kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека с упражнениями по развитию коммуникативной компетентности

Нажмите, чтобы узнать подробности

ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека с упражнениями по развитию коммуникативной компетентности»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


Упражнения по развитию коммуникативной компетентности





Выполнила

Студентка Ш-21 группы

Калышкина Виктория

Ейск,2020г.

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Упражнение: «Здравствуйте, все те, кто любит...»

  3. Упражнение: «Снежный ком»

  4. Упражнение: «Такой я»

  5. Упражнение: «Рыбы для размышления»

  6. Упражнение: «Паутина и паук»

  7. Упражнение: «Десять секунд»

  8. Упражнение: «Красный стул»

  9. Упражнение:«Сказкотерапия конфликтного поведения»

  10. Упражнение: «Эффективность общения»

  11. Упражнение: «Мудрый слушатель»

  12. Список использованной литературы








Пояснительная записка

Педагогический процесс – это всегда организация взаимодействия с учениками в разных видах учебно-воспитательной работы. Любая педагогическая ситуация в большей или меньшей степени становится ситуацией учебно-воспитательной. Успешность педагогической деятельности определяется характером и содержанием отношений, возникающих в ходе взаимодействия.

У многих учителей, которые только начинают свою трудовую деятельность, возникают некоторые сложности в общении с преподавательским коллективом школы, с администрацией. В большей степени они испытывают трудности в установлении контактов с учениками (особенно подросткового возраста). Все эти трудности могут быть следствием недостаточно высокого уровня коммуникативной компетенции.

Данная картотека представлена для учителей для развития коммуникативной компетенции.



Упражнение :«Здравствуйте, все те, кто любит…»

Цель: создание позитивного эмоционального настроя на работу. Каждый участник тренинга по кругу повторяет незаконченную фразу: «Здравствуйте, все те, кто любит …» и добавляет свой конец. Те, кто любит то же, в ответ должен поприветствовать автора фразы. Далее тренер сообщает тему, цель и программу построения тренинга: проводится в течение семи дней. Первый день посвящен знакомству участников друг с другом и с азами психологии общения. Второй день – развитию невербальной коммуникации. Третий – развитию вербальной коммуникации. Четвертый день – формированию базовых умений активного слушания. Пятый день – умениям межличностного влияния. Шестой – развитию коммуникативнозначимых личностных качеств. Седьмой день – закреплению полученных знаний в области осуществления компетентной коммуникации.




Упражнение: «Снежный ком»

Цель: узнать и запомнить имена участников, повышение концентрации внимания друг на друге. Давайте познакомимся. Первый участник называет свое имя. Сосед справа должен сначала повторить услышанное имя, а затем назвать свое. Следующий участник повторяет уже два предыдущих имени, а потом называет свое и т.д.














Упражнение: «Такой я»

Цель: запомнить имена друг друга и получить представление о коммуникативных умениях и личностных качествах участников. Сейчас каждый из присутствующих назовет свое имя, а после этого скажет, что в нем или в его личности помогает в общении с другими людьми и что – мешает. При этом важно говорить не о внешних обстоятельствах, а о своих собственных качествах. Анализ: произвести обобщение ответов участников, например: «Мы увидели, что одни и те же качества одним людям помогают в общении, а другие мешают … Одна из целей нашего тренинга – установить, как мы можем преобразовать то, что мы считаем своими недостатками, в нечто полезное. Ведь наши недостатки – продолжение наших достоинств». После этого упражнения проводится работа по принятию правил работы группы: оговаривается время занятий и принципы работы (активность, психологическая безопасность в группе, «здесь и теперь», постоянство присутствия, уважение партнера и т.п.).


Упражнение «Рыба для размышления»

Цель: самораскрытие участников, развитие рефлексивных способностей, сокращение дистанции в общении, снижение чувства напряженности, создание позитивного эмоционального единства группы. Тренер задает вопросы. Каждый участник должен ответить на вопрос, когда до него дойдет очередь по кругу. Группа по необходимости может задавать уточняющие вопросы. Примерные вопросы: 1. С кем Вам нравится больше всего общаться и почему? 2. Ваш любимый фильм? 3. Каких выдающихся людей Вы встречали в своей жизни? 4. Что, по Вашему мнению, является главным в общении? 5. Расскажите о лучшем дне в Вашей жизни? 6. Чем бы Вам хотелось заниматься через пять лет? 7. Назовите Ваше качество, которое, по Вашему мнению, больше всего нравится другим людям и качество, которое меньше всего нравится другим людям. 8. Ваше любимое время года? 9. Что бы Вы хотели получить от этой группы? Анализ: «Это упражнение помогло нам больше узнать друг о друге. Что нового вы узнали друг о друге? Что понравилось в игре?»

Упражнение «Паутина и паук»

Цель: снятие напряжение и сплочение участников группы Тренер просит одного добровольца выйти из комнаты. Остальные встают в круг, берутся за руки. Не расцепляя рук, им нужно как можно сложнее запутаться. Когда задание выполнено, в комнату приглашают добровольца и дают инструкцию: «Вам необходимо распутать эту паутину, не расцепляя рук участников». После распутывания паутины тренер может предложить другому участнику роль паука.















Упражнение «Десять секунд»

Цель: создание атмосферы доверия и принятия друг друга, преодоление тревожности участников, вызванную попаданием в незнакомую среду. Участникам дается инструкция: «Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания и выполнять их в кратчайший срок – в течение 10 секунд. Каждое задание надо выполнять с максимальной точностью. Например, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же как у вас цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому, что мы разные, мир так разнообразен и интересен».







Упражнение «Красный стул»

Цель: получение поощрительного заряда положительных эмоций, приобретение навыка «держать удар» лести, комплимента, заслуженной похвалы (как фактора стресса), отработка полезных коммуникативных навыков.

Процедура: доброволец садится на стул в  центре круга. Остальные по очереди дают отчет в форме «Я-сообщение» о своем впечатлении от тех или иных достоинств сидящего на «красном стуле» (о внешности, манере, стиле поведения и общения, таланте и т.д.). Сидящий может сохранять молчание или реагировать на реплики. По окончании ему предлагается поделиться своими впечатлениями и обсудить их.







Упражнение: «Сказкотерапия конфликтного поведения»

Цель: развитие навыков анализа и альтернативного разрешения конфликтных ситуаций русской народной сказки «По щучьему велению».

Процедура: участники группы (один продолжая другого) припоминают сюжет известной сказки, определяют предмет (что?) и стороны (кто?) каждого конфликта (их минимум 12), анализируют более типичные по схеме:

  1. Почему? (причина конфликта)

  2. Как? (стратегия и тактика конфликтного поведения сторон)

  3. Зачем? (цели, интересы, выгода/исходы сторон).

Затем участники предлагают и инсценируют наиболее остроумные альтернативные способы разрешения этих конфликтов.





Упражнение «Эффективность общения»

Цель – определить умения и навыки, важнейшие для эффективного общения. Определить некоторые причины неэффективного взаимодействия. Отработка навыков эффективного взаимодействия в группе.

Содержание.

Участники делятся на 2 группы и получают задание выделить 5-6 умений, навыков, качеств, наиболее важных для эффективного взаимодействия. Оформить их на листе, выступить с докладом. При этом каждый из участников получает «подпольное задание» - роль, которую он должен играть в процессе обсуждения. На работу в группе дается 10 мин.












Упражнение «Мудрый слушатель»

Цель – уточнение понятий активное и пассивное слушание, отработка техник активного и пассивного слушания.

Содержание.

Первая часть – мозговой штурм на тему «что такое активное и пассивное слушание»

(при активном слушании, на первый план выступает отражение информации, пассивное слушание – внимательное слушание, с минимальной обратной связью).

Перед вами список приемов слушания. Вам необходимо определить, какие из них относятся  к техникам активного, а какие к техникам пассивного слушания.

- Поддакивание («ага», «угу», да-да, ну, кивание подбородком).

- «Эхо-реакция» - повторение последнего слова собеседника.

- «Зеркало»  - повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.

- «Парафраз» - передача содержания высказывания партнера другими словами.

- Побуждение – (Ну и... И что дальше?)

- Уточняющие вопросы (Правильно ли я поняла, что..? Что ты имел в виду, говоря...?)

- Резюмирование  - подытоживание, выделение основных идей говорящего (Таким образом, ты хочешь сказать…).

Время – 10 мин.

Вторая часть – работа в парах. Один выполняет роль слушателя, другой рассказывает о каком либо самом, интересном, увлекательном событии в своей жизни. Сначала партнер выполняет роль пассивного слушателя, затем, по сигналу ведущего, роль активного слушателя, используя вышеуказанные приемы. Затем партнеры меняются местами. Задача рассказчика поделится какой либо проблемой в своей жизни, задача слушателя – та же.

На это задание дается 10 минут.

Обсуждение:

Участники высказываются по поводу своих ощущений, которые они испытывали как  в роли говорящего, так и в роли слушателя. Какой слушатель вызвал большую симпатию – активный или пассивный? Как вы считаете, в каких ситуациях, какая техника наиболее приемлема?

(Активное слушание незаменимо в деловых беседах, в ситуациях, где ваш партнер по общению равен вам, в конфликтных ситуациях. Техника «Зеркало» полезна в беседе с не слишком разговорчивым слушателем, она будет возвращать его к сказанному и побуждать к добавлению дополнительных деталей. Перефразирование полезно тогда, когда мы не уверены, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование помогает в беседе с многословными родителями, позволяет продвигаться в разговоре более быстрыми темпами. Пассивное слушание эффективно, когда партнер находится в состоянии эмоционального аффекта, возбуждения. А также в тех случаях, когда родитель сообщает важную инфо и перебивать его нецелесообразно.)

Материалы:

Лист ватмана с приемами слушания, чистый лист ватмана, маркер.































Список использованной литературы

  1. https://multiurok.ru/index.php/files/kartoteka-razvitie-motivatsii-mladshikh-shkolnikov.html

  2. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/poleznosti/dlja-uchitelja/130903-igry-i-uprazhnenija-na-razvitie-motivacii-u-m

  3. https://infourok.ru/pamyatka-po-pedagogike-na-temu-igri-i-uprazhneniya-dlya-povisheniya-motivacii-mladshih-shkolnikov-302319.html














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека с упражнениями по развитию коммуникативной компетентности

Автор: Калышкина Виктория Викторовна

Дата: 06.06.2020

Номер свидетельства: 552793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Изготовление картотеки с упражнениями по развитию коммуникативной компетентности"
    ["seo_title"] => string(80) "izgotovlenie_kartoteki_s_uprazhneniiami_po_razvitiiu_kommunikativnoi_kompetentno"
    ["file_id"] => string(6) "552391"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1591137173"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Картотека с упражнениями по развитию коммуникативной компетентности"
    ["seo_title"] => string(72) "kartoteka_s_uprazhneniiami_po_razvitiiu_kommunikativnoi_kompetentnosti_1"
    ["file_id"] => string(6) "552498"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1591198112"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Картотека «Упражнения на развитие коммуникативной компетентности»"
    ["seo_title"] => string(65) "kartoteka_uprazhneniia_na_razvitie_kommunikativnoi_kompetentnosti"
    ["file_id"] => string(6) "552810"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1591475183"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Картотека: "Упражнения по развитию коммуникативной компетентности""
    ["seo_title"] => string(66) "kartoteka_uprazhneniia_po_razvitiiu_kommunikativnoi_kompetentnosti"
    ["file_id"] => string(6) "552951"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1591658556"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Картотека упражнений по развитию коммуникативной компетентности"
    ["seo_title"] => string(67) "kartoteka_uprazhnenii_po_razvitiiu_kommunikativnoi_kompetentnosti_1"
    ["file_id"] => string(6) "552469"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1591185108"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства