Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Судомоделирование» «Изготовление моделей парохода и буксира»»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных техников»
города Каменск-Шахтинский
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Судомоделирование»
«Изготовление моделей парохода и буксира»
Выполнила: Наливайко Е.В.
педагог дополнительного образования
2019год
Тема: Знакомство с чертежами. Приёмы изготовления моделей судов из картона. Приёмы получения разверток.
Тип занятия: комбинированный.
Изделия: модель буксира, модель парохода.
Цели:
Приобщать детей к занятиям начально-техническим моделированием.
Задачи:
1. Учить детей самостоятельно изготавливать модели судов по чертежам.
2. Расширять знания о чертежах и условных линиях чертежа.
3. Закреплять ранее полученные детьми навыки работы с материалами (картон, бумага, клей) и приёмы владения инструментами (ножницы, линейка).
4. Развивать умение анализировать образцы игрушек; подбирать необходимый материал для их изготовления.
5. Развивать глазомер, мелкую моторику рук и точность.
6. Воспитывать у детей аккуратность, внимательность, организованность, эстетический вкус.
Педагог: Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на занятии.
Педагог: Хочу познакомить вас с историей возникновения судов. Ещё в глубокой древности люди искали средства, с помощью которых можно было бы передвигаться по воде. Вначале это было обычное бревно, затем несколько стволов связали вместе, так получился плот. На плотах можно было совершать дальние путешествия. Используются они и в наши дни.
Самыми первыми судами были лодки, выдолбленные из отдельного ствола дерева. Для передвижения использовали шест.
Постепенно эти плавающие средства совершенствовались, лодки увеличивались в размерах, появились надстройки, шест заменили вёслами.
Позднее стали строить различные типы судов: каравеллы, фрегаты, шлюпки.
Первый пароход был построен в 1803 году. Решающий вклад в создание военно-морского флота внес Петр I, лично принимавший участие в проектировании и строительстве кораблей.
Педагог: Ребята, есть суда пассажирские, грузовые, научные, промысловые и другие. Среди пассажирских судов выделяются: теплоходы, пароходы, катера. Среди грузовых – сухогрузные (баржи) и наливные (танкеры)
Есть суда технического назначения: буксиры, ледоколы, пожарные. Есть большая группа спортивный судов: байдарки, яхты, катамараны.
Корабли военно-морского флота предназначены для ведения боя с кораблями противника. Среди военных кораблей есть и авианосцы, крейсеры-броневики, линкоры и другие. Есть также подводные корабли-лодки, способные плавать под водой до 90 суток.
Педагог: Ребята, а вы хотели бы сегодня на занятии изготовить модели судов?
Дети: … отвечают.
Педагог: Я предлагаю сейчас открыть судостроительный завод. Я директор, приглашаю вас в рабочие. Сегодня на нашем заводе вы сможете проявить свои конструкторские способности и изготовить модели следующих судов: пароход и буксир.
А я – директор завода обещаю: всем кто сконструирует любое из этих судов, выдать значок «Мастер» или «Лучший мастер».
(Педагог показывает значки)
Педагог: Итак, рабочий день на нашем заводе начинается.
2. Основная часть.
Анализ изделия:
Педагог: Ребята, перед вами образцы моделей судов: буксир и пароход.
(Педагог называет и показывает детям каждую модель)
Педагог: А теперь давайте расскажем об этих судах. Из каких основных частей состоит пароход?
Педагог: Молодцы. Ребята, что общего у этих судов?
Дети: И у парохода, и у буксира есть корпус, рубка, трубы, иллюминаторы, двери.
Педагог: Хорошо. А чем эти суда отличаются друг от друга?
Дети: У них разная форма корпуса: у парохода – передняя часть (нос) – острая, а задняя часть (корма) – прямая; у буксира – передняя часть (нос) – острая, а задняя часть (корма) - закруглённая.
У парохода и буксира разные по форме рубки. У буксира есть мачта с флагом и буксирный гак.
Педагог: Правильно. Ребята, обратите внимание, из какого материала сделаны модели судов?
Дети: Из картона и бумаги.
Педагог: Хорошо. Как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы?
Педагог: Молодцы. Теперь давайте вспомним основные правила работы с инструментами. Кто из вас напомнит правила обращения с ножницами?
Дети:
1. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
2. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
3. Не размахивать ножницами – чтобы не поранить соседа.
Педагог: Правильно.
План работы:
Педагог: Ребята, изготовить модели судов нам помогут вот такие чертежи.
Педагог: Обратите внимание на чертеж модели парохода.
(Педагог показывает на доску, на которой прикреплены чертёж модели парохода, нарисованный на ватмане в крупном плане)
Педагог: Посмотрите, это развертка для изготовления корпуса парохода, это развертка для палубы, это развертка для рубки, а это для труб – большой и маленькой.
Педагог: А сейчас обратите внимание на чертёж модели буксира.
(Педагог показывает на доску, на которой прикреплен чертёж модели буксира, нарисованный на ватмане в крупном плане)
Педагог: Посмотрите, это развертка для изготовления корпуса буксира, это развертка для палубы, это развертка для рубки, а это для мачты и трубы.
Педагог: Ребята, давайте разберемся в чертежах.
Педагог: Каждая начерченная линия говорит о том, что с ней надо сделать.
Есть длинные сплошные линии _____________
(Педагог показывает)
Педагог: Что по ним нужно делать?
Дети: По сплошным линиям нужно вырезать, разрезать.
Педагог: Правильно. А вот такие линии _ _ _ _ _ _ _ _ как называются?
(Педагог показывает)
Дети: Пунктирными.
Педагог: Хорошо. А что по этим линиям нужно делать?
Дети: По ним нужно сгибать.
Педагог: Молодцы! Ребята, но картон – это очень толстая бумага. Он мало пластичен и при сгибании ломается. А для изготовления моделей судов нужно очень красиво сложить картонную заготовку. Что для этого надо сделать? Какую операцию необходимо выполнить?
Дети: Необходимо выполнить операцию, которая называется «рицовка».
Педагог: Правильно. Рицовка – это операция, выполняемая для сгибания картона. Для этого делают царапину до половины толщины материала. По ней заготовка сложится очень аккуратно.
Педагог: Ребята, кто сможет рассказать и показать, как выполнить рицовку.
Дети: Для этого прикладываем линейку к пунктирным линиям и несильно проводим вдоль по линейке кончиками остриёв ножниц для того, чтобы по этой линии было удобнее сгибать картон.
(Ребёнок показывает на доске способ выполнения рицовки)
Педагог: Хорошо. Однако эта операция требует много внимания. Стоит хотя бы немного поторопиться, как очень глубокая царапина прорежет картон насквозь.
Педагог: Ребята, давайте вместе определим ход работы. С чего начнем изготовление любой из этих моделей?
Дети: Сначала по пунктирным линиям сделаем рицовку на всех развертках.
Педагог: Правильно. А что потом?
Дети: Вырежем все развертки.
Педагог: Хорошо. А что будем делать далее?
Дети: Склеим развертки корпуса.
(Педагог показывает детям: корпус парохода и буксира в сборе)
Дети: Займемся изготовлением палубы. Нужно приклеить её на корпус.
Педагог: Хорошо. Только приклеиваем палубы на корпус начинается с носа: клапанами, отогнутыми вниз. Затем приклеивается к клапанам сначала на одном борту, потом на другом, и в последнюю очередь приклеивается к корме.
Педагог: Ребята, а что будем делать далее?
Дети: Следующей изготавливается рубка моделей судов. Затем приклеим рубку к корпусу сверху.
Педагог: Ну вот, модели почти готовы. Что ещё осталось сделать?
Дети: На готовую рубку наклеиваем: для парохода – 2 трубы: большую и маленькую, а для буксира – мачту с флагом, трубу, буксирный гак.
Педагог: Ребята, не забудьте наклеить на рубку иллюминаторы, двери, якорь. Как их изготовить?
Дети: Эти детали надо вырезать из бумаги по шаблону и приклеить на рубку.
Педагог: Молодцы! Ребята, я предлагаю вам сконструировать любую из этих моделей: или буксир, или пароход.
Педагог: Нашем заводе есть два цеха. В этот цех я приглашаю рабочих, которые хотели бы изготовить модель парохода, а в этот цех, рабочих которые хотели бы изготовить модель буксира.
Педагог: Это интересная работа, но одновременно требующая от вас терпения, внимательности, точности.
Практическая работа.
Педагог: Ребята, а сейчас приступаем к работе. (Самостоятельная работа, во время которой педагог в индивидуальном порядке интересуется, помогает тем, кто затрудняется).
(Включить магнитофон с детскими песенками, через 20 минут от начала занятия физкультминутка):
Физкультминутка:
От огромного причала
Оттолкнулся теплоход (встают из-за столов)
Он назад шагнул сначала,(делают шаг назад)
А потом шагнул вперед.(делают шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке (волнообразные движения руками)
Набирая полный ход (ходьба на месте).
Педагог: Продолжаем самостоятельную работу.
3. Заключительная часть.
Педагог: Ребята, рабочий день на нашем заводе подошёл к концу. Спускаем свои модели судов на воду.
(Дети ставят модели судов на стол, покрытый голубой тканью)
Педагог: Я рада, что всё у вас получилось. Молодцы!
Педагог: Ребята, что вы сегодня выполняли на занятии?
Дети: Модели судов: буксир, пароход.
Педагог: А чему вы научились на занятии?
Дети: Научились по чертежу делать различные суда.
Педагог: Да, сегодня мы познакомились с чертежами моделей судов: буксира и парохода. Как мы их прочитали?
Дети: Пользуясь условными обозначениями.
Педагог: Что это за жирная линия?
(Педагог показывает на чертеже сплошную линию)
Дети: Сплошная линия.
Педагог: Что мы по ней делаем?
Дети: Вырезаем.
Педагог: А эта линия – тире, тире?
Дети: Линия сгиба. По ней складываем.
Педагог: Молодцы ребята! Разобрались с условными обозначениями. Все справились с работой.
Педагог: Вам самим понравились ваши модели?
Дети: … отвечают.
Педагог: Вам понравилось заниматься техническим творчеством?
Дети: … отвечают.
Педагог: А сейчас пора подводить итоги.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам выступить в качестве жюри. Каждый будет оценивать свою работу. Будьте внимательными и честными. Попробуйте объективно оценить свою работу.
(Педагог обращает внимание детей на фишки, лежащие в коробочке).
Педагог: Возьмите фишки из коробочки:
1. Если вы сделали все развертки точно и ровно – 2 фишки.
2. Если есть недостатки в этой работе – 1 фишку.
3. Если вы вырезали точно по контуру ровно и аккуратно все детали – 2 фишки.
4. Если в этой работе есть недостатки – 1 фишку.
5. Если вы считаете, что ваша работа выполнена аккуратно, в ней нет пятен клея, все детали наклеены ровно и на своих местах – 3 фишки.
6. Если вы считаете, что в вашей работе есть недочёты – 2 фишки.
Педагог: А теперь пришло время сосчитать фишки. Ребята, посчитайте, пожалуйста, каждый свои фишки.
(Дети считают фишки)
Педагог: Внимание! Внимание! А сейчас награждение.
Педагог: Я прошу выйти сюда ко мне тех рабочих, у которых 4 фишки и 5 фишек.
(Дети выходят к директору завода)
Педагог: Итак, вам вручается медаль и присваивается звание «Мастер».
(Директор вручает детям медали)
Педагог: А сейчас я прошу выйти сюда ко мне тех рабочих, у которых 6 и 7 фишек.
(Дети выходят к директору завода)
Педагог: А вам вручается медаль и присваивается звание «Лучший мастер».
(Директор вручает детям медали)
Педагог: Поздравляю всех с наградами!
Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы хорошо потрудились и сконструировали замечательные суда, с которыми вы сможете играть с друзьями или кому-то подарить. Я думаю, что всем понравится такой подарок.
Педагог: Ребята, если вам было интересно на занятии, и вы хотели продолжить заниматься техническим творчеством, то поставьте своего матроса на самую верхнюю ступеньку, ведущую к нашему заводу. Если не очень то пониже. Если совсем было не интересно, то на самую нижнюю.
Педагог: Молодцы ребята! Давайте уберем инструменты и приведем свои рабочие места в порядок. Наше занятие окончено.