kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования детей

Инновационные процессы реализуются сегодня практически    во всех сферах человеческой деятельности. Нововведение в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого. Именно поэтому одним из направлений  деятельности муниципального  бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей  Дворца творчества детей и молодежи г.о.Тольятти  является результативная инновационная деятельность, как процесс освоения тех составляющих, которые позволяют добиваться качественно новых результатов и становиться все более привлекательными  и необходимыми  для детей и их родителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования детей »





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти







Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования детей





методист

Байдицкая Любовь Ивановна











Тольятти, 2015

























Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования детей

Инновационные процессы реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности. Нововведение в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого. Именно поэтому одним из направлений деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворца творчества детей и молодежи г.о.Тольятти является результативная инновационная деятельность, как процесс освоения тех составляющих, которые позволяют добиваться качественно новых результатов и становиться все более привлекательными и необходимыми для детей и их родителей.

Бесспорно, педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, профессионализма, личных качеств зависит эффективность решения многих проблем в учреждении.

Новые веяния времени требуют от педагога дополнительного образования постоянной активной позиции и выхода за рамки своего узкого мирка преподавания в конкретном детском объедении.

Если для педагога, работающего в традиционной системе, главными были специальные и методические знания, достаточно было владеть педагогической техникой, иметь педагогическое мастерство, позволяющие ему осуществлять образовательный процесс на профессиональном уровне и добиваться его высокой эффективности, то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям и приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога - мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. Такие же требования предъявляет к педагогу и новая форма аттестации.

Особую значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность


Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.









Инновационная деятельность педагога зависит:

от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:

  • личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);

  • специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).

  • существующих в конкретном образовательном учреждении условий:

  • финансовая заинтересованность: доплаты, премии;

  • благоприятный морально-психологический микроклимат и творческая атмосфера;

  • помощь в получении информации об инновационных технологиях;

  • содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами

  • правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров.

По итогам проведенного в МБОУДОД ДТДМ тестирования "Инновационная деятельность педагога" выявлено, что одни педагоги склонны к принятию инноваций, другие - более консервативны. Отношение к новаторству среди педагогов Дворца выглядит следующим образом:

  • желающие работать в инновационном режиме (новаторы) - составляют 3,2 % коллектива, они всегда открыты новому, активны;

  • поддерживающие инновации (передовики) - 34,7 % в роли лидеров выступают редко, для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам,

  • умеренные - 15,7 %, приступают к освоению новшеств иногда под давлением социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда ощущают поддержку коллектива,

  • сдержано относящиеся к инновациям - около 47 % ориентируются на традиционные ценности, решение о приятии новшества принимают с большим трудом.

Негативно влияют на инновационную деятельность педагога следующие факторы:

  • низкий уровень заработной платы (98 % респондентов);

  • формальные требования и часто необъективная оценка со стороны администрации (28 % респондентов);

  • недостаточная учебно-материальная база (73 % респондентов);

  • недостаточная информации об интересующих педагога инновационных технологиях (98 % респондентов);    

  • неярко выраженное у обучающихся желание учиться (98 % респондентов).

Такие факторы сдерживают стремления к участию в инновационной деятельности, к профессионально-творческой свободе.

По сути своей новизна всегда относительна. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем–то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:

- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов),

- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

Источником инновационных идей педагога может служить:

- неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);

- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);

- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

- изменениями в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.

Содержание инновационной деятельности педагога

1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе.

2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.

3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.

4. Проведение мастер – классов на муниципальном уровне

5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.

Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:

- МО по определенной теме или направлению деятельности;

- проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.

Как же может педагог позиционировать себя, заявить на реализацию инновационной деятельности. В центре существует определенный алгоритм действий педагога.

Порядок организации и проведения инновационной деятельности педагога предполагает:

- выбор темы инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся и в соответствии с целью МБОУДОД ДТДМ (она же может стать и темой самообразования педагога);

- заполнение информационной карты инновационной деятельности (приложение);

-стартовая экспертная оценка инновации, заявленной педагогом

азработка проекта (программы, плана) инновационной дея­тельности: цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длитель­ность, предполагаемый результат. Педагог, изъявивший желание работать по соб­ственной авторской программе, предоставляет в МС документ о внешней экспертизе программы;

- осуществление инновационной деятельности (реализация инновационного проекта (программы);

- отчет о реализации инновации. Предусматриваются разнообразные формы ознакомления с ходом, способами и результатами инновационной деятельности:

"Творческие отчеты" позволяют оценить общую результативность инновационной деятельности, увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей.

"Открытые мероприятия" позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога.

"Методические выставки" позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.

"Тематические консультации" позволяют другим заинтересованным педагогам образовательных учреждений получать дополнительную информацию по различным инновациям.

"Проблемные семинары" представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой теоретической подготовке.

"Свободное посещение занятий" педагога, реализующего инновацию;

- внедрение инновации (распространение созданного инновационным путем опыта, новой практики).











Приложение 1


Инструкция по заполнению информационной карты

"Характеристика инноваций и нововведений"


Лучше всего карту заполнять в начале учебного года.

1. Проблема. Необходимо продумать, какие противоречия в практике воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового, или какими потребностями обусловлена необходимость данной инновации. Проблема записывается как противоречие. Например, “необходимость осуществить педагогическую поддержку учащихся и отсутствие у педагогов-воспитателей знаний об этом приеме для реализации на практике”.

2. Цель инновации, нововведения. Чтобы сформулировать цель, надо обратить внимание на вторую часть проблемы (противоречия) и ответить на вопрос: “Что желательно создать в итоге работы?” Цель любого нововведения прописывается в глагольной форме. Например, “разработать и освоить новый прием педагогической поддержки учащихся”.

3. Сущность инновации, нововведения. Сущность нововведения – это развернутая цель, комплекс задач, которые надо решить. Например: “поэтапно разработать и внедрить прием педагогической поддержки в воспитательный процесс”.

4. Прогнозируемый результат нововведения. Любой прогнозируемый результат должен содержать показатели достижимости, реальности и измеримости. Прогнозируются: возможные (ожидаемые) положительные результаты; возможные потери, негативные последствия; компенсационные меры по их устранению.

Здесь же указываются параметры, по которым будет определяться эффективность нововведения.

5. Классификация инновации, нововведения по области применения знаний. Требуется подчеркнуть или дописать, каких областей знания касаются нововведения.

6. Инноватор. Записываются сведения о том, кто вводит инновацию в данном классе или в школе. Подчеркнуть, кем он является по отношению к данной инновации (разработчик, пользователь, распространитель).

7. Стадии нововведения. Подчеркнуть все стадии, которые прошло конкретное нововведение в классе, школе, включая стадию, на которой оно находится в данный момент.

8. Нововведение прошло экспериментальную проверку. Кратность проверок подсчитывается в конце учебного года.

9. Характер инновационного процесса (эксперимента или опыта).

Констатирующий – отслеживание процесса, констатация результатов.

Уточняющий – корректировка гипотезы в соответствии с результатами.

Формирующий – оформление и описание воспитательной технологии и ожидаемых результатов.

Активный эксперимент носит лабораторный, производственный характер.

Пассивный эксперимент – педагогическое наблюдение.

10. Препятствия на пути разработки и внедрения. Проблемы, которые мешают внедрению инновации: социальные, правовые, материально-технические, финансовые, а также общепедагогические (управленческие, частнометодические, воспитательные и др.).

11. Экспериментальный контроль осуществляется... Экспертами могут быть учителя-коллеги, опытные руководители школ, методисты, ученые и др. Общественный контроль осуществляют родительские, ученические, профсоюзные организации, управляющие советы школ и др. Самоконтроль необходим разработчикам, распространителям и пользователям новшества.

12. Оценка инновации. Она дается с учетом данных карты 2 “Контроль и экспертная оценка результата инновации”.

13. Какие еще проблемы предстоит решить. Описание препятствий на пути реализации нововведения. Например: психологический барьер у педагогов-воспитателей, отсутствие частного опыта по применению педагогической поддержки учащихся и др.

14. Особые замечания о значении инновации… Заполняется по результатам экспертизы программы инновации и нововведения.

Данные заполненных карт можно ввести в компьютер.



Приложение 2




Диагностическая карта

"Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности"


Инструкция: Оцените предложенные критерии своей готовности

по 5-балльной шкале.


Критерии

1

2

3

4

5

I. Мотивационно-творческая направленность личности

1

Заинтересованность в творческой деятельности






2

Стремление к творческим достижениям






3

Стремление к лидерству






4

Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации






5

Личная значимость творческой деятельности






6

Стремление к самосовершенствованию






Всего:


II. Креативность педагога

7

Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления






8

Стремление к риску






9

Критичность мышления, способность к оценочным суждениям






10

Способность к самоанализу, рефлексии






Всего:


III. Профессиональные способности педагога к осуществлению инновационной деятельности

11

Владение методами педагогического исследования






12

Способность к планированию экспериментальной работы






13

Способность к созданию авторской концепции






14

Способность к организации эксперимента






15

Способность к коррекции своей деятельности






16

Способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов






17

Способность к сотрудничеству






18

Способность творчески разрешать конфликты






Всего:


IV. Индивидуальные особенности личности педагога

19

Работоспособность в творческой деятельности






20

Уверенность в себе






21

Ответственность






Всего:


Спасибо!


Обработка результатов:

На основе полученных результатов делаются выводы:

о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности – набрано от 84 до 71 баллов;

среднем уровне – от 70 до 55 баллов;

низком уровне – менее 55 баллов.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования детей

Автор: Байдицкая Любовь Ивановна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231388

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Доклад «содержание инновационной деятельности педагогов в учреждении дополнительного образования детей»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_sodierzhaniie_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_piedaghoghov_v_uchriezhdieni"
    ["file_id"] => string(6) "373442"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482733711"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Условия внедрения ФГОС в дополнительное образование"
    ["seo_title"] => string(52) "usloviiavniedrieniiafgosvdopolnitielnoieobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "288975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454696552"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "выступление на педсовете "Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО." "
    ["seo_title"] => string(144) "vystuplieniie-na-piedsovietie-orghanizatsiia-i-sodierzhaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedienii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "153932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421081217"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Личностный профессиональный рост педагогов как необходимое условие эффективности образовательного процесса "
    ["seo_title"] => string(120) "lichnostnyi-profiessional-nyi-rost-piedaghoghov-kak-nieobkhodimoie-usloviie-effiektivnosti-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "229604"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441811535"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья: "Развитие певческих и творческих способностей школьников в системе дополнительного образования" "
    ["seo_title"] => string(116) "stat-ia-razvitiie-pievchieskikh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-shkol-nikov-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "229583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441808786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства