kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационная деятельность педагога в дополнительном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный документ поможет методистам учреждений дополнительного образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность педагога в дополнительном образовании»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества»









МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ


В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ










Составитель методист Ларикова Л.Н.













г. Новомосковск

2020







«Далеко не всё новое прогрессивно.

Прогрессивно то, что эффективно!»


Без преобразований невозможно жизнь человека, а системы образования тем более. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Какие нормативные документы регулируют инновационную деятельность в образовании?

Слайд 3

Дополнительное образование детей является частью системы общего образования и выступает необходимым звеном, обеспечивающим развитие личности ребёнка. Учреждения дополнительного образования уже по своей сути являются инновационными, т. к. творческая деятельность в его стенах уже предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования юного гражданина России.

Если в общем образовании ребёнку диктуют, какие предметы и дисциплины ему изучать, то в дополнительном образовании он имеет выбор, и изучает то, что ему интересно, ориентируясь на свое мировоззрение.

Слайд 4

Новые веяния времени требуют от педагога дополнительного образования постоянной активной позиции и выхода за рамки своего узкого мира преподавания в конкретном детском объединении.

Слайд 5

Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. Эти же требования предъявляет к педагогу и форма аттестации.

В процессе профессионального самосовершенствования педагога особое значение, как уже говорилось ранее, имеет его инновационная деятельность. Итак, давайте разберемся с терминами и понятиями, которые необходимо знать педагогу. Итак, первое, что должен знать педагог – это то что объектом инновационного процесса являются дети!

Слайд 6

Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

Инновационная деятельность – всякая деятельность, приводящая к существенным изменениям по сравнению с традицией.

Слайд 7

Инновационная деятельность педагога зависит:

1) от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, которые направлены на совершенствование собственной педагогической деятельности:

- личностные качества (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);

- специальные качества ( знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовать эффективные способы их решения).

2) от существующих в конкретном образовательном учреждении условий:

- благоприятный морально-психологический климат и творческая атмосфера;

- помощь в получении информации об инновационных технологиях;

- финансовая заинтересованность: доплаты, премии;

- содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами;

Слайд 8

Инновационная деятельность всегда предшествует инновации. Проще можно сказать, что инновационная деятельность:

- анализ

- поиск

- разработка

- освоение.

Инновация NOVATIO» от латинского –обновление, новинка, изменение)-внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Инновация не является инновацией, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

Слайд 9

Виды инновации:

-организационно – управленческие;

- технико – технологические;

- социально – экономические;

- педагогические;

Из этих видов нас интересует педагогические инновации.

Слайд 10

Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации – нововведение, новшество, передовой педагогический опыт, новаторство, направленное на совершенствование педагогического процесса.

По сути своей новизна всегда относительна. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем-то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.



Инновации педагога учреждения дополнительного образования могут быть представлены в виде :

- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов)

- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

Слайд 11

Виды педагогических инноваций:

- Идеологические инновации – это обновление сознания, веяниями времени; являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

-Внутрипредметные инновации – это инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения (освоение новых технологий, создание авторских методических разработок).

- Общеметодические инновации – это внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области (разработка творческих заданий для обучающихся, исследовательская и проектная деятельность и т. д.).

- Административные инновации – это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Слайд 12

Подошли к главному вопросу. Как же будет организована инновационная деятельность в дополнительном образовании. Инновационные учреждения (технопарк), инновационные организации работы с детьми (РДШ). Это так скажем инновации принесенные сверху, административные и иднологические.

Обновление содержания педагогического процесса возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих и возрастных способностей.

Педагогическая технологияспециальный набор форм, методов, приемов и способов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.

Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Слайд 13

Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы:

1.Личностно ориентированные технологии - технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.

2. Личностно ориентированные - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.

3. Проектные технологии – предполагают включение детей в социально и личностно-значимую деятельность (работа над творческими проектами).

4.Исследовательские и практические работы - заключается в получении учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами, книгами, энциклопедиями, периодической печатью.

5.Информационно-коммуникативные технологии - компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентации по темам программы, мастер классы с поэтапным выполнением изделий ДПИ. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях

6.Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).

7.Учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы).

8.Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ребенок учит другого. Коммуникация двух обучающихся происходит в форме диалога.

9.Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

10.Профильное обучение - способствует ориентации на сферу будущей профессиональной деятельности.

11.Интернет-технологии – компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.

Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы.

Слайд 14

Формы продуктов инновационной деятельности педагога:

- составление сравнительно-сопоставительного анализа учебно-воспитательного процесса;

- учебные пособия;

- методические разработки;

- интернет выставки и экскурсии;

- модели;

- мультимедийные продукты;

- художественные и творческие работы;

- участие в конференциях;

- работа Web-сайтов педагогов.

Источником инновационных идей педагога может служить:

- неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);

- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);

- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

- изменения в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.

Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:

-методические объединения по определенной теме или направлению деятельности;

- проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.

Так как же может педагог себя позиционировать, как ему заявиться на реализацию инноваций? Проанализировав методическую литературу и рекомендации был составлен определенный алгоритм действий педагога.

Порядок организации и проведения инновационной деятельности педагога предполагает:

- выбор темы инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся и в соответствии с целью МОУ ДОД "ДЮЦ", (она же может стать и темой самообразования педагога);

- заполнение информационной карты инновационной деятельности (приложение);

-стартовая экспертная оценка инновации, заявленной педагогом

-разработка проекта (программы, плана) инновационной деятельности: цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длитель¬ность, предполагаемый результат. Педагог, изъявивший желание работать по соб¬ственной авторской программе, предоставляет в МС документ о внешней экспертизе программы;

- осуществление инновационной деятельности (реализация инновационного проекта (программы);

- отчет о реализации инновации.

Слайд 15

Предусматриваются разнообразные формы ознакомления с ходом, способами и результатами инновационной деятельности:

"Творческие отчеты" позволяют оценить общую результативность инновационной деятельности, увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей.

"Открытые мероприятия" позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога.

"Методические выставки" позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.

"Тематические консультации" позволяют другим заинтересованным педагогам образовательных учреждений получать дополнительную информацию по различным инновациям.

"Проблемные семинары" представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой теоретической подготовке.

"Свободное посещение занятий" педагога, реализующего инновацию;

- внедрение инновации (распространение созданного инновационным путем опыта, новой практики).

Материалы по инновационной деятельности хранятся в методической службе: заявка, программы, продукты диагностик, результаты контроля, анализ, отчеты.

Слайд 16

Поиск и освоение новых инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности учреждения – основной механизм оптимизации, развития системы дополнительного образования детей.

Следовательно, возникает необходимость в создании новых образовательных программ, разработки нового методического обеспечения в системе дополнительного образования. Эти программы должны стать многофункциональными, более гибкими, лояльными для детей с разными способностями, позволяющими педагогу корректировать ход учебно-воспитательного процесса в зависимости от уровня его подготовки.

Подводя итог, можно сделать вывод, инновационные технологии в системе дополнительного образования детей позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование личности.

















Список литературы


1. Борытко Н.М. Педагогические технологии/ Н. М. Борытко // Гуманитарная педагогика. Выпуск 2 - Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования – 2006. – 59 с. - ISBN 978-5-7087-0019-Х.

2. Ксензова, Г.Ю. перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Галина Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224с.

3. Петлякова Т.В. Инновационная деятельность в УДО. – Краснодар, 2000

4. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие / В. Питюков. – М.: “Гном-Пресс”, Московское городское педагогическое общество, 1999. – 192 с.

5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю.Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: «Академия», 2002. — 272 с. — ISBN 5-7695-0811-6.

Использованные материалы Интернет-ресурсов:

1. http://www.spoken-english.ru/2012/06/05/pedagogicheskie-texnologii

2. https://ru.wikipedia.org/Педагогические_технологии

3. http://www.uhlib.ru/pedagogika/pedagogika/p6.php

4.http://educational_technology.academic.ru/9/Педагогическая_технология

5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/18.php















ПРИЛОЖЕНИЕ

Информационная карта инновационной деятельности

педагога дополнительного образования (коллектива педагогов)

1. Разработчик ФИО, возраст, образование, специальность, стаж, квалификационная категория, контактный телефон, адрес электроннойпочты.____________________________________

2.Количество участников инновационной деятельности (педагогов, обучающихся)_____________________________________________

3.Сроки инновационной деятельности_________________________

4. Вид инновации: локальные (частные, единичные), не связанные между собой; модульные (блочные), связанные между собой.___

5. Область применения инновации (дидактика, психология, частные методики, технологии, апробация новых учебно-методических комплектов, другое …) _______________________

6.Проблема(тема)__________________________________________

7.Цель____________________________________________________

8.Задачи__________________________________________________

9.Сущность инновации_____________________________________

10.Прогнозируемый результат_______________________________

11.Стадии развития инновации. Инновация прошла стадии (подчеркнуть):

- разработка (определение темы, проблемы, задач, разработка путей реализации);

- осуществление инновационной деятельности (освоение и реализация на стадии апробации);

- распространение созданного инновационным путем опыта (новой практики)

12.Представление результатов (подчеркнуть) мастер - класс, выступление на МО, педсовете, конференции, проблемный круглый стол, творческие отчеты, публикации, открытые занятия, методические рекомендации, разработки программ, конспектов занятий, обобщение опыта работы.

13.Прогнозируемые трудности, которые могут встретиться в процессе осуществления инновационной деятельности__________

14. Публикации в рамках инновационной деятельности__________

15. Партнерство в рамках инновационной деятельности___________

16. Особые заметки по значению инновации в развитии образовательного учреждения_______________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Инновационная деятельность педагога в дополнительном образовании

Автор: Ларикова Лариса Николаевна

Дата: 10.11.2020

Номер свидетельства: 563015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Статья « Инновационная деятельность педагога дополнительного      образования, как ресурс повышения педагогического мастерства» "
    ["seo_title"] => string(140) "stat-ia-innovatsionnaia-dieiatiel-nost-piedaghogha-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-kak-riesurs-povyshieniia-piedaghoghichieskogho-mastierstva"
    ["file_id"] => string(6) "241327"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445233691"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Мое педагогическое кредо (педагога дополнительного образования)"
    ["seo_title"] => string(75) "moie_piedaghoghichieskoie_kriedo_piedaghogha_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "399636"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1489345859"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Планирование работы методического объединения педагогов дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "planirovanie_raboty_metodicheskogo_obedineniia_pedagogov_dopolnitelnogo_obrazova"
    ["file_id"] => string(6) "526559"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1573462433"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья: "Развитие певческих и творческих способностей школьников в системе дополнительного образования" "
    ["seo_title"] => string(116) "stat-ia-razvitiie-pievchieskikh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-shkol-nikov-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "229583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441808786"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Доклад «содержание инновационной деятельности педагогов в учреждении дополнительного образования детей»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_sodierzhaniie_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_piedaghoghov_v_uchriezhdieni"
    ["file_id"] => string(6) "373442"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482733711"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства