kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Судомоделирование» «Изготовление моделей парохода и буксира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Приобщать детей к занятиям начально-техническим  моделированием.

Задачи:

1. Учить детей самостоятельно изготавливать модели судов по чертежам.

2. Расширять знания о чертежах и условных линиях чертежа.

3. Закреплять ранее полученные детьми навыки работы с материалами (картон, бумага, клей) и приёмы владения инструментами (ножницы, линейка).

4. Развивать умение анализировать образцы игрушек; подбирать необходимый материал для их изготовления.

5. Развивать глазомер, мелкую моторику рук и точность.

6. Воспитывать у детей аккуратность, внимательность, организованность, эстетический вкус.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Судомоделирование» «Изготовление моделей парохода и буксира»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Станция юных техников»

города Каменск-Шахтинский









Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Судомоделирование»

«Изготовление моделей парохода и буксира»







Выполнила: Наливайко Е.В.

педагог дополнительного образования











2019год

Тема: Знакомство с чертежами. Приёмы изготовления моделей судов из картона. Приёмы получения разверток.

Тип занятия: комбинированный.

Изделия: модель буксира, модель парохода.

Цели:

Приобщать детей к занятиям начально-техническим моделированием.

Задачи:

1. Учить детей самостоятельно изготавливать модели судов по чертежам.

2. Расширять знания о чертежах и условных линиях чертежа.

3. Закреплять ранее полученные детьми навыки работы с материалами (картон, бумага, клей) и приёмы владения инструментами (ножницы, линейка).

4. Развивать умение анализировать образцы игрушек; подбирать необходимый материал для их изготовления.

5. Развивать глазомер, мелкую моторику рук и точность.

6. Воспитывать у детей аккуратность, внимательность, организованность, эстетический вкус.

Форма обучения: учебное занятие.

Методы обучения:

Словесные: беседа, объяснение, художественное слово.

Наглядные: демонстрация готовых образцов, демонстрация чертежей.

Практические: показ способов изготовления деталей моделей судов: буксира, парохода.

Возраст детей: 11-12 лет.

Материалы и инструменты:

- цветной картон, цветная бумага;

- клей ПВА, кисть для клея;

- ножницы, линейки.

Дидактические материалы:

- чертежи;

- образцы моделей судов: буксира, парохода;

- плакат (ТБ при работе с ножницами);

- магнитофон и кассеты.

Хронометраж учебного занятия:

Организационный момент - 2 минуты

Теория (постановка целей и задач) - 5 минут

Практическая работа (описание действий, объяснение) - 30 минут

Выставка работ - 5 минут

Итог работы - 3 минуты

План-конспект занятия.

План занятия:

1. Вводная часть: Организационный момент, приветствие, тема занятия.

2. Основная часть: Изготовление моделей судов: буксира, парохода. Оформление изделий.

3. Заключительная часть: Подведение итогов занятия.


Конспект занятия:

1. Вводная часть.

Педагог: Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на занятии.

Педагог: Хочу познакомить вас с историей возникновения судов. Ещё в глубокой древности люди искали средства, с помощью которых можно было бы передвигаться по воде. Вначале это было обычное бревно, затем несколько стволов связали вместе, так получился плот. На плотах можно было совершать дальние путешествия. Используются они и в наши дни.

Самыми первыми судами были лодки, выдолбленные из отдельного ствола дерева. Для передвижения использовали шест.

Постепенно эти плавающие средства совершенствовались, лодки увеличивались в размерах, появились надстройки, шест заменили вёслами.

Позднее стали строить различные типы судов: каравеллы, фрегаты, шлюпки.

Первый пароход был построен в 1803 году. Решающий вклад в создание военно-морского флота внес Петр I, лично принимавший участие в проектировании и строительстве кораблей.

Педагог: Ребята, есть суда пассажирские, грузовые, научные, промысловые и другие. Среди пассажирских судов выделяются: теплоходы, пароходы, катера. Среди грузовых – сухогрузные (баржи) и наливные (танкеры)

Есть суда технического назначения: буксиры, ледоколы, пожарные. Есть большая группа спортивный судов: байдарки, яхты, катамараны.

Корабли военно-морского флота предназначены для ведения боя с кораблями противника. Среди военных кораблей есть и авианосцы, крейсеры-броневики, линкоры и другие. Есть также подводные корабли-лодки, способные плавать под водой до 90 суток.

Педагог: Ребята, а вы хотели бы сегодня на занятии изготовить модели судов?

Дети: … отвечают.

Педагог: Я предлагаю сейчас открыть судостроительный завод. Я директор, приглашаю вас в рабочие. Сегодня на нашем заводе вы сможете проявить свои конструкторские способности и изготовить модели следующих судов: пароход и буксир.

А я – директор завода обещаю: всем кто сконструирует любое из этих судов, выдать значок «Мастер» или «Лучший мастер».

(Педагог показывает значки)

Педагог: Итак, рабочий день на нашем заводе начинается.

2. Основная часть.

Анализ изделия:

Педагог: Ребята, перед вами образцы моделей судов: буксир и пароход.

(Педагог называет и показывает детям каждую модель)

Педагог: А теперь давайте расскажем об этих судах. Из каких основных частей состоит пароход?

Дети: Корпус, палуба, рубка, трубы, иллюминаторы, двери.

Педагог: Правильно. А из каких основных частей состоит буксир?

Дети: Корпус, палуба, рубка, мачта, иллюминаторы, двери, труба.

Педагог: Молодцы. Ребята, что общего у этих судов?

Дети: И у парохода, и у буксира есть корпус, рубка, трубы, иллюминаторы, двери.

Педагог: Хорошо. А чем эти суда отличаются друг от друга?

Дети: У них разная форма корпуса: у парохода – передняя часть (нос) – острая, а задняя часть (корма) – прямая; у буксира – передняя часть (нос) – острая, а задняя часть (корма) - закруглённая.

У парохода и буксира разные по форме рубки. У буксира есть мачта с флагом и буксирный гак.

Педагог: Правильно. Ребята, обратите внимание, из какого материала сделаны модели судов?

Дети: Из картона и бумаги.

Педагог: Хорошо. Как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы?

Дети: Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, линейка.

Педагог: Молодцы. Теперь давайте вспомним основные правила работы с инструментами. Кто из вас напомнит правила обращения с ножницами?

Дети:

1. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

2. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

3. Не размахивать ножницами – чтобы не поранить соседа.

Педагог: Правильно.

План работы:

Педагог: Ребята, изготовить модели судов нам помогут вот такие чертежи.

Педагог: Обратите внимание на чертеж модели парохода.

(Педагог показывает на доску, на которой прикреплены чертёж модели парохода, нарисованный на ватмане в крупном плане)

Педагог: Посмотрите, это развертка для изготовления корпуса парохода, это развертка для палубы, это развертка для рубки, а это для труб – большой и маленькой.

Педагог: А сейчас обратите внимание на чертёж модели буксира.

(Педагог показывает на доску, на которой прикреплен чертёж модели буксира, нарисованный на ватмане в крупном плане)

Педагог: Посмотрите, это развертка для изготовления корпуса буксира, это развертка для палубы, это развертка для рубки, а это для мачты и трубы.

Педагог: Ребята, давайте разберемся в чертежах.

Педагог: Каждая начерченная линия говорит о том, что с ней надо сделать.

Есть длинные сплошные линии _____________

(Педагог показывает)

Педагог: Что по ним нужно делать?

Дети: По сплошным линиям нужно вырезать, разрезать.

Педагог: Правильно. А вот такие линии _ _ _ _ _ _ _ _ как называются?

(Педагог показывает)

Дети: Пунктирными.

Педагог: Хорошо. А что по этим линиям нужно делать?

Дети: По ним нужно сгибать.

Педагог: Молодцы! Ребята, но картон – это очень толстая бумага. Он мало пластичен и при сгибании ломается. А для изготовления моделей судов нужно очень красиво сложить картонную заготовку. Что для этого надо сделать? Какую операцию необходимо выполнить?

Дети: Необходимо выполнить операцию, которая называется «рицовка».

Педагог: Правильно. Рицовка – это операция, выполняемая для сгибания картона. Для этого делают царапину до половины толщины материала. По ней заготовка сложится очень аккуратно.

Педагог: Ребята, кто сможет рассказать и показать, как выполнить рицовку.

Дети: Для этого прикладываем линейку к пунктирным линиям и несильно проводим вдоль по линейке кончиками остриёв ножниц для того, чтобы по этой линии было удобнее сгибать картон.

(Ребёнок показывает на доске способ выполнения рицовки)

Педагог: Хорошо. Однако эта операция требует много внимания. Стоит хотя бы немного поторопиться, как очень глубокая царапина прорежет картон насквозь.

Педагог: Ребята, давайте вместе определим ход работы. С чего начнем изготовление любой из этих моделей?

Дети: Сначала по пунктирным линиям сделаем рицовку на всех развертках.

Педагог: Правильно. А что потом?

Дети: Вырежем все развертки.

Педагог: Хорошо. А что будем делать далее?

Дети: Склеим развертки корпуса.

(Педагог показывает детям: корпус парохода и буксира в сборе)

Педагог: Правильно. Обратите внимание, клапаны приклеиваем вовнутрь. На чертежах клапаны обозначены штриховкой.

(Педагог показывает)

Педагог: Ребята, а что будем делать теперь?

Дети: Займемся изготовлением палубы. Нужно приклеить её на корпус.

Педагог: Хорошо. Только приклеиваем палубы на корпус начинается с носа: клапанами, отогнутыми вниз. Затем приклеивается к клапанам сначала на одном борту, потом на другом, и в последнюю очередь приклеивается к корме.

Педагог: Ребята, а что будем делать далее?

Дети: Следующей изготавливается рубка моделей судов. Затем приклеим рубку к корпусу сверху.

Педагог: Ну вот, модели почти готовы. Что ещё осталось сделать?

Дети: На готовую рубку наклеиваем: для парохода – 2 трубы: большую и маленькую, а для буксира – мачту с флагом, трубу, буксирный гак.

Педагог: Ребята, не забудьте наклеить на рубку иллюминаторы, двери, якорь. Как их изготовить?

Дети: Эти детали надо вырезать из бумаги по шаблону и приклеить на рубку.

Педагог: Молодцы! Ребята, я предлагаю вам сконструировать любую из этих моделей: или буксир, или пароход.

Педагог: Нашем заводе есть два цеха. В этот цех я приглашаю рабочих, которые хотели бы изготовить модель парохода, а в этот цех, рабочих которые хотели бы изготовить модель буксира.

Педагог: Это интересная работа, но одновременно требующая от вас терпения, внимательности, точности.

Практическая работа.

Педагог: Ребята, а сейчас приступаем к работе. (Самостоятельная работа, во время которой педагог в индивидуальном порядке интересуется, помогает тем, кто затрудняется).

(Включить магнитофон с детскими песенками, через 20 минут от начала занятия физкультминутка):

Физкультминутка:

От огромного причала

Оттолкнулся теплоход (встают из-за столов)

Он назад шагнул сначала,(делают шаг назад)

А потом шагнул вперед.(делают шаг вперед)

И поплыл, поплыл по речке (волнообразные движения руками)

Набирая полный ход (ходьба на месте).

Педагог: Продолжаем самостоятельную работу.

3. Заключительная часть.

Педагог: Ребята, рабочий день на нашем заводе подошёл к концу. Спускаем свои модели судов на воду.

(Дети ставят модели судов на стол, покрытый голубой тканью)

Педагог: Я рада, что всё у вас получилось. Молодцы!

Педагог: Ребята, что вы сегодня выполняли на занятии?

Дети: Модели судов: буксир, пароход.

Педагог: А чему вы научились на занятии?

Дети: Научились по чертежу делать различные суда.

Педагог: Да, сегодня мы познакомились с чертежами моделей судов: буксира и парохода. Как мы их прочитали?

Дети: Пользуясь условными обозначениями.

Педагог: Что это за жирная линия?

(Педагог показывает на чертеже сплошную линию)

Дети: Сплошная линия.

Педагог: Что мы по ней делаем?

Дети: Вырезаем.

Педагог: А эта линия – тире, тире?

Дети: Линия сгиба. По ней складываем.

Педагог: Молодцы ребята! Разобрались с условными обозначениями. Все справились с работой.

Педагог: Вам самим понравились ваши модели?

Дети: … отвечают.

Педагог: Вам понравилось заниматься техническим творчеством?

Дети: … отвечают.

Педагог: А сейчас пора подводить итоги.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам выступить в качестве жюри. Каждый будет оценивать свою работу. Будьте внимательными и честными. Попробуйте объективно оценить свою работу.

(Педагог обращает внимание детей на фишки, лежащие в коробочке).

Педагог: Возьмите фишки из коробочки:

1. Если вы сделали все развертки точно и ровно – 2 фишки.

2. Если есть недостатки в этой работе – 1 фишку.

3. Если вы вырезали точно по контуру ровно и аккуратно все детали – 2 фишки.

4. Если в этой работе есть недостатки – 1 фишку.

5. Если вы считаете, что ваша работа выполнена аккуратно, в ней нет пятен клея, все детали наклеены ровно и на своих местах – 3 фишки.

6. Если вы считаете, что в вашей работе есть недочёты – 2 фишки.

Педагог: А теперь пришло время сосчитать фишки. Ребята, посчитайте, пожалуйста, каждый свои фишки.

(Дети считают фишки)

Педагог: Внимание! Внимание! А сейчас награждение.

Педагог: Я прошу выйти сюда ко мне тех рабочих, у которых 4 фишки и 5 фишек.

(Дети выходят к директору завода)

Педагог: Итак, вам вручается медаль и присваивается звание «Мастер».

(Директор вручает детям медали)

Педагог: А сейчас я прошу выйти сюда ко мне тех рабочих, у которых 6 и 7 фишек.

(Дети выходят к директору завода)

Педагог: А вам вручается медаль и присваивается звание «Лучший мастер».

(Директор вручает детям медали)

Педагог: Поздравляю всех с наградами!

Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы хорошо потрудились и сконструировали замечательные суда, с которыми вы сможете играть с друзьями или кому-то подарить. Я думаю, что всем понравится такой подарок.

Педагог: Ребята, если вам было интересно на занятии, и вы хотели продолжить заниматься техническим творчеством, то поставьте своего матроса на самую верхнюю ступеньку, ведущую к нашему заводу. Если не очень то пониже. Если совсем было не интересно, то на самую нижнюю.

Педагог: Молодцы ребята! Давайте уберем инструменты и приведем свои рабочие места в порядок. Наше занятие окончено.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Наливайко Е.В.

Дата: 16.09.2020

Номер свидетельства: 557618


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства