множествен-ного разбора

Перекрестного разбора

С конструиру-емым ответом

Критерии оптимального усвоения знаний, умений, навыков



















Устная проверка – индивидуаль-ный и фронтальный опрос

«Программированный» (машин-ный и безмашинный) контроль по карточка-заданиям





Письменная проверка – контро-льные письменные и графичес-кие работы





Практическая проверка-разборка, сборка, наладка оборудования; лабораторно-практические работы










ОБЪЕМ

СИСТЕМНОСТЬ

ОСМЫСЛЕННОСТЬ

ПРОЧНОСТЬ

ДЕЙСТВЕННОСТЬ









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая работа в схемах

Автор: Галунова Алла Викторовна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515298

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Презентация "Кабинет обслуживающего труда - лаборатория для творческой работы учащихся" "
    ["seo_title"] => string(105) "priezientatsiia-kabiniet-obsluzhivaiushchiegho-truda-laboratoriia-dlia-tvorchieskoi-raboty-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "136549"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417116958"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "методическая работа «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории»"
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaiarabotaaktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "287298"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454452095"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя математики"
    ["seo_title"] => string(113) "individualnyiplanrabotynamiezhattiestatsionnyipieriodpopovyshieniiuprofiessionalnoghourovniauchitieliamatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "320991"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1461182826"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Пайка схемы мультивибратора"
    ["seo_title"] => string(26) "paikaskhiemymultivibratora"
    ["file_id"] => string(6) "305008"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457860509"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "План методического совета на 2013 год "
    ["seo_title"] => string(43) "plan-mietodichieskogho-sovieta-na-2013-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104788"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402757757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства