Исследование системы мотивации в дошкольной образовательной организации
Исследование системы мотивации в дошкольной образовательной организации
Актуальность работы обусловлена необходимостью совершенствования системы мотивации педагогических работников ДОУ в условиях реализации ФГОС. Управлениепрофессиональным развитием и повышением компетентности педагогов, мотивация их на профессиональное развитие и самосовершенствование – одно из ведущих направлений в деятельности руководителя дошкольной ОО, работающем в режиме перехода на инновационную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследование системы мотивации в дошкольной образовательной организации»
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ставя на первое место людей,
Вы никогда не совершите ошибки,
даже в вопросе делания денег.
(М. Маркс)
В рамках реализации закона Российской Федерации об образовании от 29.12.2012 №273ФЗ, Федеральным государственным стандартом от 17.10.2013 №1155 важными задачами, стоящими перед социально-педагогической и психологической практикой настоящего времени, становится смена парадигмы работы с педагогическими кадрами и совершенствования у них не только профессиональной компетенции, но и мотивации к профессиональному саморазвитию. Образовательное учреждение рассматривается как открытая социально-педагогическая система, действующая в рамках новых образовательных ценностей и приоритетов. Саморазвитие, самоорганизация, самоопределение всех членов педагогического сообщества – условие развития управления образовательным учреждением.
Профессиональный стандарт педагога, который вступит в силу в 2017 году, также является стимулом повышения качества труда педагогических работников. Именно педагоги, способные к продуктивной творческой деятельности, управлению развитием образовательного процесса, собственной профессиональной компетентности, способны удовлетворить потребности общества в самостоятельно развивающейся и успешно социализирующейся личности выпускника дошкольного учреждения. Профессиональный стандарт педагога существенно ориентирован на повышение мотивации педагогических работников к совершенствованию своего труда и качества его результатов. Саморазвитие педагога сегодня выступает центральным звеном успешного развития системы образования, в том числе и дошкольного.
Следует учитывать определённую специфику мотивации педагогических работников. «В силу особенностей педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание, то есть на материально не осязаемые категории, подчас именно нематериальное поощрение имеет важное значение для педагога…». [9, с.129]
Проблематика мотивации труда педагогов глубоко рассмотрена отечественными учеными В.Г. Асеевым, А.Б. Бакурадзе, В.В. Гузеевым, Е.П.Ильиным, А.К.Клочковым, Г.М.Пономарёвой и другими.
Анализу современных подходов к стимулированию работников уделяли внимание зарубежные авторы: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакКлеланд, К. Альдерфер, Ш.Ричи и П. Мартин и многие другие.
Интересным представляется исследование особенностей и структуры типов мотивации педагогических работников дошкольного учреждения.
Цель работы: анализ состояния системы мотивации педагогических работников дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: дошкольное образовательное учреждение.
Предмет исследования: мотивация труда педагогических работников.
Используемые методы исследования:
1.Теоретические: методы системного и теоретического анализа, изучение и обобщение управленческого и педагогического опыта в системе образования.
2. Эмпирические: беседа, наблюдение, анкетирование, анализ учебно-методической документации педагогической деятельности.
Существуют два основных подхода к изучению мотивации деятельности.Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны мотивации. Входящие в него теориибазируются на изучении потребностей человека, которыеи являются основными мотивами их проведения, а следовательно, и их деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских ученых Абрахама Маслоу, Дугласа МакГрегора,Фредерика Герцберга и Дэвида Мак_Клелланда.
В отличие от содержательных теорий мотивации, процессуальные рассматривают потребности как один из элементов поведенческого процесса, связанного с конкретной ситуацией. В них говорится о распределении усилий личности ивыборе определенного вида поведения для достиженияконкретных целей. Самые известные процессуальные теории: теория постановки целей Э. Локке; теория справедливости (равенства) С. Адамса; теория ожиданий В. Врума и др.
Рассмотрев различные теории и модели мотивации, можно выделить основные, общие для большинства авторов взгляды на то, что:
теории мотивации можно условно разделить на две большие группы: содержательные и процессуальные;
поведение человека определяется не одним конкретным мотивом, а их совокупностью;
между мотивацией и конечным результатом деятельности нет однозначной зависимости;
мотивация принципиально отличается от стимулирования;
эффективность управления значительно зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования;
процесс мотивации сложен и неоднозначен;
мотива́ция (от лат. movere) - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
В настоящее время педагогическая профессия претерпевает многие изменения, что в первую очередь связанно с переходом на новые образовательные стандарты и введение нового профессионального стандарта, которые ставят педагогов перед необходимостью овладения новыми знаниями, современными педагогическими методиками и технологиями. Все это ведет к переходу степени профессионализма на другой уровень. Вместе с тем, именно мотивация способна повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в образовательной организации [1].
Установлено, что довольно высоко в иерархии мотивов педагогов стоят мотивы достижения безопасности – желание иметь стабильную работу, социальные гарантии, отсутствие риска, комфортное рабочее место и т.д. Присутствуют и мотивы достижения, справедливости. Менее выражены мотивы самостоятельности, состязательности, потребности во власти. [9]
Для того чтобы понять, какие именно мотивы побуждают педагогов к эффективной педагогической деятельности в детском саду было проведено исследование, в ходе которого были использованы следующие методики:
В исследовании принятии участие 30 педагогических работников дошкольной организации. Из них 7 специалистов (1 старший воспитатель, 1 педагог-психолог, 3 учителя-логопеда и 2 музыкальных руководителя) и 23 воспитателя.
Исходя из результатов, полученных по методике «Мотивационный профиль работы» можно сделать вывод, что для педагогических работников, работа соответствует следующему описанию:
- требует постоянных умственных усилий;
- результаты видны не сразу;
- требует высокой степени ответственности, а вместе с тем напряжения;
- предполагает большие возможности для творчества;
- требует инициативы;
- предполагает достаточную свободу действий в составлении плана работы и определения путей ее выполнения;
- незначительная степень работы в коллективе;
- необходимы навыки делового общения;
- требует постоянного совершенствования мастерства;
- предоставляет возможности для повышения квалификации или должности;
- администрация прислушивается к мнению работников;
- работа хорошо организована.
Таким образом, практически весь педагогический персонал детского сада понимает, что работа очень ответственная, напряженная, требует определенных умений и знаний, и, вместе с тем, она интересна, предоставляет перспективы карьерного роста, творчества и самоусовершенствования.
Далее для выявления типов мотивации и мотивационных профилей педагогических работников была применена методика Ю.К. Балашова и А.Г. Коваля «Построение мотивационного профиля персонала». Теоретической основой явилась типологическая концепция трудовой деятельности В.И. Герчикова. [2]
Результаты исследования, полученные при помощи данной методики, позволили установить, что сотрудники образовательного учреждения по «чистым» типам мотивации разделились следующим образом:
профессиональный - 73,3%;
инструментальный - 20 %;
патриотический - 13,3 %;
люмпенизированный - 0%;
хозяйский - 0%.
Наиболее выраженным типом трудовой мотивации вне зависимости от возраста и стажа является профессиональный тип. Наиболее высокопрофессиональный тип мотивации выражен в возрастной группе педагогов 30-40 лет, а по стажу - 3-5 лет. Инструментальный тип наиболее выражен у педагогов 20-30 лет и со стажем до 3-х лет. Патриотический тип мотивации чаще у педагогов с большим стажем и соответственно в возрастной категории 50-60 лет.
Данные показатели говорят о том, что вместе со стажем педагог приобретает значительный опыт, уверенность в своих действиях, меньше страшится неудач, но при этом имеет потребность в чувстве причастности и общности.
Список информационных источников
Литература:
1.Асеев, В. Мотивация поведения и формирования личности: Учебник для высших учебных заведений [Текст] / В.Г.Асеев. – М.: Аспект-Пресс,2000 – 376 с.
2. Герчиков, В. Трудовая мотивация: понятие, выявление и управление [Текст] / В.И. Герчиков.// Личность. Культура. Общество. 2006. Вып. 4. С. 132.
3. «Загадка свечи» Три принципа мотивации [Текст] : По материалам выступления Дэна Пинка «Об удивительной науке мотивации» // Директор школы. – 2012. – Спец. прил. №2. – С.6-8.
4. Клочко, П. Увольнять нельзя мотивировать! [Текст] / Полина Клочко // Директор школы. – 2012. – Спец. прил. №2. – С.22-24.
5. Клочков, А.К. KPI и мотивация персоналом: полный сборник практических инструментов [Текст] / Алексей Клочков. – М.: Эксмо, 2010. – 160 с. – (НР-библиотека) – ISNB 978-5-699-37901-9.
6. Матвеев, В. Мотивация педагогов, или Что делать, если денег кот наплакал [Текст] / Виталий Матвеев // Директор школы. – 2012. – Спец. прил. №2. – С.2-5, 9-10, 20-21, 30-32.
7. Нирмайер, Р. Мотивация [Текст]: пер. с нем./М.Зайфферт. – 5-е изд., стер. – М.: СмартБук, 2011. –122 с. – ISBN 978-5-9791-0201-6.
8. Остапенко, Р. Эмпирическое исследование особенностей мотивационных факторов трудовой деятельности работников педагогического коллектива [Текст] / Роман Остапенко // Государственный советник. – 2013. – №1. – С.87-97.
9. Понамарева, Г.М. Руководителю образовательного учреждения: [Текст] / Г.М. Понамарёва. – М.: Сенябрь, 2011. – 208 с. – ISNB 9785-88753-130-4.
Интернет – ресурсы:
10. http://www.humantime.ru-сайт компании «Время людей», специализирующейся на оказании услуг в сфере кадрового меджмента. Словарь терминов
12. http://dps.smrtlc.ru/Ogl_pr_sit.htm - Сайт Энциклопедия управления персоналом. Управление человеческими ресурсами и методика «Мотивационный профиль работы».
13. http://www.psychologos.ru/articles/view/piramida_potrebnostey_maslou - сайт Психологос Энциклопедия практической психологии.
14. http://5psy.ru/obrazovanie/professionalnoe-vigoranie-pedagoga-i-ego-profilaktika.html - сайт «Первый психологический портал г. Пятигорска».
15. http://moi-ang.ru/publ – сайт каталог статей «Значение аттестации педагогических работников для самообразования и профессионально-личностного развития педагога».
16. http://dps.smrtlc.ru/Ogl_pr_sit.htm - Сайт «Энциклопедия управления персоналом. Управление человеческими ресурсами».