Инновации учебно-воспитательного процесса в условиях информатизации школьной библиотеки
Инновации учебно-воспитательного процесса в условиях информатизации школьной библиотеки
Информатизация общества предъявляет особые требования к библиотекам образовательных учреждений, которые за последние годы сделали заметный шаг в обновлении библиотечной деятельности. Школьная библиотека выступает как основной источник информационного обеспечения образовательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновации учебно-воспитательного процесса в условиях информатизации школьной библиотеки»
Инновации учебно-воспитательного процесса в условиях информатизации школьной библиотеки
Информатизация общества предъявляет особые требования к библиотекам образовательных учреждений, которые за последние годы сделали заметный шаг в обновлении библиотечной деятельности. Появилась реальная возможность модернизировать школьную библиотеку, используя ИКТ.
Внедрение современных образовательных технологий предполагает активное обращение к целому спектру информационных ресурсов. При этом существует необходимость эффективного управления этими ресурсами, наличия оптимальных условий доступа к ним, высокого уровня информационной культуры обучаемых. Такие установки являются одновременно задачами информатизации школьной библиотеки, главной функцией которой становится быть проводником к доступу разнообразной информации независимо от ее привязанности к локальному библиотечному фонду. Степень информатизации школьной библиотеки выступает сегодня условием успеха образовательного процесса.
Традиционно школьная библиотека выступает как основной источник информационного обеспечения образовательного процесса. Создание же информационной образовательной среды в настоящее время невозможно без модернизации ее деятельности, так как в условиях информатизации появляются качественно новые информационные образовательные ресурсы, изменяющие традиционную классно-урочную парадигму школьного образования.
Основой работы библиотек по удовлетворению информационных потребностей пользователей выступает библиотечный фонд. С внедрением новых информационных технологий информационное пространство библиотеки значительно расширилось, изменились алгоритмы поиска образовательной информации, у библиотеки появились новые возможности и услуги в области образования.
Новая образовательная стратегия предполагает переосмысление роли школьных библиотек. Школьная библиотека позиционируется как центр создаваемого информационного образовательного пространства, как место, предоставляющее пользователям широкий спектр информационных услуг, в основе которых лежит уникальное сочетание современных технологических, коммуникационных и традиционных методических решений.
Составляющими обновленной деятельности школьной библиотеки в связи с использованием информационных технологий выступают автоматизация библиотечных процессов и использование электронных образовательных ресурсов. Расширение обновленной деятельности школьной библиотеки ведет к необходимости установления оптимального соотношения в применении традиционных и электронных информационных ресурсов, соблюдения принципа взаимодополняемости источников информации.
Информатизация охватила все сферы деятельности школы:
автоматизирован процесс управления школой;
организована локальная сеть;
обеспечен скоростной доступ к информации в сети Интернет;
создан школьный сайт, где представлена полная информация о деятельности школы, в том числе есть страничка о деятельности школьной библиотеки;
активно используется в учебно-воспитательном процессе интерактивная доска и все имеющиеся в наличии электронные и цифровые образовательные ресурсы;
Компьютеризация школьной библиотеки позволила раздвинуть рамки поиска источников информации на всевозможных носителях. Растет фонд медиаресурсов – это и электронные приложения к учебникам, в ближайшие год – два электронные учебники, электронные энциклопедии, тренажеры, электронные наглядные пособия, презентации издательств и пр.
Наши пользователи ждут сейчас от школьной библиотеки большего, чем раньше, поэтому в информационном обслуживании все активнее используются ресурсы Интернета. Стала доступна информация электронных библиотек, мегаэнциклопедий, информационных порталов.
Все это позволяет создать информационно-образовательную среду для учебной деятельности и самообразования.
Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на CD-дисках с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. К работе на компьютерах с подобными обучающими дисками ученики проявляют неподдельный и живой интерес, который целесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе. Привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников, позволяет проявить себя тем, кто, владея компьютерной техникой на уровне «продвинутого пользователя», кто был равнодушен к обучению.
Средства ИКТ могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Программы-учебники, словари, справочники и энциклопедии, аудиокниги, видеокниги, хрестоматии, видеоуроки, интерактивные наглядные пособия – вот далеко не полный перечень для использования при подготовке к урокам как учителя, так и ученика. Возможности мультимедиа позволяют сделать уроки яркими, образными, легко запоминающимися.
Информационное взаимодействие учителя и обучающегося с программной системой характеризуется возможностью выбора режима учебной деятельности, выбора вариантов содержания учебного материала. Учитель осуществляет дифференциацию и индивидуализацию обучения школьников, направленные на обеспечение незамедлительной обратной связи между обучаемым и средством обучения, на использование различных видов информации, что является одним из важнейших умений в современном мире.
Использование современных технологий, повышающих качество и эффективность работы библиотеки, приводит к кардинальным переменам в информационно-библиотечном обслуживании участников образовательного процесса.
В современном мире от библиотек требуется непрерывная модернизация в соответствии с динамично развивающимся образовательным процессом и всё более высоким уровнем потребностей его субъектов.
Школьные библиотеки сегодня необходимо рассматривать как важнейший ресурс образования. Осмысление их деятельности позволяет сделать вывод об особом потенциале школьных библиотек в условиях активного вовлечения информационных технологий в образовательное пространство учебного заведения и совершенствования информационно-образовательной среды школы. Будущее школьных библиотек во многом зависит от их способности гибко реагировать на изменения потребностей социума, каждого отдельного образовательного учреждения, системы образования в целом.
Считаю, что разумное сочетание средств ИКТ и библиотечного обслуживания, приумноженные профессионализмом библиотекаря, обратят наше молодое поколение в высококультурную просвещенную нацию.
Конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. В ситуации динамического социально-экономического развития страны анализ запросов сообщества, запросов учеников и имеющегося заказа государства позволяет выявить потребность в новых результатах образования.