МДК 06. 01. Организация профессиональной деятельности Тема:Требования противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда
МДК 06. 01. Организация профессиональной деятельности Тема:Требования противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда
Пояснительная записка
к методической разработке по профессиональному модулю «Организационно-аналитическая деятельность» по теме «Требования противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда».
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС III поколения к формированию знаний, для использования на лекции в рамках специальности 31.02.01 «Лечебное дело» углубленной подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
знать:
34 - основные нормативные и правовые документы, регулирующие профессиональную деятельность;
З 19 - функциональные обязанности фельдшера и других работников структурного подразделения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МДК 06. 01. Организация профессиональной деятельности Тема:Требования противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИЯ
По ПМ. 06 ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МДК 06. 01. Организация профессиональной деятельности
Тема:Требования противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда Специальность: 31.02.01. Лечебное дело
(углубленной подготовки)
Купино
2020
РАССМОТРЕНО
Протокол ПЦМК
Профессиональных модулей
от №
Автор-составитель: преподаватель первой квалификационной категории Савкина И.С.
Пояснительная записка
к методической разработке по профессиональному модулю «Организационно-аналитическая деятельность» по теме «Требования противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда».
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС III поколения к формированию знаний, для использования на лекции в рамках специальности 31.02.01 «Лечебное дело» углубленной подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
знать:
34 - основные нормативные и правовые документы, регулирующие профессиональную деятельность;
З 19 - функциональные обязанности фельдшера и других работников структурного подразделения.
Формируемые компетенции: ОК 1; ОК 2; ОК 6; ОК 7; ОК 8; ОК 9; ОК 12; ОК 13.
ПК 6.4Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики.
Методы и формы, используемые на занятии:
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение№1), «Физкультминутка реализация ОК 13» (приложение №2), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№3).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия:Требования противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда
Место проведения:лекционный кабинет
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.
Цели занятия:
1. Образовательная: После изучения темы студент должен:
- основные нормативные и правовые документы, регулирующие профессиональную деятельность;функциональные обязанности фельдшера и других работников структурного подразделения;
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии (ОК 1.), ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7.), бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10.).
3. Развивающая: развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 13)
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
студент должен знать:
34 - основные нормативные и правовые документы, регулирующие профессиональную деятельность;
З 19 - функциональные обязанности фельдшера и других работников структурного подразделения.
ПК 6.4Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики.
Междисциплинарная интеграция:
Внутридисциплинарная интеграция:
М
Основные этапы решения задач с помощью ЭВМ
Требования противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда
Функциональные обязанности фельдшера и других работников структурного подразделения
етодическое обеспечение занятия: методическая разработка занятия для преподавателя, мультимедийная презентация, задания для самостоятельной работы студентов.
Материально-техническое обеспечение занятия:
Компьютер, проектор.
Домашнее задание: Домашнее задание: Работа с лекционным материалом;
Перечень литературы:
Основная: Организационно-аналитическая деятельность: учебник/С.И.Двойников[и др.]; под ред. С.И.Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. с.59-68
Дополнительная: интернет источники: Приказ МЧС России от 12.12.2007 №645 п.9; https://ohranatruda.ru/ot_biblio/instructions/165/149230/
Описание хода занятия
№
Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций
Ориентировочное время
Содержание этапа. Методическое обоснование
1.
Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
2 мин.
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1.; ОК 8.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста. Раскрыть теоретическую значимость темы.
3 мин.
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3.
Изложение нового материала (приложение №1)
50мин
Формирование теоретических знаний
4.
Физкультминутка
реализация. ОК 13 (приложение №2)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
5 мин
Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
5.
Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК 4; ОК5 (приложение №3)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания
10
Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
6.
Подведение итогов
5 мин.
Обсуждаются итоги работы студентов и выставляются оценки с комментариями.
7.
Задание на дом (приложение №4)
5 мин.
Домашнее задание: Работа с лекционным материалом;
Перечень литературы:
Основная: Организационно-аналитическая деятельность: учебник/С.И.Двойников[и др.]; под ред. С.И.Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. с.59-68
Дополнительная: интернет источники: Приказ МЧС России от 12.12.2007 №645 п.9
Всего
90 мин
Приложение 1
Требования противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия, целью которыхслужит создание оптимальных для здоровья работников условий работы.
Условия труда требуют соблюдения режима труда и отдыха, обеденного перерыва, требований к освещению, температурному режиму, влажности воздуха, наличия элементарных коммунальных удобств. Условия труда фельдшера далеко не всегда соответствуют перечисленным требованиям. К тому же ряд постоянно присутствующих факторов неблагоприятно воздействуют на специалиста:
тяжелые физические нагрузки;
высокая степень психоэмоционального напряжения;
высокий риск инфицирования;
высокий риск травматизации;
работа с электроаппаратурой;
работа с химическими веществами (дезинфектантами, лекарственными средствами);
статичность позы в течение длительного времени (прием пациентов, в машине СМП, при выполнении манипуляций).
В большей степени неблагоприятные факторы встречаются в повседневном труде фельдшера СМП.
Именно поэтому улучшение условий труда и разработку мероприятий для сведения к минимуму риска развития нештатных ситуаций, травм, инфицирования считают первоочередной задачей. Среди мероприятий:
безопасное содержание и техническое обслуживание зданий, сооружений, коммуникаций, технологического оборудования;
разработка, согласование, утверждение в установленном порядке и соблюдение инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
систематическое проведение на рабочем месте инструктажа по безопасным методам работы;
надзор за соблюдением в подразделении трудовой и производственной дисциплины, правил, инструкций, приказов по охране труда;
обеспечение работников подразделения санитарной одеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты, мылом, лечебно-профилактическим питанием по установленным нормам;
организация выдачи, хранения, учета средств индивидуальной защиты;
организация безопасного хранения, транспортировка и использование сильнодействующих, ядовитых, взрывоопасных, радиоактивных веществ, заразного материала;
расследования в установленном порядке причин несчастных случаев на производстве, принятие мер по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и отравлений;
обеспечение своевременного оказания первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях.
приостановка работ на неисправном оборудовании, а также выполняемых без применения предусмотренных правилами средств коллективной и индивидуальной защиты и работниками, не прошедшими соответствующего инструктажа по охране труда;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, ознакомление работников учреждения с ее результатами;
выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля, актов комплексных проверок в соответствии с его функциональными обязанностями.
По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.
Вводный инструктаж: проводится со всеми впервые взятыми на работу.
Первичный на рабочем месте: до начала производственной деятельности на рабочем месте – со всеми принятыми на предприятии, при переводе из одного рабочего места на другое, при выполнении новой работы, с командировочными, временными работниками, со строителями и студентами.
Повторный: проходят все работники не реже одного раза в пол года.
Внеплановый: проводят при введении новых правил, стандартов, инструкций, изменений технических процессов, замене оборудования или других факторов, при нарушении требований безопасности, которые могли привести к травме, аварии, при перерывах в работе длительностью 1 год.
Целевой: проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Любое структурное подразделение должно иметь систему обеспечения пожарной безопасности, цель создания которой - предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Пожарную безопасность обеспечивают наличием систем предотвращения пожара и противопожарной защиты, а также комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Негорючие стройматериалы (полы, облицовка стен, краски и др.), исправность электрооборудования и защиты от молний — важнейший фактор предупреждения возникновения пожара.
Комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности ФАП включает:
наличие пожарных гидрантов;
внутреннего противопожарного водопровода и пожарно-технического инвентаря;
первичных средств пожаротушения;
автоматической пожарной сигнализации;
автоматических средств пожаротушения и оповещения людей о пожаре;
приставных лестниц;
средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения;
организацию путей эвакуации людей (запасные выходы, окна с распашными решетками, кодовые замки или доступность ключей).
К первичным средствам пожаротушения, предназначенным для использования работниками организаций в целях борьбы с пожарами, относят:
переносные и передвижные огнетушители;
пожарные краны и средства обеспечения их использования;
Первичные средства пожаротушения размещают и хранят в пожарных шкафах, изготовленных из негорючих материалов и не загромождающих пути эвакуации.
Обязательно проведение следующих мероприятий:
обработка деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом (проверка состояния огнезащитной обработки не реже 2 раз в год);
испытание наружных пожарных лестниц и ограждений по периметру кровли (1 раз в 5 лет);
очистка территории от мусора и сухостоя;
проведение противопожарного инструктажа с работниками (не реже 1 раза в полугодие);
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
проведение практических тренировок по эвакуации людей с обслуживающим персоналом с отработкой планов эвакуации (ежемесячно).
Ответственность за обеспечение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, назначенные приказом руководителя. Ответственный организует работу по обеспечению пожарной безопасности (в том числе проведение инструктажей) и ведет документацию.
Примерный перечень документации
Перечень и программа инструктажей.
План противопожарных мероприятий.
Планы эвакуации.
Порядок действий сотрудников в случае возникновения пожара.
График проведения обучения и инструктажей.
Программа обучения — пожарно-технический минимум.
Билеты ПО пожарному минимуму.
Протокол проверки знаний.
Журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности.
Журнал учета первичных средств пожаротушения.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ФАП должен быть «План действий по обеспечению безопасности от проявления терроризма», который служит составной частью плана действий ЦРБ при чрезвычайных ситуациях (ЧС) и включает следующие разделы:
мероприятия предупредительного характера;
мероприятия в угрожаемый период;
мероприятия при обнаружении предмета, подозрительного на взрывное устройство;
мероприятия при поступлении угрозы по телефону;
мероприятия при поступлении угрозы в письменном виде;
меры предупредительного характера и действия в случае захвата террористамизаложника.
Мероприятия предупредительного характера
В районе расположения ФАП необходимо организовать взаимодействие с органами внутренних дел, патрульно-постовой службой милиции, участковым инспектором, общественными пунктами охраны правопорядка.
Составить и поместить на видное место списки телефонов:
главного врача медицинской организации и его заместителей;
работников ФАП;
дежурных служб города;
отдела внутренних дел;
оперативного дежурного по делам гражданской обороны (ГО) и ЧС;
оперативного отдела Федеральной службы безопасности (ФСБ);
центра медицины катастроф (ЦМК).
Организовать проверки целостности входных дверей, замков, пломб, подвала, служебных, хозяйственных и складских помещений, с обязательной отметкой в журнале результатов проверки.
Организовать проверку закрепленных за подразделениями участков территории с отметкой в специальном журнале ее результатов.
Усилить контрольно-пропускной режим.
Уточнить порядок передачи информации об угрозе террористического акта.
Мероприятия в угрожаемый период
При угрозе возникновения террористического акта необходимо:
- проинформировать об обстановке руководителя и ответственного по безопасности медицинского учреждения, уточнить порядок передачи информации об угрозе террористического акта;
установить контакт с ответственным по безопасности ЦРБ, отделом внутренних дел, оперативным дежурным по делам ГО и ЧС, уточнить порядок передачи информации об угрозе террористического акта;
провести инструктажи персонала подразделений о порядке их действий в угрожаемый период;
выдать работникам средства индивидуальной защиты;
усилить наблюдение за стоянкой личных автомобилей сотрудников лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и другихорганизаций, не допускать парковку автомашин, не имеющих отношение к объекту, ближе 50 м;
осуществить проверку чердака, подвала, помещений, закрепленных за ФАП участков территории.
Мероприятия при обнаружении предмета, подозрительного на взрывное устройство
В случае обнаружения подозрительного на взрывное устройство предмета необходимо:
передать информацию главному или дежурному врачу;
передать информацию об обнаружении подозрительного на взрывное устройство предмета в отдел внутренних дел, оперативному дежурному ГО и ЧС и оперативного отдела ФСБ, ЦМК;
организовать охрану места нахождения подозрительного предмета;
произвести оповещение сотрудников;
осуществить контроль выхода из зданий всех сотрудников и больных в безопасное место;
обеспечить встречу наряда милиции с собакой, пожарной машины, машины скорой помощи, представителей Управления по делам ГО и ЧС, отдела внутренних дел и оперативного отдела ФСБ;
организовать выдачу средств индивидуальной защиты, необходимых в данной ситуации.
Мероприятия при поступлении угрозы по телефону
Угрозу не должны оставлять без внимания. При поступлении угрозы по телефону необходимо:
доложить полученную информацию об угрозе террористического акта главному врачу медицинской организации, в правоохранительные органы и Управление по делам ГО и ЧС, ФСБ, территориальный ЦМК;
получить рекомендации о действиях до прибытия оперативно-следственной группы и других представителей этих органов.
Мероприятия при поступлении угрозы в письменном виде
При поступлении угрозы о террористическом акте в виде письма, телеграммы, бандероли и так далее необходимо передать информацию в правоохранительные органы, Управление по делам ГО и ЧС, отдел ФСБ, ЦМК.
Получить рекомендации о действиях до прибытия оперативно-следственной группы и других представителей этих органов.
Обеспечить сохранность и своевременную передачу в правоохранительные органы полученных материалов с угрозой террористического акта.
Обеспечить присутствие на рабочих местах лиц, обнаруживших (получивших) материалы об угрозе террористического акта, до прибытия оперативно-следственной группы.
С прибытием оперативно-следственной группы осуществить проверку всех служебных и неслужебных помещений, подвалов, территории на предмет обнаружения опасных предметов (по разрешении оперативно-следственной службы).
Мероприятия в случае захвата террористами заложника
В случае захвата террористами заложников:
проинформировать о сложившейся ситуации главного врача медицинской организации, правоохранительные органы, Управление по делам ГО и ЧС, ФСБ, территориальный ЦМК;
работникам ФАП по своей инициативе не вступать в переговоры с террористами;
при необходимости выполнять требования террористов, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;
не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих, не провоцировать действия, влекущие применение оружия террористами.
Приложение №2
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
2. Какой документ из указанных устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям, сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции? 1) Федеральный закон «О пожарной безопасности»
2) Правила противопожарного режима в РФ
3) Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 г. №820 «О государственном пожарном надзоре»
4) Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
3. Какой противопожарный инструктаж должны проходить работники организации при приеме на работу?
1) Вводный противопожарный инструктаж
2) Целевой противопожарный инструктаж
3) Первичный противопожарный инструктаж
4) Внеплановый противопожарный инструктаж
4. Каким образом должны открываться двери на путях эвакуации?
1) Свободно, по направлению выхода из здания
2) Свободно, по направлению входа в здание
3) Не регламентируется
4) Двери должны быть вращающимися
5. Какой противопожарный инструктаж должны проходить работники организации в момент приема на работу непосредственно на рабочем месте
1) Вводный противопожарный инструктаж.
2) Целевой противопожарный инструктаж.
3) Первичный противопожарный инструктаж.
4) Внеплановый противопожарный инструктаж.
6. Каким образом должно осуществляться оповещение людей о пожаре
1) С помощью подачи звуковых или световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей.
2) С помощью трансляции специально разработанных текстов о необходимости эвакуации и путях эвакуации.
3) С помощью включения эвакуационного (аварийного) освещения.
4) Любым из перечисленных способов или их комбинацией
7. Что относится к первичным средствам пожаротушения
1) Переносные и передвижные огнетушители.
2) Песок и вода.
3) Переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания.
4) Огнетушители, песок, лопаты, покрывала для изоляции очага пожара.
8. Какие документы по пожарной безопасности должны быть разработаны в организации для каждого пожароопасного участка?
1) Правила пожарной безопасности на объекте.
2) Инструкции о мерах пожарной безопасности.
3) Производственные инструкции.
4) Технологические регламенты.
Оценка:
Оценка «отлично» выставляется при 8 верных ответах.
Оценка «хорошо» проставляется при 7 верных ответах.
Оценка «удовлетворительно»- при 6 верных ответах.
Оценка «неудовлетворительно» - при менее 6 верных ответах.