Просмотр содержимого документа
«Использование метода «Равный обучает равного» на занятиях в детском объединении «Задумка»»
Автор: Желовникова Оксана Викторовна,
педагог дополнительного образования
Название организации: Структурное подразделение Дополнительного образования детей Центр детского творчества Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
пос. Кинельский муниципального района Кинельский Самарской области
Использование метода «Равный обучает равного» на занятиях в детском объединении «Задумка»
Чтобы процесс обучения проходил успешно необходимо применять не только разнообразные дифференцированные формы работы с детьми, которые могут включать в себя индивидуальные беседы, логические игры, ребусы, викторины, конкурсы,соревнования, подвижные игры и эстафеты. Но и использовать новые методы обучения, одним из которых является метод равного обучения.
Это процесс, при котором подготовленные и мотивированные ребята помогают своим сверстникам приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, установки, направленные например, на здоровый образ жизни, на нравственное отношение к себе и другим людям.
Принцип «Равный обучает равного»- принцип, который обеспечивает передачу информации через доверительное общение «на равных» подготовленных ребят - «учителей» со сверстниками, происходящее в форме обучающих занятий, акций, бесед т.д.
Источником знаний для ученика служит не профессиональный учитель, а такой же ученик, уже обучившийся предмету, например, обучающийся старшей группы.
В своей работе я использую данный метод уже с детского сада. Вот несколько примеров обучения и воспитания по принципу «Равный обучает равного».
"Равный - равному" о необходимости бережного отношения к природным ресурсам
Детский сад, первый год обучения - мероприятие «Берегите воду!»
Вначале ребята участвовали в викторине, посвященной воде. Отгадывали загадки, отвечали на интересные вопросы. Позже с ребятами проводился конкурс на лучший рисунок «Вода - это жизнь!» Потом кружковцы побывали в гостях у младших ребят, рассказали им, когда отмечается день водных ресурсов, где и как используется вода.
Наглядно показали ребятам, что нужно делать, если течёт или капает вода из крана. Почему нужно экономить воду и не оставлять кран открытым. В заключении кружковцы подарили маленькие символические капельки ребятам с пожеланиями всегда беречь воду.
Конечно же, малышам всегда нравится, когда к ним приходят старшие ребята, приносят им сувениры и красивые работы, сделанные своими руками, обучают чему-то новому понятным для них детским языком. А старшим ребятам такие формы занятий дают возможность максимально проявить свою активность, творчество, учат этике взаимоотношений.
Такой метод обучения способствует:
1.приобретению навыков ответственного поведения;
2.обострению чувства ответственности и собственной значимости, усилению желания приносить пользу;
3. личностному росту;
4.формированию коммуникативных навыков и лидерских качеств;
5.общению, новым знакомствам;
6.росту самосознания, развитию их способности к самоорганизации и самоуправлению, что важно для самостоятельной жизни в будущем.
"Равный - равному" о нравственности, дружбе, взаимовыручке.
Праздник «Посвящения в кружковцы» является одним из ежегодно проводимых мероприятий в детском объединении «Задумка». И в течении нескольких лет в помощь в организации праздника и его проведении оказывают старшие ребята ,которые не первый год занимаются в детском объединении. И все конкурсы, сценарий праздника готовят сами старшие ребята. Юные кружковцы (первый год обучения) выполняют интересные задания, показывают свои способности, умения работать в команде, смекалку, внимание и быстроту реакции. В конце праздника традиционно ребят награждают медалями кружковцев, которые обязательно помогают мне делать старшие ребята. Всем и старшим и младшим всегда интересно, каждый приносит пользу, как для самого себя, так и для другого, равного себе. Мне как педагогу всегда приятно видеть, как и с каким желанием, усердием мои ребята готовят праздники, мероприятия для младших. Приятно, когда старшие приходят на занятия к младшим и просто помогают, советуют в изготовлении какой-нибудь поделки. Приятно, когда мои ребята из старшей группы предлагают мне помощь, увидев как-то раз, сколько маленьких первоклассников пришли на занятие и каждому необходима помощь. Коллектив старших, который уже сложился, продолжает развиваться. Дружеские отношения, коллективистские, желание всегда помочь друг другу, всегда выручить в сложной ситуации. И я как педагог, замечаю, что они начинают воспитывать, учить этим положительным качествам и младших ребят, когда проводят у них мероприятия, акции, приходят к ним на занятия.
"Равный - равному" о пользе соблюдений правил дорожного движения
В детском объединении «Задумка» (подготовительная группа детского сада) проводилось занятие под названием « Азбука дорожной безопасности». Ребята стали участниками викторины "Юный пешеход”, отвечали на вопросы и загадки по ПДД в игровой форме, была проведена физкультминутка на заданную тематику. Но самое интересное для ребят было дальше. Каждый из ребят стал участником акции « Подари мне светофор!» Ребята своими руками сделали светофорики , а потом подарили их малышам из другой группы. Каждый старался! Делали не для себя! И подарок должен быть аккуратно выполненным! Старшие ребята правильно рассказали малышам о значении каждого цвета светофора, провели игру на закрепление световых сигналов.
В заключении кружковцы сказали очень важные слова: «Давайте соблюдать правила дорожного движения!»
В чем преимущество этого метода? Он позволяет передавать личный опыт, не формализованный в виде курса обучения, а «от себя», мотивация обучающего может передаваться ученику, энтузиазм, с которым обучающий делится опытом, делает знания эмоциональными и запоминающимися.
Я уверена, что организация процесса равного обучения в учреждении дополнительного образования может в значительной степени повысить эффективность образовательной деятельности, формирования культуры поведения, ценностных ориентаций, направленных на нравственное отношение к себе и другим людям. Так как основные принципы общения на равных: равенство участников, благожелательность друг к другу, умение слушать и слышать, уважение личного достоинства, добровольное участие, способствуют развитию гармоничной, нравственной личности.