Просмотр содержимого документа
«Игра-занятие "Маленький человек и большой мир"»
КУ "СРЦН "Гармония"
Игра-занятие
"Маленький человек и большой мир"
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере: Чебаненко О.А.
Продолжить углублять знания об окружающем нас мире и о взаимосвязи человека с окружающей средой.
Воспитывать познавательный интерес к различным представителям морской фауны, желание сохранить их.
Развивать у детей образное восприятие животных объектов, растительного мира средствами литературы, изобразительного искусства, музыки, театральной деятельности.
Формировать: стремление сохранить окружающий мир, представление о добре и зле.
Обогащать словарь детей за счёт усвоения названий представителей животного и растительного мира.
Учить связно излагать свои впечатления. Формировать образную выразительную речь детей путём включения образных определений.
Учить детей изображать объекты и картины подводного мира. Знакомить с внешним видом, характером, повадками морских животных и средой их обитания.
Совершенствовать приёмы работы с красками.
Материалы к занятию.
Аудиокассеты с музыкальными фрагментами (опера "Садко"), музыка Петрова к фильму "Человек-амфибия", двадцать первый концерт Моцарта с наложением звуков моря.
Рисунок с изображением морской черепахи.
Панно с изображением берега моря.
Панно с изображением морского дна.
Акваланги.
Ход занятия.
Специалист:
Дети, почему нашу Землю называют водной планетой? И почему космонавты из космоса видят нашу планету голубой?
Ответ. На нашей планете воды больше, чем суши.
Специалист:
Да. Вода составляет 2/3 поверхности Земли.
Без воды наша жизнь была бы невозможна. Достаточно сказать, что человек состоит на 80% из воды. Вода находится повсюду: ею полны реки и озёра, океаны и моря. Все первые цивилизации возникли у побережья морей и океанов, по устьям рек.
Подводит детей к изображению черепахи.
Обратите внимание. Это древнегреческая монета, и на ней изображена морская черепаха. А в некоторых государствах было принято платить ракушками и морскими камнями. Всё это свидетельствует о значении моря в жизни древних людей. В настоящее время значение моря также неоценимо.
Что нам даёт море?
Ответы. Море даёт ценные продукты питания. Жемчуг. Море - это судоходные пути, сообщения между государствами и городами.
Специалист:
Да, это так. Таким образом, мы видим, что море даёт не только эстетическое наслаждение, а гораздо большее, это часть окружающей среды, без которой человек не сможет существовать.
Специалист:
Ребята, обратите внимание, где мы стоим?
Ответ. У берега моря.
А звуки моря, которые мы сейчас слышим, знакомы вам?
Ответ. Это тема "спокойного" моря из сюиты "Шехеразада"
Н. А.Римского-Корсакова.
Молодцы, не забыли наши беседы. Я помню, многие из вас побывали на море. А плавать учились?
Ответы.
Хорошо, что учились. В морской воде можно быстрее научиться плавать. Ну, а если вы учились плавать, значит, наверняка, попробовали какая она на вкус?
Ответы. Солёная.
Специалист:
Правильно, морская вода солёная. Животный и растительный мир морской и солёной воды необычайно красочен и красив, богат и разнообразен. Обитатели подводного мира борются здесь за место и пищу. Многие животные объединяются для совместной жизни, образуют определённые сообщества.
Вспоминая наши беседы о рыбах и растениях, назовите мне представителей морских сообществ.
Ребята! Я вижу какой-то предмет; его выбросило волной на берег. Открывает, разворачивает бумажную трубочку и читает:
Тем, кто найдёт это письмо!
На грани гибели я доверяю бутылочной почте свою тайну. Все богатства морей и океанов, накопленные мною и оберегаемые - гибнут...SOS.SOS.
Ребята, что за знак SOS?
Ответы. Это призыв о помощи. Это сигнал бедствия. Это сигнал о кораблекрушении.
Специалист:
Правильно. И по морскому закону первый кто услышит этот сигнал идёт на помощь. Что делать нам?
Дети советуют идти на помощь. Опуститься в подводный мир. Узнать, что случилось, и попытаться помочь.
Специалист:
Все ваши советы и предложения благородны и справедливы. Я согласна с вами. Но прежде, чем погрузиться вы должны принять мои условия.
Держаться всем вместе, не отставать.
Слушать меня внимательно. Под водой много тайн, опасностей и неожиданностей.
Помните, что мы всего-навсего гости в незнакомом нам мире. Ничего ловить и срывать не надо.
Дети обещают вести себя хорошо.
Специалист:
Вы знаете, человек не может находиться под водой больше минуты. Почему?
Ответ. Человек может дышать только воздухом.
Специалист:
Но нам минуты мало. Как мы поступим?
Ответ. Возьмём акваланги.
Воспитатель и дети надевают снаряжение - акваланги, и под музыку погружаются в воду. Дети, с помощью плавных замедленных движений рук и тела, имитируют погружение и передвижение по морскому дну. Воспитатель ведёт детей к центральной стене. Озирается, осматривается.
Ребята, приглядитесь. Что-то здесь не так?
Ответ. Нет водорослей и рыб.
Специалист:
Да... Кругом грязь и мусор. Царит безмолвие. Морское дно превратилось в мёртвую зону. Что доброго и хорошего можем мы сделать?
Ответы детей.
Собрать мусор (собирают тряпки, банки, палки, калоши в пакет).
Воду очистить от грязи (снимают грязные целлофановые пакеты).
Под музыку появляется царь:
Что за шум? Раскомандовались! Что тут делаете?
Воспитатель и дети:
Очищаем воду от грязи.
Царь ходит, смотрит:
И правда, очистили.
Воспитатель показывает письмо:
Вы писали?
Царь:
Я... А кому же ещё писать? Совсем один остался. О чём там наверху думают (показывает вверх). То нефть прольют, то масло топливное, то мусор. А больше никого и ничего здесь нет. Все меня покинули: и растения, и животные.
Специалист и дети:
Мы знаем, как тебе помочь. Создадим новое царство. Посадим растения и заселим животным миром.
Царь:
Сделать это совсем не легко. Надобно много знать о моём подводном царстве.
Дети: В детском саду мы изучали жизнь растений и животных подводною мира.
Царь разделяет детей на группы и предлагает игру. Для каждой группы выдаётся разрезанная картинка. Ребята собирают картинки и получают изображения морских животных. Затем отвечают на вопросы морского владыки и показывают соответствующую картинку, читают стихи.
Вопрос:
Какое животное похоже на цветок распустившегося георгина? Почему у нег о мало друзей?
Ответ. Показ картинки. Чтение стихотворения об актинии.
Вопрос:
У какого моллюска, как у ученика, при себе чернила, и для чего?
Вижу, ребята, со знанием дела берётесь за работу. Удачи вам!
Звучит музыка.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить картины подводного мира, затем сесть за столы и нарисовать животных, каких они представили. Животных рисуют, вырезывают и располагают на общем панно.
На глазах у ребят морское дно оживает яркими красками.
Воспитатель предлагает детям рассказать, какое получилось дно.
Вода мерцает голубым и зелёным светом. Дно покрыто жёлтым песком. Заросли морской капусты свисают гигантскими веерами с подводных скал. В подводном мире множество животных. Среди них есть и сверкающие яркими красками, и почти незаметные, сливающиеся с серым фоном дна. Много животных с красивой формой тела и есть безобразные. Ловкие и неуклюжие. Одни из них живут на дне среди растений и камней или закапываются в песок, другие плавают в море. Вот небольшой осьминог прилепился сбоку к камню. Разноцветными пятнами покрывают актинии скалы. Красные, зелёные, коричневые. Настоящий сад Нептуна!
Царь благодарит детей за работу:
Ох, и заживу теперь!
На радостях детей приглашает погулять.
Дети, изображая морских животных, передвигаются по морскому дну.
Прощаясь с морским царём, дети исполняют песню "Кораблик"Абрамова.