kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование аудиовизуальных методов на уроках якутского языка как государственного

Нажмите, чтобы узнать подробности

Якутский язык в русскоязычных школах можно использовать как методичку для учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование аудиовизуальных методов на уроках якутского языка как государственного»










Использование аудиовизуальных методов на уроках

якутского языка как государственного



























оглавление

Введение

Глава 1. Положение об аудиовизуальных средствах учебного назначения

  • 1.1. Визуальные средства обучения

  • 1.2. Аудиальные средства обучения

  • 1.3. Аудиовизуальные средства обучения

Глава 2. использование аудио визуальный метод на уроках

  • 2.2 План урока

Использованная литература






















Введение

Якутский язык- обязательный предмет учебного плана, он изучается в течение многих лет, требует особенной методики и мастерства преподавания от учителя, но овладение им вне среды языка представляет большую трудность, особенно для городских общеобразовательных школ. Не секрет, что каждый учитель, планируя свой очередной урок, стремится , чтобы он был не только эффективным и качественным, но и живым и ярким, ведь то, что интересно ученикам, что “ярко” было представлено на уроке, то и запомнится больше всего.

В решении данных задач хорошими помощниками могут выступать современные средства обучения, которые находятся в каждой школе. В настоящее время учитель не может правильно и полноценно провести урок, реализовать в полном объеме учебные программы и учебники, не прибегая к использованию современных средств обучения. Безусловно, особое место в комплексе современных средств обучения занимают аудиовизуальные средства: кино, различные звуковые пособия, видеопрограммы и учебное телевидение.

Для восприятия аудиовизуальных средств очень важно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Но, как правило, основную информацию учащиеся получают с помощью сигналов, воспринимаемых слуховыми анализаторами. Отсюда следует, что зрительный анализатор обладает значительными потенциальными резервами для увеличения ввода обучающей информации.

Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения аудиовизуальных средств обучения находятся комбинированные зрительно- слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью аудиовизуальных средств, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, которая создает необходимую эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению













































Глава 1. Положение об аудиовизуальных средствах учебного назначения

I. Общее положение.

Современному преподавателю предоставляется возможность использования обширной номенклатуры технических средств обучения, среди которых самым доступным и распространенным, а также универсальным является видеотехника, позволяющая использовать одновременно аудирование и видеоподдержку учебного материала. Эффективность применения видеотехники в процессе обучения зависит от наличия методического обеспечения, т.е. аудиовизуальных средств.



Аудиовизуальными средствами являются:

1. а. Фонограммы: все виды фоноупражнений, фонотесты, фонозаписи текстов, рассказов, аудиоуроки и аудиолекции.

б..Видеопродукции : видеофрагменты, видеоуроки, видеофильмы , видеолекции и тематические слайды.



1.2. Все виды аудиовизуальных средств учебного назначения выпускаются патентованными фирмами или специализированными отделами, центрами образовательных учреждений.



1.3. Фонограммы и видеопродукции учебного назначения, подключенные в систему ДО являются методическими средствами этой формы обучения.

1.4. Каждая учебная аудиовидеопродукция должна иметь инструкцию к работе и аннотацию содержания, список фоноупражнений, тем, включенных в одну кассету или пленку.

1. 5. Вышеперечисленная учебно-методическая продукция должна заноситься в картотеку или каталог того учебного учреждения, которому они принадлежат.

1.6. Учебная аудиовизуальная продукция хранится в кассетах, бобинах, на пленках, в рамках и альбомах, в дисках и компакт-дисках с инструкцией.

1.7. Авторство продукции присваивается преподавателю или ведущему специалисту. Режиссер и оператор включаются в титрах.

1.8. На основании положения 2.1. о порядке утверждения грифа Минобразования РФ все учебные аудио и видеопродукции могут иметь гриф электронного издания.

1.9. Оформление документации на присвоение рекомендательного грифа МО РФ учебным аудиовидеосредствам производится на кафедрах, в специализированных кабинетах и лабораториях и утверждается НМС ЯГУ.

II. Требования к аудиовизуальной продукции учебного назначения.

II. 1. Фонограммы учебного назначения должны отвечать следующим педагогическим требованиям :

II. 1. а. Фонограммы зачитываются диктором - носителем данного языка, на пленке (кассете) указываются скорость записи и время звучания каждой фонограммы.

II. 1. б. Фоноупражнения для самокоррекции изготовляются по (4) четырехтактовой схеме:

Первый такт - диктор, второй такт - пауза, третий такт - образцовая речь (ключ), четвертый такт - пауза для самокоррекции.

II. 1. в. Фоноупражнения, тексты для аудирования выполняются в два такта: первый такт - диктор, второй такт - пауза.

II. 2. 1. Учебные тематические слайды имеют аннотацию, текст содержания и список названий пронумерованных слайдов.

II. 2. 2. Они могут быть самостоятельными раздаточными материалами.

II. 3. 1. Видеофрагмент отражает только одно действие или эпизод, раскрывающий один вопрос по теме. Долгота в/фрагмента не должна превышать 5 мин.

II. 3.2. Видеофильм состоит из двух и более фрагментов. Долгота видеофильма соответствует времени раскрытия темы. Один видеофильм включает в себя две и более частей. Одна часть может иметь долготу от 5 минут до 10 минут. Количество частей произвольное, зависящее от темы.

II. 3.3. Видеоуроком является методическое средство, которое включает в себя фрагмент, видеофильм, и другие аудиовидеосредства , используемые для ведения данного урока.

II. 3. 3.а. Данное средство отличается наличием ведущего - преподавателя, который является главным объектом, организующим обучение по теме.

II. 3. 3. б. Продолжительность одного видеоурока не должна превышать 35 минут. Количество уроков по обучению дисциплины произвольное.

II. 3. 4. а. Видеолекция аналогична видеоуроку по педагогическим требованиям. Видеолекция, как и обычные лекции, отличается наличием более углубленных теоретических вопросов, при раскрытии которых применяются вышеназванные видеосредства.

Продолжительность одной видеолекции не должна превышать 35 минут.

II. 3. 4. б. Видеокурсы состоят из видеуроков, лекций, отдельных видеоконсультаций и заданий. Они могут иметь несколько этапов обучения, зависящие от поставленной цели и задач.

II. 3. 5. Все видеопродукции учебного назначения должны отвечать следующим критериям:

-по грамотному использованию методических приемов диалоговой речи, пауз, повторов и т. д.,

-по уровню режиссерской техники в компоновке видеорядов,

-по методике постановки инсценировок,

-по уровню дикторской речи


1.1. Визуальные средства обучения

В процессе обучения якутским языкам в современной средней школе используются светотехнические и звукотехнические средства. Светотехнические средства (видеомагнитофоны, телевизоры, графопропроекторы (кодоскопы), мультимедийные проекторы, компьютеры) обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разнообразные функции:

1)служить опорой для понимания речевой структуры;

2)быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;

3)проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению;

4)выполнять роль обратной связи в форме ключей.

К не техническим средствам обучения относятся, так называемые, традиционные средства обучения, раздаточные и демонстрационные.

К раздаточным визуальным средствам обучения относятся учебник, рабочие тетради для учащихся, дидактические материалы для групповой работы, книги для чтения. Эти средства обучения, за исключением материалов для групповых форм работы, входят в настоящее время практически во все учебно-методические комплекты по языку, издаваемые любой фирмой. Помимо этого, обязательным компонентом комплекта стали аудиокассеты, которые могут использоваться и как демонстрационное пособие (на уроке), и как раздаточное при использовании дома для выполнения индивидуальных заданий. Учителя хорошо знают цену и таким демонстрационным пособиям, как таблицы, картины, которые также относятся к нетехническим средствам обучения.

Визуальное учебное оборудование, материальные средства обучения, используемые в учебном процессе для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познавательной деятельностью, общего развития и воспитания.

Различают 3 основные группы визуального оборудования: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира знаками, словами и фразами естественных и искусственных языков.

В состав первой группы (натуральные объекты) входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты производства, препараты растений и животных и т.д.); натуральные предметы и технические средства для воспроизведения явлений и последующего демонстрационного и лабораторного изучения их (реактивы, приборы и пр.); материальные и технические средства для трудовой, изобразительной и экскурсионно-туристской деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т.п.; измерительные, контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки и технические устройства; экскурсионное, туристское и экспедиционное оборудование).

Вторая группа: (изображения и отображения предметов и явлений действительности) объединяет: объёмные пособия - макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т.д.; плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи; Третья группа (письменные описания) включает: научную, справочную, методическую и др. литературу для учителя; учебники, сборники задач и упражнений, руководства для наблюдений, лабораторных и трудовых занятий, программированные и др. печатные материалы.

Особую группу составляют технические средства обучения, информационные (используемые для передачи и восприятия информации, зафиксированной на киноплёнке, грампластинке и т.д.) - киноаппараты, магнитофоны, электропроигрыватели, телевизоры и др.; контролирующие - перфокарты, перфопластинки, различного типа автоматы и т.д.; обучающие - лингафонные устройства, обучающие машины, закрытые телевизионные установки, электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и т.д.

К оборудованию предъявляются разносторонние функционально-педагогические, эргономические, эстетические, экономические требования, а также требования техники безопасности и гигиены.

Наибольшая эффективность использования учебного оборудования достигается при кабинетной системе организации учебных занятий.

Теоретическим обоснованием и разработкой различных видов У. о., созданием научно обоснованного оптимального комплекса У. о. для средней школы занимается НИИ школьного оборудования и технических средств обучения.



















1.2. Аудиальные средства обучения

Звукотехнические средства (магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов) позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.

За последнее десятилетие принципиально изменилась номенклатура средств обучения. Учебные кинофильмы, диафильмы, грампластинки больше не выпускаются. Им на смену пришли современные электронные средства обучения: видеозаписи, аудиокассеты, CD-ROM диски, информационно-образовательные среды типа Интернет. Прежде, чем давать характеристику современным средствам обучения языку, необходимо обратиться к их классификации с тем, чтобы обозначить те существенные признаки, по которым эти средства обучения можно отбирать. Затем, обращаясь к их природным свойствам, важно показать их дидактические свойства и функции, т.е. роль и место в учебном процессе. Тогда только можно с уверенностью говорить о том, какие средства обучения необходимы для решения тех или иных дидактических задач в соответствии с используемой концепцией обучения и обозначенным выше целеполаганием.

В основу предлагаемой классификации СО государственным языкам положены признаки, существенные для учебного процесса:

1. Способ восприятия информации (визуальные, звуковые, аудиовизуальные, мультимедийные);

2. Способ проявления информации (технические, нетехнические);

3. Характер визуального изображения (статичные, динамичные);

4. Способ применения на уроке (демонстрационные, раздаточные).


1.3. Аудиовизуальные средства обучения

Аудиовизуальные технические средства обучения: радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция (см. Диаскоп, Эпидиаскоп), лингафонное оборудование. Эти средства используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Аудиовизуальные с. о. могут быть успешно использованы также и при самостоятельном обучении. В качестве информационных Аудиовизуальные средства обучения могут применяться электронные вычислительные устройства.

Рассмотрим некоторые из них:

Учебное кино, один из видов научного кино, использующийся в качестве вспомогательного средства в учебном процессе. Применяется, как правило, в тех случаях, когда учебный материал недоступен для восприятия в обычных условиях занятий. С помощью кинематографа можно замедлить быстрые процессы и благодаря этому сделать их видимыми, проникнуть внутрь явлений, скрытых от глаз, увеличить мельчайший предмет, перенести зрителя в др. страны, сделать зримыми обобщения и абстракции посредством движущегося рисунка (мультипликации). Учебные фильмы классифицируются в зависимости от предмета учебной дисциплины и её частной методики, возраста учащихся, степени научной подготовленности (если это взрослый зритель) и дидактического назначения. В связи с последним различают: фильмы, выполняющие функцию коротких киносправок; целостные фильмы, задача которых объяснить тот или иной вопрос учебной программы; фильмы, помогающие усвоить производственные навыки (для демонстрации на специальных тренировочных стендах); инструктивные фильмы, разъясняющие смысл и значение производственных правил; вводные, или вступительные, - для ознакомления с основными проблемами учебной дисциплины, её целями и задачами; заключительные (по всей дисциплине или её разделу), - применяющиеся для повторения пройденного материала и касающиеся главным образом наиболее трудных для усвоения вопросов. Цикл учебных фильмов (кинокурс) применяется для освещения всех основных вопросов учебной дисциплины. Каждый вид кинопособия отвечает задачам наиболее полного изложения темы при минимальной затрате учебного времени. Учебные фильмы отличаются жанровым разнообразием, которое определяется главным образом методом кинематографического решения. Деятели сов. У. к. при создании кинолент руководствуются коммунистической идейной направленностью, стремятся к научной точности фильма, соответствию его современному уровню науки, а также требованиям учебной программы.























Глава 2. использование аудио визуальный метод на уроках

Репродуктивные упражнения : связаны устным или письменным воспроизведением услышанного или прочитанного. Репродуктивные упражнения иногда ошибочно отожестволяют с механическим воспроизведением чего — либо которые являются самой наукой формой репродукции. Творческая репродукция связанным с расширением полученных знаний преобразованием, обобщением, дополнением.

При творчестве учащихся совершают целый ряд мыслительных операций учащихся. При выполнении репродуктивных упражнений внимание учащегося сосредоточено прежде всего на содержательной стороне при этом он извлекает из памяти языковой материал, соответствующий замыслу высказыванию. Репродуктивные упражнения нужны при всем видам речевой деятельности говорению, аудированию к чтению и письму. При обучении говорению и письму объем репродуктивных упражнений более значителен.

К теме проекта предъявляются определенные требования: она должна заинтересовать учащихся, быть выполнимой, предоставить возможность организовать различные виды творческих работ в рамках проекта, предполагать эффектное завершение проекта, соответствовать возрастным особенностям учащихся.

В обучении якутскому языку в русскоязычной школе небольшие объему тексты используются в основном для чтения, пересказа, запоминанию языкового материала, произносительных и интонационных навыков. Разучивание текстов стихотворений и песен помогают усвоению содержания, запоминанию структуры якутских предложений. Разучивание текстов способствуют поднятию живого интереса к предмету, что немаловажно для усвоения языка.

В лингвистической и методической литературе понятие «текст» определяют следующим образом: « Текст – это любое законченное по смыслу высказывание, состоящее из нескольких обычно пяти и шести предложений. С другой, текстом может быть литературное произведение – роман, повесть, рассказ, поэма и т.д. Поэтому любой текст, а также его разновидность представляет собой единство содержания и языковой формы. В нем содержится определенная последовательность языковых значений, содержится конкретная информация». Также в понятие «текста» включают несколько признаков: связность, цельность, информативность, модальность, ситуативность. Для полного раскрытия содержания текста, в обучении неродным языкам, наиболее соответствующим является его информативный признак, который можно определить так: «информативность присуща только тексту и является его основным признаком. Содержанием любого законченного текста является информация. Она содержит сообщение о фактах, событиях, процессах, раскрывает авторское понимание отношений между этим явлениями, фактами и событиями. Таким образом, текст передает последовательность фактов, которые раскрываются во времени и пространстве по особым правилам в зависимости от содержания текста» .

Тщательный подбор текстов и разнообразие тематики позволяет сделать язык средством развития и формирования личности учащихся.

Таким образом, при отборе текстов для чтения необходимо, по мнению методистов, придерживаться, прежде всего, критерия культурологической аутентичности, принципа аутентичности информации, т.е. их познавательной ценности, а также принципов доступности, системности и логике изложения, связи уже изученным и изучаемым, лексическим и грамматическим материалом.

Такие культурологические аутентичные критерии, как, информативность, познавательная ценность, доступность старались применять при составлении данных текстов в обучении якутскому языку. Одним из главных критериев, мы видим, знакомство с культурой народа обучаемого языка, с особенностями быта и менталитета жителей. Без этого невозможно общаться с представителями иной национальности и уверенно чувствовать себя в их среде. Для этого в тексты должны, включены реалии Якутии, географические названия, имена известных людей, традиционные формы обращения. Также тексты, рассказывающие об истории Якутии, о ее столице, о ее традициях и праздниках и т.д.

Тексты в обучении якутского языка в русскоязычной школе в основном направлены на обучение чтению и пересказа прочитанного текста. Также на составление своих текстов по образцу. В работе над текстами на уроках якутского языка, основываясь на методику обучения неродным языкам.

Использование текстов с культурологическим содержанием способствуют расширению кругозора, поднимают коммуникативно-позновательную мотивацию; формируют межъязыковую и культурную компетенцию; положительно воздействуют на личностно-эмоциальное состояние учащихся; обеспечивают возможность одновременного образования языка и культуры.

Аудиовизуальные средства обучения позволяют ознакомить учащихся с историческим развитием и становлением ведущих научных теорий, с жизнью и творчеством выдающихся ученых. Экранно-звуковые пособия способствуют формированию патриотизма, интернационализма, гуманизма, нравственного идеала















2.2 План урока

В русско язычных школах всегда сложно учить не родной язык, но с помощью методов можно проявить ученика интерес и внимание.

На сегодняшний урок я воспользуюсь аудиовизуальный метод:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Средство учителя

организационный

Поздоровывется с учениками по — якутски «дорооболорун» и переводит на русский

Поздаровываются с учителем, проявляют внимание и интерес к учителю, и к языку


усвоение

Учитель выражает цель урока по — русски и переводит на якутский. Объясняет тему урока,а также рассказывает о якутском языкеУчитель использует слайд,аудио запись, который в нем есть разговрный якутский язык, и учитель объясняет переводит, ученики повторяют учителя

Ученики внимательно слушают учителя, и у них появляется интерес, внимание

Учитель использует слайд,аудио запись , картинки

закрепление

Учитель повторяет все слова показывая их на слайд, на картинках

Ученики повторяют учителя и закрепляют свою память


заключение

Учитель дает домашнее задание

Ученики его записывают на свой дневник




Заключение

Можно высказать мнение, что текст является центром, вокруг которого строится вся система обучения. Являясь целостным и законченным по содержанию и по форме речевым произведением, текст знакомит с определенной темой и актом общения, содержит изучаемый лексикограмматический материал, служит образцом речевой коммуникации носителей языка. Таким образом, текст, прежде всего, является носителем определенной информации, а также образцом использования конкретного языкового материала.
Но на уроках информация не должно быть самоцелью, а средством повышения мотивации обучаемых. Стимулом заинтересованности при чтении и в понимании содержании прочитанного текста.

Аудиовизуальные средства - кинофильмы, кинофрагменты,аудиозаписи, слайд с картинками, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др. Аудиовизуальные средства, кино, радио и телевидение позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), внутренние движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.

В результате обобщения опыта и результатов проведенных исследований было установлено, что рациональное применение ТС позволяет:

1)восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах обучения;

2)полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;

3) осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика;

4) создавать лучшие условия для программирования и контроля;

5) обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля;

6) максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;

7) более или менее точно определять качественные показатели иноязычной речи учащихся в магнитной записи;

8) выполнять многие активные виды упражнений со всеми учениками одновременно, включая говорение.

Рациональное использование технических средств дает учителю возможность нагрузить речевой и слуховой каналы учащихся до любых разумных пределов и активизировать их речевую деятельность в требуемом направлении.

Необходимость широкого внедрения технических средств в обучение обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного, из важнейших дидактических принципов — принципа наглядности.





Использованная литература

  1. Зимняя И.А.Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: “Просвещение”,1991.

  2. Осмоловская И.М. дидактика:учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.-2-е изд.,стер. - М. : изд.центр «Академия», 2008

  3. Олесова А.Пю методика преподавания русского языка в национальной школе. : Учебное пособие .Якутск:2006

  4. С.К.Колодезников. Теоретическиеосновы литературногообразования в якутской школе.- М.,2000

  5. С.К.Колодезников. Актуальные вопросы литературного образования в общеобразовательной школе: учебное пособие. - Якутск.,2009
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование аудиовизуальных методов на уроках якутского языка как государственного

Автор: Олесова Нарыйа Сергеевна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357246


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства