kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационно-коммуникативные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые информационные технологии в настоящее время становятся все более популярными в обучении. Они развивают идеи программированного обучения, открывают новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникативные технологии»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Новые информационные технологии в настоящее время становятся все более популярными в обучении. Они развивают идеи программированного обучения, открывают новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Приоритеты целей:

  • формирование умений работать с информацией;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • подготовка личности «информационного общества»;

- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения:

  • обучение - это общение ребенка с компьютером;

  • принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

  • диалоговый характер обучения;

  • управляемость: в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения;

  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

  • поддержка у ученика состояния психологического комфорта;

  • неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Особенности методики: компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и педагога, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В функции педагога компьютер представляет:

  • источник учебной информации;

  • наглядное пособие;

  • индивидуальное информационное пространство;

  • - тренажер;

  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает:

  • как средство подготовки текстов, их хранение;

  • текстовый редактор;

  • средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет:

  • при программировании;

  • при создании программных продуктов;

  • при применении различных информационных сред.

Работа педагога в компьютерной технологии включает следующие функции:

  • организация учебного процесса на уровне детского объединения в целом;

  • организация координации и активизации в детском объединении;

  • индивидуальное наблюдение за воспитанником, оказание индивидуальной помощи;

  • подготовка компонентов информационной среды, связь их с предметным содержанием определенной дополнительной образовательной программы.

Информатизация обучения требует от учителей компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.

На основании вышеизложенных функций компьютерной технологии можно выделить, как минимум, три подхода к применению компьютеров в обучении, которые широко применяются сегодня. Речь идет о компьютере как хранилище (и источнике) информации, о компьютере как развивающей среде, о компьютере как обучающем устройстве.


Три метафоры «компьютерного обучения»

Компьютер как источник информации. Сегодня в электронных библиотеках собраны классические издания и книжные новинки. Все учебные материалы готовятся на машинных носителях информации и также потенциально доступны через Интернет. Созданы первые массовые версии учебно-методических комплектов, а энтузиасты этого подхода утверждают, что в недалеком будущем традиционный учебник будет вытеснен электронными текстами.

Можно добавить, что компьютер - это такая книга, где читателю доступен нелинейный просмотр текста (гипертекст), а картинки на страницах включают статические изображения, видеофрагменты, аудиозаписи, мультипликацию, действующие модели систем, процессов, явлений.

Метафора книги предполагает, что обучаемый знакомится с тем, что его в данный момент интересует, свободно перемещаясь по материалу, чтобы найти искомое. Применительно к электронным учебным материалам это означает, что контроль за последовательностью подачи материала целиком принадлежит обучаемому.

Среди достоинств этого подхода - сравнительная простота организации материала (нет необходимости разрабатывать «управляющую часть»). Обучаемый не ограничен логикой учебной программы и может по своему усмотрению использовать любые части предложенного ему материала. Недостатки этого подхода продолжают его достоинства: трудно «организовать» обучаемого, побудить его систематически знакомиться с материалом, нет возможности контролировать его действия, предоставлять адекватную обратную связь.

Компьютер как развивающая среда. В основе этого подхода лежит желание видеть в компьютере игровую среду, поддерживающую структуру, куда обучающиеся приходят со своими задачами, где они могут пробовать и ошибаться, приобретая личный опыт работы с предметом.

Традиционные игры - это культурные инструменты, с помощью которых человек осваивает те или иные стороны окружающей его действительности. Метафора-игра означает, что обучаемый может свободно манипулировать с объектами компьютерной среды. Создать обучающую среду - значит создать своеобразное игровое пространство, в котором могут и должны использоваться догадка, интуиция, критическое мышление. Все эти способности раз­виваются и тренируются на материале и в связи с задачами, решаемыми в учебном процессе. Разработчики электронных учебных материалов используют метафору-игру при создании компьютерных моделей, тренажеров и других средств, позволяющих ученику опробовать различные способы работы, самостоятельно структурировать разветвленные системы действий, экспериментировать в новой для себя обстановке.

Главное достоинство такого подхода - возможность реализовать конструктивистскую модель обучения. Эта модель предполагает, что обучаемый строит структуры своих действий в процессе самостоятельного активного поиска и сопутствующих упражнений, реализуемых в пространстве возможных действий. Это единственный способ обучить решению нестандартных задач, стимулировать поиск нестандартных ходов (комбинации действий).

К недостаткам данного подхода относят сложность создания соответствующих компьютерных сред, медленное начальное освоение базовых действий, трудности контроля поисковой работы учащихся в учебной компьютерной среде.

Компьютер как обучающее устройство. Третий подход к созданию электронных учебных материалов берет свое начало в программированном обучении. Исходная посылка рассматриваемого подхода такова: «Можно создать компьютерную программу, которая будет эффективно вести ученика по учебному материалу, учитывая его индивидуальные особенности».

Компьютер направляет ученика по учебному материалу подобно тому, как регулировщик уличного движения направляет движение транспорта по улицам города. В основе указанного подхода лежит представление о возможности разбить учебный материал на порции, которые можно предъявлять в различной последователь­ности. Эти порции следует снабдить инструкциями (обучающей программой), которая направит обучаемого к той или иной порции в зависимости от ответов обучаемого. Данный подход в определенной степени воспроизводит работу учителя.

Одно из наиболее распространенных воплощений метафоры компьютер-регулировщик - отработка навыков, контролируемое выполнение упражнений. Другое воплощение этой метафоры - традиционная обучающая программа. Такая программа обычно начинается с рассказа о содержании занятия и об ожидаемых результатах обучения. Оно предлагает порции учебного материала, демонстрации и иллюстрация, вопросы и задания, подсказки, указания об успехах и ошибках обучаемого. В ней используются различные формы предъявления учебного материала в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. Традиционные обучающие программы успешно применяют для обучения фактическому материалу или правилам работы.

Достоинство данного подхода в том, что действия обучаемого находятся под постоянным контролем. Компьютер в состоянии учитывать все операции, которые выполняются над учебным материалом. Он может разнообразить подачу учебного материала с учетом предыдущих действий обучаемого. Здесь от обучаемого требуются минимальные навыки самостоятельной работы. С другой стороны, ограничение самостоятельности обучаемых, «программирование» их как роботов - главная слабая сторона этого подхода.

Таким образом, каждый из трех подходов специфичен по своему целевому компоненту, а, значит, по способу и уровню контроля за действиями обучаемого. Критерии для выбора той или иной метафоры определяются:

а) уровнем исходной подготовки учащихся;

б) содержанием обучения, осваиваемыми видами и способами действий.

Вполне очевидно, что рассматриваемые метафоры представляют собой предельные случаи. Однако мир един. Подобно тому, как хорошая современная энциклопедия содержит элементы, присущие и обучающей программе, и компьютерной игре, хорошая обучающая программа, как правило, включает в себя составляющие, представляемые другими метафорами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая технология - наука о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование, возможность анализа путем поэтапного воспроизведений, точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения.

Педагогическая технология призвана обеспечить реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью и быть посильной для любого педагога в любом учебном заведении. Психологическая сущность технологии проявляется в личностно-ориентированном обучении.

Каждый шаг ребенка в дополнительном образовании является шагом к утверждению своей личности. Только при условии всестороннего изучения личности ребенка возможна разработка индивидуальных программ его развития, выбор эффективных форм воспитания, создание и использование педагогически оправданных, привлекательных программ. «Рождение» личности связано с превращением ребенка из сравнительно пассивного элемента в активного и созидательного субъекта взаимоотношений с окружающей действительностью.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2000.

  2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

  3. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Ростов: Изд-во «Учитель», 2007.

  4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007.

  5. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании (нормативно-методическая статья) // Внешкольник. – 1999. - № 7-8. – С. 37.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Информационно-коммуникативные технологии

Автор: Наливайко Елена Владимировна

Дата: 07.12.2018

Номер свидетельства: 489387

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Методика обучения информационно-коммуникационным технологиям."
    ["seo_title"] => string(66) "metodika_obucheniia_informatsionno_kommunikatsionnym_tekhnologiiam"
    ["file_id"] => string(6) "617670"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1668755706"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства