Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что здоровое питание является одним из главных условий развития ребенка. Мы часто видим учеников за «вредным» перекусом: чипсы, сухарики, газированная вода. Такое питание сложно назвать правильным. Это подтолкнуло к тому, чтобы выяснить правильно ли питаются ученики нашей школы, можно ли назвать их питание рациональным. Так как часть дня ученик проводит в школе, питается в школьной столовой, то требуется проанализировать меню столовой на предмет энергетической ценности блюд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
С условиями Конкурса ознакомлен(-а) и согласен(-а). Организатор конкурса оставляет за собой право использовать конкурсные работы в некоммерческих целя, без денежного вознаграждения автора (авторского коллектива) при проведении просветительских кампаний, а также полное или частичное использование в методических, информационных, учебных и иных целях в соответствии с действующим законодательством РФ.
д.Александро-Ерша, 2021
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы рационального питания……………………………………..………………..5
1.2. Анализ школьного меню МБОУ Александро – Ершинской СШ ………………..7
1.3. Результаты анкетирования и эксперимента ……………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………………………..10
Используемые источники информации………………………………………..……………..11
Введение
Рациональное питание (от латинского слова rationalis — «разумный») — это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания.
Неправильное питание может являться спровоцировать потерю внимания, слабость, ухудшение памяти и работы мозга, снижение иммунитета.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что здоровое питание является одним из главных условий развития ребенка. Мы часто видим учеников за «вредным» перекусом: чипсы, сухарики, газированная вода. Такое питание сложно назвать правильным. Это подтолкнуло к тому, чтобы выяснить правильно ли питаются ученики нашей школы, можно ли назвать их питание рациональным. Так как часть дня ученик проводит в школе, питается в школьной столовой, то требуется проанализировать меню столовой на предмет энергетической ценности блюд.
Цель исследования: выяснить является ли питание учеников нашей школы рациональным; способствует ли рациональное питание повышению работоспособности, хорошему самочувствию.
Задачи:
1. Изучить источники информации по теме «Рациональное питание»
2. Провести анализ школьного меню на предмет калорийности блюд.
3. Провести анкетирование обучающихся школы на предмет соблюдения основ рационального питания.
4. Провести эксперимент
5. Сделать выводы по итогам проделанной работы
Объект исследования: питание учеников школы
Предмет исследования: рациональность питания учеников школы
Методы исследования:
Анализ источников информации
Анализ школьного меню
Анкетирование обучающихся школы
Эксперимент
Обобщение полученных данных
В первой главе рассматривается понятие «пирамида питания»; «калорийность», также среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста; приведена информация о белках, жирах, углеводах, а также витаминах; результаты практической работы: анализа школьного меню, анкетирования обучающихся МБОУ Александро – Ершинской СШ.
В заключении подводятся выводы по проведенному исследованию. Источники информации, используемые в ходе выполнения исследовательской работы: книги, Интернет – ресурсы.
Глава I. Исследование основ рационального питания
1.1. Рациональное питание
Пища – главный источник энергии. Питание дает нашему организму силы для того, чтобы двигаться, учиться, развиваться. Какие продукты и как часто необходимо употреблять в пищу?
Всемирной Организацией здравоохранения разработана «пищевая пирамида». В ней заложены принципы здорового питания, разработанные ведущими диетологами.
Рис. 1. Пирамида питания
Основание пирамиды, самая широкая его часть: овощи, фрукты, хлеб грубого помола, неочищенный рис, макаронные изделия из цельнозерновой муки. В этой группе находятся растительные жиры. Такие продукты желательно употреблять при каждом приёме пищи.
Чуть выше в «пирамиде питания» находятся белоксодержащие продукты – растительного и животного происхождения. На этой же ступени находятся молоко и молочные продукты. Такие продукты необходимо есть по 2-3 порции в день.
На самой верхней ступени находятся продукты, употребление которых следует сократить. Это красные сорта мяса и сливочное масло. В эту группу также относятся продукты из белой муки, очищенный рис, газированные напитки, сладости.
Рацион ребенка должен содержать продукты, содержащие белки, жиры и углеводы. Особенно большое значение имеет содержание в рационе белка. Больше всего белка в рыбе, нежирном мясе, обезжиренных молочных продуктах, орехах, яичных белках. Недостаточное его количество проявляется у человека слабостью, вялостью, падением веса. Источником жира являются мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Жиры вызывают чувство сытости. Углеводы – основной источник энергии. Сахар, мед, печенье, крупы, макароны, хлеб, торты – продукты, в которых углеводы содержаться в больших количествах. Установлено, что в суточном рационе должно было соотношение между белками, жирами и углеводами, а именно 1:1:4 или 5.
Под калорийностью, или энергетической ценностью пищи подразумевается количество энергии, которое получает организм при полном её усвоении. Калорийность пищи выражается в калориях (кал) или килокалориях (ккал).
При составлении рациона для школьников 7 - 17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка (таблица №1).
Таблица №1. Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста
Вещества
7-10 лет
11-13, мальчики
11-13, девочки
14-17, юноши
14-17, девушки
Энергия, ккал
2350
2750
2500
3000
2600
Белки, г, в том числе животные
77 46
90 54
82 49
98 59
90 54
Жиры, г
79
92
84
100
90
Углеводы, г
335
390
355
425
360
Огромную роль для развития организма играют витамины. Витамины (от латинского «vita» — жизнь), группа органических соединений разнообразной химической природы, необходимых для питания человека, животных и других организмов в ничтожных количествах. Существуют следующие разновидности витаминов: A, В, С, В, Е, РР. Недостаток витаминов может привести к авитаминозу. Последствия: нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность.
Анализируя данную информацию, можно сделать вывод, что питание школьника должно быть сбалансированным. Необходимо соблюдать рекомендации, употреблять продукты питания в определенном количестве, некоторые продукты в рационе свести к минимуму. Важна определенная периодичность: не следует принимать пищу не раньше, чем за 2, 5 часа после последнего приема пищи, так как она еще не успела перевариться. Оптимальным является 4 – разовое питание. Соблюдение правил рационального питания положительно сказывается на состоянии здоровья, трудоспособности. Нарушения ведут к плохому самочувствию, снижению иммунитета, быстрой утомляемости.
1.2. Анализ школьного меню МБОУ Александро – Ершинской СШ
В школьной столовой получают горячее питание 55обучающихся.
Для того чтобы провести анализ меню, мы обратились к заведующей школьной столовой. Был задан следующий вопрос: какова калорийность завтраков и обедов, соответствует ли она физиологическим нормам возраста ребенка?
Проведя краткий анализ школьного меню, мы выяснили, что оно разнообразно, содержит жизненно необходимые для растущего организма белки, жиры и углеводы, витамины и минеральные вещества.
Анализируя таблицу №1, мы видим, максимальную суточную калорийность рациона ребенка. Учитываем, что на завтрак должно приходиться 20% от суточной нормы потребляемых калорий, на обед – 35%. Мы рассчитали калорийность завтрака и обеда от общей суточной калорийности (таблица №2).
Таблица №2. Калорийность завтрака и обеда
(от общей суточной калорийности)
№
Возрастная категория
Суточная калорийность
Калорийность завтрака, 20%
Калорийность
обеда, 35%
1
7-10
2350
470
822, 5
2
11-13, мальчики
2750
550
962, 5
3
11-13, девочки
2500
500
875
4
14-17, юноши
3000
600
1050
5
14-17, девушки
2600
520
910
Используется 10 – дневное меню, рассчитанное на две возрастные категории: 7 - 10 лет, 12 – 18 лет. Мы просчитали калорийность завтрака и обеда по предложенному меню. Были получены следующие результаты:
Таблица №3. Соответствие количества килокалорий предложенного меню школьной столовой среднесуточным нормам физиологических потребностей в энергии
День
Завтрак
Обед
Соответствует норме
Завтрак
Обед
Соответствует норме
7 - 11 лет
12 - 18 лет
1
563, 7
965, 5
+
654, 33
1103, 7
+
2
685, 6
981, 5
+
775, 00
1143, 7
+
3
690, 6
963, 0
+
654, 4
1163, 7
+
4
550, 2
972, 7
+
620, 3
1172, 7
+
5
554, 4
965
+
679, 1
1190
+
6
562, 1
992. 6
+
769, 0
1192. 6
+
7
617, 2
973, 7
+
672, 6
1207, 8
+
8
628, 1
972, 1
+
642, 5
1086, 9
+
9
572, 2
965
+
699, 4
1165
+
10
617, 9
996. 6
+
735, 9
1050, 9
+
Подводя итоги результатов анализа школьного меню, можно сделать выводы, что завтраки и обеды в меню школьной столовой соответствуют среднесуточным нормам физиологических потребностей в энергии школьника.
Таким образом, школьное питание соответствует нормам рационального питания.
1.3. Результаты анкетирования и эксперимента
Нами было проведено анкетирование обучающихся 5 - 10 классов. В опросе участвовало 21 ученик.
Результаты анкетирования представлены в таблице:
Таблица №4. Результаты анкетирования
№
Вопрос
Результаты опроса
Сколько раз в день Вы употребляете пищу?
1) 3-5 раз - 57 % 2) 1-2 раза - 33 % 3) 7-8 раз, сколько захочу- 10 %
Завтракаете ли Вы?
1) да, каждый день - 62 % 2) иногда не успеваю - 14 % 3) не завтракаю - 24 %
Едите ли Вы на ночь?
1) стакан кефира или молока- 33 % 2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом)- 48 % 3) мясо (колбасу) с гарниром- 19 %
Едите ли Вы свежие овощи?
1) постоянно - 48 % 2) редко - 38 % 3) не употребляю - 14 %
Как часто вы едите фрукты?
1) каждый день- 48 % 2) 2 – 3 раза в неделю-28 % 3) редко- 24 %
Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
1) ежедневно - 42 %
2) ем иногда - 20 %
3) не ем никогда- 38 %
Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
1) ежедневно- 33 % 2) 1- 2 раза в неделю- 38 % 3) не употребляю- 29 %
Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями- 42 % 2) серый хлеб- 24 % 3) хлебобулочные изделия из муки в/с- 34 %
Рыбные блюда в рацион входят:
1) 2 и более раз в неделю- 38 % 2) 1-2 раза в месяц-28 %
1) из разных круп- 48 % 2) в основном картофельное пюре- 42 % 3) макаронные изделия- 10 %
По результатам анкетирования, выявлено, что питание обучающихся за пределами школы является сбалансированным.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что питание большинства обучающихся за пределами школы можно считать рациональным.
Нами было организовано проведение эксперимента среди учеников нашей школы. Были разработаны рекомендации по рациональному питанию (приложение №1) и предложены ученикам.
В течении 3 месяцев учениками соблюдались рекомендации по рациональному питанию. Обучающиеся питались предложенные 4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин. Не ели тяжелую пищу на ночь. Употребляли в пищу достаточное количество белковых продуктов, количество же «быстрых» углеводов сократили.
По окончании эксперимента все испытуемые отметили хорошее самочувствие- 100%, повысилась трудоспособность – 100 %, обучающиеся отмечали прилив энергии и сил – 100 %.
Можно сделать выводы, что рациональное питание положительно сказывается на самочувствии ребенка, повышается умственная и физическая активность.
Заключение
Целью исследования было: выяснить является ли питание учеников нашей школы рациональным; способствует ли рациональное питание повышению работоспособности, хорошему самочувствию.
Для достижения цели были изучены источники информации по теме «Рациональное питание».
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, физической и умственной работоспособности.
Анализ школьного меню продемонстрировал, что школьное питание можно считать сбалансированным. Пища содержит нужное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Меню школьной столовой соответствуют среднесуточным нормам физиологических потребностей в энергии школьника.
Также было проведено анкетирование обучающихся. Выявлено, что питание обучающихся за пределами школы является сбалансированным. Можно сделать вывод, что питание большинства обучающихся за пределами школы можно считать рациональным.
По результатам проведенного эксперимента, можно отметить, что рациональное питание положительно сказывается на самочувствии ребенка, повышается умственная и физическая активность.
В сентябре 2021 году было организовано прохождение курсов повышения квалификации по программе «Основы питания для школьников» для обучающихся 5 – 10 классов. Были изучены основы правильного питания, результатом стало получение сертификата.
Цель исследования достигнута. Гипотеза о том, рациональноепитаниеспособствует повышению трудоспособности, хорошему самочувствию подтвердилась.
Используемые источники информации
Боровская Э. «Здоровое питание школьника» «Эксмо» 2010
Боровская Э. «Здоровое питание школьника», «Эксмо» 2010 г.
И. Мельников «Сбалансированное питание школьника: завтраки и обеды «с собой», 2012
Статья «Рациональное питание»: http://vidnoe-bolnica.ru/article/racionalnoe-pitanie-statya-no-3
Статья «Законы рационального питания»: http://gigiena.minsk-region.by/ru/obraz/statyi?id=2267
Статья «Рациональное питание»: http://www.medprofural.ru/Racionalnoe-pitanie