kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного коррекционно – развивающего занятия «Учусь общаться»

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель занятия:способствовать пониманию пониманию учащимися важности установления уважительных отношений при взаимодействии друг с другом. Применила притчу "Сказка о гвоздях". Постаралась объяснить роль уважительных отношений при межличностном взаимодействии по принципу: "Относись к людям так, как бы хотелось, чтобы они относились к тебе".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного коррекционно – развивающего занятия «Учусь общаться» »

Конспект интегрированного

коррекционно – развивающего занятия

«Учусь общаться»

Продолжительность: 45 минут.

Аудитория: 12–13 лет.

Количество участников: 20 человек.

Формы проведения: беседа, игры-упражнения, чтение “Сказки про гвозди”, работа в малых подгруппах, группах.

Цель: способствовать пониманию учащимися важности установления уважительных отношений при взаимодействии друг с другом.

Задачи:

  • раскрыть понятие “общение”, “агрессивное поведение”;

  • объяснить роль уважительных отношений при межличностном взаимодействии на принципе: “Относись к другим людям так, как бы хотелось, чтобы они относились к тебе”;

  • проанализировать неэффективность модели агрессивного поведения;

  • способствовать умению гармонично взаимодействовать со сверстниками;

  • рассмотреть конструктивные способы решения ситуаций.

Оборудование и материалы: конверты с пословицами, притча “Сказка про гвозди”, рисунок дерева, листья, памятки, цветок.

Ход занятия

Здравствуйте ребята!

Тема нашего сегодняшнего занятия «Учусь общаться». Сегодня мы попробуем научиться правильно общаться друг с другом, рассмотрим, что нам может помочь, а что помешать в общении. И я предлагаю вам в качестве приветствия следующие упражнения по подгруппам.

Цель: Установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию, зарядить группу энергией.

1-я подгруппа - упражнение «Ласковое имя»

Участники встают в круг, а один; передавая цветок соседу, называет полное имя. Задача других – назвать, передавая цветок по кругу, как можно больше вариантов своего имени (Катя, Катюша, Катенька). Задание повторяются для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя.

2-я подгруппа – упражнение «Европейцы»(здороваются плечами)

3-я подгруппа – упражнение «Японцы» (кланяются)

4-я подгруппа (подгруппа старших)- упражнение (поздороваться необычным способом)


Дискуссия:

Цель: сформулировать у учащихся понятие «общение».

Ребята, а как вы понимаете, что такое общение? И для чего люди общаются?

Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности. Процесс общения включает в себя:

  • Обмен информацией;

  • Взаимодействие;

  • Восприятие и понимание другого человека.

Цели общения:

  • Установление контакта;

  • Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;

  • Побуждение, стимулирование активности партнёра;

  • Координация действий;

  • Обмен эмоциями;

  • Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях ( ролевых, деловых)

Упражнение «Копилка народной мудрости»

Цель: с помощью народных пословиц уточнить понятие “общение”.

А теперь давайте познакомимся с пословицами и поговорками, в которых народ отразил свое отношение к общению. Вашему вниманию предлагаются начало пословиц, а вы должны их завершить. Попробуйте их расшифровать.

Русские пословицы и поговорки об общении, речи, слове

Слово не стрела, а в сердце язвит. 
Доброе слово дом построит, а злое разрушит. 
В народе что в туче: в грозу все наружу выйдет. 
Много наговорено, да мало переварено. 
Доброе слово сказать — посошок в руки дать. 
Криком изба не рубится, шумом дело не спорится. 
Сказал, что небосвод низок, так и ходи согнувшись. 
Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 
Во многом глаголании не без пустословия. 
От одного слова да на век ссора. 
Язык хлебом кормит и дело портит. 
Звон не молитва, крик не беседа. 
Кстати бранись, кстати мирись. 
Твой же приговор, да тебе же во двор. 
Недобранка лучше перебранки. 
Кто ругается, у того лошадь спотыкается. 
Говоря о чужих, услышишь и о своих. 
В добрый час молвить, в худой промолчать. 
Про одни дрожди, не говорят трожди. 
Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего не хочет. 
Слово выпустишь, так и крюком не втащишь. 
И дорого б дал за словечко, да не выкупишь. 
Лучше ногой запнуться, чем языком. 
Бойся Вышнего, не говори лишнего. 
Доброе молчание лучше худого ворчания. 
Сказано красно — по избам пошло, а смолчится — себе пригодится. 
На час ума не стало, навек дураком прослыл. 
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди. 
Без рассуждения не твори осуждения. 
Добра не смыслишь, и худа не говори.

Танец «Попробуем, пообщаемся!»

Дискуссия « Что может мешать общению»

Учитель:    Ребята, стоит заметить, что побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от неё. Продолжим мы занятие словами знаменитого советского поэта лауреата Государственной премии СССР  Михаила  Львовича  Матусовского:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

 Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

 Как от мелких, но острых осколков.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Обсуждение:

  • Ребята, какой был мальчик?

  • Зачем отец дал ему мешочек гвоздей?

  • Сколько гвоздей в первый день вбил мальчик?

  • Почему он вытащил гвозди из столба?

  • Что сказал отец сыну?

  • В чем смысл фразы: “сколько дыр осталось в заборе, вот столько и шрамов ты оставил в сердцах своих друзей?

  • Что посоветовал отец?

Упражнение «Клубок проблем»

Участники встают близко друг к другу, образуя тесный круги, протягивают руки к середине круга. По команде все одновременно берутся за руки. При этом нельзя брать за руки тех, кто стоит рядом. После того, как убеждена, что все руки соединены попарно, предлагаю участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Во время выполнения упражнения в группе достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае должна спокойно сказать, что задача – решаемая, распутаться можно всегда.

Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

  1. Все участники окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, а кто-то спиной. Это не важно. Главное, чтобы все последовательно образовали круг.)

  2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

  3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Время, затрачиваемое участниками на выполнение этого упражнения, может быть очень разным.

Подводя итог, говорю, что это была как бы имитация клубка проблем, с которым иногда каждый из нас сталкивается. Надо иметь терпение, приложить соответствующие умственные усилия, и тогда находится способ преодоления любой препятствующей ситуации. В данном случае вы все попробовали и победили, справившись с «запутанным заданием».

Упражнение «Восковая палочка»

Группу стоит близко друг к другу, выставив ладони на уровне груди внутрь круга. Руки согнуты в локтях. Участник в центре круга – «восковая палочка». Его ноги «прибиты» к полу, а костей у него нет. «Палочка», закрыв глаза. качается, группа мягко перепасовывает ее от одного члена группы к другому. Цель: снять тревожность и напряженность в группе.

Пока дается задание учащимся, взрослые должны разыграть ситуацию:

«Выполнение домашнего задания» (ученику надоело выполнять домашнее задание, а родители их заставляют)

Упражнение «Дерево правил»

Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных правил:

Дети самостоятельно формулируют и записывают на листочках в виде листьев дерева правила, а потом крепят на изображение дерева, размещенное на доске. Примерные ответы:

1) Говори о другом только тогда, когда тебя об этом попросят.

2) Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.

3) Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

4) Не давай оценки.

5) Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте…»; «Ты должен…» - под запретом.

Заключение. Подведение итогов.

Вывод: Итак, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих тебе людях. Проверяй свои слова вопросом к самому себе: “Не делаешь ли ты зла, неудобства людям”? Делайте все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры, не стоит, обижайте по пустякам на другого человека. Каждый человек – уникален. Нужно верить в свои силы и жить по принципу: “Относись к людям, так как бы ты хотел, чтобы они отнеслись к тебе.

«Спасибо за приятное занятие»

Инструкция:

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Спасибо за занятие! Спасибо за работу, всего доброго!


Литература:

1. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс)/ С.В. Кривцова, Д.В. Рязанова, О.И. Еронова, Е.А. Пояркова; под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2012.

2. Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. – М.: “Сюита”, 1996.

3. Н.В. Клюева. Учим детей общению. – Ярославль: 1997.

4.Т.Н. Князева. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: 2004.

5.Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. /Сост. В.Н. Морохин. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. шк., 1986.

6.В. Петрова. Азбука нравственного воспитания //Воспитание школьников 4/2006, с. 26.

7.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Н.В. Елкина. – Ярославль: 1997.

8.Энциклопедия для девочек и мальчиков. Сост. Л.И. Павлова. – М.: 2000.
















6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект интегрированного коррекционно – развивающего занятия «Учусь общаться»

Автор: Васканова Валентина Васильевна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241987

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект интегрированного тематического коррекционно - развивающего занятия"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_integrirovannogo_tematicheskogo_korrektsionno_razvivaiushchego_zaniatii"
    ["file_id"] => string(6) "601833"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646800617"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП."
    ["seo_title"] => string(146) "vliianiie-khudozhiestviennogho-slova-na-razvitiie-tvorchiestva-c-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-mietodov-risovaniia-u-dietiei-s-diaghnozom-dtsp"
    ["file_id"] => string(6) "275472"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452584621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства