kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская статья по теме: «Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья соответветсвует все требованиям ФГОС. Поможет при изучении данной темы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская статья по теме: «Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности»»



Структура публикации:

  1. Аннотация

  2. Введение

  3. Основная часть

  4. Заключение (выводы)

  5. Список литературы



Тема: «Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности»

План публикации:

  1. Изучение видов публикации (книги, журналы, электронные ресурсы)

  2. Определение темы публикации

  3. Определение ключевых понятий

  4. Отбор нужной информации

  5. Определение содержания научной публикации

  6. Разработка и оформление научной статьи

  7. Публикация статьи на сайте

  8. Получение свидетельства о публикации научной статьи

Ключевые понятия: гражданская идентичность, младшие школьники, краеведение, программы внеурочной деятельности, идентичность.

Аннотация. Данная статья посвящена такой проблеме, как формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности. В которой рассмотрены теоретические основы понятия гражданской идентичности, психологические особенности младших школьников в контексте развития гражданских качеств личности, а также рассмотрена сущность внеурочной деятельности.

Список литературы

1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М – во образования и науки Росcийской Федерации. – 2-е изд. – Введ. 06.10. 2009 г., № 373. – Москва: Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025477-9

2. Абросимова, К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 5. - С. 42-45.

3. Бабанский, Ю. К. Педагогика: курс лекций / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 213 с.




Исследовательская статья по теме:

«Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности»

Аннотация. Данная статья посвящена такой проблеме, как формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности. В которой рассмотрены теоретические основы понятия гражданской идентичности, психологические особенности младших школьников в контексте развития гражданских качеств личности, а также рассмотрена сущность внеурочной деятельности.

В современном обществе наблюдается потеря преемственности между поколениями, материальные ценности начинают преобладать над духовными, утрачиваются нравственные ценностные ориентиры. Поэтому крайне остро в 21 веке стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим появилась необходимость решения проблемы формирования гражданской идентичности на государственном уровне, начиная с дошкольного возраста с целью укрепления государства и объединения общества. С 2001 года Правительство РФ каждые последующие пять лет издавало постановления о введении и утверждении в действие Государственной программы «Патриотическое воспитание гражданина Российской Федерации». В ней представлен комплекс мероприятий, которые направлены на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан России. На основе формирования патриотического сознания и патриотических у граждан в данной программе ставятся задачи консолидации общества, поддержания экономической и социальной стабильности, по упрочению дружбы и единства народов многонациональной России. В формировании гражданской идентичности особую роль отвели образованию.

В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» сказано: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Одной из приоритетных целей ФГОС общего образования является формирование гражданской идентичности.

Гражданская идентичность в контексте ФГОС подразумевается, как общероссийская гражданская идентичность (в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития в том же значении используется понятие национальной идентичности). Ее основу составляет общее для граждан РФ принадлежности к российской нации, осознание своего российского гражданства.

Исходя из вышесказанного, была определена тема исследовательской работы «Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности», которая актуальна и в наше время».

Цель которой была: выявить воспитательный потенциал внеурочной деятельности как средства формирования гражданской идентичности младших школьников.

Гражданская идентичность - осознание личностью на общекультурной основе своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства. Структура гражданской идентичности включает в себя деятельностный, эмоциональный, ценностно-смысловой и когнитивный компонент. Требования в плане сформированности российской гражданской идентичности, предъявляемые к выпускникам начальной школы, имеющиеся во ФГОС НОО связаны с воспитательными задачами, такими как ценностно-смысловое, духовно-нравственное воспитание, политико-правовое, историческое, экологическое, патриотическое и трудовое воспитание.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм, существующих в гражданском обществе. Стержнем воспитания, который определяет нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистических взаимоотношений и отношения детей, опора на эмоциональную отзывчивость, чувства. Важную роль в развитии гражданской идентичности ребенка играет способность человека эмоционально отзываться на проблемы и переживания других людей, существующие в обществе. Как свойство личности, эмпатия выступает мотивом различных форм поведения. Способность ребенка переживать за другого развивается с возрастом и переключается с реакции на физический ущерб человека, на его чувства, реакцию и далее – на реакцию в целом на жизненную ситуацию.

Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, как и деятельность обучающихся в рамках уроков. Но в первую очередь ее задачи включают достижение личностных и метапредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться принимать решения, чувствовать, действовать. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных и личностных результатов – ориентиров, ценностей, интересов человека, потребностей, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих мотивов, интересов.

Таким образом, показателями сформированности гражданской идентичности личности младшего школьника выступают также такие интегративные качества как патриотизм, гражданственность и социально-критическое мышление, которые обеспечивают когнитивную основу свободного жизненного выбора личности. А также, начальная школа закладывает основы личностного саморазвития ребенка и формирует у него первичную функциональную грамотность, в том числе и становление основ гражданской идентичности. В младшем школьном возрасте ребёнок включается в общественно значимую деятельность. Приобщаясь к учебному труду, он впервые серьезно знакомится с духовными и социальными требованиями, которые предъявляются ему как гражданину обществом. Такие психологические новообразования младшего школьника, как зарождение самооценки, возникновение внутренних этических инстанций, развитие эмпатии, появление опосредованной мотивации являются потенциально предпосылками к становлению гражданской идентичности личности ребенка, а известная податливость ребенка и авторитет учителя способствуют укреплению гражданских чувств ребенка. С помощью внеурочной деятельности формирование основ гражданской идентичности реализуется в полной мере.

Список литературы

1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М – во образования и науки Росcийской Федерации. – 2-е изд. – Введ. 06.10. 2009 г., № 373. – Москва: Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025477-9

2. Абросимова, К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 5. - С. 42-45.

3. Бабанский, Ю. К. Педагогика: курс лекций / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 213 с.

4. Водолажская, Т. Идентичность гражданская/ Т. Водолажская // Образовательная политика. – 2010. – № 5–6. – С. 140–142.

5. Деменева, Н.Н. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах» / Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина// Начальная школа. – 2004. - № 2. – с.34-38.

6. Ефименко.В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. – 2013.– № 11. – C. 35-42.

7. Желтов, В.В., Желтов, М.В. Политическая социология: Учебное пособие. – Кемерово, 2006. – 622 с.

8. Иванова, Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 83–93.

9. Хаблиева, С. Р. Формирование у учителей общеобразовательных школ навыков использования электронных образовательных ресурсов во внеурочной деятельности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 161-163.

10.Хайрутдинова. Р.Р. Организация внеурочной деятельности младших школьников по литературному краеведению в контексте требований ФГОС/ Р.Р. Хайрутдинова // Теория и практика общественного развития. - Краснодар: ИД «ХОРС», 2012. – № 12. – С.190-194.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Катчан Анна Александровна

Дата: 25.05.2017

Номер свидетельства: 418444


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства