Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Птицы"»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ПТИЦЫ»
Автор - составитель: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.
Цели: познакомить учащихся с характеристикой класса птиц, разнообразием представителей данного класса; воспитание заботливого отношения к птицам.
Оборудование: ручки, карточки «Приспособленность птиц к добыванию пищи и среде обитания»
Наглядные пособия: картинки с изображением археоптерикса и современных птиц.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
II. 1. Сообщение темы и задач занятия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с пернатыми представителями животного мира - птицами.
2.Рассказ с демонстрацией.
Первые птицы произошли от динозавров. Древняя птица - «археоптерикс» - древнее крыло – появилась на нашей планете около 150 млн. лет назад. По внешнему виду она отличалась от современных представителей класса птиц. Величиной он был приблизительно с ворону. Питался ягодами и насекомыми. Летал он не очень хорошо и, возможно, сперва взбирался на деревья, а затем планировал с них на землю. По всей вероятности ему было нелегко взлетать с земли, поскольку он был довольно-таки тяжел. На деревья забирался при помощи длинных когтей на крыльях, цепляясь ими за кору. Археоптерикс обладал сильными когтями, причем один из пальцев был у него, повернут назад. Это помогало ему цепляться за ветви и удобнее устраиваться в кроне деревьев. Длинный хвост служил ему стабилизатором во время полета с дерева на землю. Голова первой птицы была покрыта чешуйчатой кожей, как у динозавров. На всем остальном его теле чешуйки превратились в мягкие перья.
Всех современных птиц объединяют общие признаки: тело покрыто перьями; передние конечности превратились в крылья, отсутствие зубов в ротовой полости; основное движение – полет; откладывают яйца для продолжения рода. Перья способствуют терморегуляции. Различают контурные, пуховые и нитевидные перья. Хвост образован рулевыми перьями. Кости легкие, полые, прочные. Хватательные функции выполняет клюв, шея подвижная, а скелет туловища малоподвижен. Грудина сильноразвита и несет высокий гребень (киль), к которому прикрепляются мощные мышцы; пальцы ног служат для хождения и хватания. Наконец наличие воздушных мешков, которые соединены с пустотелыми костями, и отсутствие мочевого пузыря способствуют тому, что птицы легко чувствуют себя в воздухе. Температура тела птиц, в связи с энергичным обменом веществ высокая и постоянная (около 42). Сердце четырехкамерное, артериальная кровь отделена от венозной. Органы чувств развиты хорошо.
Птицы по образу жизни По образу жизни птиц можно разделить на три группы: дневные (ласточки, пеночки, воробьи и др.); ночные (сова, филин); сумеречные козодой, вальдшнеп).
Птицы по способу и характеру питания Можно отметить растительноядных (глухарь, рябчик); насекомоядных (дятел, синица); хищных (орел, пустельга).
Птицы по способу передвижения Птицы делятся на летающих (ястреб, стриж); бегающих (дрофа, стрепет); водоплавающие (пеликан, утка); лазающие (поползень, пищуха).
Птицы по степени оседлости: оседлые (сорока, галка); кочующие (щегол, снегирь); перелетные (кукушка, соловей).
Птицы по способу обитания: кустарно-лесные (дятлы, поползни, щеглы, чижи); болотно-луговые (аисты, цапли, журавли, кулики); водные (пингвины, чайки, лебеди, утки); степно-пустынные (страусы, дрофы).
Нелетающие птицы Самые крупные в мире птицы – нелетающие: страусы и схожие с ними эму, нанду, казуары. Эти птицы еще называются безкилевыми, потому что на грудине у них отсутствует особый вырост - киль, к которому у летающих птиц крепится летательная мускулатура. К нелетающим птицам относятся и живущие в новой Зеландии киви. Эти относительно некрупные для безкилевых птицы (их вес всего 3-3,5 кг) живут в густых сырых лесах и ведут ночной образ жизни. В отличие от большинства птиц, у киви хорошо развито обоняние, которое помогает им отыскивать пищу. В Новой Зеландии киви находятся под охраной закона и вообще являются символом страны. Не могут летать и пингвины, живущие в Южном полушарии и прекрасно приспособленные к обитанию в холодной воде. Плавают пингвины отлично, ныряют на глубину до 130 м, могут оставаться под водой до 18 минут, развивая скорость до 15 км/ч. При плавании пингвины как бы летят в толще воды – движения их ластов очень напоминают движения крыльев летящей птицы. По суше они передвигаются мелкими шажками, держа тело вертикально, но могут и прыгать, и быстро скользить, лежа на животе и отталкиваясь ногами и ластами.
3.Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух,
И скорей за парту плюх.
4.Работа с карточкой «Приспособленность птиц к добыванию пищи и среде обитания»
Задания к карточке
1.Внимательно рассмотрите рисунок.
2.Запишите названия пяти птиц в таблицу.
3.После названия птицы поставь номер, соответствующий назначению клюва, и номер, соответствующий назначению ног.
Клюв приспособлен:
к процеживанию пищи,
к разрыванию добычи,
к схватыванию добычи,
к долблению.
Ноги приспособлены:
к хождению по мелководью,
к лазанию по деревьям,
к плаванию,
к схватыванию добычи.
Название птицы
Клюв приспособлен
Ноги приспособлены
1.
2.
3.
4.
5.
5. Игра «Бал птиц».
Педагог называет различных животных. Если он называет птиц – дети машут руками и кружатся, в других случаях стоят на месте.