kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Игровые технологии в образовательном процессе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Игровые технологии в образовательном процессе"»

МБУДО «Дом детского творчества»



Окружной смотр-конкурс педагогических достижений

в системе дополнительного образования детей

«К новым горизонтам»



Номинация:

«Информационно-методическое сопровождение образовательной деятельности»








Игровые технологии в образовательном процессе

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования




Автор-составитель:

Таксанова Светлана Владимировна,

педагог дополнительного образования











Бийск, 2018




Оглавление

  1. Введение 3

  1. Основные понятия об играх 4

  1. Значение игры 7

  1. Образовательные задачи 8

  2. Оздоровительные задачи 9

  3. Воспитательные задачи 10

  1. Психолого-педагогические требования 11

IV. Игровые технологии 15

  1. Игровые технологии в младшем школьном возрасте 17

  2. Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте 18

V Выводы 23

Цель:

Создание условий для формирования активной жизненной позиции, успешной социальной адаптации детей в современной действительности, посредством игровых технологий.

Задачи:

  1. Посредством проведения теоретических и практических курсов обучения педагогов (семинары, лекции, педагогические практикумы, творческие проекты,) создать предпосылки для формирования эмоциональной основы жизни детского коллектива, установления взаимных контактов, общения, закрепления норм поведения.

  2. Развить творческую самостоятельность и инициативу, закрепить

умение воспитанников быстро ориентироваться в окружающей

действительности, в изменяющейся ситуации через непосредственное участие каждого ребёнка в игровой деятельности.

  1. С помощью варьирования содержания и типов игр создать условия для детей попробовать себя в различных видах деятельности.

  2. Помочь детям сблизиться, создать первичное «тяготение» друг к другу на основе открытия ими интересов, взглядов, позиций внутреннего мира.


Актуальность: Игра является наиболее эффективной формой воспитывающей деятельности, которая способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить ребенка действовать и поступать в соответствии с нравственными нормами. Кроме того, игра является хорошим средством диагностики психического состояния ребёнка и его личностного развития, а также удачным методом для успешной социальной адаптации детей.






"В детском возрасте игра это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. Надо не только дать ему время поиграть, но и надо пропитать игрой всю его жизнь”.

А.С. Макаренко

I Введение

Игра - особого рода деятельность, наблюдаемая у людей любого возраста, но в наиболее яркой, выпуклой, непосредственной форме - у детей. Причём в разных возрастах играют по-разному. Малыш, играя, осваивает первые движения, действия с предметами, общение с близкими людьми. Школьникам же игра помогает войти в мир наук, труда, общественных отношений. Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего, гармонического развития личности.

Игра - едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способностей к творчеству в целом. В трехступенчатой мотивации игры - «хочу!» - «надо!»- «могу!» - заключён основной механизм её влияния на личность, секрет самовоспитания.

Целевые направления

  • Расширение кругозора, познавательной деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.

  • Воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых

нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитаниесотрудничества, коллективизма, общительности,

коммуникативности.

• Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей; умения находить оптимальные решения.

Приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.

  1. Основные понятия об играх

Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры детей и взрослых. Они пытаются установить природу и значение игры и отвести игре подобающее место в плане бытия. В любом научном исследовании доказано, что игра занимает важное место в жизни, выполняет в ней необходимую, во всяком случае, полезную, функцию. Многочисленные попытки определения этой биологической функции игры расходятся весьма значительно. Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать выход жизненной силе. По мнению других, живое существо, играя, подчиняются врождённому инстинкту подражания. Полагают, что игра удовлетворяет потребность в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку перед серьёзным делом, которое может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в самообладании. Иные видят в игре врождённую потребность, стремление к главенству или соперничеству. Наконец, есть и такие, которые относятся к игре как к необходимому восполнению монотонной односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке желаний и, тем самым, поддержанию чувства личности.

Любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается. Арена цирка, игральный стол, волшебный круг, сцена — все они по форме и функции игровые пространства, то есть отчуждённая земля, обособленные, выгороженные территории, на которых имеют силу собственные правила. Это как бы временные миры внутри обычного.

Игра имеет склонность быть красивой. Этот эстетический фактор, по всей вероятности, тождествен стремлению творить, что оживляет игру во всех её видах и обликах. Игра связывает и освобождает. Она приковывает и зачаровывает.

У каждой игры есть свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри ограниченного игрой временного мирка. Правила игры, безусловно, обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и всё здание игры тотчас же разрушится. Игра становится невозможной. Она перестаёт существовать. Играющий, который не подчиняется правилам или обходит их, есть нарушитель игры.

Мир игры для людей - естественное состояние, а участие в игровой деятельности зачастую способствует наиболее полной самореализации. В игре формируется стратегическое поведение людей, что позволяет ей служить эффективным средством социализации, подготавливать психику к функционированию в сложном мире человеческого общения и деятельности. Особая привлекательность игры состоит в том, что она позволяет действовать в ситуации риска, неопределённости, свободы выбора.

Ценность и значимость игры заключается ещё и в том, что она представляет собой интегральную деятельность. В игре могут трансформироваться все формы человеческой активности - физической и интеллектуальной, творческой и репродуктивной. В игре формируются мыслительные, адаптационные, стратегические, коммуникативные, компенсаторные, оздоровительные задачи.

Естественно, исторической основой возникновения и развития игры является труд. Игры являлись частью первобытного искусства, которое отражало трудовые и бытовые действия человека (в песне, танце, музыке). По мере совершенствования орудий труда, с развитием языка, мышления игры выделяются в самостоятельный вид деятельности.

Проблемой игры больше всего интересовались психологи и педагоги. Швейцарский учёный К. Гросс считал, что игра первична изначально, смысл её в том, чтобы быть школой поведения. Природа как бы специально предоставила человеку длительный период детства, чтобы, играя, они развивали жизненно важные органы и функции. Первая функция игры, по Фрейду, - символическая реализация бессознательных влечений, что даёт очищение и оздоровление психики. Вторая функция игры связана с тем, что в ней разрешаются, снимаются травматические ситуации, являющиеся источником невроза. игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности.



Отдых, удовлетворение
бессознательных влечений,
форма моделирования человеческих
отношений


II Значение игры

Для маленького ребёнка игра - это жизнь. В игре формируются основы социального поведения, нравственные, эстетические, этические принципы будущей личности. Игра в этом возрасте является основным средством физического, духовного и умственного развития.

В жизни школьника игра также занимает важное место. Игра его воспитывает, расширяет кругозор, развивает физически. Использование игрового метода в познавательной деятельности школьников позволяет им более качественно усваивать знания и навыки, необходимые в дальнейшей жизни.

Для каждого возраста существуют свои игры. Так, для младшего школьного возраста характерны комнатные, которые помогают ребёнку осваивать окружающий мир.

Подростковый возраст - время уличных игр. Подросток ищет возможность реализовать свои индивидуальные способности и устремления. Использование игровой ситуации, сопереживания, ролевого перевоплощения является важнейшей особенностью воспитательных возможностей детей подросткового возраста.

В юношеской среде особой популярностью пользуются игры - импровизации, игры-тесты, игры-экспромты, когда наиболее ярко можно продемонстрировать свою незаурядность. Предложение педагога изобразить лишь с помощью пластики своего тела, мимики лица и звуков как можно больше предметов и явлений, назвать как можно больше шарообразных предметов или способов применения скрепки и т.п. вызывает живой интерес, а сам процесс способствует развитию творческого воображения, конструктивного мышления, фантазии.

Игра для взрослого человека - это не только развлечение, способ проведения досуга, но и бесконечно серьёзной занятие: игра актёра на сцене, музыканта на инструменте и т.д.

В игре воспитываются качества будущего члена общества, гражданина и работника. Между игрой и работой нет большой разницы. Плохая игра - игра без усилий, без активной деятельности, как и плохая работа. Игра доставляет радость творчества, радость победы. Такую радость приносит и хорошая работа.

Любая игра - это проба собственных сил.

  1. Образовательные задачи

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая

сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение

анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятие играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях игра­ми. Правила и двигательные действия игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.

Игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Многократное повторение действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде. Надо приучать играючи использовать приобретенные навыки в нестандартных условиях. Игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое.

Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают кожнотактильную и мышечно­двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для школьников младших классов.

В игре участникам приходиться исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры), что развивает у учащихся организаторские навыки.

  1. Оздоровительные задачи

При правильной организации занятий с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма.

Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ. Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.

Подвижные игры положительно влияют на нервную систему детей. Для этого руководитель должен оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, стоить игру так, чтобы она вызывала у занимающихся положительные эмоции. Плохая организация игры ведёт к появлению отрицательных эмоций, нарушает нормальное течение нервных процессов, у учащихся могут возникнуть стрессы.

Игры должны иметь чёткие и строгие правила, что способствует упоря­дочиванию взаимодействия участников и устраняет излишнее возбуждение.

Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное прове­дение подвижных игр на свежем воздухе: дети становятся более

закалёнными, усиливается приток кислорода в их организм.

Игры - хороший активный отдых после длительной умственной дея­тельности, поэтому они уместны на школьных переменах, по окончании уро­ков в группах продлённого дня или дома, после прихода из школы.

Игры применяются в специальных лечебных целях при восстановлении здоровья больных детей, поскольку функциональный и эмоциональный подъем, возникающий у детей в процессе игры, оказывает на них оздорови­тельное воздействие.

  1. Воспитательные задачи

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приёмы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.

Игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для её участников.

Соревновательный характер коллективных игр также может активизировать действие игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективных играх, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует учащихся.

Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать учащихся к взаимоуважению во время совмест­ного выполнения игровых действий, к ответственности за свои поступки.

Игра носит коллективный характер. Многие сверстники, как известно, оказывают большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник игры может заслужить поощрение, или, наоборот неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной ко­манды - другой, когда перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в крат­чайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правиль­ное действие и выполнить его. Так игры способствуют самопознанию. Кроме того, игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные задачи, проявляя

при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи надо решать в комплексе, только тогда каждая игра будет эффективным средством разностороннего воспитания детей и подростков.

III. Психолого-педагогические требования

Что же такое игра с психолого-педагогической точки зрения? "Игра - один из видов деятельности, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними... одно из средств физического, умст­венного и нравственного воспитания" - педагогическая энциклопедия. Психолог А. Леонтьев считает, что на самой ранней ступени развития через игру-игрушку происходит процесс осознания человеческого отношения к предметам, человеческого действия с ними. Ребёнок, осваивающий", окружающий его мир, - это ребёнок, стремящийся действовать в этом мире. Ребёнок приводит в действие то, что он черпает из окружающей действительности, а именно: роли, действия, атрибуты, правила... "Нельзя мешать в игре ничуть не меньше, чем в учебе" - педагог Ян Корчак. Игры детей есть та самая свободная естественная форма проявления их действительности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества, личной активности. Деятельность, досуг, развлечение, развитие, становление, отдых, познание - и всё это игра. С одной стороны - сиюминутная радость, с другой стороны - проекция в будущее, т.к. в ней прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, а также для физической закалки развивающегося организма. Итак, велик воспитательный потенциал игры, и в умелых руках педагога безграничны возможности. С её помощью можно:

• создавать эмоциональную основу жизни детского коллектива, уста­новить взаимные контакты, общение, закрепить нормы поведения;

  • осуществить своеобразную психотерапевтическую коррекцию лич­ности, её самоутверждение и дальнейшее самоусовершенствование;

  • снять физическую усталость, сделать эмоциональное переключение с одного вида деятельности на другой;

  • организовать разумный досуг;

  • развить творческую самостоятельность и инициативу, закрепить умение быстро ориентироваться в окружающей действительности, в изменяющихся ситуациях.

Игра всегда обращена к творческому потенциалу ребёнка, дети зачастую творят её сами: вводят новые правила, персонажи... В этом вся прелесть игры. В процессе игры умный педагог находит возможности включить детскую фантазию и инициативу, помогает ощутить свободу. Игра - путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, своих пределов. Ведь для ребят не всегда важен результат игры, победа, успех. Им нравится сам процесс игры, те роли, те отношения, которые меняют статус ребёнка в коллективе.

За счет достижений в игре педагог создает благоприятную обстановку ребёнку в группе, его эмоционально-привлекательную ролевую позицию. Совершая поступки, отвечающие требованиям роли, ребёнок чувствует себя не просто моряком и космонавтом, он как бы соизмеряет свой сегодняшний день с тем далёким будущим, в котором он должен быть - и отважным, и сильным, и смелым, и высоконравственным.

Существует великое множество игр. У ребят же есть мобильные и не­мобильные игры. Дети самые лучшие распространители и пропагандисты иг­ры. Они "болеют" игрой, переживают большой эмоциональный подъём в хо­де даже хорошо известной игры и ... "выздоравливают" - забывают игру, но когда они почувствуют ситуативную необходимость данной игры, кто-то обязательно скажет: "А помните, мы играли...'".

И здесь игра выступает как благоприятная психологическая ситуация, вхождение в которую доставляет ребятам радость и удовольствие. Подростки

стремятся проводить игры самостоятельно-стихийные, неорганизованные. Такие игры часто педагогические неуправляемые и не всегда обеспечивают решение воспитательных и развивающих задач.

Нелепые игры в "плевки", в "расстрел" прохожих снежками, в салки на шоссе, в "кучу-малу" в раздевалке, в "подушечный бой", в разукрашивание в ночное время зубной пастой и др. возникают спонтанно и приводят к неже­лательным последствиям. Большую тревогу вызывают азартные игры на деньги, игры с ножом и огнём... Вредные по своему влиянию, они достаточно хорошо порой организованы: строгие правила, конспирация. Именно о таких играх сказала Н.К. Крупская: "Есть игры вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие". Игра не должна быть жес­токой, обидной. Иногда дети придумывают обидные оценки за поражение в игре или такие правила, выполнение которых граничит с оскорблением чело­веческого достоинства. Всё это значит, что подход к игре со стороны взрос­лых должен быть гибким: ни в коем случае не запрещать - иначе игра уйдет в подполье, - а умело управлять, учитывая возраст ребят, их игровой интерес и опыт. В программу воспитательной работы коллектива необходимо включать все виды и жанры игр: от спортивных, познавательных до деловых и игр- розыгрышей, что помогает разноплановому развитию ребёнка.


Основные психолого-педагогические требования к организации и проведению игры.

  1. Соответствие игры уровню развития физических и умственных сил играющих. Каждая игра должна быть такой по трудности, чтобы играющие прилагали достаточные усилия для достижения целей. Непосильные игры снижают у детей интерес к игре.

  2. Осуществление постепенного усложнения игры. На первых порах хороши игры с коллективным ответом, нё требующие личной ответст­венности за общий результат. Это игры со словесным обрамлением, разнообразные "кричалки, вопилки, пыхтелки" типа "Летит шар", "У оленя

дом большой" и др. Потом можно предлагать командные игры: различного

рода эстафеты, игры в большом и малом кругах. Далее следуют игры на

личное первенство - игры-аттракционы, игры-соревнования и т.д.

  1. Процесс организации игровой деятельности должен идти от знакомой к малознакомой игре, а потом лишь и вовсе незнакомой.

  2. Органическое вплетение игры в план урока, перемены, праздника. Переход одной игры к другой позволяет снять физическую усталость, пе­реключить внимание, психологически разгрузить ребят, снять их эмо­циональное перенапряжение. Желательно, чтобы по ходу праздника, перемены, игровой программы поработали все части тела: руки, ноги, голова, туловище. Игра выбирается с учётом погодных условий: в холод хороша подвижная - с прыжками, перемещениями, с физической нагрузкой на всех; в жару лучше использовать малоподвижную игру, в которой играют все поочерёдно.

  3. Регулирование нагрузки в играх в зависимости от эмоционального состояния играющих. Организатор должен держать руку "на пульсе игры", не допуская "перегрева", вовремя выпуская пар так, как детям не свойственно чувство меры, и желая превзойти друг друга, они могут создать сложные ситуации и для себя и для других.

  4. При выборе игры учитывается характер предшествующей деятельности.

  5. В основе игр лежит соревнование, соперничество. Это прекрасный метод активизации ребячьей деятельности, но пользоваться им надо осторожно, помня, что соревноваться могут "равные по силам в равных условиях". Сущность педагогического руководства детскими играми, по мнению учёного, педагога-экспериментатора С.А. Шмакова, заключается не столько в непосредственном вмешательстве воспитателя в игру, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре.

  6. При подготовке к игровой деятельности необходимо продумать оборудование игры, её атрибуты, место, время.

9. Занятия играми дадут лишь тогда положительный результат, если они будут проводиться регулярно, а не от случая к случаю.

IV. Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и со­вершенствуется самоуправление поведением.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

© свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса дея­тельности, а не только от результата;

© творческий, в значительной мере импровизационный, очень ак­тивный характер этой деятельности ("поле творчества");

© эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, со­стязательность, конкуренция, аттракция (чувственная природа игры, "эмоциональное напряжение");

© наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержа­ние игры, логическую и временную последовательность её раз­вития.

В структуру игры органично входит целеполагание, планирование, реа­лизация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивизация игровой деятельности обеспечива­ется её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнова­тельности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализа­ции.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими; v

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей

игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроиз­водимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно­креативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Место и роль игровой технологии в учебной процессе, сочетание элементов игры учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психоло­гические и др.

Обширна технология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие типы: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различные игры с предметами и без предметов, настольные, уличные, комнатные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

4.1. Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредст­венность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются имитационные игры. Основу деятельности составляет игровое моделирова­ние, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Де­ти действуют по игровым правилам. Позиция учителя - между ролью орга­низатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и учебно- познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношения с реальностью. В арсенале педагогики на­чальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закрепле­нию у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на разви­тие числовых представлений, обучение счёту, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. Результативность дидак­тических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во- вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными ди­дактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основное, характерные призна­ки предметов, сравнивать, сопоставлять их: группы игр на обобщение пред­метов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у млад­ших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереаль­ных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет раз­вивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.


4.2.Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловые игры

Деловая игра используется для решения комплексных задач, усвоения нового, закрепления материала, развитие творческих способностей, форми­рование общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации игр: ими­тационные, операционные, ролевые игры, деловой театр.


Технология организации игровой деятельности

  1. этап. Подготовка игры, её выбор, осмысление, педагогическое моде­лирование. Следует обратить внимание на педагогическую цель игры, на её форму, на место и время проведения, на число участников, необходимый иг­ровой реквизит и эмоциональный настрой участников.

  2. этап. Включение участников в игровое состояние. Начинается с объ­яснения игры и выбора водящего. Игру можно начать двумя приёмами: игро­вым и неигровым.

Неигровой заключается в том, что руководитель предлагает "Давайте сыграем в ...". И если у него есть авторитет, а игры, предлагаемые им ранее, были интересны, такой приём обязательно сработает. Но можно постепенно вводить ребят в игровое состояние, беря на сёбя какую-то роль, например: "Я - адмирал, а вы капитаны кораблей. Я предлагаю вам радиограмму..." ("Письмо, пакет, чрезвычайное сообщение, Донесение"). Здесь приглашение

не играть, а отправиться в путешествие, в поход и т.д. Всё это помогает бы­стрее войти в воображаемую ситуацию, будит ребячьи фантазии.

Объясняя игру, организатор должен стоять так, чтобы все его видели и он всех. Это полукруг, шеренга, колонна по одному. Объяснение игры должно быть кратким, образным, четким и сопровождаться показом отдельных элементов, сменой мест, техникой движений и тактикой перемещений. Если в игре много правил, которые сразу усвоить трудно, некоторые можно умышленно упустить и объяснить их по ходу игры. Иногда какое-то из пра­вил, условий специально не раскрывается участникам, и тогда создается си­туация неожиданного открытия, наблюдения. Хорошо, если ведущий органи­зует так называемую репетицию игры, не забыв сказать, что результатов ни­кто учитывать не будет.

Как правило, во многих играх необходимо выбрать водящего. Зачастую складываются две противоположные ситуации: водящими хотят быть все (младшие школьники) и водящим не хочет быть никто (подростки). Есть не­сколько способов разрешения ситуации. Первый - по разрешению организа­тора, с обоснованием выбора: например, первый от меня стоит в кругу В., он опытный игрок и т.д. Второй - по выбору играющих. Это идеальный вариант. Зачастую дети сами устанавливают очередность. Следующий вариант по ре­зультатам предыдущих игр (победитель или побеждённый) или по жребию, где можно использовать считалку.

Деление команды - тоже дело нелегкое, особенно если в коллективе не сложились отношения девочек и мальчиков, актива и пассива. И здесь тоже есть свои хитрости. Самая первая - расчет на первый-второй, либо деление команд по усмотрению организатора. Можно назначить капитанов и предло­жить им самим произвести набор команды. Но тут есть опасность увидеть отдельных ребят не выбранными. Можно осуществить выбор цепочкой, ко­гда каждый выбранный выбирает следующего себе по душе.

Можно разрезать 2-3 картинки - каждую на количество игроков в команде. Все берут по кусочку, потом составляют свою картинку. Можно разбить

ребят по группам, учитывая внешний вид. Предложите им разбиться по каким-то внешним признакам: по гамме одежды, цвету глаз, волос, длины юбок и косичек... В основу вашего деления могут лечь имена ребят: команда от А до Е, от Ж до О и т.д. Иногда деление превращается в целый обряд: вы­бирается 2 "матки", они сговариваются друг с другом о сговоре или пароле.

  1. этап. Проведение игры, обеспечение ролевого участия каждого иг­рающего.

Важно выбрать правильную позицию руководителю. Роль и функции ор­ганизатора зависят от возраста участников, от той цели, которую ставит перед собой педагог. У младших школьников он объясняет, исполняет роль ведущего, судит, предотвращает конфликты; с подростками во время игрового взаимодействия педагог ищет роль в зависимости от сложившейся ситуации, но чаще пропагандирует, объясняет и ... довольствуется ролью рядового игрока.

  1. этап. Подведение итогов игры.

Конец игры должен быть результативным: победа-поражение-ничья. Особенно ярким должен быть анализ игры: похвала - победителям, поддерж­ка - играющим. Иногда этот последний штрих может зачеркнуть всё то, что было сформулировано в ходе игры — чувство товарищества, эмоционального подъёма. И в этом велика роль взрослого, педагога, так как сами ребята не всегда способны выйти на компромиссное решение и перестроить свое эмоциональное состояние.

Игра не всегда приносит ожидаемый воспитателем эффект. Бывает, что с окончанием игры у ребёнка исчезают те качества личности, которые про­явились именно в игре. "Кончаясь, игра как бы уносит с собой ту силу, кото­рую она сообщает ребёнку своей романтической стороной" Т.Е. Конникова. Так что игру нельзя недооценивать, но и переоценивать, видеть в ней лекар­ство от всех бед.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, что­бы научить ребят играть активно и самостоятельно. Тогда они приучатся

сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его к исполнению.

Выводы

О роли игры в жизни ребёнка неоднократно говорили ведущие публицисты:

  1. "В детском возрасте ребёнок должен всегда играть, даже когда дела­ет серьёзное дело. Надо не только дать ему время поиграть, но и надо пропи­тать игрой всю его жизнь". А.С. Макаренко.

  2. "Игра - это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательно­сти". А.М. Горький.

  3. "Весь процесс воспитания ребёнка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них следует играть". Берн.

  4. "Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, со­циализирует, даёт отдых, и она же пародирует, прогнозирует, смеётся, пуб­лично демонстрируя относительность социальных статусов и положений". С.А. Шмаков.

  5. "Игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человече­стве, себя во Вселенной". Я. Корчак.

  6. "Игра - школа произвольности воли и морали". Л.С. Выготский.

  7. "Игра - изначальная школа поведения". К. Гросс.

В приложении к данной курсовой работе даны разработки игр на заня­тиях спором, хореографией, музыкой, в туристско-краеведческой работе, ко­торые реализуются в процессе обучения в учреждениях дополнительного об­разования.

Все это говорит о том, что игра оказывает действенное влияние на форми­рование личности ребёнка, способствует психологическому развитию, воспитывает навыки коллективиста, развивает организаторские способности. В играх дети учатся быть смелыми и ловкими, честными и добрыми. В играх рождаются такие качества как взаимовыручка и взаимопомощь, честность и порядочность.

В заключение можно сделать вывод: игра - наиважнейшая универ­сальная сфера "самости" ребёнка, в которой осуществляются процессы само­определения, самовыражения, самопроверки и, что особенно важно, - самореабилитации.


























Приложение



Если вы используете в своей работе разнообразные игры и не боитесь экспериментировать, то у Вас есть шанс стать таким педагогом, о котором позднее дети вспомнят с благодарностью. Предлагаю описание нескольких игр, а также конспекты занятий, которые вы можете использовать в том виде, в котором они приведены, или изменять их в соответствии с Вашими задачами и потребностями группы.

Предлагаемые игры, выполняют четыре функции:

  1. Они снижают уровень напряжения в группе и дают возможность расслабиться.

  2. Они помогают устанавливать контакты, создают в группе обстановку доверия и доброжелательности и улучшают взаимопонимание между педагогом и детьми.

  3. Активизируют все важнейшие системы человеческого организма, способствуют развитию креативности и интуиции.

  4. Игры, особенно ритуалы, создают у детей ощущение стабильности и предсказуемости.

Кроме того, если Вы будете играть с детьмиво время занятий, то вы и сами испытаете больше радости от своей работы. Педагоги выполняют работу, которая часто ощущается как колоссальная нагрузка.

В минуты отчаяния многие спрашивают себя, не лучше ли было выбрать другую профессию, которая избавила бы от дополнительной нагрузки, недостатка признания и административных ограничений.

Но потом вновь приходят минуты, приносящие счастье.

Это ощущение возникает тогда, когда педагогу удаются не только пробудить в детях живой интерес к предмету, но и самому почувствовать полноту жизни, ощутить радость творчества.

Надеюсь, что Вы будете использовать в своей работе предлагаемые игры и желаю Вам получить от этого удовольствие, несмотря на все существующие трудности.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»







Тема занятия

«Добро пожаловать в театральную сказку»


вводное занятие

предмет: театральная деятельность

адресовано детям: 7-8 лет

год обучения: первый










Разработала: Таксанова Светлана Владимировна,

педагог дополнительного образования













Бийск, 2018

Аннотация: вводное занятие проводится в начале учебного года с целью заинтересовать детей театральной деятельностью. Педагог демонстрирует возможности проявления творчества и фантазии, одновременно определяя творческий потенциал детей. Применяются игровые формы и методы, диагностируются коммуникативные способности воспитанников.

Тема занятия: «Добро пожаловать в театральную сказку»

Тип занятия: первичное знакомство с театральной деятельностью

Год обучения: первый;

Возраст детей: 7-8 лет;

Форма проведения: игра-путешествие.

Особенность занятия:

использование технологии:

  • Системно-деятельностного подхода;

  • Проблемно-поисковой деятельности.

Цель занятия: заинтересовать детей театральной деятельностью.

Задачи:

образовательные:

- в процессе занятия показать детям возможности проявления творчества и фантазии;

- определить творческий потенциал детей через участие их в театрально-игровой деятельности;

- способствовать формированию информационной компетентности детей, посредством знакомства с театральной деятельностью;

развивающие:

- развивать коммуникативные способности детей, мотивацию на творческую деятельность;

- расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей, путем включения в мыслительные действия при выполнении задания;

- способствовать развитию театральной памяти, внимания;

- создание дружеской среды вокруг самоопределяющейся личности;

воспитательные:

- создать условия для воспитания социально ценностных навыков поведения, культурного общения (вежливости, доброжелательности, группового согласования действия).

- воспитывать чувства взаимоуважения и желания обращаться в предлагаемой обстановке;

Тип занятия: первичное знакомство с театральной деятельностью

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: проблемно-поисковой деятельности, словесные, игровые, практико-ориентированной деятельности.

Методическое оснащение: литература, интернет ресурсы

Оборудование: мультимедийное оборудование,

Оборудование: сундук, куклы бибабо: кот, баба-яга. «Кубик – загадка», маски, мультимедийное оборудование, звуковое сопровождение, фотоаппарат, сувениры.

Ожидаемые результаты:

Дети

  • получат информационные знания о сценическом движении, сценической речи, мимике, театре;

  • смогут выполнять задания на заданную тему;

  • примут активное участие в ходе занятия;

  • безошибочно выполнят задания, применив полученные знания;

  • получат положительные эмоции от занятия.

Структура занятия:

I этап «Подготовительный»

1)организационный момент;

2)мотивация.

II этап «Основной»

1)постановка цели занятия;

2)проблемно-поисковая деятельность

3)получение новых знаний

5)практическая деятельность

6)дыхательная гимнастика

III этап «Итоговый»

1)подведение итога занятия;

2)рефлексия.



Литература

1. И.А. Манкевич Литературно-художественное наследие 2006 г.

2. Данилов С. С. Русский театр в художественной литературе 1998 г.

3. Интернет источники.

4. А.Д.Селезнева «Театральное творчество





I этап «Подготовительный»

Цель этапа: выявить уровень готовности детей к восприятию материала.

Задачи этапа: подготовка к работе на занятии, создание у детей мотивации к предстоящей деятельности, атмосферы увлеченности, эмоционального настроя.

Методы: беседа, словесный объяснение-демонстрация (диалог), наглядный.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Примечание

организационный момент;

П: Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас! Меня зовут Светлана Владимировна.

У вас хорошее настроение? А давайте создадим отличное настроение.

Предлагаю вам свою дружбу, давайте соорудим «Мост дружбы». Возьмемся за руки, поднимем их вверх. Вот наш «Мост дружбы»

П: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро! - солнцу и птицам,

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера. (Н. Красильников).

П: Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем отличного настроения. А оно нам сегодня пригодится, я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую сказочную страну чудес и превращений.

П; Для того чтобы нам было легче путешествовать и выполнять задания давайте немного разомнемся и выполним артикуляционную гимнастику.

В гости к бабушке мы шли, шли, шли, шли, шли, наконец, то мы пришли. Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки). С ними худые-лишь кожа да кости (вытягиваем губы, втягиваем живот.) Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, верхние и нижние зубы видны) Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед), бабушка смотрит на нас с удивлением (вытянутое лицо) И угощает вкусным вареньем (облизываемся…)

П; Давайте поблагодарим лицо. Вот теперь мы готовы к путешествию…

П; Ребята, а вы слышите, кто то плачет?

Маска; Я узнала что Кощей

Повесил замок, да без ключей

И закрыл им мой сундук

И скажу я вам как друг

Ваша помощь мне нужна

Расколдуйте зло, друзья…

П; Посмотрите ребята, следы, пойдемте дужно, куда они нас приведут…

П: Посмотрите, что я нашла (сундук).

2)Сюрпризный момент.

Итак, в путь, но нам нужно открыть заколдованный сундук. Для этого произнесем волшебные слова:

На сундуке висит замок, энзы - бэнзы, энзы-трок,

Кто открыть его бы смог? Энзы – бэнзы, энзы – трок!

Потянули, покрутили, постучали И...открыли!

П: А в сундуке записка: «Кто наполнит сундук волшебными вещами, тот попадет в сказочную страну чудес и превращений».

Приготовьтесь к интересным встречам. Отправляемся в прекрасную страну фантазий и превращений, а если вы постараетесь, то сумеете раскрыть тайны и загадки этой сказочной страны. В путь, друзья! Идем, взявшись за руки. (Нашли кота)…


Здороваются:





Дети отвечают: да.







Да мы согласны! (дети улыбаются друг другу)

берутся за руки.





























Да!







Дети коллективно выполняют движения и артикуляционную гимнастику





















Дети выполняют поглаживание лица.





















Дети соглашаются.

Дети отвечают: сундук.

Да!



Коллективно произнося волшебные слова.















Громко читают записку

















Дети: отправимся.

Дети, взявшись за руки, отправляются в прекрасную страну фантазий и превращений.



Эмоциональный настрой детей на работу.




Дети становятся раскованные, сближаются друг с другом.















Сюрпризный момент.

























Голос маски в звукозаписи

















Педагог открывает волшебный сундук.















Звучит музыка «Дорога добра».

II этап «Основной»

Цель этапа: способность к творческому самовыражению через актерское мастерство

Задачи: способствовать формированию информационной компетентности детей; научить импровизировать на сценической площадке; прививать основы правильного поведения;

Методы: речевой тренинг; метод физических действий, метод игровой импровизации.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Примечание

П; Кот – артист, а вы – зрители в зрительном зале.

Кот: куда это вы собрались? Сказок захотели?

У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит,

Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей,

Избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей…

Ну, что пойдете дальше? Тогда вот вам «Кубик-загадка». Разгадаете его - дальше пройдете…

П: странно, но кот больше не говорит, давайте возьмем его с собой, посадим в волшебный сундук.

Работа с мимикой и выражениями лица.

А теперь давайте бросим кубик. Что он нам показывает? Покажем такое же выражение лица. Расскажите, когда бывает такое выражение на лице? А теперь обыграем разные выражения.

Выразительность речи.

Еще настоящему актеру необходимо овладеть выразительностью речи. Ведь актер одно и то же слово может произнести по разному, с разной интонацией.

Например: «приходите завтра» (грустно, весело, спокойно, важно, грубо, злобно, нежно).

П; Предлагаю мальчикам перевоплотиться в Шрека, а девочкам стать Фионой. Мальчики, произносят фразу «Здравствуй Фиона» (громко, крича, с напором в голосе) а девочки произносят фразу «Здравствуй Шрек» (нежно, красиво, ласково)

П: Идем дальше по дороге чудесных превращений.

Отворачиваемся, закрываем глаза (тихая музыка)

П: Уговор: глаза не открывать.

Представляем лес дремучий, входим в него, идем через сваленные деревья, раздвигаем ветви деревьев, они царапают лицо, руки, неприятно. Смотрим по сторонам, кругом лес стоит стеной, становится темно, страшно, деревья скрипят. Идем дальше, видим свет, пробираемся, выходим на поляну и видим там…

Что же там?

Б-Яга: Ага! Там я в лесу дремучем! В сказку они захотели! Размечтались! Сундучок ваш я приберу, пригодится.

Выходите-ка на полянку, косточки разомнем. Показывайте что скажу!

В темном лесе есть избушка.

Встали задом на перед.

В той избушке есть старушка –

Бабушка Яга живет.

Нос крючком.

Глаза в полоску и как уголь все горят.

Ух, сердитая какая, ух сердитая какая!

Дыбом волосы стоят!

И поломана нога,

Не простая-костяная,

Вот вам бабушка Яга!

Б-Яга: Да, ничего не скажешь! Молодцы! Стараетесь! И играть умеете! Видать сундук вам нужен. Ладно, я сегодня добренькая, а вообще-то я противная, люблю вредничать… А поиграйте-ка еще со мной, больно уж вы хорошенькие! Ну-ка быстро показывайте!

-как Баба- яга верхом на метле летает.

-крадется волк за зайцем.

-съели кислый лимон.

-угостили конфетой.

-ждем автобус, холодно, ветер.

- болит зуб.

-рассердились на драчуна.

-плакса.

-полет бабочек.

Ой, молодцы, стараетесь, так и быть исчезаю, исчезаю, исправляюсь и сундук ваш оставляю, не очень-то и нужен! Раз! Два! Три!

П; Теперь нам нужно вернуться обратно через лес, а в лесу нас ждут животные: лиса, медведь и волк. Необходимо постараться и изобразить этих героев и их движение ярко интересно. И так превращения начинаются…

Импровизация.

П; Нам нужно вернуться обратно через лес, а в лесу нас ждут животные: лиса, медведь и волк. Необходимо постараться и изобразить этих героев и их движение ярко интересно.

Вы – актеры, а мы зрители.

Будьте внимательны, действуйте по тексту. И так превращения начинаются…

Тренди-бренди, тренди-бредь!

По тропинке шел медведь,

По тропинке шел медведь на малину поглядеть.

На сучок ногою встал, поскользнулся и упал.

Растянулся-испугался, что в капкан ногой попался,

С перепугу задрожал, подскочил и убежал.

Видно трусом был медведь, тренди-бренди, тренди-бредь!

Трали-вали, чудеса! По тропинке шла лиса,

По тропинке шла лиса и глядела в небеса.

На сучок ногой ступила, поскользнулась и завыла.

Хвать его, что было силы - только лапу занозила!

Ох, и злой ушла лиса, трали-вали, чудеса!

Чуки, чуки, чуки, чок!

По тропинке шел волчок,

По тропинке шел волчок, наступил он на сучок.

Поскользнулся, растянулся, встал на ноги, отряхнулся,

Почесал в раздумье спинку, отодвинул сук с тропинки,

И пошел себе волчок по тропинке во лесок.

П: Молодцы. Аплодисменты.

Маска; смеется и радуется.

П; Вы слышите ребята волшебная маска смеется от счастья.

П: Молодцы! Вы выполнили все задания.

П: Ребята, вам понравилось путешествие? А что же это за сказ очная страна, куда мы шли? Осталось разгадать загадку:

П: Что за дом, что за дом,

Сказку ты увидишь в нем,

А в спектаклях там актеры,

Исполняют свои роли,

Танцы, музыка и смех-

Представление для всех!

III этап «Итоговый»

Цель этапа: подведение итога занятия

Задачи этапа:

- анализ успешности достижения цели занятия, выявление успехов и затруднений;

- способствование развитию желания обучаться на новых занятиях;

- мобилизация детей на самооценку, определение перспективы последующей работы;

Методы: словесные (беседа), музыкального сопровождения;






П.; А теперь я предлагаю вам рассмотреть содержимое сундука.

Маски для разыгрывания сцен радости и грусти. Карточки с П: П;

П; Ну, вот мы и разгадали загадку сказочной страны, полной тайн и превращений. Это чудо под названием «Театр», где мы с вами актеры.

П: А сундук действительно волшебный и вещи в нем тоже волшебные: они оживают благодаря вашему старанию и желанию сотворить сказку и чудо, радуют актеров и зрителей.

кубик - помогает лучше изобразить выражение лица (мимику) и настроение героя Игрушки бибабо (кот и Баба-яга) оживают на вашей руке, говорят, двигаются. Все это интересно! И это далеко не все, что есть в сказочной стране под названием «Театр». Мы с вами всего лишь заглянули, за кулисы одним глазком. Эта страна действительно полна чудес, о которых можно только догадываться. А если очень захотеть - чудеса сбываются! Молодцы, вы постарались сегодня.

Мне было приятно общаться с вами. Я очень рада.

Рефлексия.

П; а теперь я предлагаю вам сделать фонтан впечатлений.

П: А вы как себя чувствуете?

Подойдите к той маске, выражение лица которой соответствует вашему настроению. Эти волшебные маски дарят вам ребята памятный подарок, своё изображение.

П: Наше путешествие подошло к концу. До новых встреч в прекрасной стране фантазий и превращений, в стране – театра.

П: Вот и сказка прошла,

Много чудес она принесла.

Вместе легко нам было в пути,

Все, что узнали, в нас сохрани.

Спасибо всем!


(Дети садятся на стульчики).

Педагог озвучивает кота

Дети внимательно слушают

























Дети соглашаются.









Дети кидают кубик.

Дети повторяют.



Дети обыгрывают каждое мимическое выражение. Подкидывают кубик







Дети смотрят в зеркало, наблюдая за своей мимикой. (Если зал оборудован зеркалами)









Дети импровизируют.























































Дети произносят фразы с разной интонацией в голосе



Дети аплодируют себе.







Дети говорят, Дети идут под музыку.

Дети закрывают глаза.



















Ответы детей.







Выполняют задание Бабы Яги.



Дети встают в круг.

Дети отворачиваются.

Выполняют обратный поворот, показывают пальцем на нее.

Щурятся.

Дети изображают мимикой, руки разведены в стороны.

Поджимают правую ногу, топают.

Показывают все сразу.

Дети выполняют тренинг на движение.































Дети отвечают: театр.

























































Ребята кладут свои ладони на ладонь педагога, произнося свое впечатление о занятии.





Дети делятся впечатлениями.

























Дети определяют маску в соответствии с настроением.

























Дети делятся впечатлениями.













Дети: До новых встреч! Дети выходят из кабинета.

Появляется кот (кукла бибабо)































Помещают кота в сундук.













Кидают кубик, находят выражение с мимикой).















Педагог импровизирует вместе с детьми.





















































































Играет тихая музыка.

Появляется Баба-Яга (кукла бибабо).

Голоса птиц в звукозаписи.













Сюрпризный момент, появляется Баба-Яга

































































































Звукозапись (смех маски)



Педагог воспроизводит слайдовое изображение

(театра)

























































































Звучит музыка.

Маска грусти и радости.

Сувениры-маски.

Звучит музыка «Дорога добра»


















Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»













Тема занятия


Сценическое общение
предмет:
актёрское мастерство
адресовано детям 9 – 11 лет
год обучения: третий










Разработала: Таксанова Светлана Владимировна,
педагог дополнительного образования



















Бийск, 2018

Тема занятия: сценическое общение
Раздел программы: драматургический опыт
Год обучения:
третий
Возраст детей:12 – 13 лет
Продолжительность занятия:
40 минут.

Цель: научить видеть, слышать, чувствовать партнера в работе на сцене.
Задачи:

образовательная: научить умению общаться в сценических условиях;

развивающая: создать условия для развития творческих и актёрских способностей у ребёнка через восприятие действий другого и умение ставить себя в зависимость от действий партнёра;
воспитательная: создать условия для развития у детей навыков работы в группе через общение в сценических условиях;

Тип занятия: учебно-практическое занятие по знакомству с одним из элементов системы К. С. Станиславского.

Форма проведения: занятие-семинар.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.

Оснащение занятия: видеозапись спектакля «Звёздный мальчик» режиссера Градова, карточки с темами парных этюдов, карточки с темами групповых этюдов.

Планируемые результаты:
1. Учащиеся получат практическое представление об одном из элементов системы К. С. Станиславского - сценическом общении.
2. Приобретут ценные и очень необходимые умения по основополагающему понятию сценического творчества, что даст огромнейший результат при работе в постановках и театрализованных постановках и поможет в развитии творческих и актёрских способностей у детей.
3. Приобретут ценные и очень необходимые умения работы в группе, приобретут навыки самостоятельного создания неординарных творческих работ.

Предварительная работа: теоритическое знакомство со сценическим общением по системе К. С. Станиславского, просмотр фильма-спектакля «Звёздный мальчик» по сказке О. Уайльда «Мальчик звезда».

Структура занятия:

I этап «Подготовительный»

- организационный момент

- мотивация

II этап «Основной»

- актуализация знаний;

- постановка цели занятия;

- просмотр отрывков спектакля «Звёздный мальчик»

- характеристика героев;

- ответы на вопросы: «что хочет герой?», «что делает?»;

- разминка;

- работа над парными этюдами;
- обсуждение этюдов;
- работа над этюдами в малых группах;
- обсуждение работы;
- работа над этюдами в больших группах;
- обсуждение работы над этюдами;

III этап «Итоговый»

- Подведение итогов занятия

- Рефлексия

Содержание занятия

I этап «Подготовительный»
Цель этапа:
выявить уровень готовности учащихся к восприятию материала.
Задачи этапа: подготовка к работе на занятии, создание у детей мотивации
предстоящей деятельности, атмосферы увлечённости, эмоционального настроя.
Метод:эвристическая беседа, объяснение-демонстрация.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Примечание

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии.

У вас хорошее настроение? А давайте сделаем отличное настроение.
- Начинается урок,
он пойдёт ребятам впрок
- А теперь мы повернемся и друг другу улыбнёмся!...

Молодцы!

- Сегодня, ребята, мы продолжаем наше знакомство с системой К.С.Станиславского. Давайте вспомним, что мы с вами делали на прошлом занятии.






- Молодцы!

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывки из спектакля «Звёздный мальчик» О.Уайльда, но уже поставленного силами ребят из вашей школы.

- Здравствуйте!


Дети отвечают:
Да!


продолжают стихотворение
- …постараюсь всё понять
и на сцене показать.
Дети улыбаются





ответ детей:

Мы познакомились с элементом системы Станиславского «сценическое общение» и смотрели фильм-спектакль «Звёздный мальчик» по сказке О.Уайльда «Мальчик звезда».





ответ детей:

- Да, мы согласны.

Дети сидят в актовом зале школы.


эмоциональный настрой детей на работу














II этап «Основной»
Цель этапа:
формирование предметных компетенций детей.
Задачи этапа: научить воспринимать действия другого и ставить себя в зависимость от партнёра по сцене, видеть, слышать, чувствовать партнёра.
Методы: создание ряда этюдных работ, просмотр видеофрагментов из спектакля с целью использования актёрских приёмов в самостоятельном творческом процессе, диалог.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Примечание

- Просматривая отрывки из спектакля, мне бы хотелось, чтобы каждый из вас подумал над двумя вопросами:
1. что хочет герой?
2. что делает герой?
- а сейчас мы начинаем просмотр.







Дети смотрят отрывки





Просмотр отрывков из спектакля, педагог заостряет внимание на общении героев.

-Мы закончили просмотр, теперь я предлагаю вам ответить на три вопроса:
первый – какой характер у главного героя, что он хочет, что при этом делает?




- Молодцы! Замечательно!

- Как вы это узнали?


- Правильно! Актёр должен уметь общаться. Это не так просто.

Для этого нужно, научиться, не только самому действовать, но и воспринимать действия другого, ставить себя в зависимость от партнёра, быть чутким, «податливым» и отзывчивым по отношению ко всему, что исходит от партнёра. Не так важно, что происходит в душе каждого из актёров, как то, что происходит между партнерами на сцене. Это и есть самое ценное для актёров и самое интересное для зрителей.
Именно этому, сегодня мы будем учиться, но сначала я предлагаю вам подняться на сцену и сделать игру-разминку.
- Сейчас я предлагаю вам несколько тем на сценическое общение, вам нужно распределиться по парам, выбрать одну тему, и показать вашу работу на сцене. Время на подготовку пять минут.

А сейчас предлагаю начать просмотр подготовленных вами этюдов.



- Большое спасибо, вы просто молодцы, слушаем мнение зрителей.
- Следующее задание, вам нужно так же выбрать тему, распределиться, но уже на небольшие группы и показать свою работу на сцене, Время на подготовку так же пять минут.


- Время на подготовку вышло, и мы начинаем просмотр подготовленных этюдов этюдов.



- Большое спасибо, вы молодцы, слушаем мнение зрителей.

- Следующее задание, вам нужно так же выбрать тему, распределиться, но уже на две группы и показать свою работу на сцене, Время на подготовку так же пять минут.


А сейчас предлагаю начать просмотр ваших этюдов.




- Большое спасибо, слушаем мнение зрителей.

Дети отвечают:

Характер главного героя заносчивый, высокомерный.
Он хочет, чтобы его любили только за то, что он красив лицом.
Убеждает своих сестер, что он сын звезды, а значит не такой как они.

Дети отвечают:

- Из общения героев сказки между собой.

Дети слушают объяснение


















Дети поднимаются на сцену и делают разминку.


Дети распределяются по парам, выбирают тему, готовятся





Дети показывают этюды, остальные смотрят работу выступающих в качестве зрителей.

Дети высказывают своё мнение.

Дети распределяются по парам, выбирают тему, готовятся.





Дети показывают этюды, остальные смотрят работу выступающих в качестве зрителей.


Дети высказывают своё мнение.
Дети распределяются по парам, выбирают тему, готовятся




Дети показывают подготовленные этюды, остальные смотрят работу выступающих в качестве зрителей.

Дети высказывают своё мнение.



































На столе лежат приготовленные карточки с темами.












Даётся задание с усложнением, работа в малых группах над этюдом. Тема этюда: «В автобусе, ситуации разные – «Хулиганы», «Человеку плохо»







Даётся задание с ещё большей степенью усложнения, дети распределяются на две группы. Темы этюдов:

«Молодой учитель», «Новый ученик»,

«В столовой», «Большая перемена»

IIIэтап «Итоговый»

Цель этапа: подведение итога занятия

Задачи этапа:анализ успешности достижения цели, мобилизация детей на самооценку, определение перспективы последующей работы.

Методы: словесные, наглядные.

- Молодцы! Вы выполнили все задания, теперь ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Как он называется элемент системы К. С. Станиславского, над которым мы работали на занятии и чем необходим ли этот элемент в театральной деятельности актеру?»

На следующем занятии я вас познакомлю еще с одним элементом системы Станиславского, а с каким - об этом вы узнаете на занятии.

- Молодцы! Понравилось ли вам занятие? Какие трудности вы испытали? Какие вопросы для вас были сложными?

- Кому было комфортно и интересно на занятии, предлагаю выбрать красные жетоны, кому было скучно и непонятно, прошу выбрать синие жетоны и положить их в волшебную коробочку.

Молодцы, я вижу по жетонам, что у вас великолепное настроение!
- Всем спасибо, до встречи!

Дети отвечают:
- Элемент называется «сценическое общение», этот элемент очень важен и просто необходим актёрам, уметь общаться очень важно и с окружающими людьми вне сцены.



Дети выражают желание продолжить изучение системы Станиславского на следующемзанятии

Дети высказывают своё мнение. Делятся своими впечатлениями и ощущениями


Дети делают выбор среди жетонов







До свидания! Дети выходят из зала


















Дети складывают жетоны в коробочку.





Игровые принципы

Конкурсный принцип игры - определение лидерства, победителя соревнования, а также игра связана с выбыванием - проигрышем. Аттракционный принцип игры - игра имеет красочный реквизит.

Аукционный принцип игры - обычный, словесный, песенный, это игра «с перечислением предметов».

Викторинный принцип игры — игра-отгадывание (например, КРИП на ТВ: «Поле чудес», «О, счастливчик!»).

Затея как игровой принцип — это игра-притворство. (Марш! Клоуны с транспарантами, куклы ростовые увлекают за собой присутствующих). Лотерея как игровой принцип — обычная, театрализованная беспроигрышная игра, игра-шанс.

Шутка как игровой принцип - Ведущий: «Скажите, какое у вас настроение? (Громко говорят) Вот к вам пришли гости, подарили цветы. Какое у вас настроение? Но у вас нет воды две недели. Какое у вас настроение?» Состязание как игровой принцип — эстафетные (комические, театрализованные, блиц-турнир); микрочемпионат - в стороне от центральной площади островок игр.

Фанты как игровой принцип — используется как усиление активности. Предмет личной принадлежности нужно положить, затем, чтобы взять, нужно отыграть.

Игра как представление - комикс-игра «Конкурс на асфальте»: клоунессы с мелками вовлекают в конкурс детей. Мамы в это время играют в «буриме».

Устные игры

Устные игры создавал и создаёт народ в процессе своей духовной жизни. Они возникли ещё в древности, когда не было письменности, в виде загадок. Позже появились шарады, анаграммы, метаграммы. Тяга к знаниям и умственным упражнениям у людей обусловила появление викторин. Видом досугового развлечения стали скороговорки, загадки. Загадка - это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность. Устные развлечения способствуют развитию интеллекта, учат логически мыслить.

Отгадай окончание частушки

Ведущий исполняет частушки, а игрокам надо угадать рифму, т.е. последнее слово в частушке.

  1. Врач толстуху по секрету - Убеждает съесть котлету.

  2. Очень правильный совет - ведь в котлетах мяса ... (нет)

  3. Силачи в Руси бывало бились с ворогом за нас.

А теперь кругом амбалы,

Продают ... (батончик «Марс»)

  1. Нынче ходят по России Люди с круглыми глазами:

Цены поднимаются - Глазки ... (округляются)

  1. На получку я купил Колбасы да сала.

Но продукты скушал кот И мурлычет .. .(мало).


Кричалки

Например, ведущий игры предлагает: «Прошу повторять за мной всё, что я делаю!» Ведущий задаёт ритм, хлопая поочерёдно то в ладоши, то по коленям. Затем ведущий предлагает к этому ритму....

Ведущий: Повторяйте за мной каждую фразу! Я начинаю! Чика-бум - крутая песня.

Все участники: Чика-бум - крутая песня.

Ведущий: Будем петь её все вместе!

Все участники: Будем петь её все вместе!

Ведущий: Если нужен классный шум.

Все участники: Если нужен классный шум.

Ведущий: Пойте с нами: Чика-бум!

Все участники: Пойте с нами: Чика-бум!

Ведущий: Пою я: Бум-Чика-бум!

Все участники: Пою я: Бум-Чика-бум!

Ведущий: Пою я: Бум-Чика-бум!

Все участники: Пою я: Бум-Чика-бум!

Ведущий: Пою я: Бум-Чика-Рака, Чика-Рака-Чика-бум.

Все участники: Пою я: Бум-Чика-Рака, Чика-Рака-Чика-бум.

Ведущий: Офа-ла, Тофа-нофа.

Все участники: Офа-ла, Тофа-нофа.

Ведущий: Уфа-ла, Туфа-нуфа.

Все участники: Уфа-ла, Туфа-нуфа.

Ведущий: Ну-ка Тикай!

Все участники: Ну-ка Тикай!

Ведущий: О!

Все участники: О!

Ведущий: Е!

Все участники: Е!

Ведущий: Ага!

Все участники: Ага!

Ведущий: А давайте, сейчас всё это сделаем весело, громко, ускоряя темп!

Игра повторяется то тихо, почти шепотом, то очень громко


Кричалки

На берегу - на берегу (все присутствующие повторяют каждую фразу) Большой реки (большой реки)

Пчела ужалила (пчела ужалила)

Медведя прямо в нос (медведя прямо в нос)

Ой, ой, ой, ой (ой, ой, ой, ой)

Вскричал медведь (вскричал медведь)

Сел на пенёк (сел на пенёк)

И начал петь (и начал петь)

Еду на танке (еду на танке)

Вижу корову (вижу корову)

В шапке ушанке (в шапке ушанке)

С рогом здоровым (с рогом здоровым)

Здравствуй, корова (здравствуй, корова)

Как поживаешь (как поживаешь)

Дую спик инглиш (дую спик инглиш)

Чего обзываешься?


Блиц - турнир

Каждому игроку по очереди задают 5 вопросов. Ответы дают без подготовки. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл. Побеждает тот, кто наберёт больше баллов.

  1. Стоит поперёк входа: одна рука в избе, другая - на улице. Что это? (Дверь)

  2. Стоят два кола. На кольях - бочка. На бочке - кочка. А кочке - дремучий лес. (Человек)

  3. Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша)

  4. Самый первый входит в дом, все за ним идут хвостом. (Ключ)

  5. Взглянешь - заплачешь, а краше его на свете нет. (Солнце)

  6. Пять братьев в одном домике живут. (Пальцы в перчатке)

  7. Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодня)

  8. Ношу их много лет, а счёту им не знаю. (Волосы)

  9. Не идёт, не скачет, а плывёт и плачет. (Туча)

Самое быстрорастущее дерево. (Эвкалипт)


Малоподвижные игры

Среди большого разнообразия игр широко распространены подвижные и малоподвижные игры. Их характерной особенностью является ярко выраженная роль движения в содержании игры. Игры малой подвижности не требует больших физических усилий, специально подготовленной площадки, сложного реквизита. Они могут проводиться для любой аудитории.




«Платочек»

Играют все присутствующие. Игроки, тесно прижавшись плечами, стоят по кругу. Водящий стоит в центре круга. Звучит музыка!

  1. Игроки незаметно за спинами передают платок.

  2. Водящий угадывает, указывая на кого-то из играющих.

  3. Тот поднимает обе руки вверх, демонстрируя «пустые руки».

  4. При обнаружении платка меняется водящий.

«Заплетись, плетень»

Играют все присутствующие, разделившись на две команды. Каждая команда из рук заплетает плетень.

Команды стоят друг против друга на расстоянии 3 метра. С началом музыки:

  1. Команды идут навстречу друг другу.

  2. Подойдя, приглашают друг друга. Руки освобождаются. Все свободно танцуют.

3.Как только музыка прекращается, участники команд возвращаются на исходное положение и заплетают плетень. Побеждает команда, выполнившая плетень первой.



Игры - танцы

Важным компонентом сферы развлечений были и остаются танцы. Они являются прямым потомком игр-хороводов. Существует множество игр — танцев. Они развивают пластику, чувство ритма, музыкальность.

Игра - танец «Барыня»

Первый ведущий: Девушки! Давайте громко крикнем: «Мы пришли сюда играть!» Попробуем, 3-4 (девушки повторяют)

Второй ведущий: Парни! А мы им ответим: «А мы - петь и танцевать!» Попробуем, 3-4 (парни повторяют).

Первый ведущий: А потом вместе споём: «Барыня, барыня! Сударыня - барыня».

Второй ведущий: Попробуем это сделать под музыку. Звучит музыка вступление к «Барыне». Игра продолжается несколько раз. Темп нарастает, доходя до очень быстрого. Игра превращается в соревнование между девушками и парнями.

Игра - танец «Весёлый счёт»

Ведущий выходит на фоне музыкального сопровождения «Танцуй, пока молодой».

Ведущий: Здравствуйте! Что может быть лучше танцев? Я объявляю танцевальный марафон. Сейчас зазвучит музыка, и мы станем танцевать. Но как только она прекратится, я назову цифру. Например, 5. Все должны собраться в группы по 5 человек. Кто не найдёт себе группу, тот выбывает из игры. Попробуем? Игра продолжается, пока не останется 3 человека. Ассистенты отбирают проигравших. Финальный танец прерывается цифрой 2. Третий лишний выбывает. Победитель получает приз.

Игра предназначена для детей 9-13 лет.

Цель игры: Выявить знания детей по теме «Терминология ручных и машинных работ».

Правила игры: Каждому игроку ведущий раздаёт по 3 - 4 карточки с определением термина. Игроки по очереди зачитывают по одному определению и называют соответствующий ему термин. После ответа игрока, ведущий даёт карточку с названным термином, Если две детали пазла (термин и определение) совпали - ответ правильный, если не совпали - ответ неправильный. За каждый правильный ответ игрок получает 1балл, за неправильный 0 баллов. Побеждает игрок набравший большее количество баллов.





Игра «Проверь себя»


Игра предназначена для детей 8-12 лет.

Цель игры: Самоконтроль знаний обучающихся по изученным темам дополнительной образовательной программы «Мягкая игрушка».

Правила игры: С помощью шнура соединить текстовую формулировку с соответствующим ему изображением, через пазы в карточках (начиная с левого верхнего угла). После того, как все текстовые формулировки на карточке соединены с изображениями, карточку следует перевернуть. Если все сектора карточки соединены правильно, то шнур будет лежать сверху обозначенных линий угла). После того, как все текстовые формулировки на карточке соединены с изображениями, карточку следует перевернуть. Если все сектора карточки соединены правильно, то шнур будет лежать сверху обозначенных линий.







Список использованных источников

  1. Азаров Ю.П. «Искусство воспитывать».

  2. Богданов Г.П.»Игры и развлечения в группе ».

  3. Былеева Л.В. «Сборник подвижных игр».

  4. Васильков И.И. «От игры к спорту».

  5. Грин А.А. «Приемы педагогической техники».

  6. Казанцев В.И. «Нравственно-волевое воспитание школьников в спортивной деятельности».

  7. Кедрина Т.А. «Большая книга игр и развлечений»

  8. Клусов Н.П. Цукарн А.А. «Стадионы во дворе».

9. Короткое И.П. «Подвижные игры».

10. Ю.Никитин Н. П. «Развивающие игры».

11. Селевко Г. «Современные образовательные технологии».

12. Шашина В.П. «Веселые игры для детских вечеринок».

13. И.Шептенко П.А. «Игра в воспитательном процессе».

14. Шмаков С.А. «Обучение, тренинг, досуг».

15. Шмаков С.А. «От игры к взаимопониманию






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Игровые технологии в образовательном процессе"

Автор: Таксанова Светлана Владимировна

Дата: 08.05.2018

Номер свидетельства: 468759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Использование игровой технологии в процессе образовательной деятельности"
    ["seo_title"] => string(72) "ispolzovanie_igrovoi_tekhnologii_v_protsesse_obrazovatelnoi_deiatelnosti"
    ["file_id"] => string(6) "512610"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1559069879"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Мастер класс «Игровые технологии, как активная форма обучения в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_igrovye_tekhnologii_kak_aktivnaia_forma_obucheniia_v_nachalnoi_shko"
    ["file_id"] => string(6) "576176"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1616354806"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС."
    ["seo_title"] => string(90) "primienieniieigrovykhtiekhnologiivobrazovatielnomprotsiessiedouvusloviiakhriealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "279394"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453222557"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Игровая технология"
    ["seo_title"] => string(24) "ighrovaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "300555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456753099"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) ""Игровые технологии" "
    ["seo_title"] => string(23) "ighrovyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "163539"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422509855"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства