kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Грани творчества в хореографическом искусстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей ребенка на занятиях хореографией как условие гармонолизации личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Грани творчества в хореографическом искусстве"»

7


«Развитие творческих способностей ребенка на занятиях хореографией как условие гармонизации личности.

Грани творчества в хореографическом искусстве»


У каждого ребенка в глубине души

спрятаны колокольчики.

Надо только отыскать их, затронуть,

чтобы они звенели добрым и веселым звоном.

В.А. Сухомлинский


Хореография имеет большой потенциал для развития гармонично развитой личности через развитие творческих способностей, обучение и художественное воспитание детей. Средства хореографического искусства формируют не только физические, но и нравственные и творческие качества личности ребенка. Занятия хореографией раскрепощает творческие силы каждого ребенка, максимально развивая их соответственно возрастной деятельности, что способствует максимальному развитию возможностей учащихся. Подобно тому, как ручьи питают реку, в человеческой психике все частные способности в дальнейшем формируются из единого, общего ручья, именуемого – интеллектуально-творческим потенциалом. Естественно, как и ручей, набирающий силу, в процессе роста и развития ребенок растет, совершенствуются его человеческие способности. Танец тесно связан с вопросами художественного воспитания и всестороннего развития личности. И задача педагога способствовать творческому началу детей, развивать их фантазию, инициативу. Занятия хореографией способствуют росту и развитию способностей ребенка, т.к. резервы творческого мышления есть в каждом человеке в большей или меньшей степени и развитие их происходит непосредственно на занятиях, ведь важнейшими компонентами их является: интеллект, творческое мышление, воображение, фантазия, наблюдательность, эмоции.

Рассматривая вопросы развития творческих способностей необходимо дать определение понятиям творчество и способность.

«Творчество» – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности".

«Способности» — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

Существует много определений и понятий способностей. Рассмотрим классификацию способностей, которую я считаю наиболее подробной:

1) Природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) Специфические человеческие способности, имеющие общественноисторическое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие).


Творческие способности. Один из главных аспектов развития творческих способностей человека – это творческое мышление. Творческое мышление представляет ни что иное, как аналитикосинтетическую деятельность мозга. Мыслительные операции заключаются в изучении и сравнении различной информации, проведения анализа и синтеза признаков исследуемого предмета. Мышление, как процесс познавательной деятельности, является важнейшей функцией мозга человека и эта способность должна непрерывно развиваться и совершенствоваться в отличие от условий жизни труда и активного постижения различных наук. Творческое начало возможно в любом деле, но чтобы продуктивно творить, недостаточно только одних знаний, надо овладеть соответствующими способностями. Эрудированные люди, не склонные к творческой деятельности часто выступают в роли «ходячей энциклопедии», и только. Продуктивное творчество обеспечивается наличием у человека способностей, знаний, умений и мотивов к творческой деятельности.

Продуктивность творческого мышления определяется следующими свойствами интеллекта:

 гибкостью (подвижностью) мыслительных процессов;

 умением изменить намеченный путь в решении задачи;

 темпом развития мыслительных процессов при обобщении имеющейся информации;

 умением видеть и поставить новый вопрос, а затем решить его своими силами;

 широтой ума;

 умением вникать в сущность явлений, предвидеть результаты исследований;

 умением логически мыслить;

 умением осуществить критическую оценку мыслительной деятельности.


Новизна заключается в комплексном подходе к организации учебно-воспитательного процесса по формированию творческих способностей детей на занятиях хореографией и состоит:

 в апробировании и внедрении новых форм и методов работы с детьми, направленных на развитие творческого мышления, воображения и фантазии;

 в использование комбинации элементов известных методик и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально- ритмических средств обучения в форме сюжетных и игровых занятий, импровизации;

 в создании творческой развивающей среды через сотрудничество педагога, детей и родителей;

 в изменение требований к работе преподавателя дополнительного образования (от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого и личностно-ориентированного подходов).


Цель: создание условий, способствующих развитию творческих способностей ребенка на занятиях хореографией, обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. В годы дошкольного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность, и именно в этом возрасте потребность детей проявить себя в творчестве огромна. Цель – привить интерес дошкольников к хореографическому искусству и природе, содействуя всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка, раскрывая его творческие способности, средствами музыки, пластики и движения.


Существует несколько принципов в работе хореографов:

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Выражает ведущую цель занятия хореографией: всестороннее гармоническое развитие личности ребёнка, включающее его интеллектуальное, физическое, нравственное, творческое и эмоциональное развитие. Весь процесс обучения направлен на развитие и формирование таких качеств личности, которые в будущем обеспечат ребёнку социальную адаптацию и помогут успешной самореализации.

2. Принцип системности преподавания. Систематические занятия хореографией соразмерно развивают фигуру, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность, учат грациозному движению. Для развития творческих способностей также необходима системность. Только те дети, которые прошли с самого первого шага основы хореографического обучения, воспитания, творчества, развиваются гармонично, становятся людьми, любящими и понимающими хореографическое искусство.

3. Принцип наглядности. Принцип наглядности в хореографии – это в первую очередь не иллюстративность, а непосредственное восприятие. Ребёнку демонстрируется не иллюстрация с изображением танцующих, а живое движение, которое он тут же «примеряет» на себя. Наглядным является и наблюдение за собственным исполнением движения в зеркале. Используя зрительную память, ребёнок сверяет точность исполняемого движения, положение ног, рук, головы, корпуса в пространстве, направление движения, создаваемый движением образ. Используя в качестве наглядности собственное отражение в зеркале во время исполнения движения, ребёнок приучается к самоанализу, находя неточности исполнения без подсказки педагога. Наглядность в хореографии не застывший иллюстративный материал, а танцевальное движение, неуловимо изменяющееся при исполнении его разными людьми.

4. Принцип доступности. Любое движение должно изучаться в строгом соответствии с возрастными анатомическими и психологическими особенностями детей. Ребёнок, с его величайшими способностями к подражанию, может сделать практически любое движение. Но если его физический аппарат не подготовлен в силу своих возрастных особенностей, либо предварительными тренировочными упражнениями, то при исполнении движения очень высока вероятность получения травмы. Неравномерное распределение нагрузок может привести к гипертрофированному развитию одних и атрофии других мышц. Темы и сюжеты материала, изучаемого на занятиях, как и темы и сюжеты танцевальных номеров, должны соответствовать возрасту детей, их интересам.

5. Принцип активности. Ребёнок не может полноценно и всесторонне познать творчество, не пробуя в нём свои силы, не пытаясь создать что-то своё. Мало того, творчество привлекательно для ребёнка в первую очередь именно тем, что можно сочинять, импровизировать, фантазировать, не боясь совершить ошибку.

6. Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения. Преодолеть трудности обучения при малом количестве часов, разных природных данных детей и постоянном пополнении новенькими помогает, возможность использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку при одинаковости задания для всех. Индивидуальный подход позволяет учитывать тип личности, уровень подготовки ребёнка, особенности его физического развития. Так, например, дети с высоким уровнем психических реакций стараются как можно быстрее выполнить движение, забывая о музыкальности и манере исполнения. Также частенько забывает о музыке медлительный ребёнок, стараясь как можно тщательнее проделать движение, часто не доводя его до конца, так как пока делал начало – забыл конец. И в первом, и во втором случаях ребёнку необходимо напомнить о неразделимости танца и музыки, несколько увеличив темп для первого и замедлив для второго, либо разбив движение на составные части. Вместе с тем, хореография – искусство коллективное, требующая, наравне с индивидуальными, коллективные формы работы. К исполнению любого движения предъявляются требования в зависимости от того, как оно исполняется: ансамблем или сольно. При исполнении движения в ансамбле отрабатывается синхронность исполнения, у детей воспитывается «чувство локтя», постоянное ощущение партнёра. В сольном танце необходимо помочь ребёнку показать то, что наиболее выгодно отличает его от товарищей, помочь раскрыть собственную индивидуальность средствами выразительности собственного тела и мимики.

7. Принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. Начиная от отдельных движений – штрихов, дети переходят к составлению своих комбинаций, а в дальнейшем целых творческих этюдов.



Для активизации творчества ребенка используются следующие

методы работы:

1. Метод танцевального показа - это такой способ обучения, при котором демонстрируется танцевальная композиция, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализируим их. Наглядно-образные представления, получаемые обучающимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений. Ребенку нужно изначально преподать азы хореографии, основы классического танца.

2. Метод диалогичного изложения учебного материала. При подготовке танцевальных композиций стараться не только самой разъяснять композиционный замысел, но в первую очередь побуждаю к погружению детей в атмосферу будущего танца через чтение книг, просмотр фильмов, концертов с последующим обсуждением. В этом случае каждый ребенок высказывает свое мнение, творческое представление образа, становиться творческим соавтором нового танца.

3. Метод танцевально-практических действий. Рассмотренные методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически сочетаются с методом танцевально-практических действий. Как уже отмечалось, занятие хореографией чаще всего преимущественно строится как практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков. Кратко остановимся лишь на хореографических упражнениях и заданиях. Тренировочные упражнения – это планомерное повторение выполнения танцевальных движений, которые обучающиеся под руководством осуществляют каждое занятие. Танцевальные задания – это задания, с помощью которых обучающиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают танцевальные умения и навыки. Каждое занятие дети выполняют: поклон, линейную разминку, круговую разминку, отработку элементов в диагонали, классический экзерсис, партерную гимнастику. И это достаточно трудоемкая работа, так как занятия по времени идут в дошкольном возрасте от одного часа до двух, а в школьном возрасте три часа. При этом нужно стараться внести нотку творчества и импровизации и в эти повторяющиеся задания. Детям школьного возраста предлагается примерить роль «Педагога» и провести разминку, придумать свои названия привычным элементам, дети дошкольного возраста активно выходят на место педагога для показа правильного исполнения того или иного элемента, дают свои комментарии при неправильном исполнении другими детьми.

4. Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности обучающихся. Использование этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала обучающимися.

5. Метод индивидуальный подход к каждому ребенку. Так как у одних детей может преобладать уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других - наоборот; исходя из учета тех или иных особенностей ребенка, необходимо развивать именно то, чего недостает. При оценке творческой деятельности детей необходимо поощрять самобытность, проявление индивидуальности, свободу самовыражения, приветствовать нестандартные подходы к решению творческих задач.

6. Метод игры. Для детей дошкольного возраста ведущим методом является игровой. Игра – мощнейшая сфера самостоятельности: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации. Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями. Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи даются ребенку в разной форме, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач способствует развитию творческих способностей. Поэтому метод игры актуален и для детей школьного возраста. В играх воспитанники учатся имитировать повадки зверей и птиц, учатся фиксировать свое тело в красивой танцевальной позе, развивать мимические мышцы лица и обогащать актерское мастерство. Детские игры – явление многообразное. Особое место в хореографическом развитии ребенка занимают музыкальные игры. Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящая окружающую нас действительность в звуковых образах. А удачно подобранная музыка эмоционально окрашивает движения, облегчает восприятие, отдаляет момент усталости. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности.

7. Метод импровизации. На протяжении всего курса обучения предлагаются обучающимся задания на танцевальную импровизацию. Выполняя их, индивидуально и группами дети пытаются фантазировать на заданную тему, на заданную музыку. В эти задания включены сюжеты, связанные с окружающим миром, с природой, сказочными героями книг, мультфильмов. Занятия танцевальной импровизацией развивают у детей творческую инициативу, умение передавать музыку и содержание образа движениями, а также помогают снять внутренние зажимы, дают выход спонтанному чувству танцевального движения.


Большую воспитательную работу играет анализ концертных и конкурсных выступлений коллектива, а так же подробный разбор творческого отчета. При проведении анализа необходимо остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей. Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне, с усилием и упорством стараются освоить данный мною материал. Комплексный подход к формированию творческих способностей детей на занятиях хореографией в коллективе позволяет решить поставленные задачи формирования гармоничной личности. Показателями эффективности является:

- рост степени творческого развития воспитанников хореографического коллектива;

- повышение творческого потенциала хореографического коллектива;

- рост социальной адаптированности, активности, автономности учащихся;

- развитие эмоциональности воспитанников.


Таким образом, на основе изучения обширной литературы и собственного опыта педагогической работы, можно подвести итоги и сделать следующие выводы:

Занятия хореографическим искусством – это прежде всего, великолепное средство воспитания детей. Педагог-хореограф, прежде всего, стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми - все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии. Исходя из многолетнего практического опыта работы с детьми, можно сделать вывод о том,  как важно дать детям грамотную и систематическую подготовку, овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Грани творчества в хореографическом искусстве"

Автор: Оканова Елена Александровна

Дата: 09.09.2020

Номер свидетельства: 557235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "ИСКУССТВО КАЗАХСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА  В ПРОЦЕССЕ  ОБРАЗОВАНИЯ"
    ["seo_title"] => string(59) "iskusstvokazakhskogonarodnogotantsavprotsiessieobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "315527"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459914159"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Проект "Танцевальная карусель" "
    ["seo_title"] => string(32) "proiekt-tantsieval-naia-karusiel"
    ["file_id"] => string(6) "162043"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422294947"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока на тему "Застывший миг казахского вальса" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zastyvshii-migh-kazakhskogho-val-sa"
    ["file_id"] => string(6) "108788"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403859092"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Музыка 7 класс-тесты за I семестр ( Сергеева,критская) "
    ["seo_title"] => string(59) "muzyka-7-klass-tiesty-za-i-siemiestr-sierghieieva-kritskaia"
    ["file_id"] => string(6) "137201"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417283706"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства