kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследование системы мотивации в дошкольной образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность  работы обусловлена необходимостью совершенствования системы мотивации педагогических работников ДОУ в условиях реализации ФГОС. Управление профессиональным развитием и повышением компетентности педагогов, мотивация их на профессиональное развитие и самосовершенствование – одно из ведущих направлений в деятельности руководителя дошкольной ОО, работающем в режиме перехода на инновационную деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследование системы мотивации в дошкольной образовательной организации»

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ


В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ




Ставя на первое место людей,

Вы никогда не совершите ошибки,

даже в вопросе делания денег.

(М. Маркс)



В рамках реализации закона Российской Федерации об образовании от 29.12.2012 №273ФЗ, Федеральным государственным стандартом от 17.10.2013 №1155 важными задачами, стоящими перед социально-педагогической и психологической практикой настоящего времени, становится смена парадигмы работы с педагогическими кадрами и совершенствования у них не только профессиональной компетенции, но и мотивации к профессиональному саморазвитию. Образовательное учреждение рассматривается как открытая социально-педагогическая система, действующая в рамках новых образовательных ценностей и приоритетов. Саморазвитие, самоорганизация, самоопределение всех членов педагогического сообщества – условие развития управления образовательным учреждением.

Профессиональный стандарт педагога, который вступит в силу в 2017 году, также является стимулом повышения качества труда педагогических работников. Именно педагоги, способные к продуктивной творческой деятельности, управлению развитием образовательного процесса, собственной профессиональной компетентности, способны удовлетворить потребности общества в самостоятельно развивающейся и успешно социализирующейся личности выпускника дошкольного учреждения. Профессиональный стандарт педагога существенно ориентирован на повышение мотивации педагогических работников к совершенствованию своего труда и качества его результатов. Саморазвитие педагога сегодня выступает центральным звеном успешного развития системы образования, в том числе и дошкольного.

Следует учитывать определённую специфику мотивации педагогических работников. «В силу особенностей педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание, то есть на материально не осязаемые категории, подчас именно нематериальное поощрение имеет важное значение для педагога…». [9, с.129]

Проблематика мотивации труда педагогов глубоко рассмотрена отечественными учеными В.Г. Асеевым, А.Б. Бакурадзе, В.В. Гузеевым, Е.П.Ильиным, А.К.Клочковым, Г.М.Пономарёвой и другими.

Анализу современных подходов к стимулированию работников уделяли внимание зарубежные авторы: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакКлеланд, К. Альдерфер, Ш.Ричи и П. Мартин и многие другие.

Интересным представляется исследование особенностей и структуры типов мотивации педагогических работников дошкольного учреждения.

Цель работы: анализ состояния системы мотивации педагогических работников дошкольной образовательной организации.

Объект исследования: дошкольное образовательное учреждение.

Предмет исследования: мотивация труда педагогических работников.

Используемые методы исследования:

1.Теоретические: методы системного и теоретического анализа, изучение и обобщение управленческого и педагогического опыта в системе образования.

2. Эмпирические: беседа, наблюдение, анкетирование, анализ учебно-методической документации педагогической деятельности.

Существуют два основных подхода к изучению мотивации деятельности. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны мотивации. Входящие в него теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивами их проведения, а следовательно, и их деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских ученых Абрахама Маслоу, Дугласа МакГрегора, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак_Клелланда.

В отличие от содержательных теорий мотивации, процессуальные рассматривают потребности как один из элементов поведенческого процесса, связанного с конкретной ситуацией. В них говорится о распределении усилий личности и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. Самые известные процессуальные теории: теория постановки целей Э. Локке; теория справедливости (равенства) С. Адамса; теория ожиданий В. Врума и др.

Рассмотрев различные теории и модели мотивации, можно выделить основные, общие для большинства авторов взгляды на то, что:

  • теории мотивации можно условно разделить на две большие группы: содержательные и процессуальные;

  • поведение человека определяется не одним конкретным мотивом, а их совокупностью;

  • между мотивацией и конечным результатом деятельности нет однозначной зависимости;

  • мотивация принципиально отличается от стимулирования;

  • эффективность управления значительно зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования;

  • процесс мотивации сложен и неоднозначен;

  • мотива́ция (от лат. movere) - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

В настоящее время педагогическая профессия претерпевает многие изменения, что в первую очередь связанно с переходом на новые образовательные стандарты и введение нового профессионального стандарта, которые ставят педагогов перед необходимостью овладения новыми знаниями, современными педагогическими методиками и технологиями. Все это ведет к переходу степени профессионализма на другой уровень. Вместе с тем, именно мотивация способна повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в образовательной организации [1].

Установлено, что довольно высоко в иерархии мотивов педагогов стоят мотивы достижения безопасности – желание иметь стабильную работу, социальные гарантии, отсутствие риска, комфортное рабочее место и т.д. Присутствуют и мотивы достижения, справедливости. Менее выражены мотивы самостоятельности, состязательности, потребности во власти. [9]

Для того чтобы понять, какие именно мотивы побуждают педагогов к эффективной педагогической деятельности в детском саду было проведено исследование, в ходе которого были использованы следующие методики:

1. «Мотивационный профиль работы»;

2. Методика Ю.К. Балашова и А.Г. Коваля «Построение мотивационного профиля персонала».

В исследовании принятии участие 30 педагогических работников дошкольной организации. Из них 7 специалистов (1 старший воспитатель, 1 педагог-психолог, 3 учителя-логопеда и 2 музыкальных руководителя) и 23 воспитателя.

Исходя из результатов, полученных по методике «Мотивационный профиль работы» можно сделать вывод, что для педагогических работников, работа соответствует следующему описанию:

- требует постоянных умственных усилий;

- результаты видны не сразу;

- требует высокой степени ответственности, а вместе с тем напряжения;

- предполагает большие возможности для творчества;

- требует инициативы;

- предполагает достаточную свободу действий в составлении плана работы и определения путей ее выполнения;

- незначительная степень работы в коллективе;

- необходимы навыки делового общения;

- требует постоянного совершенствования мастерства;

- предоставляет возможности для повышения квалификации или должности;

- администрация прислушивается к мнению работников;

- работа хорошо организована.

Таким образом, практически весь педагогический персонал детского сада понимает, что работа очень ответственная, напряженная, требует определенных умений и знаний, и, вместе с тем, она интересна, предоставляет перспективы карьерного роста, творчества и самоусовершенствования.

Далее для выявления типов мотивации и мотивационных профилей педагогических работников была применена методика Ю.К. Балашова и А.Г. Коваля «Построение мотивационного профиля персонала». Теоретической основой явилась типологическая концепция трудовой деятельности В.И. Герчикова. [2]

Результаты исследования, полученные при помощи данной методики, позволили установить, что сотрудники образовательного учреждения по «чистым» типам мотивации разделились следующим образом:

  • профессиональный - 73,3%;

  • инструментальный - 20 %;

  • патриотический - 13,3 %;

  • люмпенизированный - 0%;

  • хозяйский - 0%.

Наиболее выраженным типом трудовой мотивации вне зависимости от возраста и стажа является профессиональный тип. Наиболее высокопрофессиональный тип мотивации выражен в возрастной группе педагогов 30-40 лет, а по стажу - 3-5 лет. Инструментальный тип наиболее выражен у педагогов 20-30 лет и со стажем до 3-х лет. Патриотический тип мотивации чаще у педагогов с большим стажем и соответственно в возрастной категории 50-60 лет.

Данные показатели говорят о том, что вместе со стажем педагог приобретает значительный опыт, уверенность в своих действиях, меньше страшится неудач, но при этом имеет потребность в чувстве причастности и общности.



Список информационных источников

Литература:

1.Асеев, В. Мотивация поведения и формирования личности: Учебник для высших учебных заведений [Текст] / В.Г.Асеев. – М.: Аспект-Пресс,2000 – 376 с.

2. Герчиков, В. Трудовая мотивация: понятие, выявление и управление [Текст] / В.И. Герчиков.// Личность. Культура. Общество. 2006. Вып. 4. С. 132.

3. «Загадка свечи» Три принципа мотивации [Текст] : По материалам выступления Дэна Пинка «Об удивительной науке мотивации» // Директор школы. – 2012. – Спец. прил. №2. – С.6-8.

4. Клочко, П. Увольнять нельзя мотивировать! [Текст] / Полина Клочко // Директор школы. – 2012. – Спец. прил. №2. – С.22-24.

5. Клочков, А.К. KPI и мотивация персоналом: полный сборник практических инструментов [Текст] / Алексей Клочков. – М.: Эксмо, 2010. – 160 с. – (НР-библиотека) – ISNB 978-5-699-37901-9.

6. Матвеев, В. Мотивация педагогов, или Что делать, если денег кот наплакал [Текст] / Виталий Матвеев // Директор школы. – 2012. – Спец. прил. №2. – С.2-5, 9-10, 20-21, 30-32.

7. Нирмайер, Р. Мотивация [Текст]: пер. с нем./М.Зайфферт. – 5-е изд., стер. – М.: СмартБук, 2011. –122 с. – ISBN 978-5-9791-0201-6.

8. Остапенко, Р. Эмпирическое исследование особенностей мотивационных факторов трудовой деятельности работников педагогического коллектива [Текст] / Роман Остапенко // Государственный советник. – 2013. – №1. – С.87-97.

9. Понамарева, Г.М. Руководителю образовательного учреждения: [Текст] / Г.М. Понамарёва. – М.: Сенябрь, 2011. – 208 с. – ISNB 9785-88753-130-4.







Интернет – ресурсы:

10. http://www.humantime.ru-сайт компании «Время людей», специализирующейся на оказании услуг в сфере кадрового меджмента. Словарь терминов

11. https://ru.wikipedia.org/wiki - ресурс «Свободная энциклопедия».

12. http://dps.smrtlc.ru/Ogl_pr_sit.htm - Сайт Энциклопедия управления персоналом. Управление человеческими ресурсами и методика «Мотивационный профиль работы».

13. http://www.psychologos.ru/articles/view/piramida_potrebnostey_maslou - сайт Психологос Энциклопедия практической психологии.

14. http://5psy.ru/obrazovanie/professionalnoe-vigoranie-pedagoga-i-ego-profilaktika.html - сайт «Первый психологический портал г. Пятигорска».

15. http://moi-ang.ru/publ – сайт каталог статей «Значение аттестации педагогических работников для самообразования и профессионально-личностного развития педагога».

16. http://dps.smrtlc.ru/Ogl_pr_sit.htm - Сайт «Энциклопедия управления персоналом. Управление человеческими ресурсами».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследование системы мотивации в дошкольной образовательной организации

Автор: Пелевина Алеся Александровна

Дата: 27.01.2017

Номер свидетельства: 384459

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях  дошкольных образовательных учреждений "
    ["seo_title"] => string(167) "osobiennosti-formirovaniia-zdorovogho-obraza-zhizni-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-razlichnymi-sriedstvami-v-usloviiakh-doshkol-nykh-obrazovatiel-nykh-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "140815"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418026645"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(114) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "229792"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441885262"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Организация деятельности детей в летний период"
    ["seo_title"] => string(48) "organizatsiia_deiatelnosti_detei_v_letnii_period"
    ["file_id"] => string(6) "633544"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1686623732"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(128) "sistiemamietodichieskoirabotykaksriedstvopovyshieniiaprofiessionalnoikompietientnostiporazvitiiudietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448534173"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства