kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гостеприимство Карачаево-Балкарского народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказывается про гостеприимство Карачаевцев и Балкарцев

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гостеприимство Карачаево-Балкарского народа»

Гостеприимство Карачаево-Балкарского народа


Кубанова М.Х


Ученица 11 класса

МКОУ «СОШ №9 им. Кубанова Х.Ч. с.Джага»

E-mail: [email protected]


Аннотация


В данной статье рассматриваются этикетные нормы, которые бытовали в традиционной этнокультуре карачаевцев и балкарцев по отношению к гостям в XIX в. В работе изучены различные этикетные вариации при приеме гостя, зависевшие от степени родства, знакомства, гендерного фактора; отмечены факторы выбора места пребывания и обстоятельства, исключавшие возможность гостевого размещения.

Ключевые слова и фразы: гостеприимство; традиции; древний обычай; семья; приветствия; кунацкая; этикет.


Kubanova M.H


11th grade student

MKOU "School No. 9 named after Kubanova Kh.Ch. S.Jaga"

E-mail: [email protected]



Annotation


The article deals with the etiquette norms that existed in the traditional ethno-culture of the Karachais and the Balkars towards guests in the XIX century.The paper studies various etiquette variations in the reception of the guest, depending on the degree of kinship, acquaintance, gender factor. The factors of choosing a place of staying and the circumstances excluding a possibility of guest accommodation are noted.

Key words: hospitality; traditions; ancient custom; family;greetings; kunatskaya; etiquette;

Обычаю гостеприимства в традиционном обществе отводится весьма важное, в какой-то степени даже сакральное, значение. Не являются исключением в этом плане и кавказские народы, которые до сегодняшнего дня сохранили многие элементы гостеприимства в своей культуре, превратив его в один из «брендов» региона. В то же время, хотя данный обычай в целом получил свое освещение в историко-этнографической науке, сохраняются отдельные лакуны в плане особенностей бытования данного обычая в той или иной этнокультурной среде на Кавказе, в изучении различных аспектов его модернизации и трансформации под влиянием различных факторов. К тому же можно отметить, что в связи с приоритетным развитием туристического сектора на Северном Кавказе данная проблематика может иметь прикладное значение, способствовать модернизации старых и разработке новых подходов для формирующейся национальной индустрии туризма.

В историческом прошлом близкородственные кавказские этносы - карачаевцы и балкарцы (карачаево-балкарцы) - пользовались традицией гостеприимства в случае каких-либо радостных событий, больших праздников, посещения друзей и т.д. Праздное гостеприимство не было распространенным явлением. Чаще оно было характерно для представителей господствующих классов, реже - простых людей, занятых хозяйством и проблемами семьи.

Лучшим временем для прихода гостя считались поздняя осень и зима, и обычно вторая половина дня, к закату солнца. В этот период заканчивались сельскохозяйственные работы, был собран урожай, заготовлены дрова, приведено в порядок хозяйство. Особо желанным считался гость, появившийся в погожий день в вечернее время. О таком госте обычно говорили: «Ингирги къонакъ сыйлы болады» («Вечерний гость - желанный»). В случае ненастной погоды и утреннего гостя балкарец, шутя, мог заметить: «Таланнган къонакъ алыр заманда келгенсе!» («Неугомонный гость, не в урочное время приехал!») [6, с. 45].

Приехавшему в чужое село человеку не принято было миновать двор, где шла свадьба или проводилось какое-либо торжество. Каждый считал себя обязанным разделить с празднующими их радость. Хозяин, увидевший приближающегося к его двору незнакомого человека, не спешил закрывать ворота, а должен был удостовериться, не к нему ли идет гость. Более того, нормы этикета, правила вежливости требовали поздороваться с путником, пригласить его в гости, предложить свои услуги.

Формы приветствия зависели от возраста встретившихся, отношений между ними, ситуации при встрече. Правила тактичного поведения требовали, чтобы идущий, находящийся в более удобном положении (спускающийся с горы, входящий в помещение и т.п.), здоровался первым. Несоблюдение правил приветствия, очередности расценивалось как невыполнение своих обязанностей и неоказание должных знаков внимания, из-за чего могла возникнуть даже конфликтная ситуация. Недовольство мог вызвать и неадекватный, неравноценный ответ (то есть формальный или слишком сухой, краткий) на традиционное приветствие. Равноценный ответ в данной ситуации был необходим. Обязанность приветствия и ответа на него поддерживалась также религиозными предписаниями. Правда, если тот, кого приветствовали, в этот момент совершал намаз, ему разрешалось отвечать только поклоном головы. Дальнейшее общение происходило позже, после завершения молитвы. Можно отметить, что в реальности конфликтные ситуации по данному поводу возникали чрезвычайно редко. Их старались не допускать даже в самых крайних случаях

[1, с. 111].

В большинстве сел в рассматриваемый период имелись сельские правления, при которых функционировали общественные гостиные дома - кунацкие. Появлявшийся в селе поздно ночью гость, чтобы не тревожить хозяев или сельчан, устраивался в таких специально предназначенных для этого общественных помещениях. Перед сном сельские власти заглядывали в общественные кунацкие, а хозяева - в свои собственные, чтобы не прозевать поздних гостей.

Кунацким принадлежала важная роль в сохранении и развитии этикетной традиции и социокультурных сторон жизни народа.В общественных и частных кунацких мужчины обсуждали общественные и фамильные проблемы, хозяйственные дела, в осенние и зимние вечера проводили свободное время.

Гостиная комната у карачаевцев и балкарцев (къонакъ отоу) в случае нераздельного проживания нескольких братьев могла быть их общим достоянием. При этом чаще всего такая комната была в ведении у оставшегося после раздела большой семьи с отцом старшего или младшего брата, если они оставались жить рядом в том же квартале (тийре). То есть у основной массы крестьянского населения кунацкие выглядели как пристройки к центральному жилищу [3, с. 254].

В случае необходимости, если семья была многочисленной и все жилые постройки были заняты, в качестве къонак отоу могла выступать любая из пристроек к главному дому.

По преданиям и представлениям горцев, эта сторона считалась почетной. Объяснялось это по-разному, в том числе тем, что солнце вращается вокруг земли слева направо, что ангелы, сидящие на плечах человека с правой стороны, подсчитывают хорошие дела, а с левой - грехи и т.д. Эти представления распространялись на многие стороны жизни, быта, традиционного поведения. Старожилы считали, что жена могла проходить мимо мужа только с правой стороны. Подобный порядок символизировал его главенство в семье, поскольку именно в правой руке мужчина держал кнут. Карачаево-балкарцы избегали что-то делать, принимать пищу левой рукой, женщины не носили на ней свои украшения и т.д. [8].

При отсутствии дома матери гостью встречал отец. При этом, если она оказывалась незнакомой, не принято было подавать руку. В данной обстановке он традиционно обращался к ней: «Ее (старшей в доме женщины. - А. Б.) сейчас нет дома, но она скоро придет, проходите в дом». При этом женщина приглашалась не в кунацкую, а в центральное помещение семьи. Приход хозяйки мог затянуться, и тогда находчивая гостья могла разрядить напряженную ситуацию, сказав: «Чем сидеть сложа руки, мы могли бы покрутить веретено или расчесывать шерсть. Пожалуйста, подайте!». Последующая совместная работа сближала ее с присутствующими членами семьи.

Постепенно в завязавшемся разговоре, вполне вероятно, могло выясниться, что гостья - родственница главы семьи, и тогда хозяин со словами еще большей радости обнимал ее и расспрашивал о своих родственниках. Если же женщина оказывалась родственницей по женской линии, проявлялась также радость, но без объятий и в более сдержанной форме.

Появление же гостя в доме с первых минут выливалось в очень сложную систему этикетных действий, которой обе стороны неукоснительно следовали. Каждый из членов семьи, четко зная свои обязанности, неукоснительно выполнял их [2, с. 132].

Таковы были в общих чертах этикетные нормы при встрече и приветствии гостя в традиционной карачаево-балкарской среде в XIX - начале XX в. В значительной степени они варьировались от степени знакомства или родства встречавшихся людей. В случае, если остановившийся в доме человек был незнакомцем, проявлялась определенная сдержанность. Но в то же время хозяин дома всячески старался угодить гостю, сделать его пребывание в его доме или кунацкой максимально комфортным. Большую роль в той или иной форме приветствия гостей играл также гендерный фактор. Определенная часть традиционных норм встречи и приветствия приезжающих и входящих в дом людей сохраняется в карачаево-балкарской среде до сих пор. Как представляется, не только на Кавказе, но и в других регионах мира кавказское гостеприимство воспринимается как исконная местная национальная традиция. Оказывая кому-нибудь гостеприимство, особенно представителем другого этноса, кавказские горцы тем самым до сих пор демонстрируют неотъемлемую черту своей национальной культуры.






Литература


1. Анчабадзе Ю. Д. Прекрасный обычай гостеприимства // Советская этнография. 1985. № 4. C. 111-116.

2. Батчаев В. М. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эль-фа, 1986. 156 с.

3. Карачаевцы: историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. 336 с.

4. Кучмезова М. Ч. Соционормативная культура балкарцев: традиции и современность. Нальчик: Эль-Фа, 2003. 210 с.

5. Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эль-фа, 1999. 352 с.

6. Полевой материал автора Болуровой А. Н. Информатор Болурова Люаза Алиевна 1930 г.р., а. Карт-Джурт Карачаево-Черкесской Республики, записи 2005 г.

7. Полевой материал автора Болуровой А. Н. Информатор Боташева Музалифа Мудалифовна 1935 г.р., а. Учкекен Карачаево-Черкесской Республики, записи 2005 г.

8. Полевой материал автора Болуровой А. Н. Информатор Текеев Магомет Кушаевич 1935 г.р., а. Учкулан Карачаево-Черкесской Республики, записи 2005 г.

9. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX - XX век). М.: Наука, 1983. 263 с.


Интернет- ресурсы


  1. http://www.elbrusoid.org/articles/poznat/387240/

  2. https://cyberleninka.ru/article/n/gostepriimstvo-kak-natsionalnaya-i-obschechelovecheskaya-tsennost-v-pedagogike-karachaevtsev

  3. https://www.dissercat.com/content/gostepriimstvo-i-kunachestvo-v-etnosotsialnoi-traditsii-balkartsev-i-karachaevtsev





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гостеприимство Карачаево-Балкарского народа

Автор: Кубанова Малика Хасановна

Дата: 22.05.2022

Номер свидетельства: 607655


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства