kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КТД в условиях дистанционного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание КТД в условиях дистанционного обучения. сложно, но возможно. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КТД в условиях дистанционного обучения»

Немного о КТД


С формированием и развитием временных детских коллективов было связано возникновение и развитие так называемой коммунарской методики - одного из новых направлений творческого поиска в 60-х годах XX века.

Идеи коммунарской методики были выдвинуты и развиты ленинградским ученым, доктором педагогических наук, академиком Российской академии образования Игорем Петровичем Ивановым. В ходе длительного эксперимента, который проводился в сводной пионерской дружине при Фрунзенском Доме пионеров («Коммуне юных фрунзенцев»), в ряде начальных школ, где работали члены педагогического клуба ЛГПИ, позволил ученому развить ряд важнейших положений А.С.Макаренко в области теории и методики воспитания. Среди них

  • идеи товарищеских отношений между воспитанниками и воспитателем, перспективных линий в развитии коллектива, формирование не только актива детского коллектива, но и резерва актива, т.е. развитие организаторских и лидерских способностей каждого члена коллектива.

И.П.Ивановым проблема воспитательных отношений была поставлена не как проблема безоговорочного принятия опыта младшими от старших, не как проблему сочетания самостоятельности детей и педагогического руководства, а как утверждение принципа товарищества как основы единства коллектива. Тогда движущей силой развития коллектива будет являться товарищеская взаимная забота старших и младших в коллективе.

Позиция педагога в этих условиях будет позицией старшего товарища детей и ведущего участника общего дела. В атмосфере отношений товарищеской заботы об улучшении окружающей жизни, друг о друге возникает не просто требовательность и уважение старших к младшим, а взаимная требовательность и взаимное уважение старших и младших товарищей. Тогда в качестве стиля жизни воспитательного коллектива возможен только демократизм.

Коммунарской методике присущ уплотненный темп жизни детского коллектива, заполненный непрерывно сменяющими друг друга творческими делами, активной деятельности. Коллективное планирование работы, анализ ее результатов, использование игры как метода организации жизни коллектива, чередование руководства и подчинения в органах самоуправления обеспечивали развитие у ребят навыков организаторской деятельности, живой интерес к делам коллектива.

Таким образом, основные положения коммунарской методики можно сформулировать следующим образом:

  • коллектив создается на основе привлекательных для детей идеалов;

  • организуется социально значимая и интересная для всех членов коллектива разнообразная деятельность;

  • система самоуправления строится на принципе сменяемости организаторов;

  • всячески поддерживаются особые отношения, проникнутые заботой о каждом ребенке и взрослом - как члене коллектива, так и другом человеке.

Главное воспитательное средство коммунарской методики - коллективные творческие дела (КТД). В каждом КТД решаются следующие задачи:

  1. развитие коллективистских, демократических основ жизни;

  2. обогащение социально ценным опытом;

  3. развитие самоуправления и активного отношения к жизни;

  4. реализация способностей каждого члена коллектива;

  5. обеспечение духовного и нравственного развития;

  6. развитие самостоятельности и инициативы в принятии решений.


Основные этапы подготовки и проведения КТД не зависят от формы и цели проведения коллективного творческого дела и отражают этапы осуществления любой деятельности.

На первом этапе выбирается то или иное коллективное творческое дело и организуется разработка проектов микрогруппами.

На втором этапе заслушиваются и обсуждаются все предложенные варианты. Один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект, выбирается совет дела из представителей каждой микрогруппы.

Советом дела разрабатывается избранный вариант, распределяются поручения между микрогруппами (третий этап). Общее руководство выполнением задуманного осуществляет также совет дела.

Четвертый этап представляет собой собственно проведение дела.

На пятом же этапе обязательно проводится обсуждение дела на общем сборе, причем каждая микрогруппа высказывает свое мнение об удачах и неудачах, а также вносит свои предложения на будущее.

Важным является то, что воспитательным воздействием обладает не сколько само дело, сколько процесс подготовки к нему (т.е. первые три этапа), в ходе которого происходит интенсивное общение между членами коллектива, проявление и развитие лидерских, организаторских, творческих способностей, обмен опытом между группами и отдельными участниками дела. Большую ценность имеет также завершающее любое дело обсуждение подготовки и проведения, в ходе которого участники дела учатся проводить анализ и самоанализ, делать выводы на будущее.


Виды коллективных творческих дел

Коллективные творческие дела могут охватывать все сферы деятельности человека благодаря своей универсальности. Исходя из этого, выделяют следующие виды коллективных творческих дел:

  • трудовые

  • познавательные

  • художественные

  • спортивные

  • общественно-политические

  • организаторские


Цель трудовых КТД - обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.

Атака трудовая - операция, направленная на исправление своими силами замеченных недостатков:

  • расчистить территорию от снега

  • посыпать песком обледенелые дорожки

  • посадить цветы у памятника

  • отремонтировать пешеходные мостики

  • заготовить дрова для нуждающихся

Важным моментом является секретность атаки для тех, о ком заботятся участники операции, или как можно меньшее количество людей.

Десант трудовой - более масштабное, чем атака, дело, проводимое по чьему- либо призыву:

  • помощь сельскохозяйственным предприятиям в работах

  • помощь в строительстве, в создании парка, сада

  • помощь в подготовке и проведении массового праздника, избирательной кампании

Трудовой десант может включать в себя секретные трудовые атаки и праздничные сюрпризы. В зависимости от цели десанта подготовка к нему может длиться несколько дней или часов, а если десант проводится по тревоге, то подготовка к его выполнению идет на ходу.

Рейд - операция-поход, проводимая достаточно большими силами. Трудовой рейд носит комплексный характер и для достижения цели может включать в себя трудовые дела других видов, сюрпризы, десанты, атаки.

Сюрприз — дело-операция, позволяющее подготовить подарок к празднику, событию, или к обычному дню. Такое дело помогает развитию творческой фантазии, смекалки участников.

Виды сюрпризов:

  • праздничный сюрприз малышам

  • праздничный сюрприз нашим шефам

  • трудовой сюрприз родной школе

  • подарок далеким друзьям


Познавательные дела обладают богатыми возможностями для развития у школьников стремления к познанию непознанного, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, пытливости ума, воображения. Осознавая и воплощая замысел таких коллективных творческих дел, школьники получают возможность применить, расширить, углубить те знания, умения и навыки, которые были получены ими на уроках. Это обеспечивает расширение кругозора, интеллектуальное развитие участников дел.

Возможные виды познавательных КТД:

  • вечер веселых задач

  • вечер-путешествие

  • город веселых мастеров

  • защита фантастических проектов

  • викторина

  • турнир знатоков

  • пресс-конференция. Это познавательное творческое дело-обозрение, организуемое в форме ролевой игры. Во время пресс-конференции представители различных делегаций встречаются с представителями прессы: корреспондентами различных газет и журналов, радио и телевидения, кино- и фоторепортерами. Благодаря участию в такой игре участники обмениваются знаниями, проявляют любознательность, творческую фантазию, находчивость, чувство юмора, помощь в выработке отношения к различным сторонам общественной жизни.

Варианты пресс-конференций:

  1. Встреча с людьми разных профессий, представителями будущего или прошлого, одной из планет.

  2. Встреча с делегацией дипломатов разных стран.

  3. Встреча с путешественниками, побывавшими в разных частях земного шара.

  4. Встреча с героями литературных произведений, кинофильмов.

Задача делегатов и журналистов - четко придерживать принятых ролей, а ведущих - дирижировать происходящим: облегчить трудное положение выступающих, не допускать скуки, вовремя завершить пресс-конференцию, используя оригинальный прием.

Логичным завершением дела будет выпуск стенной газеты журналистами, присутствовавшими на пресс-конференции.


Цель художественных коллективных дел - развивать художественно­эстетические вкусы, обогащать внутренний мир человека, укреплять тягу к духовной культуре, к искусству.

  • «кольцовка» песен

  • немое кино

  • нарисованная пословица

  • рассказ по первой и последней строчке

  • абстрактная живопись

  • эстафета-ромашка

  • концерт-молния - игра, в которой участвующие команды готовят за короткое время импровизированные коллективные выступления по запланированной программе.

Концерт-молния не носит соревновательный характер, а имеет своей целью подарить радость товарищам. Объединение в команды может носить характер жеребьевки или по какому-либо общему признаку.

Созданным командам предлагается за ограниченное время подготовить выступление, которое может носить регламентированный характер (определенный набор номеров) или быть объединено единой темой.

Наиболее удачные решения стоит занести в общую копилку идей с тем, чтобы в дальнейшем использовать в делах-сюрпризах.


Спортивные КТД наряду с развитием быстроты, ловкости, выносливости, находчивости и настойчивости способствуют умственному, нравственному и художественно-эстетическому развитию участников.

  • бой за аэродром

  • веселая спартакиада

  • спартакиада народных игр

  • сюита туристских игр

  • «следопыты» - игра на местности с использованием туристских навыков, компасов, творческих заданий поискового характера.

Специальной группой (советом дела) разрабатывается маршрут, зашифровываются тексты заданий, определяется система дорожных знаков- указателей. Команды-участницы используют это время для подготовки к выходу на маршрут.

Такая достаточно масштабная игра на местности позволяет развивать у ребят наблюдательность, умение действовать сообща и оперативно, интерес к природе. Создаются условия для реализации участниками организаторских и лидерских способностей.

Завершение игры можно провести в виде общего костра с обменом впечатлений, докладах о выполнении заданий.


Организаторские дела

  • газета-молния

  • день рождения коллектива

  • коллективное планирование

  • общий сбор

  • сбор-рождение коллектива

  • чередование творческих поручений (ЧТП)

Чередование творческих поручений - один из приемов организации интересной жизни коллектива благодаря объединению нескольких постоянных дел, выполняемых микрогруппами по очереди.

Чередование творческих поручений дает возможность:

  • строить жизнь коллектива как постоянную одновременную заботу обо всех сторонах жизни коллектива

  • сплачивать коллектив через решение жизненно важных задач

дать возможность каждому члену коллектива стать участником разнообразных дел, что обогащает организаторским, практическим, нравственным опытом

  • научить вникать в опыт других, учиться на чужих ошибках и удачах

Примеры постоянных дел:

  • дежурные - повседневная санитары - забота о выполнении правил санитарной гигиены

  • цветоводы - забота о цветах в клас се, школе, охрана зеленых насаждений

  • физорги - проведение физкультминуток, коротких спортивных игр

  • затейники - проведение игр-молний на переменах, обучение им одноклассников, подготовка сюрпризов

Регулярно следует проводить как передачу постоянных дел следующим микрогруппам, так и обсуждение опыта выполнения дел, анализ полученных результатов.


Примеры КТД в условиях временного детского коллектива

Логика развития временного детского коллектива определяет и характер тех или иных коллективных творческих дел: для решения задач каждого из этапов развития коллектива необходимо использовать достаточно четко определенные виды КТД.

В первый, организационный, этап для скорейшего вхождения ребенка в новые условия жизни проводятся дела, не требующие длительной подготовки от детей (чего нельзя сказать о педагогах!) и направленные на быстрое знакомство с другими членами коллектива, с территорией, с людьми, работающими в Центре.

«Ехали мы, ехали»

По любому признаку дети разбиваются на группы. Каждая группа получает задание в виде общего плаката представить путь, каким каждый ребенок добирался до Центра, в составе какой делегации он приехал, что интересного он увидел по пути. Помимо плаката необходимо придумать представление этого плаката для всех в самой разной форме. Через определенное время каждой группе предоставляется время для выступления.

Нарисованные плакаты вывешиваются на видном месте и снимаются после окончания организационного периода.

«Разведка боем»

Для каждой команды готовятся вопросы, ответив на которые, дети познакомятся с территорией и людьми Центра. Формирование команд может происходить по любому признаку.

Командам дается «контрольное время», за которое они должны найти ответы на поставленные вопросы. По истечении этого времени команды возвращаются и дают ответы, правильность которых, чаще всего, не вызывает сомнений.

Примерные вопросы:

  • сколько этажей в корпусе?

  • сколько комплектов постельного белья выдается кастеляншей за всю смену?

  • где расположены гладильные комнаты?

  • любимое блюдо сегодняшнего администратора в столовой?

  • любимое занятие начальника комплекса?

  • как расшифровываются широко используемые аббревиатуры ВДЦ - всероссийский детский центр

  • Не совсем уместно ставить вопросы типа «сколько ступенек на лестнице между вторым и третьим этажами?», поскольку такие вопросы не являются информативными.

В организационный период жизни отряда важное значение имеет формальное оформление отряда: выбор органов самоуправления, определение законов и правил, по которым будет жить отряд, проектирование отрядной деятельности на смену. Эти задачи решаются на организационном сборе отряда, на сборе-планировании, во время игры «Выборы».Выборы. Это коллективное творческое дело является объединяющим организационный сбор, сбор-планирование и выборы органов самоуправления. И название говорит само за себя: участники дела ставятся в ситуацию осознанного выбора правил общежития, стратегии жизни отряда и самого члена коллектива, органов самоуправления. КТД проходит в два этапа.

Первый этап. Объединенным по любому признаку группам предлагается за определенное время выработать «кодекс», по которому отряд будет жить на протяжении всей смены. Это могут быть законы, правила, традиции. Для примера ребятам предлагается океанский «кодекс нравственности», выработанный многими поколениями океанцев. Этот кодекс включает в себя традиции, законы и правила, в которых раскрываются основные правила человеческого общежития, нравственные ценности. Затем группы рассказывают о своих предложениях, обязательно их аргументируя. Предложения всех групп записываются на плакате, а затем решается, какое из предложений оправданно, какое следует исключить, ранг какого повысить (правило признать законом). Таким образом, учитывая мнения всех членов коллектива, рождается «кодекс» поведения члена коллектива.

После принятия «кодекса» группам предлагается обсудить и вынести предложения по поводу дел, которые обязательно нужно провести в отряде. Здесь очень часто требуется помощь вожатого (педагога), т.к. часто интересы детей ограничиваются многоразовыми купаниями, выездами в город и дискотеками.

В завершении этой части дола группам предлагается решить, какие качества должны быть характерны для членов органов самоуправления.

Второй этап более продолжителен во времени. В каждой группе выбирается командир отряда, помощник командира по информации, помощник по здоровому образу жизни и другие члены органов самоуправления. И каждая «руководящая» группа работает на своих постах один день, передавая на следующий свои полномочия. В результате каждый из членов коллектива - имеет возможность побывать на руководящих постах и проявить себя. После того, как каждая группа выполнила задание, отряд вновь собирается вместе и голосованием решается, кто из ребят достоин войти в органы самоуправления.

Таким образом, через определенное время отряд становится полностью сформированным и организационно оформленным.

Основной период жизнь отряда насыщена различными делами, которые способствуют реализации программы смены и отряда. Все они, в основном, носят характер коллективных творческих дел. В этот период значительную часть подготовки дел берут на себя ребята, педагог только помогает им делом и советом. Несмотря на то, что не все дети попадают в органы самоуправления, каждый член коллектива получает возможность проявить себя в организации и проведении дела. У каждого члена коллектива в основной период имеется возможность не только проявить свои способности, но и научиться новому при подготовке и участии в КТД, часто у своих друзей по отряду.

В итоговый период большое внимание уделяется анализу прожитой в коллективе маленькой жизни: что нового узнал, чему новому научился, с кем познакомился, нашел ли себя. Но, кроме этого, важное значение имеет «работа на последействие» - помочь ребенку не только научиться чему-либо, но и показать, как это новое можно использовать в обычной жизни.

Коллективные творческие дела в этот период готовятся ребятами. Исключением являются неожиданные дела-сюрпризы, которые готовят педагоги для своих воспитанников. Такие дела-сюрпризы проводятся с целью показать детям что-то новое, еще не знакомое, но важное в дальнейшей жизни. Также в итоговый период происходит подготовка коллектива к расставанию, разъезду, причем эта подготовка носит не только организационный характер (ничего не забыть из вещей, взять адреса у друзей, купить на память сувениры), но и психологический, т.к. разъезд часто является для детей тяжелым испытанием.


КТД «Адаптация» Основная цель этого дела - помочь ребятам подготовиться к отъезду домой и реадаптации к условиям обычной жизни.

Группам предлагается обсудить и в творческой форме представить свое решение проблемы, которая может встретить их по возвращению домой. После творческого представления решение группы обсуждается, предлагаются другие варианты.

Основной упор в выборе возможных ситуаций следует делать на возникающие конфликты с одноклассниками, с друзьями, с родителями, со школьными учителями, вызванные приобретенным опытом, продолжительным отсутствием, некоторой сменой жизненных ориентиров и ценностей.

«Письмо себе»

По большому счету, «Письмо себе» не является классическим коллективным творческим делом, однако его проведение является очень важным.

За день или два до разъезда всем ребятам предлагается написать письмо, какое они хотели бы получить сами через год. Ребятам раздаются конверты, которые они самостоятельно подписывают, и письма отдаются на хранение педагогу. Ровно через год после написания писем педагог опускает их в почтовый ящик.

Содержание писем может быть самым различным: можно написать о жизни в отряде, а можно написать пожелания на будущее. В любом случае такое письмо дает возможность еще раз оценить свою жизнь в отряде, сделать какие-то выводы, дать советы самому себе, которые будет полезным вспомнить через некоторое время


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
КТД в условиях дистанционного обучения

Автор: Томская Таисия Андреевна

Дата: 17.11.2020

Номер свидетельства: 563557

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Методы проведения КТД в условиях дистанционного обучения"
    ["seo_title"] => string(62) "metody_provedeniia_ktd_v_usloviiakh_distantsionnogo_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "563558"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605589474"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства