kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект мастер-класса на тему: «Способы изготовления фона для плоскостных работ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер-класса: активизация творческой активности педагогов.

Задачи:

- освоение современных нетрадиционных изобразительных технологий;

- знакомство с основными правилами изготовления фона в изобразительном творчестве;

- повышение мотивации к овладению нетрадиционными изобразительными технологиями и широкому применению их в практической деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект мастер-класса на тему: «Способы изготовления фона для плоскостных работ»»

МБУ ДО

«Дом детского творчества»













Конспект мастер-класса на тему:

«Способы изготовления фона для плоскостных работ»







Подготовила: педагог дополнительного

образования Линева И.В.

















с. Кочубеевское

2014 год.



Цель мастер-класса: активизация творческой деятельности педагогов.

Задачи мастер-класса:

● освоение современных нетрадиционных изобразительных технологий;

● знакомство с основными правилами изготовления фона в изобразительном творчестве;

● повышение мотивации к овладению нетрадиционными изобразительными технологиями и широкому применению их в практической деятельности.

Ожидаемые результаты:

● практическое освоение нетрадиционных методов и приемов в изготовлении фонов

● приобщение педагогов к творчеству, раскрытие личного потенциала и роста мастерства.

● повышение уровня профессиональной компетентности.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, экран, утюг, клеевой пистолет, распылитель.

Материалы: бумага, картон, краски, восковые карандаши, фольга, жидкое мыло, кисти, губка, стекло,.

Зрительный ряд: образцы работ, фонов, иллюстрации, фотографии, мультимедийная презентация.

Ход мастер-класса:

I. Вступление.

Уважаемые педагоги, я хочу сегодня поделиться с вами своим педагогическим опытом, своими наработками.

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В.А. Сухомлинский

Развитие творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Как вы знаете, современное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Декоративно-прикладное творчество является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности, зажечь в нем огонек творчества.

В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия педагога наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения.

В своей работе я часто использую различные как традиционные, так и нетрадиционные техники и приемы декорирования. Сегодня я представлю вам подборку по выполнению фонов для плоскостных работ. Но для начала давайте вспомним основные правила выбора фона в композиции. Как вы знаете, одним из важнейших элементов гармоничной композиции является правильно подобранный фон.

Фон – это один из элементов изображения, образующий задний план, а также основной цвет, на котором размещается объект (главный предмет) изображения. Фон в идеале должен составлять с предметом изображения единое целое, быть средством, акцентирующим внимание на главном. Выбор фона для коллажа, натюрморта или иных объектов зависит от характера основного изображения, от его колорита, а также от задумки автора.

Фон в композиции - это среда, окружающая те предметы или персонажи, которые мы изображаем. Пятно - это то место, которое занимает изображение на плоскости. Контуры этого пятна ограничивают его силуэт. Силуэт дерева на фоне неба, покрытого светлыми облаками, будет темным, а на фоне темного дождевого неба - светлым. В первом случае дерево будет светлым пятном на темном фоне, во втором - наоборот. Чем больше разница тона между фоном и пятном, тем больший тональный контраст возникает между ними и тем большее внимание привлекает к себе пятно.

Существуют правила гармоничного сочетания цветов. Их применяют и при подборе фона для различных объектов.  Для начала нужно определиться с основным цветом, а уже затем цветовая схема подскажет нам дополнительные. Зачастую, яркость основного цвета и дополнительных совпадает, иначе говоря, мы выбираем равноудаленные от центра круга цвета, расположенные на вершинах выбранной нами геометрической фигуры.Чаще используют два, иногда три цвета, поэтому для его разработки подойдут следующие цветовые сочетания: комплиментарное -- сочетание противоположных цветов, разделено-комплиментарное (равнобедренный треугольник), триада (равносторонний треугольник). Определите преобладающий цвет объекта, к которому вы подбираете фон, и выберите цвет фона, гармонично с ним сочетающийся.

Необходимо помнить, что фон должен усиливать звучание основных элементов, подчеркивать, дополнять их качества. Он гармонизирует, объединяет части, делая работу цельной, отвечает за наличие свободного пространства и исполняет роль воздуха в картине.

Фоны можно разделить на активные (чаще всего их получают путем применения различных техник нанесения красок на основу) и неактивные (взятая основа не меняется). На мой взгляд, преимущества использования первых очевидны.

Приемы выполнения фонов постоянно дополняются и модифицируются. Широко известны техники декалькомании, монотипии, аэрографии и трафаретов. Современные технологии и материалы позволяют создавать новые техники — фактурные штукатурки, современные технологии печати. При воплощении художественной работы автор часто объединяет несколько подходов, пользуясь смешанной техникой в своем, авторском варианте.

Давайте подробнее рассмотрим техники выполнения фонов для плоскостных композиций.

1.Одним из наиболее простых способов выбора фона является использование готовых материалов: картон, бумага, оргалит, ткань, холст, кожа и её заменители, металл, стекло и другое.

2.Использование бумаги ручной работы. Подобную бумагу можно купить только в специализированных магазинах для дизайнеров и художников, и стоит она дорого. Но кто мешает, зная технологический процесс, сделать подобную вещь самостоятельно?

Перед тем, как начать изготовление бумаги ручной работы, необходимо представить себе какой формы, размеров вам необходим бумажный лист, какой декор вы хотите привнести, и в каких целях будет использоваться ваше произведение. По фактуре бумага может быть гладкой и структурной, по технологии изготовления – простая и декорированная лепестками цветов, семенами, обрезками ткани, фольгой, перьями, листочками. Такая бумага отлично подойдет для композиций из природного материала, из бумаги. Технологию изготовления такой бумаги можно найти в интернете.

3. Выполнение фона акварелью. Декоративные эффекты.

- Соль, которая съедает краски по ткани в батике, точно так же красиво точечками выедает акварель и получается очень интересный эффект.

- Если бумагу сначала помять а потом покрасить, получится вот такой вот интересный эффект.

- С помощью акварельных красок и пленки можно сделать очень необычный рисунок. На лист бумаги наносим крупные пятна краски, накрываем поверх пищевой пленкой. Но разглаживать ее не надо, напротив, слегка сомните ее. Когда краска полностью просохнет, снимаем пленку. На листе останутся тонкие черточки и пузырьки, которые паутинкой покрывают лист.

4. Имитация кожи с помощью копировальной бумаги. Покрываем лист плотной бумаги плотным слоем краски. Цвет желательно использовать один, но сложный. Пока лист сохнет, комкаем копировальную бумагу, затем выпрямляем ее и кладем красящей стороной на покрашенный лист.
Далее накрываем все это каким-нибудь покрывалом и проглаживаем утюгом. Фактура уже готова, но при необходимости, можно еще раз прогладить лист, только вместо копирки использовать простой (принтерный) лист, чтобы снять лишнюю отпечатанную краску.

 5. Разбрызгивание аэрозолями и с помощью зубной щетки. На брызг можно делать с помощью зубной щетки и деревянной зубочистки. Зубную щетку опускаем в стакан с водой - щетина должна быть мокрой,  на щетину намазываем немного краски. Подносим щетку к поверхности и зубочисткой, движением "на себя" проводим по верху щетины. Делаем это довольно резко.

6. Рисование мыльными пузырями. В раствор мыльной воды добавляются краски или пищевой краситель. Берем соломинку для коктейлей и начинаем пенить раствор, чтобы пузыри поднялись в стаканчике. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прикладываем ее к мыльной пене. Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам. Для творчества лучше брать плотную бумагу, а еще лучше бумагу для акварели.

7. Монотипия, декалькомания. Наносим краски на стекло. Потом листом бумаги, соответствующим по размеру, накрываем наш рисунок и плотно прижимаем. На листе получится зеркальное отображение рисунка. Затем кистью можно дорисовать детали, доведя рисунок до логического завершения. Эта техника называется монотипия. Существует похожая техника изготовления фона для флористического коллажа – декалькомания. Выполняется также, с той лишь разницей, что лист бумаги можно повернуть по кругу, по диагонали, сдвинув влево или вправо, добиваясь интересных разводов краски на бумаге. А завершается работа сухими растениями.

8. Штампы разными фактурами . Создать интересный фон можно с помощью штампов. Штамповать можно подручными материалами грубой тканью, мятой бумагой, пленкой, листьями растений, различными рефлеными предметами, самодельными штампами и купленными в магазине. Интересный способ я нашла в интернете. Продавливаем нужный узор на листе полипропилена. Наносим на него краску, накладываем лист бумаги, прижимаем, получается отпечаток.

9. Прием «папье-маше». Рвем бумагу на кусочки размером примерно 2-3 см. Наносим клей на бумагу, которую декорируем, и в хаотичном порядке наклеиваем кусочки рваной бумаги. После высыхания тонируем губкой выпуклые фрагменты.

10. Декупаж. Наклеивая салфетки, декупажные карты на поверхность, можно получить необычные, интересные фоны для ваших работ.

11. Мятая бумага. Думаю, этот прием всем известен. Напомню: можно использовать гофробумагу, тонкие обои, кальку, салфетки, любую подходящую бумагу. Сжимаем выбранный вами материал, слегка расправляем и приклеиваем на основу, сохраняя заломы. Полученную поверхность можно затонировать.

12. Заклеивание фона природными материалами: сухими листьями, березовой корой, соломой. Такой фон подойдет для композиций из природного материала.

13. Фактурные материалы: Сделать фактуру декорируемой поверхности более выразительной и эффектной можно при помощи фактурных материалов: шпаклевки, песка, крупы, яичной скорлупы. На подготовленную поверхность мастихином нанесите толстый ровный слой акриловой шпаклевки. Подождите примерно 10 минут, пока шпаклевка немного не загустеет. Затем можно создать различные фактурные поверхности с помощью различных рефленых поверхностей: сеток, грубой ткани, плоской расческой нарисовать различные линии или узоры и другое.

14. Использование трафаретов. С помощью различных трафаретов можно создать интересные фоны. Например можно использовать ажурные ткани, вязаные и бумажные салфетки,

15. Окраска смоченной гофрированной бумагой. Гофрированную бумагу различных цветов рвем на кусочки, смачиваем ее водой и накладываем на окрашиваемый лист бумаги или картона. Даем гофробумаге подсохнуть, и снимаем ее с окрашиваемой поверхности. Получается разноцветная бумага.

16. Эффект состаривания бумаги – окраска чаем, кофе.

17. Фроттаж - техника нанесения рисунка на бумагу, ткань. Для появления рисунка используется рельефная поверхность, которая располагается с обратной стороны бумаги (ткани), эта рельефная поверхность отображается на лицевой стороне бумаги (ткани) с помощью трения красящего материала карандаша, воскового мелка.

18. Энкаустика, приемы создания фона цветным воском (показать)

19. Мрамирование (показать) Вы сможете этим способом получить очень красивые разводы, напоминающие мраморную поверхность. Вам необходимы пена или гель для бритья и краска. Выдавите пену на пластиковую палитру, размажьте ровным слоем по палитре и капните несколько капель краски. Ручкой кисточки сделайте разводы из краски на пене. Теперь положите сверху лист бумаги, слегка прижмите, снимите. Остатки пены уберите бумажными салфетками.

20. Фон из фольги.

Динамичная пауза.

II. Практическая часть.

В практической части мастер-класса выполним фон способом фроттаж, декалькомания, рисование мыльными пузырями, фон из фольги.

Фроттаж. Берем карандаш (простой или цветной) или любой другой мягкий материал (уголь, сангину, восковые мелки, пастель и пр.) и закрашиваем бумагу. При этом, под бумагой должна находиться какая-то ребристая поверхность. В результате на поверхности бумаге проявляется как бы «слепок» рельефа. Методом фроттажа можно получить точную копию рельефной поверхности. Любые рифленые поверхности могут стать рапортом текстуры. Например, на бумагу можно перенести рельеф листье, плетенки, решетки и пр. А затем использовать эту текстуру как фон для коллажей и аппликаций.



Рисование мыльными пузырями.

Для этого в растворы мыльной воды добавляем краски или пищевой краситель. Берем соломинку для коктейлей и начинаем пенить раствор, чтобы пузыри поднялись в стаканчике. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прикладываем ее к мыльной пене. Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам.  Для творчества лучше брать плотную бумагу, а еще лучше бумагу для акварели. Из такой бумаги можно сделать открытки, конверты или использовать для аппликации «Подводный мир»

Декалькомания.

Нам понадобятся: 1. Бумага для акварели, стекло (размер соответствующий будущей картины), краски акварельные или гуашь,

кисти, палитра для красок, распылитель, губка, перчатки.

Наша работа может быть непредсказуема и неожиданна. Необходимо начать со следующего: определить цель и общее настроение вашей работы. Затем выбрать основной цвет, отражающий и наиболее подходящий такому настроению нанести на стекло предварительно смоченное водой из распылителя, затем добавить дополнительные цвета, слабее и прозрачнее по интенсивности, распределяете по периферии. Положите лист бумаги на стекло, затем снимите бумагу. Получились интересные красочные эффекты. Можно повторить процесс добиваясь различных результатов.



Фон из фольги.

Для этого нам понадобятся фольга, акриловые краски, клей ПВА, губка, картон, детали декора.

1. Приклеиваем декоративные фигурки на картон. Промазываем клеем картонные заготовки, мятую фольгу (берем кусок больший, чем формат картона) укладываем на картонную основу, прижимая к поверхности. С помощью ватных палочек обжимаем выпуклые фрагменты декора и приклеиваем, подворачивая края фольги на изнаночную сторону картона.

2. Набираем на губку белую акриловую краску и наносим на фольгу по всей поверхности. Затем наносим другие оттенки красок, добиваясь плавных переходов, это придает фону более сложный и интересный вид.

3. После высыхания краски на поверхности фольги получается эффект легкого таинственного мерцания. Из декоративных элементов составляем композицию. Миниатюра готова.

IV. Заключение. Рефлексия.

– Понравился ли вам ….

– Полезна ли информация…

Вот и позади наше общение с вами. Надеюсь, что те часы, которые мы провели вместе, не пройдут напрасно. Этого просто не может случиться, так как даже легкое прикосновение к проблемам гармонии всегда дает положительный эффект. Или вы захотите еще раз увидеть знакомые произведения искусства, или обернетесь на улице и акцентируете свое внимание на архитектуре, женщине в красивой одежде, автобусе с активной рекламой. Даже если просто обернетесь – уже хорошо: значит, ваша душа открыта и готова принять прекрасное. Если же зададитесь вопросом: «А каким это образом получилось?» – считайте, что вы уже готовы для творчества.

«Творить», «созидать» – какие прекрасные слова! Они несут в себе добро, мир. Это, наверное, и есть счастье.

Так будьте же счастливы.

Желаю Вам успехов в вашей работе, новых творческих побед! Творите мир своими руками!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект мастер-класса на тему: «Способы изготовления фона для плоскостных работ»

Автор: Линева Ирина Васильевна

Дата: 18.03.2017

Номер свидетельства: 401316


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства