Использование методов активного обучения студентов в профессиональной подготовке будущих специалистов
Использование методов активного обучения студентов в профессиональной подготовке будущих специалистов
Подходы к реформированию среднего профессионального образования определены основными направлениями развития профессионального образования. Одним из главных направлений реформирования системы среднего профессионального образования является «обновление содержания среднего профессионального образования, его переориентация на удовлетворение запросов и образовательных потребностей личности и реализацию права личности на получение соответствующего уровня профессионального образования и квалификации».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование методов активного обучения студентов в профессиональной подготовке будущих специалистов»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Васина Н.И, преподаватель ГАПОУ КО «ККЭТ»
Подходы к реформированию среднего профессионального образования определены основными направлениями развития профессионального образования. Одним из главных направлений реформирования системы среднего профессионального образования является «обновление содержания среднего профессионального образования, его переориентация на удовлетворение запросов и образовательных потребностей личности и реализацию права личности на получение соответствующего уровня профессионального образования и квалификации». Среднее профессионального образование развивается как важное звено в системе непрерывного образования. В тоже время, образовательная политика в обществе требует конкурентоспособных специалистов, обладающих природной мобильностью, готовностью к непрерывному самообразованию. Выпускнику необходимы природная культура, целеустремлённость, богатые знания в избранной деятельности. В условиях конкурентной борьбы высоко ценятся компетентные специалисты, способные постоянно совершенствовать свои знания, быстро и адекватно реагировать на изменение условий профессиональной деятельности.
Познавательная активность является формой самоорганизации и самореализации студентов, результатом усилий преподавателя в организации учебной деятельности и становлении их в качестве субъектов последней. В связи с этим становится очевидным, что формированию профессионально-познавательной активности студентов, способствует применение преподавателями в учебном процессе методов активного обучения.
Активное обучение реализуется через систему активных методов обучения. Активные методы обучения — это методы обучения, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.
Активные методы производственного обучения — методы, требующие активной мыслительной продуктивной деятельности учащихся, проявляющейся в способности корректировать собственные действия, в самостоятельном выборе и целесообразном сочетании способов деятельности, в планировании своего труда, анализе и предотвращении ошибок, в производственной смекалке.
Активные методы обучения, являющиеся одним из наиболее перспективных путей совершенствования подготовки специалистов на основе принципов проблемности и моделирования профессиональной деятельности, имеют характерные особенности, отличающие их от традиционного обучения. Во-первых, активные методы обучения активизируют мышление обучаемых. Во-вторых, активность обучаемого методами активного обучения длительная и устойчивая. В-третьих, активные методы обучения обслуживают самостоятельное принятие студентами творческих по своему содержанию эмоционально окрашенных и мотивационно оправданных действий и решений. В-четвертых, какой бы из активных методов обучения ни применялся, процесс обучения в этих случаях имеет коллективную основу (взаимодействие с преподавателем и с другими студентами) и строится по определённому алгоритму. В-пятых, активные методы обучения представляют собой интенсивные методы, повышающие результативность обучения не за счёт увеличения объёма перерабатываемой информации, а благодаря глубине и скорости её переработки [1].
Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые методы применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими обучающимися.[2]
Проблемное обучение - это форма организации умственного процесса при приобретении знаний путём решения проблем. От других видов обучения проблемное обучение отличает организация обучения путём самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся (студентов).
Важным этапом является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для обучающихся.
Преимущество проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путём собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. Интерактивное обучение - обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Интерактивные методы обучения часто применяются для проведения лабораторных занятий и занятий учебной практики по профессиональным модулям. Центральное место занимают не отдельные студенты, а группа взаимодействующих обучающихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга.
При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется когда, люди коллективно ищут истину. Используются такие методы как:
а) дискуссионные (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);
б) игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые игры, ролевые игры; контригра;
в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства) [3].
Не имитационные активные методы обучения включают в себя проблемную лекцию, проблемно-активно-практическое или лабораторное занятие, активно проводимый семинар, самостоятельное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику на рабочем месте, олимпиады, студенческие научные конференции и т. д. [3].
Имитационные активные методы обучения могут быть неигровыми и игровыми. К неигровым имитационным активным методам обучения относятся метод конкретных ситуаций, имитационные упражнения на нахождение студентами известного преподавателю решения, тренинг.
Сущность указанных методов заключается в моделировании реальных объектов и ситуаций без наличия свободной игры, переменных величин и исполнения ролевых функций.
По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой:
ситуация - иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала;
ситуация - упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы;
ситуация - оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить её;
ситуация - проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.
Возникает задача развития у студентов способности к коллективным действиям [1]. Одной из точек соприкосновения между теоретическими и практическими знаниями студента является выполнение самостоятельных работ в виде разработанных творческих проектов по дисциплинам общетехнического профиля и специальным дисциплинам.
Работа над творческими проектами способствует реализации творческой активности студентов, учит соединять теорию и практику для решения конкретных задач, приобретать и развивать универсальную способность человека – потребности в самообразовании. Современному выпускнику необходимы не только прочные знания, но и применение их для решения технических задач. В самостоятельной работе студенты могут реализовать свои творческие способности через выполнение проектно-исследовательских работ. Одно из традиционных направлений проектной деятельности студентов является исследование и изучение современных достижений техники и их влияние на здоровье человека.
Способность к коллективным действиям в процессе занятий следует осуществлять по этапам. На первом этапе преподаватель выявляет с помощью групповой задачи наличие расхождений и сходства в подходах учащихся к самой задаче и её решению. На втором - путём организации групповой работы над конкретной ситуацией у студентов формируется потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению результата. На третьем этапе в условиях деловой игры вырабатываются навыки совместной деятельности, анализа и решения задач, разработки проектов и т.п.
Реализация этих принципов осуществляется в выполнении самостоятельной работы студентов в виде докладов, сообщений, творческих проектов на внеурочных занятиях . Началом любой деятельности является интерес, вызвать его можно лишь в том случае, если тема проекта вызывает личную заинтересованность студента и находит реальное применение в учебном процессе.
Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно учебно-организационные задачи:
1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;
2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;
3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала;
Формированию профессионально-познавательной активности студентов способствуют активные методы обучения - способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только педагог, но активны и студенты, которые готовятся стать будущими специалистами.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(198) "Разработка занятия с использованием интерактивных методов обучения на уроках математики у студентов в СПО "
["seo_title"] => string(117) "razrabotka-zaniatiia-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-u-studientov-v-spo"
["file_id"] => string(6) "221269"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1435157341"
}
}