Кл. рук. : Добрый день, ребята, уважаемые взрослые, чтобы немного отвлечься от учебных проблем и настроиться на новый вид деятельности, давайте немного поиграем.
Психолог: Думаю, мы имеем все основания для того, чтобы обменяться рукопожатием. Только сделаем это необычно. Сейчас на счет "три" мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача - не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев, пожимают друг другу руки и расходятся по группам.
1-я Доброта, 2-я Доверие, 3-я Тактичность.
Кл. рук.: Как Вы понимаете значения этих слов?
Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому либо.
Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.
Доверие (между людьми) — это уверенность в поступке другого человека .
Тактичность – это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий начинается обида у человека, с которым мы общаемся.
Мы постоянно находимся среди людей: очень близких, родных – дома; хорошо знакомых или мало знакомых- в школе, в гостях, различного рода кружках, клубах; совсем незнакомых- на улице, в общественном транспорте, в магазине, на катке, на пляже- везде и всегда. Древний философ говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не сможешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».
Но готовы ли мы, хотим ли, умеем ли вести себя так со всеми окружающими нас такими разными людьми так, чтобы и мы сами, и они чувствовали взаимное удовлетворение общением, как положительным, иногда длящимся почти всю жизнь, так и мимолетным, случайным?
Слайд - Общение.
Общение – это деловая или дружеская связь.
Умеем ли мы общаться, разговаривать друг с другом?
«Умение вести разговор - это талант»
Стендаль
Разговор - это, прежде всего, умение слушать своего собеседника.
Насколько Вы умеете слушать мы сейчас и посмотрим.
Психолог:
тест «Умеете ли вы слушать?»
- Правда ли , что вы порой слушаете лишь то, что вам нравиться?
- Часто ли вы отвлекаетесь, когда слушаете кого- либо?
- Перебиваете ли вы своего собеседника?
- Вы плохо запоминаете то, что вам говорят?
Если большинство ответов были «да» , то, к сожалению, вы пока не научились слушать. Вы перебиваете, не даете высказаться до конца.
Кл. рук. : Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек знакомится с окружающим миром. Но есть шестое чувство, помогающее устанавливать контакт с людьми. Оно, к сожалению не дано нам от рождения, и его надо в себе воспитывать. Задавая себе вопрос, как следует вести себя с окружающими нас людьми, какого рода поступки мы должны совершать в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах, хорошо бы сразу подумать о том, а какого рода последствия повлечет за собой наш отдельный поступок или поведение в целом. Давайте попробуем проверить, если у вас способность устанавливать контакт с людьми. Предлагаем вам маленькие рассказы, где вы должны определить, какие ошибки при общении совершили их герои.
1-й рассказ
Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птица - любимый Танин попугай.
- Ничего себе птичка. Симпатичная, - сказала Ира, - у меня такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.
Таня загрустила и замолчала. Ира не смогла в этот день общаться с Таней.
(Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на ее
месте?)
2-й рассказ
За пять минут до первого урока учащиеся сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Почему у тебя глаза на мокром месте? - громко закричала Катя. - Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел?
- Ну, давай, давай, рассказывай! - подскочила к Оле Наташа.
- Что случилось? Почему у тебя слезы? - закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала и класса. Все недоуменно пожали плечами.
(В чем была ошибка Кати и Наташи? Что бы вы сделали на их месте?)
3-й рассказ
Папа подарил Вове на день рождения новые марки. Вова показал их своему приятелю Славе и радостно сообщил:
- Вот какие марки! Редкие и красивые! Тебе нравятся?
- Да у меня таких навалом! - захохотал Слава. - Что в них такого особенного? Они никакой ценности не представляют. Эх, ты! Тоже мне филателист! И твой отец хорош - в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе покажу мои марки?
Но Вова не захотел. И потом еще три дня со Славой не разговаривал.
(Как вы думаете, почему?)
Посмотрите, как по разному поступают люди в одинаковых ситуациях.
Но мы с вами живем среди людей и все мы разные.
Я предлагаю вам простое упражнение "Снежинки". Возьмите, молча листок бумаги, сложите его пополам, оторвите верхний правый угол. Еще раз сложите пополам, оторвите верхний правый угол. (повтор 3-4 раза). А теперь разверните свои листы и покажите друг другу свои снежинки.
Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, а ведь инструкция была одна. А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и однообразным. Так и с людьми. Если все люди будут одинаковыми, жить станет неинтересно.
Кл. рук.: Есть библейская мудрость, которая очень ярко говорит о правильных взаимоотношениях между людьми «относись к другим людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». А сколько мудрости в пословицах и поговорках, например, «какой привет- такой ответ». Перед вашими глазами находятся разные пословицы о правильном общении. Все это говорит о том, что важно уметь общаться с людьми и не только с людьми. Человек, нарушающий правила общения всегда проигрывает. Он несет негатив другим и в ответ получает тоже негатив. Но он один, а людей вокруг много. Представляете сколько негатива получает один грубиян. Такие люди часто болеют. Люди же доброжелательные болеют гораздо реже. Уметь правильно общаться просто выгодно!
Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете пословицы. Вашему вниманию предложены первые части пословиц, дополните их.
Слайд . пословицы.
Правильное общение - это действительно роскошь! Люди искренне делятся с другими своей добротой, вниманием, уважением, вежливостью и получают взамен доброту, внимание, уважение, вежливость.
Сейчас, я прошу вас подумать, что нового узнал каждый из вас из нашей встречи? А теперь, пожалуйста, еще раз поработаем в группах.
Подумайте и напишите правила культурного общения.
(зачитать что получилось у детей и каждому раздать правила культурного общения).
Мы надеемся, что наш классный час заставил вас хоть немного задуматься о вашем поведении, в дальнейшем вы будете себя вести только положительно, то есть так как вы сейчас нам написали.
И в заключение мини тренинг.
Психолог: мини тренинг. В кругу - передают положительные эмоции друг другу руками и передают тарелку с водой с закрытыми глазами.