kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеграция дополнительного и общего образования - мощный ресурс решения социально-педагогических проблем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках образовательной программы инструментальное музицирование была разработана рабочая программа «коллективное музицирование».

Цель программы-формирование нравственной личности посредством приобщения к народным инструментам через коллективное музицирование

Методы обучения предусматривают синхронности освоения различных инструментов. Игра в малых ансамблях помогает детям меняться ролями и осваивать простейшие способы игры на различных инструментах. Такой подход решает кроме обучающих задач, задачу выявления потребностей и предпочтения детей  в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыки- залог интереса ребенка к этому виду искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция дополнительного и общего образования - мощный ресурс решения социально-педагогических проблем.»

Интеграция дополнительного и общего образования - мощный ресурс решения социально-педагогических проблем.


Л.Д. Киршина

Преподаватель высшей квалификационной

категории по классу баяна

МБ ДО ДШИ «Берегиня» г.Бердск


В последние годы все большую актуальность приобретает тема интеграции школы и учреждений дополнительного образования. Она родилась в педагогической практике в 80- годы XX века и осуществлялась по инициативе отдельных руководителей – новаторов в русле поиска новых путей развития школы. Следует заметить, что сотрудничество школы с внешкольными учреждениями имело место всегда, но интеграция - это не просто сотрудничество, это слияние в единую социально-педагогическую систему. Это процесс сложный, предполагающий работу двух коллективов в напряженном инновационном режиме.

В 90-е годы практика создания интегративных образовательных комплексов “школа – УДО” была продолжена, но не стала массовой ввиду организационных и финансовых сложностей. Однако, она получила официальное признание как действенная и прогрессивная. В Концепции модернизации Российского образования, Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного образования. Кроме того, предстоящий переход на профильное обучение также предполагает интеграцию школы с дополнительным образованием. Дополнительное образование многогранно. В данной статье я сконцентрирую внимание на учреждениях начального художественного образования, т.е. на школе искусств, и покажу возможность построения образовательных комплексов “средняя школа – школа искусств”.

Каждая интегративная модель уникальна. Школа искусств, где я работала, переживала непростую ситуацию с набором учащихся. На начало года у меня было 4 ученика. Шла борьба за каждого ребенка, которая по сути была борьбой за выживание самого учебного заведения. Меня очень заинтересовал оркестр русских народных инструментов, который много лет существовал в СОШ №3 «Пеликан», куда меня приняли работать концертмейстером в лабораторию непрерывного образования учащихся, изучающих предметы православной культуры. Посещая оркестр, детям захотелось более глубоко изучать народные инструменты, таким образом многие стали учащимися ДШИ.. Возникла необходимость проводить уроки в здании СОШ, а у меня появилась возможность стабилизировать контингент учащихся и обеспечить нагрузку. Хочется отметить, что по сей день проблем с набором нет, и это говорит о популярности школы среди горожан.

Инициатива исходила от основной школы – именно она пустила под свою крышу дополнительное образование. Параллельно с принятием принципиального решения шел выбор содержания дополнительного образования, которое должно влиться в основное и обогатить его. Этот выбор обусловлен профилем школы, который ориентирован на духовно-нравственное воспитание.

В рамках образовательной программы инструментальное музицирование была разработана рабочая программа «коллективное музицирование».

Цель программы-формирование нравственной личности посредством приобщения к народным инструментам через коллективное музицирование

Методы обучения предусматривают синхронности освоения различных инструментов. Игра в малых ансамблях помогает детям меняться ролями и осваивать простейшие способы игры на различных инструментах. Такой подход решает кроме обучающих задач, задачу выявления потребностей и предпочтения детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыки- залог интереса ребенка к этому виду искусства.

К занятиям школы искусств дети относятся с искренним интересом. Они разучивают русские народные песни, танцы, игры, знакомятся с народными обрядами. С целью пропаганды русского народного творчества организован детский филармонический абонемент (ДФА) для воспитанников детских садов и учащихся начальной школы «Играй мой баян», где звучат обработки русских народных песен, танцев. Отмечу необходимость таких концертов, так как они не только помогают сохранить духовное наследие, но и выявляют творческие способности учащихся, способствуют формированию их профессиональных качеств и помогают раскрыть потенциал каждого ребенка. Ежегодно готовятся мероприятия, связанные с традиционными праздниками народного календаря, в которых участвуют педагоги, ученики и родители. Эти мероприятия перерастают рамки обычных концертов: иногда они идут несколько дней-это Рождественские праздники и Пасхальная неделя. К народным праздникам приурочены детские музыкальные конкурсы, фестивали: «На Святки», «Красная Горка»

Данная область работы показывает разнообразные формы совместной деятельности обеих школ по нравственно-эстетическому воспитанию детей средствами народного искусства. Говоря же о методах работы, выделим метод "погружения" в традицию или включенного действия, который характеризуется следующими элементами:

  • активное включение всех участников в действие;

  • знание самой традиции;

  • переключение деятельности (с познавательной – на игровую, с художественной – на коммуникативную и др.);

  • сочетание традиционного и современного материала.

Работая вместе, школы стремятся создавать детям "социальную ситуацию развития" (Выготский Л.С.), поле деятельности, позволяющее реализовать себя, самоутвердиться через творчество. Школьники включены в интенсивную концертную работу. Они выступают перед людьми, принадлежащими к разным возрастным и социальным группам. Их зрители – воспитанники детских садов и сверстники, воины , обитатели Дома престарелых, ветераны труда. Ребята доставляют людям радость соприкосновения с народной культурой, и это позволяет им понять значимость своего дела. Самоутверждению помогают смотры и конкурсы, на которых наши дети, как правило, занимают призовые места. Ежегодно приходится выезжать на конкурсы и фестивали в другие города. В каждом из этих случаев детей сопровождают классные руководители. Они также имеют расписание всех уроков школы искусств и контролирует их посещение детьми своего класса. Я считаю,что такое совпадение интересов является важной находкой, так как это дает наиболее благоприятное развитие творческой, познавательной и социальной активности детей, которая позволяет обеспечить целостность и постоянное развитие, решение общих и индивидуальных проблем, обеспечение необходимого уровня знаний, умения и навыков школьников, формирование их эмоционально-образной сферы, воспитание нравственных качеств. Таким образом, сотрудничество и результативность образовательных учреждений выходят за пределы не только школьных стен, но и города и выявляет, что выпускники интегративного комплекса обладают развитыми эстетическими, нравственными, гражданскими и социальными качествами, которые в дальнейшем позволят им успешно самореализоваться, занять достойное место в обществе, достичь вершин в профессиональной деятельности.

Десятилетний опыт совместной работы двух учебных заведений разной ведомственной принадлежности позволяет определить, что же дает интеграция всем субъектам образовательного процесса, школам, городу, обществу в целом.

Дети:

1. Приобретают возможность получить дополнительное образование, не выходя из школьных стен.

2. Интегрированное расписание позволяет проводить уроки школы искусств не выходя из здания школы. У детей есть время на занятия по интересам (спорт, техническое творчество, компьютерный клуб и др.).

3. Гуманистическая, личностно-ориентированная, адаптивная среда комплекса, вариативные учебные планы, индивидуальные образовательные маршруты позволяют создать позитивно окрашенную и богатую эмоциями учебную атмосферу, в которой раскрывается творческая индивидуальность каждого.

Родители:

Получают возможность дать детям полноценное дополнительное образование одновременно с основным школьным (отпадает необходимость провожать ребенка в школу искусств и обратно, затрачивая на это рабочее или личное время).

Общеобразовательная школа:

1. Практика “2-х школ под одной крышей” привлекла внимание горожан. С начала работы ДШИ набор учащихся в первые классы осуществляется без проблем.

2. Школа приобрела специалистов высокого уровня, которые активно участвуют в организации культурной жизни всей школы .

3. Школа заняла лидирующее место среди школ города по эстетическому воспитанию (результаты смотров, фестивалей, объем и качество концертной работы), что способствует укреплению ее авторитета и популярности в городе.

4. Расширились и укрепились контакты школы с учреждениями культуры, что открыло новые возможности для воспитательной работы.

Школа искусств:

1. Стабилизировался контингент учащихся.

2. Увеличилась нагрузка педагогов.

3. Расширились и укрепились контакты школы с учреждениями системы образования, что открыло новые возможности для воспитательной работы и методического совершенствования.

Общество:

1. В городе появился очаг национальной культуры, создающий условия для нравственно-эстетического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

2. Возникновение нового образовательного пространства объединило в себе учреждения образования и культуры. Общая работа сгладила границы между ведомствами.

3. Работа УВК “общеобразовательная школа – школа искусств” дает другим школам пример решения застарелой проблемы, связанной с крайне малым количеством часов, отводимых учебными планами на предметы эстетического цикла. Интеграция со школой искусств предоставляет реальную возможность осуществлять полноценное эстетическое образование учащихся, формировать художественный вкус и эстетические потребности, противодействуя тем самым падению культуры общества. Важное значение имеет и тот факт, что вместе с детьми к миру искусства приобщаются и их родители.

4. Динамичное, постоянно расширяющееся образовательно-воспитательное пространство, существующее вокруг комплекса, предоставляет широкие возможности для утверждения детей в социуме через национальное искусство, для их идентификации как носителей культуры своего народа и, в конечном итоге, для становления гражданской позиции и патриотического сознания школьников.

Таким образом, интеграция школы и учреждения культуры активно способствует решению задач патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, которые поставлены перед образовательными учреждениями Правительством России.

Практика показала, что интеграция с общеобразовательной школой дает школе искусств возможность жить и осуществлять свою высокую культурную миссию, а стране – возможность сохранить очаги подлинной культуры, где воспитываются духовно богатые люди, гуманисты и патриоты.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Киршина Людмила Дмитриевна

Дата: 24.02.2020

Номер свидетельства: 540852


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства