kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МДК 02.01Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТУБЕРКУЛЕЗЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

к методической разработке для самостоятельной работы по профессиональному модулю «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» по теме «Организация и оказание сестринской помощи при туберкулезе».

         Методическая разработка для самостоятельной работы составлена в соответствии с требованиями ФГОС III поколения с целью формирования знаний, для использования на лекции в рамках специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

  В  соответствии   с   ФГОС,  после   изучения   данной  темы студент должен знать:

З 1 – причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организация и оказание сестринской помощи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МДК 02.01Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТУБЕРКУЛЕЗЕ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ЛЕКЦИЯ № 2



По ПМ 02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ



МДК 02.01Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях


Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТУБЕРКУЛЕЗЕ

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

(базовый уровень)

















Купино

2019

Рассмотрена на заседании

Предметно-цикловой метод комиссии профессиональных модулей

Протокол № « » 2019

Председатель

______________________ Степанова А.В.












Автор-составитель: преподаватель первой квалификационной категории Савкина И.С.






























Пояснительная записка


к методической разработке по профессиональному модулю «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» по теме «Организация и оказание сестринской помощи при туберкулезе».

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС III поколения с целью формирования знаний, для использования на лекции в рамках специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:

З 1 – причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организация и оказание сестринской помощи.

Формируемые компетенции: ОК 1 – 13 ПК 2.2

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», Проверка самостоятельной внеаудиторной работы (Приложение №1), «Изложение нового материала» (Приложение №2), «Физкультминутка» (Приложение№3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (Приложение№4).






























УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Организация и оказание сестринской помощи при туберкулезе

Место проведения: лекционный кабинет

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать:

- Организация и оказание сестринской помощи при туберкулезе.

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии (ОК 1.), ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7.), бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10.).

3. Развивающая: развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 13)

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

студент должен знать:

З 1 –причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организация и оказание сестринской помощи.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 12, ОК 13.

























Междисциплинарная интеграция:





МДК 02.01



Основы микробиологии

Безопасность жизнедеятельности








Внутридисциплинарная интеграция:

Осуществление сестринского ухода за пациентами детского возраста с туберкулезом органов дыхания.












М


Организация и оказание сестринской помощи при туберкулезе


Осуществление сестринского ухода за пациентами с первичным туберкулезом органов дыхания


етодическое обеспечение занятия:
методическая разработка занятия для преподавателя, мультимедийная презентация, задания для самостоятельной работы студентов.

Материально-техническое обеспечение занятия:

  • Компьютер, проектор.

Домашнее задание: Работа с конспектом лекции.

Перечень литературы:

Основная: Учебное пособие Сестринское дело при туберкулезе С.Н.Москалева- Санкт-Петербург. Москва. Краснодар, 2018. – стр. 44-60

Дополнительная:

Учебное пособие Сестринское дело в фтизиатрии Е.И. Шевченко - М.: АНМИ, 2012. - 133 с.

стр.42-51; стр. 64-69










Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1.; ОК 8.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста. Раскрыть теоретическую значимость темы.

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Проверка самостоятельной внеаудиторной работы (приложение№1)

Цель: проверить уровень теоретических знаний.

10 мин

Проверяется самостоятельная внеаудиторная работа студентов.

4.

Изложение нового материала (приложение №2)

50мин

Формирование теоретических знаний

5.

Физкультминутка

реализация. ОК 13 (приложение №3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК 4; ОК5 (приложение №4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

10

Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу


7.

Подведение итогов

5 мин.

Обсуждаются итоги работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

8.

Задание на дом

5 мин.

Работа с конспектом лекции.

Перечень литературы:

Основная: Учебное пособие Сестринское дело при туберкулезе С.Н.Москалева- Санкт-Петербург. Москва. Краснодар, 2018. – стр. 44-60

Дополнительная:

Учебное пособие Сестринское дело в фтизиатрии Е.И. Шевченко - М.: АНМИ, 2012. - 133 с.

стр.42-51; стр. 64-69


Всего

90 мин

















































Приложение №1.

Текст задания: Опишите причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики туберкулеза при выполнении тестовых заданий

Инструкция: внимательно прочитайте тестовое задние. В каждом задания заложено 5 вариантов ответа, один из которых является правильным.


1. Туберкулез – это

А) инфекционное заболевание, с преимущественным поражением легких

Б) хроническое инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией туберкулеза

В) хроническое неспецифическое заболевание легких

Г) специфическое заболевание легких

Д) инфекционное заболевание, передаваемое воздушно-капельным путем

2. Кем был открыт возбудитель туберкулеза

А) Пирогов Н.И.

Б) Роберт Кох

В) Кальметт и Гирен

Г) Мечников И.М.

Д) Левенштейн-Йенсен

3. В каком году был открыт возбудитель туберкулеза

А) в 1892 г.

Б) в 1882 г.

В) в 1944 г.

Г) в 1881 г.

Д) в 1884 г.

4. В какое время отмечается Всемирный день борьбы с туберкулезом

А) 22 марта

Б) 1 мая

В) 24 марта

Г) 21 марта

Д) 24 февраля

5. В каком году была создана вакцина против туберкулеза

А) в 1892 г.

Б) в 1882 г.

В) в 1919 г.

Г) в 1945 г.

Д) 1952 г.

6. Какой вид микобактерий туберкулеза не существует

А) человеческий

Б) бычий

В) собачий

Г) птичий

Д) атипичный

7. Какое извещение вы подадите в СЭС, если на вашем участке впервые выявлен больной туберкулезом с бактериовыделением (БК+)

А) 089/у

Б) 066/у

В) 058/у

Г) 075/у

Д) 059/у

8. Укажите основные симптомы туберкулеза легких

1. боль в горле при глотании

2. кашель более 2-х недель
3. боль в грудной клетке
4. субфебрильная температура
5. потливость ночью

А) 1, 2, 3, 4

Б) 2, 3, 4, 5

В) 1, 3, 4, 5

Г) 1, 2, 4, 5

Д) 1, 3, 4, 5

9. Возбудителем туберкулеза является

А) кишечная палочка

Б) спирохета

В) гонококк

Г) микобактерия

Д) грибы рода кандида

10. Какому из перечисленных методов диагностики отдается предпочтение при выявлении туберкулеза по действующему приказу

А) бактериоскопия мокроты на МБТ

Б) рентгенография

В) посев мокроты на МБТ

Г) флюорография

Д) компьютерная томография

Конец формы


Система оценивания к тестовым заданиям по осмысление и систематизация полученных знаний

Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталону – показателю) выставляется 1 бал, за неправильное решение (несоответствующее эталону – показателю) выставляется 0 баллов.

Максимальное количество заработанных баллов - 10 баллов.

«Отлично» - ставится если студент набрал 9 баллов

«Хорошо» - ставится если студент набрал 8 баллов

«Удовлетворительно» - ставится если студент набрал 7 баллов

«Неудовлетворительно» - ставится если студент набрал 6 и менее баллов

Эталон ответов:1-б; 2-б; 3-б; 4-в; 5-в; 6-в; 7-в; 8- б; 9-г; 10-а.








Приложение №2

Первичный туберкулез - это такой туберкулез, который развивается сразу после инфицирования или на фоне отсутствия реакции на прививку БЦЖ. Первичный туберкулез охватывает время от проникновения в организм МБТ до полного заживления туберкулезного очага.

Первичный туберкулез чаще встречается у детей и подростков, особенно среди тех, кому не проводили ревакцинацию БЦЖ. У детей первичный туберкулез является основной формой, среди больных туберкулезом подростков и лиц молодого возраста он выявляется в 10–20% случаев. Выделяют следующие формы первичного туберкулеза:

- туберкулезная интоксикация у детей и подростков;

- первичный туберкулезный комплекс;

- туберкулез внутригрудных лимфоузлов.

Первичное инфицирование микобактериями туберкулеза у большинства людей не сопровождается нарушением самочувствия и какими-то симптомами болезни. Однако именно в этот период (в течение одного года) велик риск заболевания туберкулезом, особенно при неблагоприятных социальных и эпидемиологических условиях. Поэтому все пациенты с виражом туберкулиновой пробы нуждаются в особом наблюдении и обследовании в противотуберкулезном диспансере.

У большинства детей и подростков, вакцинированных БЦЖ, заражение (инфицирование) микобактериями туберкулеза обычно не вызывает заболевания и заканчивается формированием устойчивого иммунитета. В неблагоприятной эпидемиологической обстановке у невакцинированных детей и подростков, а также при массивном заражении микобактериями туберкулеза и при ослаблении организма первичное инфицирование может вызвать заболевание.

В месте внедрения микобактерии туберкулеза (в бронхе, в коже и т.д.) формируются специфические туберкулезные гранулемы, из которых формируется туберкулезный очаг в том или ином органе, иногда со специфическим казеозным некрозом. Появляются клинические признаки поражения какого-либо органа.

Микобактерии выделяют большое количество токсинов, которые воздействуют на все системы организма, наступает туберкулезная интоксикация, в результате чего развиваются функциональные нарушения со стороны практически всех систем: центральной и вегетативной нервных систем, сердечно-сосудистой и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта.

Первичный туберкулез характеризуется впервые положительной реакцией (виражом) или гиперергической реакцией на туберкулин, лимфогенным или гематогенным распространением инфекции, казеозным воспалением внутригрудных и других лимфатических узлов и склонностью к токсикоаллергическим реакциям, к распространению и диссеминации (рассеиванию) процесса. Эти особенности первичного туберкулеза объясняются высокой чувствительностью организма реагировать на какое-либо воздействие, в данном случае на внедрение микобактерий туберкулеза и их токсины. Особенности реагирования во многом объясняются анатомо-физиологическими особенностями детского организма.

Одной из серьезных опасностей при туберкулезе является высокая вероятность диссеминации процесса с развитием туберкулезного менингита, плеврита и других осложнений.

Первичная туберкулезная интоксикация у детей и
подростков

Является самой ранней формой первичного туберкулеза. Она развивается сразу после первичного инфицирования МБТ. При туберкулезной интоксикации, как правило, не удается определить локализацию очага специфического воспаления.

Первичная туберкулезная интоксикация у детей и подростков сопровождается лишь явлениями интоксикации, поэтому данную форму часто называют первичным туберкулезом без ясной локализации. Интоксикационный синдром — обязательный и ведущий признак заболевания.

Продукты жизнедеятельности микобактерий туберкулеза оказывают на организм токсическое воздействие, в результате которого нарушаются функции различных органов и систем. Раньше других при первичной туберкулезной интоксикации начинает страдать центральная нервная система и психоэмоциональная сфера. Изменяется поведение ребенка, он становится раздражительным или заторможенным, быстро утомляется, ухудшается память, у подростка снижается успеваемость, умственная и физическая работоспособность, нарушаются сон и аппетит. Со стороны вегетативной нервной системы туберкулезная интоксикация проявляется повышенной потливостью, особенно по ночам, общей слабостью, особенно по утрам и в первой половине дня, частыми головными болями, субфебрильной температурой. При длительном интоксикационном синдроме (6–12 месяцев и более) у больного появляются снижение массы тела и отставание в физическом развитии.

Ребенок или подросток с туберкулезной интоксикацией часто болеет острыми или хроническими воспалительными заболеваниями, что связано со снижением иммунитета.

Наряду с явлениями интоксикации для этой формы характерно небольшое увеличение периферических лимфатических узлов различных групп, например подчелюстных, шейных, подмышечных, локтевых. Поэтому данную форму часто называют первичным туберкулезом без ясной локализации.

Кроме того, что туберкулезная интоксикация у детей и подростков является самостоятельной формой туберкулеза, туберкулезная интоксикация как симптомокомплекс обязательно присутствует и при других формах туберкулеза.

Первичная туберкулезная интоксикация в большинстве случаев заканчивается выздоровлением.

Туберкулез внутригрудных лимфоузлов

Первичный туберкулез органов дыхания распространяется преимущественно по лимфатической системе, наиболее часто и, прежде всего, поражаются внутригрудные (бронхопульмональные) лимфоузлы. В них развивается специфическое туберкулезное воспаление (лимфаденит) с казеозом или без него, и эта форма первичного туберкулеза называется туберкулез внутригрудных лимфоузлов.

Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов чаще начинается незаметно, постепенно нарастает туберкулезная интоксикация. У детей раннего возраста заболевание может начинаться с фебрильной температуры. В результате давления увеличенных внутригрудных лимфатических узлов на стенку бронха, трахеи у больных может появиться сухой приступообразный или коклюшеподобный кашель.

В ряде случаев эта форма первичного туберкулеза протекает бессимптомно и выявляется при обследовании по поводу виража туберкулиновой пробы при проведении туберкулинодиагностики и по данным рентгенологического исследования органов грудной клетки.

Первичный туберкулезный комплекс

В результате первичного инфицирования в зоне проникновения микобактерий в организме при определенных условиях развивается первичный аффект или первичный очаг. Из первичного аффекта по лимфатическим сосудам, где также развивается воспаление (лимфангит), инфекция попадает в регионарные лимфатические узлы, в которых развивается специфический процесс (лимфаденит).

Таким образом, первичный туберкулезный комплекс включает в себя первичный аффект, лимфангит и регионарный лимфаденит.

При заживлении первичного туберкулезного комплекса в нем откладываются соли кальция, и тогда такой первичный комплекс называется очагом Гона (по имени чешского врача Гона, описавшего этот феномен). Часто очаг Гона обнаруживается при рентгенологическом обследовании пациента и является свидетельством перенесенного когда-то первичного туберкулеза в виде первичного туберкулезного комплекса.

Первичный туберкулезный комплекс чаще возникает у детей младшего возраста и протекает под маской воспаления легких. В ряде случаев при недостаточно внимательном обследовании устанавливается диагноз пневмонии, назначается соответствующее лечение, и при благоприятных условиях может наступить выздоровление. В таких случаях изменения после перенесенного первичного туберкулинового комплекса могут быть выявлены через несколько лет в виде очага Гона.

У детей старшего возраста, подростков и молодых людей первичный туберкулезный комплекс выявляется при обследовании по поводу нерезко выраженных симптомов интоксикации, эпизодических повышений температуры тела или впервые положительной реакции на пробу Манту с 2 ТЕ стандартного туберкулина. При неблагоприятных условиях первичный туберкулезный комплекс может принять тяжелое и осложненное течение.

Активный первичный туберкулез у детей и подростков может сопровождаться параспецифическими реакциями в различных органах и тканях. Например появляется узловатая эритема на передней поверхности голеней — плотные, безболезненные узлы с покраснением кожи над ними, конъюнктивиты, боли в суставах, возможны дистрофические изменения со стороны миокарда, увеличение печени и селезенки. Подобные реакции могут возникать не только при туберкулезе, но и при некоторых других заболеваниях, например при системных заболеваниях соединительной ткани. То есть параспецифические реакции не являются характерными только для туберкулеза.

Обследования при первичном туберкулезе

Туберкулинодиагностика является основным методом обследования детей и подростков на наличие туберкулеза.

Первая положительная реакция на пробу Манту с 2 ТЕ стандартного туберкулина при ежегодном её проведении, то есть вираж туберкулиновой пробы, указывает на инфицированность микобактериями туберкулеза и вероятность заболевания туберкулезом. Кроме этого возможна гиперергическая реакция на пробу Манту с 2 ТЕ стандартного туберкулина. Следует отметить, что тяжелое течение первичного туберкулеза может сопровождаться отрицательной или слабоположительной реакцией на пробу Манту.

При исследовании мокроты, содержимого бронхов у пациентов с первичным туберкулезом микобактерии обнаруживаются редко.

В анализе крови отражаются изменения, вызванные интоксикацией: умеренный лейкоцитоз с палочкоядерным сдвигом, ускорение СОЭ, лимфоцитопения и эозинопения. При длительном течении может развиться гипохромная анемия, что отразится в анализе крови снижением гемоглобина и цветового показателя.

Диссеминированный туберкулез

Диссеминированный туберкулез легких характеризуется образованием в легких множественных туберкулезных очагов в результате гематогенной, лимфогенной, лифогематогенной, бронхогенной диссеминации (рассеивания) микобактериями и различной по выраженности клинической картиной воспалительного заболевания легких. Могут поражаться легкие и все другие органы.

Диссеминированный туберкулез связан с прогрессированием первичного туберкулеза или с реактивацией послепервичных очагов. Кроме того, выявление диссеминированного туберкулеза среди детей и подростков свидетельствует о большой распространенности туберкулеза среди окружающих их людей. Другими словами, диссеминированный туберкулез — индикатор неблагополучия эпидемической обстановки.

При прогрессирующем течении диссеминированный туберкулез утрачивает способность распространяться гематогенным и лифогенным путями, характерную для первичного туберкулеза, но приобретает способность к преимущественному бронхогенному распространению. Склонность туберкулезной инфекции к распространению бронхогенным путем и отсутствие вовлечения в процесс лимфатических узлов характерны для вторичного туберкулеза. Диссеминированный туберкулез утрачивает свойства первичного и приобретает свойства вторичного туберкулеза. Именно эти особенности и дают основание считать его переходной формой между первичным и вторичным туберкулезом.

Эту форму туберкулеза чаще выявляют среди пациентов пожилого и старческого возраста, особенно при наличии иммунодефицита.

Рассеивание микобактерий происходит при попадании в кровь и лимфу из заживших очагов первичного туберкулеза, кальцинированных лимфатических узлов, из очагов внелегочного, туберкулеза при массивной суперинфекции и неблагоприятных условиях жизни. Самовольное прерывание приема противотуберкулезных препаратов, ухудшение питания и бытовых условий, периоды естественной гормональной перестройки организма, сопутствующие инфекционные и хронические заболевания, применение физиотерапевтических процедур (кварц, грязи, и др.), инсоляции, особенно в период активного туберкулеза, отсутствие вакцинации БЦЖ, врожденный или приобретенный иммунодефицит — все это может способствовать диссеминации туберкулезного процесса.

Основные формы диссеминированного туберкулеза:

  • острый и подострый милиарный;

  • хронический диссеминированный туберкулез легких.




Острый и подострый милиарный

(от лат. milium — просяное зерно), когда в результате гематогенной диссеминации в легких проявляются множественные мелкие, размером с просяное зерно, симметричные очаги.

У большинства пациентов диссеминированный туберкулез выявляется в связи с ухудшением здоровья при имеющемся туберкулезе.

Острый диссеминированный (милиарный) туберкулез легких начинается внезапно с недомогания, ухудшения аппетита, головной боли, температура тела повышается до 38–40°С. Довольно быстро нарушается сознание, развивается бред, галлюцинации, нарастает дыхательная недостаточность (резкая одышка, тахикардия, цианоз, сухой кашель). Развитие милиарного туберкулеза легких может протекать очень тяжело и стремительно быстро и закончиться летально в течение нескольких дней. Молниеносная, скоротечная чахотка — так раньше называли эту форму туберкулеза.

При наличии более крупных очагов, диссеминированный туберкулез развивается обычно постепенно. Больных беспокоят слабость, снижение работоспособности, раздражительность, понижение аппетита, эпизодические подъемы температуры тела, может быть умеренный продуктивный (с мокротой) кашель, легочное кровотечение. Боль в боку при дыхании, мучительный кашель и одышка могут свидетельствовать о воспалении плевры.

Хронический диссеминированный туберкулез легких

В легких наряду с очагами различной величины могут быть и каверны, при этой форме у части пациентов могут быть также «дальние отсевы» в виде очагов внелегочного туберкулеза.

Клинические проявления хронического диссеминированного туберкулеза легких зависят от стадии развития заболевания и его давности. Чаще он протекает бессимптомно, если отсутствует вспышка процесса. При обострении могут появляться симптомы интоксикации в виде слабости, снижения аппетита и субфебрильной температуры. Кроме этого больных беспокоят одышка, усиливающаяся при физической нагрузке, кашель с мокротой, тахикардия, что указывает на развитие пневмосклероза и эмфиземы легких.

Иногда первыми признаками диссеминированного туберкулеза могут быть признаки его осложнений: изменение голоса и боль в горле — при туберкулезе гортани; боли в суставах и позвоночнике — при туберкулезе костей и суставов; лейкоцитурия и гематурия — при туберкулезе почек; бесплодие — при генитальном туберкулезе; проявление менингита — при поражении мозговых оболочек.

Для диссеминированного туберкулеза характерно угасание или даже появление отрицательной реакции на пробу Манту. Это явление называется анергией и указывает на тяжесть течения процесса.

При сборе информации выясняются данные о перенесенном в прошлом или имеющемся туберкулезе, плеврите, о вираже туберкулиновой пробы, наличии отягощающих факторов, воздействии неблагоприятных условий, несоблюдении врачебных назначений и рекомендаций по лечению туберкулеза.






Особенности сестринского процесса
при туберкулезе

Суть современного сестринского дела состоит в использовании стандартов сестринской практики, опираясь на которые медицинская сестра сможет квалифицированно оказать помощь и уход.

Сестринский процесс — это научный метод сестринской практики, систематический путь определения ситуации, в которой находится пациент и медицинская сестра, и возникающих при этом проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении. Вся ее деятельность должна быть направлена на удовлетворение потребностей пациента в уходе, поддержании и восстановлении независимости пациента.

Сестринский процесс состоит из пяти этапов:

I этап — сестринское обследование;

II этап — определение проблем пациента или сестринское диагностирование состояния пациента;

III этап — планирование сестринского вмешательства;

IV этап — реализация планов сестринского вмешательства;

V этап — оценка эффективности предоставленного ухода.

I этап сестринского процесса включает в себя процесс оценки ситуации методом сестринского обследования, который состоит из следующих моментов:

  • сбора необходимой информации о пациенте, субъективных и объективных данных;

  • оценки психосоциальной ситуации, в которой находится пациент;

  • определение факторов риска, влияющих на состояние здоровья;

  • анализа собранной информации с целью определения потребностей пациента в уходе.

II этап — включает в себя:

  • определение настоящих и потенциальных (скрытых) проблем пациента и его потребности в уходе;

  • разработку первоочередных задач ухода, определение приоритетных проблем, требующих немедленного решения;

  • обсуждение с пациентом, где это возможно, его выявленных проблем, неудовлетворенных потребностей и намеченных приоритетов.

III этап — планирование сестринского вмешательства — включает в себя:

  • постановку целей (краткосрочных, долгосрочных);

  • определение типов сестринских вмешательств, оказываемых пациенту и планирование сестринских вмешательств;

  • обсуждение с пациентом плана ухода.

Критериями качества третьего этапа служат достижение поставленных целей и правильность спланированных вмешательств.

При постановке целей учитывается, что цель всегда должна быть реальной и достижимой. На третьем этапе сестринского процесса правильно сформулированные цели дают возможность четко составить план сестринских вмешательств, которые составляются по каждому сестринскому диагнозу для удовлетворения потребностей пациента, включая все виды деятельности медицинской сестры, и должны четко соответствовать достижению поставленных целей.

IV этап — реализация плана ухода. На данном этапе сестринского процесса осуществляется полная переоценка первоначального плана ухода. Делаются отметки, что сделано по каждому пункту плана, каково состояние пациента на данный момент, в случае необходимости производится модификация плана ухода.

V этап — итоговая оценка сестринского ухода, оценка результатов — включает в себя:

  • сравнение достигнутого результата с запланированной целью;

  • оценку эффективности запланированного вмешательства;

  • дальнейшую оценку и планирование, если желаемые результаты не достигнуты;

  • критический анализ всех этапов сестринского процесса и внесение необходимых поправок.

Сестринский процесс, подчиняясь общим закономерностям, в каждой области медицины и в каждой узкой специализации имеет свои особенности. Особенности сестринского процесса есть и при туберкулезе.

Сестринский процесс при туберкулезе также складывается из 5 этапов, но имеет некоторые особенности.

I этап — сбор информации. При сборе информации особое внимание уделяется социальным факторам, жилищно-бытовым условиям, наличию вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков), присутствию в семье детей, подростков, беременных, лиц из декретированных групп;

II этап — выделение и формирование проблем пациентов.

При туберкулезе проблемы пациента носят физиологический, психологический, социальный характер, причем очень часто проблемы комбинируются.

Социально-бытовые проблемы пациента могут быть сформулированы примерно так:

  • высокий риск инфицирования детей вследствие отсутствия отдельной комнаты для больного в активной фазе туберкулеза;

  • недостаток гигиенических навыков вследствие низкой санитарной грамотности пациента.

Из социально-психологических проблем, которые оказывают влияние на течение заболевания и на эффективность лечения, могут быть выявлены, например, такие:

  • страх потерять работу из-за необходимости длительного лечения;

  • вероятность распада семьи из-за длительного пребывания вне семьи, в стационаре, санатории;

У пациентов при туберкулезе отмечается множество физиологических проблем, которые зависят от особенности течения туберкулезного процесса. У больного могут быть проблемы, связанные с интоксикационным синдромом, а также проблемы, связанные с поражением органов дыхания или других органов.

Конечно же, не все проблемы пациента имеют одинаковое значение, и естественно, не все проблемы могут быть разрешены одновременно. Из многообразия проблем медицинская сестра должна уметь выбрать наиболее значимые (приоритетные) проблемы.

III этап — поскольку туберкулез, заболевание длительное, то и цели носят преимущественно долгосрочный характер. В плане ухода обязательно отражаются мероприятия по привитию санитарно-гигиенических навыков, противоэпидемические мероприятия; работа с родственниками, ориентация пациента на полноценную жизнь и труд.

Значительное место должны занимать действия медицинской сестры по привлечению и обучению родственников приемам ухода, санитарно-гигиеническим навыкам.

IV этап — реализация плана ухода.

V этап — оценка эффективности плана ухода. Медицинская сестра должна будет отметить, изменились ли взгляды пациента и его отношение к своему здоровью и лечению.

В качестве примера рассмотрим одну из проблем пациента.

1 этап — сбор информации: из беседы с пациентом, а также из данных объективного обследования выяснилось, что пациента беспокоят потливость, слабость, повышенная утомляемость, беспричинные перепады настроения, снижение аппетита, нарушение сна, периодическое повышение температуры до субфебрильных цифр

2 этап — выделение и формирование проблем.

Проблемы пациента:

настоящие — повышенная потливость, утомляемость, общая слабость, лихорадка, снижение аппетита;

потенциальные — риск развития более тяжелой формы туберкулезной инфекции, риск развития дыхательной недостаточности.

Приоритетная — общая слабость.

Сестринский диагноз: слабость вследствие токсического воздействия микобактерий туберкулеза на организм, подтвержденная данными обследования.

3 этап — определение целей и сроков достижения цели:

Краткосрочная цель — пациент отметит уменьшение слабости к концу 1 недели.

Долгосрочная цель — пациент не будет предъявлять жалоб на слабость к моменту выписки, продемонстрирует знания факторов риска, ведущих к обострению заболевания.

4 этап — реализация конкретного плана действий медицинской сестры, то есть плана ухода.

План ухода:

  • Медицинская сестра обеспечит пациенту физический и психологический покой, для улучшения состояния пациента.

  • Медицинская сестра обеспечит пациенту достаточное количество ночного и дневного сна, для восстановления работоспособности, активации защитных сил.

  • Медсестра обеспечит доступ свежего воздуха в палату, регулярное проветривание 4 раза в день по 20 минут, для улучшения аэрации легких, ликвидации гипоксии.

  • Медсестра обеспечит 4-х разовое питание с повышенным содержанием белка, витаминов, микроэлементов, для повышения защитных сил организма, повышения уровня специфических антител, активизации репаративных процессов.

  • Медицинская сестра обеспечит соблюдение пациентом режима дня, организует прогулки на свежем воздухе не менее 1 часа в день, для повышения аппетита, активизации защитных сил организма.

  • Медицинская сестра обучит пациента комплексу дыхательных упражнений, для улучшения микроциркуляции в легких.

  • Медсестра будет измерять пациенту температуру, ЧДД, пульс утром и вечером, для контроля за состоянием пациента.

  • Медицинская сестра по назначению врача обеспечит прием лекарственных препаратов (иммуномодуляторы, адаптагены, витамины, анаболические стероиды), для повышения эффективности лечения, что приведет к ликвидации слабости.

5 этап — оценка. Пациент отметил улучшение самочувствия, повысилась физическая активность. Цель достигнута.

Принципы и методы лечения туберкулеза

Лечение больных туберкулезом и, прежде всего, прекращение у них бактериовыделения имеет не только сугубо медицинское, но и эпидемиологическое значение. Ведь прекращение бактериовыделения означает ликвидацию основного источника распространения инфекции, так как при этом разрывается цепочка эпидемиологического процесса. Весьма большой арсенал противотуберкулезных препаратов, имеющихся в распоряжении современной медицины, при правильном использовании позволяет добиться достаточно быстрого прекращения бактериовыделения у большинства больных, а в последующем — их стойкого выздоровления.

В лечении больных туберкулезом необходимо соблюдать некоторые принципы:

  • своевременное начало лечения — лечение должно быть начато на ранних стадиях;

  • длительность — эффективность лечения зависит от его продолжительности, оптимальный срок от 9 до 12 месяцев. Преждевременное прекращение лечения приводит к обострениям и рецидивам;

  • этапность в лечении (диспансер — стационар — санаторий).

Говоря о принципах лечения туберкулеза, необходимо особо отметить, что Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предложила Стратегию ДОТС как главное направление в борьбе с туберкулезом в мире. ДОТС — это контролируемая химиотерапия укороченной длительности. Согласно стратегии ДОТС, для каждой формы туберкулеза предложена конкретная комбинация противотуберкулезных препаратов, лечение проводится в укороченные стандартные сроки под жестким контролем и является экономически более выгодным. По данным ВОЗ, эффективность выявления и лечения туберкулеза в странах, применяющих ДОТС, значительно (почти в 2 раза) выше, чем в странах, не пользующихся данной стратегией.

В нашей стране с учетом рекомендаций ВОЗ, а также на основе систематизации современных подходов к тактике ведения и унификации оптимальных режимов лечения и диагностики разработаны и введены в действие «Стандарты лечения больных туберкулезом». Стандарты представляют собой утвержденные модели протоколов лечения и обследования больных туберкулезом в период лечения и введены с целью повышения эффективности лечения. Эти же стандарты позволяют индивидуализировать лечение, не выходя за рамки моделей протоколов. Таким образом, индивидуализированное лечение больных туберкулезом пациентов с использованием современных экономичных технологий (элементы ДОТС), осуществляемое под жестким централизованным контролем, может быть весьма эффективным.

Медикаментозное лечение

Для повышения эффективности медикаментозного лечения туберкулеза необходимо:

  • во-первых, воздействовать на возбудителя, то есть на микобактерию туберкулеза; такое лечение называется химиотерапией туберкулеза;

  • во-вторых, воздействовать на механизмы развития патологических процессов при болезни; такое лечение называют патогенетическим;

  • в-третьих, устранять или уменьшать некоторые проявления болезни (симптомы); такое лечение называют симптоматическим.

Химиотерапия

Является основным компонентом лечения туберкулеза.

Компоненты рациональной химиотерапии:

  • комплексность лечения — применение не менее 4-х препаратов в начале лечения в связи с риском формирования устойчивости микобактерий туберкулеза;

  • комбинированность лечения — сочетание этиотропного лечения с патогенетической, симптоматической терапией;

  • непрерывность лечения. Перерывы в лечении при активном процессе ведут к формированию устойчивости возбудителя;

  • индивидуальный подход с учетом формы, возраста, сопутствующих заболеваний. Следует считаться с социальными факторами, не отказывать больному в лечении, если он категорически против госпитализации (важна лишь изоляция детей, беременных, больных по эпидпоказаниям). Известно, что при использовании 3-х препаратов и более через 2 недели контролируемой терапии больной не представляет эпидемиологической опасности и может лечиться в амбулаторных условиях;

  • контролируемость лечения — прием препаратов в присутствии персонала (в исключительных случаях — контроль концентрации препарата в моче или преимущественно парантеральное введение). Известно, что до 50% неудач в лечении связано с недисциплинированностью пациентов.

По степени активности согласно Международной классификации химиопрепараты делят на 3 группы:

А — высокой активности: антибиотик рифампицин, химиопрепараты группы ГИНК (изониазид, фтивазид, метазид, салюзид);

Б — средней активности: антибиотики стрептомицин, канамицин, циклосерин; химиопрепараты: этамбутол, этионамид, тизамид, протионамид, пиразинамид;

С — наименьшей активности: ПАСК, тибон.

В курсе химиотерапии выделяют две фазы, отличающиеся по своим задачам.

  1. Начальная (интенсивная) — проводится 4 месяца, сочетание 4–5 препаратов. Основная задача — ликвидация клинических проявлений, прекращение бактериовыделения.

  2. Восстановительная (фаза продолжения химиотерапии) (на стадии долечивания) — проводится 2–4 месяца, сочетание 2–3 препаратов с чередованием через день (2–3 раза в неделю). Обеспечивает дальнейшее рассасывание воспалительных изменений и восстановление утраченных функций организма.

Наиболее эффективная схема в лечении — это сочетание препаратов: рифампицин + изониазид + пиразинамид + этамбутол.

В настоящее время выпускают комбинированные препараты, которые эффективны в целях осуществления контроля за лечением.

  • Рифанаг — (изониазид + рифампицин);

  • Рифатер — (изониазид + рифампицин + пиразинамид);

  • Майрин — (рифампицин + изониазид + пиразинамид + этамбутол).

Противотуберкулезные средства оказывают воздействие не только на микобактерии туберкулеза, но и на различные органы и системы организма пациента.

Каждый препарат имеет свои особенности основного и побочных действий. Однако всем противотуберкулезным препаратам свойственны общие побочные действия, которые могут быть выражены в различной степени в зависимости от конкретного препарата. К наиболее значимым побочным действиям относятся следующие:

  • аллергические и токсико-аллергические реакции вплоть до анафилактического шока; для предотвращения таких осложнений требуется проведение проб на чувствительность к препаратам из группы антибиотиков;

  • токсическое действие:

  • ототоксическое (ослабление слуха вплоть до глухоты) действие оказывают стрептомицин, канамицин;

  • нефротоксическое действие особенно выражено у рифампицина, а также у канамицина, изониазада;

  • офтальмотоксическое действие наиболее характерно для, этамбутола;

  • гепатотоксическое действие чаще оказывает изониазид, рифампицин, этионамид, пиразинамид;

  • нейро- и кардиотоксическое действие оказывает изониазид, циклосерин, стрептомицин;

  • психотические расстройства бывают при применении тубазида и этамбутола, циклосерина;

  • ульцерогенное (способствующее развитию гастрита, язвы желудка) действие отмечено у пиразинамида, тубазида, ПАСК, этионамида.

  • дисбактериоз кишечника бывает при применении почти всех противотуберкулезных препаратов;

  • нарушение обмена витаминов является общим побочным действием всех противотуберкулезных препаратов.

Чтобы максимально уменьшить побочные действия препаратов, медсестра должна уметь давать пациентам общие рекомендации по их приему:

  • принимать лекарства после еды;

  • запивать их достаточным количеством воды;

  • в день выпивать не менее 0,5 л молока, кефира или другого кисломолочного продукта, особенно полезны продукты с бифидофлорой;

  • соблюдать все назначения врача;

  • регулярно производить анализы крови и мочи;

  • в период приема лекарств исключить употребление алкоголя, в том числе пива.

Патогенетическая терапия

До открытия специфических противотуберкулезных препаратов патогенетическая и симптоматическая терапия являлись основным и почти единственным методом лечения больных туберкулезом. Однако в настоящее время, когда основное место в терапии больных туберкулезом принадлежит антибактериальным препаратам, неспецифические средства воздействия на организм больного не потеряли своего значения.

Среди патогенетических средств, то есть воздействующих на механизм туберкулезного процесса, большое распространение получили:

  • гормональные препараты, и, прежде всего глюкокортикоиды (преднизолон, гидрокартизон). Они оказывают выраженное противовоспалительное действие, ограничивают развитие фиброза в пораженном органе;

  • иммуномодуляторы (женьшень, алоэ, в малых дозах декарис, Т-активин, тимолин, туберкулин). Они повышают иммунитет и приспособительные реакции организма, ускоряют процессы заживления;

  • антиоксиданты (токоферол или витамин Е, тиосульфат натрия). Они стимулируют процессы регенерации, улучшают снабжение клеток и тканей кислородом, уменьшают гипоксию, улучшают трофику легочной ткани, печени, мышцы сердца и других органов.

Патогенетическое лечение создает наиболее благоприятные условия для лучшего излечения от туберкулеза. Однако из непременных условий патогенетической терапии заключается в том, что она должна проводиться на фоне полноценного противотуберкулезного лечения.

Симптоматическая терапия

В качестве симптоматических средств больным туберкулезом назначают:

  • витамины группы С, В1, В12, В6. Витамин В6 (пиридоксин гидрохлорид) назначают больным при лечении изониазидом и другими производными ГИНК, так как эти препараты нарушают биотрансформацию пиридоксина. Если больной не принимает этот витамин, возникают тяжелые нарушения функции центральной и периферической нервной системы. Особенно необходим пиридоксин больным, получающим изониазид внутривенно;

  • анаболические стероиды (ретаболил, неробол). Применяют при гипотрофии, анорексии, астении, выраженной интоксикации;

  • жаропонижающие, кровоостанавливающие, отхаркивающие, десенсибилизирующие и другие средства.

Таким образом, лечение туберкулеза проводится с целью ликвидации клинических проявлений заболевания, стойкого заживления туберкулезных изменений, стойкой элиминации (выведения) возбудителя туберкулеза из организма.


















Приложение №3.

Физкультминутка


И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.






























Приложение №4.

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений

Текст задания: Опишите причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики первичного туберкулеза при выполнении тестовых заданий

Инструкция: внимательно прочитайте тестовое задние. В каждом задания заложено 4 варианта ответа, один из которых является правильным.


1. В понятие "начальные проявления первичной туберкулезной инфекции" входит

а) инфицирование микобактериями туберкулеза

б) "малые формы" первичного туберкулеза

в) параспецифические реакции, туберкулезная интоксикация

г) ранний период первичной туберкулезной инфекции,  туберкулезная интоксикация


2. Основным методом выявления  раннего периода первичной туберкулезной инфекции является

а) обследование детей по контакту

б) туберкулинодиагностика

в) выявление по обращаемости

г) верно все перечисленное


3. Ведущим клиническим синдромом,  характерным для первичного инфицирования, является

а) лихорадка

б) синдром интоксикации

в) дефицит веса

г) увеличение печени и селезенки


4. Первичный туберкулезный комплекс - это

а) поражение внутригрудных лимфоузлов и очаги в легочной ткани

б) поражение лимфоузлов, стенки прилежащего бронха  и очаги в легочной ткани

в) очаг в месте внедрения инфекции, лимфангит, идущий к корню,  и поражение регионарных лимфатических узлов

г) все перечисленное


5. У большинства детей туберкулез внутригрудных лимфоузлов начинается

а) остро

б) подостро

в) мало- или бессимптомно

г) бессимптомно


6. Осложненное течение первичного туберкулеза чаще встречается

а) у детей раннего возраста

б) у детей 6-7 лет

в) у детей препубертатного возраста и подростков

г) у людей пожилого возраста

 

7.Основной причиной,  способствующей осложненному течению первичного туберкулеза у детей,  является

а) ранний возраст ребенка

б) массивная суперинфекция

в) позднее выявление заболевания у невакцинированных БЦЖ детей

г) все перечисленное


8. Наиболее частым исходом туберкулеза бронхов у детей является

а) полное рассасывание

б) рубцевание и деформация

в) стеноз и деформация

г) все перечисленное


Система оценивания к тестовым заданиям по осмысление и систематизация полученных знаний

Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталону – показателю) выставляется 1 бал, за неправильное решение (несоответствующее эталону – показателю) выставляется 0 баллов.

Максимальное количество заработанных баллов - 8 баллов.

«Отлично» - ставится если студент набрал 7 баллов

«Хорошо» - ставится если студент набрал 6 баллов

«Удовлетворительно» - ставится если студент набрал 5 балла

«Неудовлетворительно» - ставится если студент набрал 4 и менее балла

Эталон ответов:1-г; 2-б; 3-б; 4-в; 5-в; 6-а; 7-г; 8-б.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Савкина Ирина Сергеевна

Дата: 19.02.2020

Номер свидетельства: 540281

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "МДК 02.01Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТУБЕРКУЛЕЗЕ"
    ["seo_title"] => string(80) "mdk_02_01sestrinskii_ukhod_pri_razlichnykh_zabolevaniiakh_i_sostoianiiakh_orga_1"
    ["file_id"] => string(6) "554041"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1593064229"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "МДК 02.01Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТУБЕРКУЛЕЗЕ"
    ["seo_title"] => string(80) "mdk_02_01sestrinskii_ukhod_pri_razlichnykh_zabolevaniiakh_i_sostoianiiakh_tema_o"
    ["file_id"] => string(6) "567588"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608263346"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "МДК 02.01Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Тема:ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТУБЕРКУЛЕЗЕ"
    ["seo_title"] => string(80) "mdk_02_01sestrinskii_ukhod_pri_razlichnykh_zabolevaniiakh_i_sostoianiiakh_tema_1"
    ["file_id"] => string(6) "576525"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1616554801"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства